Какие усложнения произошли в строении мхов по сравнению с водорослями

Вопросы к параграфу 20 - гдз по биологии 5 класс учебник пасечник (решебник) - gdzwow

Размножение кукушкина льна

Для оплодотворения мху необходима вода. Для этого хватает росы или дождя. Капельки воды падают на верхушки мха, и половые клетки разных растений смешиваются. Происходит оплодотворение.

После оплодотворения на верхушках женских гаметофитов вырастают на длинных ножках особые органы, называемые спорофит. Спорофит представляет собой бесполое поколение кукушкина льна. У него нет листьев, он не вырабатывает органические вещества, а получает их от гаметофита. Спорофит кукушкина льна похож на крохотный кувшинчик на длинной ножке. Этот кувшинчик называется «коробочка».

Коробочки покрыты заострёнными колпачками и по виду напоминают крошечных серо-сизых птиц. Именно из-за этого сходства растение назвали «кукушкин лён».

Рисунок 3. Размножение кукушкина льна

Рассмотрите коробочку со спорами на рисунке 3. В коробочках развиваются споры. Коробочка кукушкина льна накрыта специальным колпачком. Когда споры созревают, колпачок отпадает, и они высыпаются.

Каково значение спор в жизни мхов? Когда споры падают на влажную землю, то прорастают в тонкую нить, называемую «предросток» или «протонема» (от греч. «протос» — «первый» и «нема» — «нить»). На этой нити образуются почки, которые дают начало новому мху.

Так как кукушкин лён является многолетним растением, он растёт густо, сплошным ковром. Другим растениям, оказавшимся по соседству, не достаёт ни места, ни питательных веществ, так что кукушкин лён часто их вытесняет.

Рассмотрите рисунок и мысленно подпишите, что обозначено на рисунке цифрами.

Показать ответ

Скрыть

  1. Мужское растение

2. Женское растение

3. Коробочка в колпачке

4. Ножка спорофита

Ещё один интересный представитель листостебельных мхов – сфагнум.

Ареал распространения мхов

Мхи отличаются неприхотливостью, а потому встречаются на всех континентах, даже в Антарктике, довольно часто произрастают там, где условия обитания экстремальны. Для мхов характерно плотное освоение территории.

Как пример идеальных условий для мхов можно назвать влажные затенённые места, зачастую рядом с водоёмом. Однако мхи можно встретить и на открытом пространстве, сухих участках. Некоторые моховидные обитают в пресноводных водоёмах. В солёной морской воде мхи не живут, только отдельные виды можно отыскать на прибрежных скалах.

Рис. 3. Сфагнум.

Сфагновые мхи, произрастающие на болотах, служат основой для образования залежей торфа.

Что мы узнали?

Группа растений мхи относится к высшим растениям, но они не имеют настоящих корней, стеблей и листьев. Гаплоидный гаметофит преобладает над диплоидным спорофитом. Размножаются мхи, как гриб, спорами. Это первые растения на суше. В настоящее время мхи встречаются практически повсеместно, о них можно подготовить тематический доклад на урок биологии в 5 классе.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Печеночные мхи

Печеночные мхи – мелкие и неприхотливые растения. Их можно встретить в любом уголке Земли, особенно хорошо им во влажных тропических лесах. Своё название они получили из-за того, что когда-то использовались лекарями для лечения заболеваний печени.

Тела печеночных мхов представляют собой слоевище неправильной формы; у некоторых можно выделить стебель и листья. У многих печеночников есть ризоиды.

Один из распространённых представителей печеночных мхов – маршанция. Маршанцию можно встретить даже в Антарктиде. В наших краях её нередко можно увидеть там, где нет никаких других растений – на стенах и крышах, в сырых и плохо освещённых местах.


Печеночный мох

Ещё один из самых известных представителей печеночных мхов – риччия. Этот вид часто встречается в аквариумах, и его легко перепутать с водорослью. Тело риччии состоит из вильчато разветвлённого слоевища. Если ей хватает света, она разрастается у поверхности воды, образуя плотные подушки. Ризоидов у неё при этом нет, но если уровень воды понизится (как бывает в природных водоёмах), она способна их образовать.

Иногда аквариумисты специально «прикрепляют» риччию к камням, ко дну или к конструкциям из проволоки и других материалов. Для этого они прижимают к ним риччию при помощи сетки или крупноячеистой ткани. В таких условиях мох быстро отращивает ризоиды.В природе риччию можно встретить на болотах, в водоёмах и в сырых лесах.

Рисунок 1. Строение печеночного мха

Печеночные мхи могут размножаться как вегетативным путём (отростками), так и половым или спорами. На рисунке 1 показано строение печеночного мха. Как видите, у него, помимо слоевища и ризоидов, есть спорофит — орган, в котором вызревают споры.

Спорофит состоит из ножки и коробочки, его строение мы подробнее рассмотрим немного позже.

Особенности Представители
Печеночный мох Небольшое тело представлено слоевищем или стеблем с листьями.Возможны ризоиды. маршанцияриччия
{"questions":,"items":,]}}}]}

На видео показано в ускоренном режиме разрастание слоевища печеночного мха.

Что такое мох

Отдел моховидные насчитывает около 25 тысяч видов. Растения отдела, как и другие представители мохообразных, обладают характерной особенностью жизненного цикла, в котором гаплоидный гаметофит преобладает над диплоидным спорофитом.

Биология моховидных доказывает происхождение мхов, как и других споровых, от псилофитов (другое название — риниофиты), древних, ныне вымерших предков, наземных растений. Однако существуют и другие гипотезы.

Древнее мхов на нашей планете лишь водоросли. Первые мхи на Земле появились 350–400 миллионов лет назад, став первыми сухопутными растениями.

Отдел моховидные отличается тем, что его представители не имеют цветков, корней, проводящей системы. Для них характерно размножение спорами, созревающими в спорангиях спорофита. Преобладающий в жизненном цикле гаплоидный гаметофит представляет собой многолетнее зелёное растение. Оно часто имеет корнеподобные выросты (ризоиды) и обладает листоподобными боковыми выростами.

Рис. 1. Мох кукушкин лён.

Если сравнить с остальными группами высших растений, представители моховидных имеют более простое строение. Тем не менее, большинство из них имеют стебель и листья, но листья и стебли мхов нельзя назвать настоящими. Ложные листочки бесчерешковые, расположены на стебле по спирали.

Спорофит не имеет способности укореняться, и он находится прямо на гаметофите. Спорофит представлен тремя составными частями:

  • коробочка (спорангия), в которой развиваются споры;
  • ножка (спорофора), которая несет коробочку;
  • стопа, служащая для физиологической взаимосвязи с гаметофитом.

Рис. 2. Строение спорофита мха.

Кратко перечислим основные особенности мхов.

Мохообразные растения обладают рядом характеристик, которые отличают их от других групп высших растений. Главное отличие заключается в отсутствии корней, в качестве компенсации которых выступают многочисленные ризоиды. Они служат для прикрепления к субстрату и, кроме того, для частичного всасывания воды, которая в основном поглощается нижней частью растения. Мхи имеют ассимиляционную, проводящую, запасающую и покровную ткани. Но растения группы мхи не имеют настоящих сосудов и механической ткани, тогда как у всех высших растений есть.

Общая характеристика

Мхи можно наблюдать в сырых местах, например, на болотистых почвах, корнях и стволах деревьев, иногда — на крышах домов, влажных камнях, кирпичах и т.п. Есть мхи, обитающие в водоёмах.

Замшелые камни у водопада

У мхов, в отличие от водорослей, можно выделить стебель и листья, хотя у некоторых видов (например, печеночных мхов) нет отдельных органов и тело представляет из себя слоевище, как у водорослей. В основном тело мхов состоит из фотосинтезирующей ткани.

У мхов нет корней. Их роль выполняют ризоиды. Как и у водорослей, они служат для прикрепления к почве или другой поверхности.

Размножаются мхи бесполым путём (при помощи спор), вегетативным (участками слоевища и стебля) и половым (при помощи гамет).

Обычно мохообразные – многолетние растения, похожие на траву высотой от 1 мм до 30 см. Некоторые виды водных мхов могут достигать 50 см в длину.

Как думаете, почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?

У мха нет развитой проводящей ткани и нет корней. Это значит, что мхи не могут передавать воду и питательные вещества от одних органов растения другим. Это ограничивает возможный размер растения. Кроме того, без корней, надёжно удерживающих растение в почве, те побеги мха, которые вырастают больше, быстро погибают от ветра и холода.

На этом видео показано, как мох впитывает влагу из воздуха. Мхи очень выносливы: они могут расти прямо на камнях, переносить засуху и оживать в благоприятных условиях буквально за считанные минуты.

ГДЗ для 5 класса Рабочая тетрадь авторы: Пасечник В.В., Швецов Г.Г. Линейный курс поможет подготовиться к урокам

Онлайн-справочник станет для ребят ценным инструментом. С его помощью у каждого получиться достичь наилучших результатов по предмету. Особенно пособие будет полезно тем ребятам, чьи родители не могут их отдать на дополнительные курсы или нанять репетиторов. Им ни в коем случае не стоит расстраиваться по этому поводу, потому что благодаря решебнику они не только освоят курс, но еще и подтянут среднюю успеваемость и многому научатся. Благодаря данному вспомогательному комплексу ребятам удастся достичь наилучших результатов в учебе. Дома они смогут:

  • выполнить все то, что задал учитель;
  • ответить на вопросы в конце параграфов;
  • решить дополнительные упражнения для закрепления темы;
  • проработать ошибки;
  • сделать выводы.

А это значит, что на уроках им не стоит больше переживать или краснеть у доски. Даже если учитель попросит более детально расписать то, как ребята выполнили заданные упражнения, те без проблем это сделают. И за такую работу они гарантировано получат высокую отметку. И все это благодаря виртуальному консультанту. ГДЗ никогда никого не оставит в беде. Оно помогает многим отличникам справляться с нагрузками и не перетруждаться во время выполнения заданий на дом. В этом пособии содержится только полезная и проверенная информация. В ней сумеют разобраться даже те, кто не может похвастаться хорошими оценками по предмету или высоким уровнем знаний. Каждому удастся достичь наилучших результатов в учебе. А родителям и учителям не стоит запрещать детям иногда заглядывать в такие пособия.

Листостебельный мох сфагнум

Сфагнум

Сфагнум обладает сильно ветвящимся стеблем, а вот ризоидов у него нет. У большинства видов сфагнума и стебель, и веточки покрыты маленькими листочками. Листья расположены мутовчатым способом, то есть из каждого узла вырастает по несколько листочков. Под микроскопом можно рассмотреть, что каждый лист состоит из одного слоя клеток. Эти клетки могут быть двух различных типов: узкие зелёные и крупные прозрачные.

Рассмотрите лист под микроскопом на рисунке 4. В узких зелёных клетках содержатся хлоропласты. Эти клетки расположены вплотную друг к другу и образуют нечто вроде сеточки, покрывающей лист. В этих клетках протекает фотосинтез, образуются органические вещества, которые затем поступают в стебель.

Между этими зелёными клетками видны крупные клетки. Они прозрачные – в них осталась только оболочка с порами. Цитоплазма этих клеток разрушена, и через отверстия клетки заполняются воздухом или водой. Из них состоит до двух третей листа. Такие же прозрачные клетки с отмершей цитоплазмой покрывают стебли сфагнума.

Примечательно то, что сфагнум выделяет фенол – вещество, подавляющее развитие бактерий. По мере того, как сфагнум растёт, его нижняя часть постепенно отмирает. Отмершая часть оказывается у поверхности земли. Бактерий, способствующих размножению, там нет, а доступ воздуха ограничен молодыми листочками. Таким образом, отмерший сфагнум не гниёт, а превращается в торф.

Торф – очень интересная субстанция. В торфяной толще низкое содержание кислорода и мало бактерий. Это приводит к тому, что остатки древесных стволов и корней, останки погибших животных и даже пыльца сохраняются в торфе на долгие годы, иногда – на тысячелетия. В торфе иногда находят старинное оружие, лодки, тела людей, погибших в болоте столетия назад.

Как и кукушкин лён, сфагнум размножается спорами. Маленькие коробочки, в которых вызревают споры, располагаются на верхушках ветвей. На одном побеге сфагнума может быть несколько спорофитов на коротких ножках.

Особенности Представители
Листостебельные мхи Тело представлено стеблем с листьями, возможны ризоиды.После оплодотворения споры развиваются в спорофитах. кукушкин лёнсфагнум

Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?

Мхи, на первый взгляд, не приносят пользы ни человеку, ни природе. Они затрудняют доступ воздуха к почве, в избытке удерживают воду, что ведёт к заболачиванию и закислению почв. Подобная почва неблагоприятна для большинства растений. Кроме того, мох конкурирует с другими растениями за воду и минеральные вещества, и многие растения неспособны выдержать эту конкуренцию.

Мох и росток хвойного дерева

Мох дает укрытие для многих мелких живых существ – червей, насекомых, моллюсков. Водяной мох укрывает в своих зарослях икринок и мальков, улиток и прочих водных животных. Некоторые виды мха могут служить пищей для животных.

Также, как и другие растения, мох осуществляет фотосинтез, выделяя кислород в атмосферу и в воду.

Мох на коре дерева

Листостебельные мхи, особенно виды сфагнума, образуют торф, который люди используют как сырьё, удобрение и топливо.

Из торфа производят пластмассы, смолу, карболовую кислоту, древесный спирт, теплоизоляцию и другие материалы.

В прошедшие века люди находили для мха и другие способы использования. Например, при строительстве домов мхом закрывали щели между брёвнами. Это не только защищало от сквозняков, но и предотвращало гниение брёвен. Воздух, удерживаемый разветлёнными стебельками и веточками мха, помогал сохранить тепло.

Также мох использовался в лечении ран. Он хорошо впитывает и содержит антибактериальные вещества, поэтому в военные годы его иногда использовали для перевязок. Кроме того, из торфа и из некоторых видов мха изготавливают лекарственные средства.

Мох — важная часть природы. И хотя мохообразные малы и незаметны, они выполняют в природе свою уникальную роль.

  • Уже опали листья в этих местах

      

  • Салат цикорий полезные свойства

      

  • Лесничество производило посадку леса под сосну

      

  • Земляника первоклассница описание сорта

      

  • Чем утеплить окна в детском саду

§20. Мхи

Вопросы в начале параграфа

1. Что такое ризоиды?

Ризоиды – это нитевидные образования растений, которые относятся к низшим и состоят из одной или нескольких однорядных клеток. Они служат для прикрепления к субстрату, чтобы поглощать оттуда воду и питательные вещества.

3. Что такое спора?

Спора — клетка растений или грибов, служащая для их размножения и рассеяния. Спора у бактерий — особая форма состояния живой бактерии, в которой она может сохраниться в неблагоприятных условиях. Бактерии обладают способностью к спорообразованию, которая заключается в том, что при наступлении условий, неблагоприятных для жизни, клетка частично теряет воду, объём и форму; под внешней мембраной образуется плотная сферическая оболочка. В виде споры бактерия может выдерживать огромные механические, температурные и химические нагрузки.

Вопросы в конце параграфа

1. Почему мхи называют высшими споровыми растениями?

Мхи называют высшими споровыми растениями потому, что их тело расчленено на стебель и листья, а размножаются они спорами.

2. Каково строение кукушкина льна?

Кукушкин лен имеет стройные коричневатые стебельки, покрытые темно-зелеными листьями.

У мха есть мужские и женские растения. На верхушках мужских растений размещаются половые органы, в которых развиваются сперматозоиды.

У женских растений на верхушках расположены половые органы с яйцеклеткой.

На женских растениях развиваются коробочки на длинных ножках, покрытые волосистыми заостренными колпачками. В коробочках развиваются споры.

3. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?

Сфагнум представляет собой растение с сильно ветвящимся стеблем, кукушкин лен имеет прямой неветвящийся стебель. Кукушкин лен имеет ризоиды, а сфагнум нет.

Стебель и ветви большинства видов сфагнума покрыты мелкими светло-зелеными листьями, листья кукушкиного льна имеют темно-зеленую окраску.

В листьях сфагнума присутствуют прозрачные мертвые клетки, которые могут заполняться водой или воздухом, а у кукушкиного льна таких клеток нет.

У кукушкина льна есть мужские и женские растения, у сфагнума все особи обоеполые.

5. Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?

Мхи, поселяясь на лугах, в лесах, покрывая почву сплошным ковром, затрудняя поступление воздуха. Это ведет к закисанию и заболачиванию почв.

Листостебельные мхи при отмирании образуют торф, который широко используется человеком. Торф применяется как топливо, удобрение и как сырьё для промышленности.

Подумайте

Почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?

Мхи не имеют корней, которые бы держали растения крепко в почве. Они также не имеют системы сосудов для транспортировки питательных веществ.

Задания

Под микроскопом можно увидеть, что лист сфагнума состоит из двух типов клеток.

Между зелеными клетками находятся другие, более крупные. Их цитоплазма разрушена, сохранились только оболочки с отверстиями, поэтому эти мертвые клетки прозрачны и могут заполняться водой или воздухом.

До 2/3 поверхности листа состоит из этих клеток.

Рабочая программа онлайн-решебника по Биологии для 5 класса Рабочая тетрадь Пасечник Линейный курс Просвещение

Школьники перешли на новый этап. Теперь они стали полноценными учащимися среднего звена. Но не время радоваться и расслабляться. Впереди учеников ждут новые еще более сложные испытания. Начиная с этого года дети будут изучать новый предмет. Кое-какие темы они проходили на уроках окружающего мира. Но теперь им предстоит более детально разобрать следующие объемные разделы учебника:

  1. Грибы-паразиты.
  2. Дрожжи.
  3. Многообразие растений.
  4. Водоросли.
  5. Плауны. Папоротники.
  6. Лишайники.

В конце года учеников будет ждать важный итоговый тест. Лучше начать к нему готовиться заранее, чтобы потом не просиживать допоздна за учебниками и зазубривать все темы. Первым делом ребятам нужно обнаружить и восполнить пробелы. Потом им необходимо проанализировать ошибки, которые они часто совершают. Со всем этим и другим поможет представленное пособие формата ГДЗ. С ним учиться будет гораздо проще. Многие ребята путаются в понятиях. Другие не умеют до сих пор применять изученное на практике. Остальным трудно найти главное в тексте и пересказать учителю информацию. Во всех этих и других случаях поможет дополнительный комплекс. В нем не стоит сомневаться, так как составлялся он долгое время квалифицированными специалистами. После выполнения упражнения можно исправить ошибки, не прибегая к посторонней помощи (сначала нужно самостоятельно сделать задачку, а после сравнить ее с готовыми ответами и проанализировать свои действия).

Роль мха в жизни человека

Люди часто не могут разобраться, полезен или вреден мох на стволах деревьев. Надо помнить, что у мха нет корней. Таким образом, он не может проникать в кору и тем более под неё и повреждать древесные стволы. Некоторые садоводы даже признают пользу мха: моховая «шубка» защищает ствол от мороза. Однако разрастание мха в саду может свидетельствовать о том, что там слишком влажно и не хватает солнечного света.


Мох на коре дерева

Листостебельные мхи, особенно виды сфагнума, образуют торф, который люди используют как сырьё, удобрение и топливо.

Из торфа производят пластмассы, смолу, карболовую кислоту, древесный спирт, теплоизоляцию и другие материалы.

В прошедшие века люди находили для мха и другие способы использования. Например, при строительстве домов мхом закрывали щели между брёвнами. Это не только защищало от сквозняков, но и предотвращало гниение брёвен. Воздух, удерживаемый разветлёнными стебельками и веточками мха, помогал сохранить тепло.

Также мох использовался в лечении ран. Он хорошо впитывает и содержит антибактериальные вещества, поэтому в военные годы его иногда использовали для перевязок. Кроме того, из торфа и из некоторых видов мха изготавливают лекарственные средства.

Мох — важная часть природы. И хотя мохообразные малы и незаметны, они выполняют в природе свою уникальную роль.

Значение мха в природе Роль мха в жизни человека
Заболачивание и закисление почв Образует торф — ценный природный ресурс
Почвообразовательная функция, защита от эрозии Может использоваться для утепления
Даёт приют и убежище мелким животным Может использоваться при строительстве
Фотосинтез Используется в фармацевтике

{"questions":[{"content":"Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения. <br />У мхов, как и у всех высших растений, имеются специализированные `input-1`. Мхи имеют `input-5` и листья (кроме некоторых видов  `input-14` мхов, у которых тело представлено слоевищем). У мхов нет корней, их заменяют `input-29`","widgets":{"input-1":{"type":"input","inline":1,"answer":"органы"},"input-5":{"type":"input","inline":1,"answer":"стебель"},"input-14":{"type":"input","inline":1,"answer":"печеночных"},"input-29":{"type":"input","inline":1,"answer":"ризоиды"}},"step":1,"hints":},{"content":"Изучите растение кукушкин лён. Определите, ветвистый или неветвистый стебель у растения. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев. Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения. <br /><br />Стебель кукушкина льна `choice-60`<br />Листья расположены `choice-88`<br />Форма листьев `choice-116`<br />Окрас листьев `choice-149`<br />На верхушке женского растения располагается `choice-187`","widgets":{"choice-60":{"type":"choice","options":,"answer":},"choice-88":{"type":"choice","options":,"answer":},"choice-116":{"type":"choice","options":,"answer":},"choice-149":{"type":"choice","options":,"answer":},"choice-187":{"type":"choice","options":,"answer":}},"step":1,"hints":},{"content":"Сравните строение мха со строением водоросли. В чём их сходство и различие? Какие усложнения произошли в строении мхов по сравнению с водорослями?`grouper-275`","widgets":{"grouper-275":{"type":"grouper","labels":,"items":,,]}},"step":1,"hints":}]}

Как ГДЗ по Биологии для 5 класса Рабочая тетрадь Пасечник помогут в изучении предмета

Большие объемы домашних работ, сложные темы, контрольные и внеплановые самостоятельные, практические и лабораторные — со всем этим и другим предстоит столкнуться ученикам в новом учебном году. Самое главное — это ни в коем случае не сдаваться и не опускать руки при возникновении каких-либо трудностей. Ведь для облегчения образовательного процесса и было составлено предложенное онлайн-пособие. Благодаря тому, что ребята начнут с ним практиковаться, им удастся подготовиться к таким испытаниям как контрольная, тест, устный опрос, презентация творческого проекта, открытый урок и др. Успешно завершив этап начальной школы, ученики выходят на гораздо более серьезный и ответственный уровень. Сильно возрастает учебная нагрузка, а детям приходится самостоятельно решать имеющиеся проблемы с предметами. Отличным подспорьем для них станут подобные онлайн-сборники. В частности, такое пособие позволит им:

  1. Повторить полученные на уроках знания.
  2. Сопоставить теоретические сведения с практическими задачами.
  3. Получить и закрепить необходимые навыки.
  4. Грамотно оформить домашку.
  5. Подготовиться к проверкам знаний на уроке.

Таким образом, пятиклассники смогут сделать первые уверенные шаги в освоении базовых сведений о живой и неживой природе. «ГДЗ для 5 класса Рабочая тетрадь авторы: Пасечник В.В., Швецов Г.Г. Линейный курс» был разработан в соответствии с программой одноименного печатного школьного учебника, а также современными нормами и требованиями федерального государственного образовательного стандарта. В составе сборника имеются развернутые ответы и решения к контрольным вопросам, задачам, лабораторным опытам. Представленные в онлайн-сборнике подробные объяснения и детальные комментарии от составителей позволят улучшить свои знания и более качественно подготовиться к предстоящим школьным испытаниям. Формат круглосуточно доступного онлайн-справочника позволяет использовать их максимально удобно и эффективно, благодаря следующим особенностям:

  • свободный онлайн-доступ к материалам;
  • поддержка любых мобильных устройств и компьютеров;
  • регулярная поддержка и модерация;
  • доступная форма изложения;
  • подсказки и пояснения авторов.

Значение и размножение сфагнума

Неудивительно, что почва под сфагнумом избыточно переувлажнена. Обычно этот мох растёт на болотах, иногда уживаясь и с кукушкиным льном. А вот деревья на такой постоянно переувлажнённой почве растут плохо. Их корни и стволы начинают гнить. Лес «отступает» от участков, где разросся сфагнум, и почва под ним всё больше заболачивается.

Примечательно то, что сфагнум выделяет фенол – вещество, подавляющее развитие бактерий. По мере того, как сфагнум растёт, его нижняя часть постепенно отмирает. Отмершая часть оказывается у поверхности земли. Бактерий, способствующих размножению, там нет, а доступ воздуха ограничен молодыми листочками. Таким образом, отмерший сфагнум не гниёт, а превращается в торф.

Торф – очень интересная субстанция. В торфяной толще низкое содержание кислорода и мало бактерий. Это приводит к тому, что остатки древесных стволов и корней, останки погибших животных и даже пыльца сохраняются в торфе на долгие годы, иногда – на тысячелетия. В торфе иногда находят старинное оружие, лодки, тела людей, погибших в болоте столетия назад.

Как и кукушкин лён, сфагнум размножается спорами. Маленькие коробочки, в которых вызревают споры, располагаются на верхушках ветвей. На одном побеге сфагнума может быть несколько спорофитов на коротких ножках.  

Рисунок 5. Сравнение строения сфагнума и кукушкина льна

Особенности Представители
Листостебельные мхи Тело представлено стеблем с листьями, возможны ризоиды.После оплодотворения споры развиваются в спорофитах. кукушкин лёнсфагнум
{"questions":,"items":,]}}}]}

Печеночные мхи

Печеночные мхи – мелкие и неприхотливые растения. Их можно встретить в любом уголке Земли, особенно хорошо им во влажных тропических лесах. Своё название они получили из-за того, что когда-то использовались лекарями для лечения заболеваний печени.

Тела печеночных мхов представляют собой слоевище неправильной формы; у некоторых можно выделить стебель и листья. У многих печеночников есть ризоиды.

Один из распространённых представителей печеночных мхов – маршанция. Маршанцию можно встретить даже в Антарктиде. В наших краях её нередко можно увидеть там, где нет никаких других растений – на стенах и крышах, в сырых и плохо освещённых местах.

Печеночный мох

Ещё один из самых известных представителей печеночных мхов – риччия. Этот вид часто встречается в аквариумах, и его легко перепутать с водорослью. Тело риччии состоит из вильчато разветвлённого слоевища. Если ей хватает света, она разрастается у поверхности воды, образуя плотные подушки. Ризоидов у неё при этом нет, но если уровень воды понизится (как бывает в природных водоёмах), она способна их образовать.

Печеночные мхи могут размножаться как вегетативным путём (отростками), так и половым или спорами. На рисунке 1 показано строение печеночного мха. Как видите, у него, помимо слоевища и ризоидов, есть спорофит — орган, в котором вызревают споры.

Спорофит состоит из ножки и коробочки, его строение мы подробнее рассмотрим немного позже.

Особенности Представители
Печеночный мох Небольшое тело представлено слоевищем или стеблем с листьями.Возможны ризоиды. маршанцияриччия

На видео показано в ускоренном режиме разрастание слоевища печеночного мха.

Листостебельные мхи. Строение и размножение кукушкина льна

Скорее всего, вам случалось видеть кукушкин лён. Он растёт на заболоченных почвах, можно его встретить и на влажной земле лесов или рощ. По виду он напоминает маленькие ростки льна. Обычно он растёт густым ковром. В высоту стебельки могут достигать до 30 см.

Кукушкин лён

Каково строение кукушкина льна?

У женских растений половые органы выглядят иначе (хотя без сильного увеличения это сложно понять). Они содержат женские половые клетки, яйцеклетки.

Для оплодотворения мху необходима вода. Для этого хватает росы или дождя. Капельки воды падают на верхушки мха, и половые клетки разных растений смешиваются. Происходит оплодотворение.

Рассмотрите коробочку со спорами на рисунке 3. В коробочках развиваются споры. Коробочка кукушкина льна накрыта специальным колпачком. Когда споры созревают, колпачок отпадает, и они высыпаются.

Так как кукушкин лён является многолетним растением, он растёт густо, сплошным ковром. Другим растениям, оказавшимся по соседству, не достаёт ни места, ни питательных веществ, так что кукушкин лён часто их вытесняет.

Рассмотрите рисунок и мысленно подпишите, что обозначено на рисунке цифрами.

2. Женское растение

3. Коробочка в колпачке

4. Ножка спорофита

Ещё один интересный представитель листостебельных мхов – сфагнум.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 4-5 классы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: