§ 5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы
18. Изучив текст параграфа, заполните таблицу.
Группа экологических факторов |
Характеристика группы экологически факторов |
Абиотические факторы |
Влияние неживой природы на живые организмы |
Биотические факторы |
Влияние живых организмов друг на друга и на среду |
Антропогенные факторы |
Влияние деятельности человека на живые организмы |
19, Учитесь работать с текстом учебника. Прочитайте инструкцию на с. 27 учебника «Как работать с текстом учебника». Проработайте текст параграфа в соответствии с рекомендациями инструкции. План параграфа запишите в тетради.
План параграфа «§ 5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы»
-
Экологические факторы:
- что входит в понятие экологических факторов;
- виды экологических факторов.
-
Абиотические факторы:
- виды абиотических факторов;
- действие абиотических факторов.
-
Биотические факторы:
- виды биотических факторов;
- действия биотических факторов.
-
Антропологические факторы:
что входит в понятие антропологических факторов.
- Влияние живых организмов на среду.
- Наиболее существенные экологические факторы.
20. Решите кроссворд № 1.
По горизонтали:
3. Способность живых организмов реагировать на воздействие окружающей среды изменением своего состояния (раздражимость).4. Восприятие природных объектов или явлений с помощью органов чувств (наблюдение).6. Увеличение размеров и массы живых организмов (рост).7. Верхний плодородный слой суши (почва).9. Раздел биологии, изучающий отношения организмов между собой и с окружающей их средой (экология).10. Наука, изучающая сезонные периодические явления в жизни растений и животных (фенология).11. Наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, которые позволяют установить, как те или иные условия влияют на объект или явление (эксперимент).
По вертикали:
1. Приобретение живыми организмами в процессе жизни новых качеств (развитие).2. Особая оболочка Земли, составляющая область распространения жизни (биосфера).5. Наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле (биология).8. Воспроизведение организмами себе подобных (размножение).
Рабочая тетрадь по Биологии 5 класс Пасечник
Авторы: Пасечник В.В.Класс: 5Предмет: Биология
Выберите подходящее издание решебника
- Биология 5 класс Пасечник
- Рабочая тетрадь по Биологии 5 класс Пасечник Серия Линия жизни
- Рабочая тетрадь по Биологии 5 класс Пасечник
Готовые задания
Рабочая тетрадь по природоведению за 5-й класс от автора Владимира Пасечника составлена на основании норм федерального государственного образовательного стандарта. Цель разработки и внедрения этого методического материала – это помощь ребенку в изучении природоведения.
Рабочая тетрадь и её роль
Рабочая тетрадь служит своего рода основой для закладки базовых знаний по природоведению (биологии), что в последующих классах (с 6-го по 9-й) будет прекрасным подспорьем в изучении биологии, экологии, географии и даже химии. Это пособие для школьника содержит не только прекрасный иллюстрационный материал, а также много полезной и интересной информации.
Применение рабочей тетради в учебном процессе несет следующую пользу:
- дети, выполняя домашнее задание, постепенно познают многообразие окружающего мира;
- получают ответы на многие вопросы о различных явлениях в природе: как они влияют друг на друга или как взаимосвязаны друг с другом;
- узнают о связи живой и неживой природы;
- начинают осознавать и понимать, что человек важная и неотъемленная часть природы.
Важно заметить, что упражнения решебника и ответы на домашние задания структурированы таким образом, что идет постепенный переход от лёгких заданий к сложным. Это важно, ведь дети не могут воспринять мгновенно большой объем информации, но занимаясь по рабочей тетради Пасечника В.В., школьники постепенно овладевают, запоминают, а затем и применяют все полученные знания на практике
Структура и цели создания решебника
- упражнения решебника по основам природоведения, закономерностям природы и связи живой и неживой природы;
- упражнения, основанные на проведении наблюдений, измерений и формировании результатов, т. е. подведение итогов и формулировка выводов. Эти навыки важны не только в школе, но и в жизни.
Цели, которые выполняет рабочая тетрадь автора Пасечника В.В.:
- Развивает интерес школьника к изучению естественных наук (биология, экология и т. п.).
- Развивает творческие способности.
- Вносит немаловажный вклад в прививании у ребенка положительного и бережного отношения к природе и ко всему живому.
- Дает возможность понять и почувствовать школьнику, что он тоже часть природы и может влиять на нее — как положительно, так и отрицательно.
Основы экологического поведения детей – это основа не только хорошо полученных знаний по естественным наукам, это еще и формирование правильного образа жизни в последующем. Также можно отметить, что эта тетрадь входит в обязательный перечень методических пособий. Но это не означает, что гдз к рабочей тетради «навязывается». Применение методического материла такого высокого уровня только повысит уровень знаний у ребенка, даст значительный опыт самостоятельный работы, а также даст много интересной информации.
Ответы к стр. 4
1. Допишите предложения.
Биология — наука, которая изучает все проявления жизни (строение и жизнедеятельность организмов, их многообразие, сообщества, связи с окружающей средой, законы исторического и индивидуального развития).
Живые организмы на нашей планете обитают на суше, в воде, в почве, в воздухе.
Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли — биосферу (от греческих слов «биос» — жизнь и «сфера» — шар).
2. Современная биология — система наук о живой природе. Изучив материал параграфа и рисунок 2 в учебнике, заполните схему.
3. Рассмотрите в учебнике рис.3 «Границы биосферы». Запишите свои предположения о том, что может ограничивать распространение жизни на Земле за пределами указанных границ биосферы.
С появлением живых организмов и их распространением появилась особая оболочка Земли – биосфера (от греч. биос – жизнь и сфера – шар). Биосфера включает нижние слои атмосферы, гидросферу, почву, верхний слой литосферы.
Верхняя граница распространения жизни определяется озоновым экраном – слоем газа озона на высоте 15-20 км. Он задерживает губительные для живых организмов ультрафиолетовые лучи солнца. В океанах живые организмы встречаются на дне впадин даже на глубине 10-11 км. В литосфере жизнь (бактерии) местами проникает на глубину до трех и более километров.
Биосфера – не только область распространения жизни, но и результат деятельности живых организмов на нашей планете.
Между всеми оболочками Земли (сферами) и ее живыми обитателями существует тесная связь. Живые организмы обитают в гидросфере, нижних слоях атмосферы и верхней части литосферы. Область планеты, в которой существует жизнь, называют биосферой.
Живые организмы распространены в биосфере неравномерно. Наименьшее разнообразие и многочисленность наблюдается на границе между литосферой, гидросферой, атмосферой, то есть на поверхности Земли (в почве), в верхних слоях вод океанов и морей.
В пределах биосферы сложились наиболее благоприятные условия для живых организмов: достаточное количество воды, кислорода, углекислого газа, минеральных веществ, благоприятный температурный режим, защита от губительных космических излучений.
4 Рассмотрите в учебнике рис.2 «Схема пищевой цепи». Предложите свой вариант пищевой цепи.
Ёж – уж – растение – лягушка – насекомое
5 С какими областями практической деятельности человека связана наука биология?
Ёж – уж – растение – лягушка – насекомое
6 Сделайте вывод о том, почему биологию можно считать наукой будущего.
Ёж – уж – растение – лягушка – насекомое
7 Изучив инструкцию на с 9 учебника, составьте план параграфа «Биология –наука о живой природе».
Ёж – уж – растение – лягушка – насекомое
Следующая → |
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. Что такое искусственное сообщество?2. Каково значение агросообществ в жизни человека?3. Чем поле отличается от луга?4. Почему видовое разнообразие в лесопарке меньше, чем в лесу?5. Почему искусственные сообщества являются неустойчивыми?6. Используя рис.108, расскажите о многоядных вредителях культурных растений.
Ответ:
1. К искусственным сообществам относятся такие сообщества организмов, которые создает, контролирует и поддерживает человек.
2. Агросообщества создаются человеком с целью получения растениеводческой и животноводческой продукции. К основным агросообществам относят плодовые сады, огороды, животноводческие комплексы.
3. Поле в отличие от луга является искусственным сообществом со скудным разнообразием живых организмов.
4. В лесопарках видовое разнообразие меньше, потому что это искусственные сообщества, выращиваемые человеком с определенным видовым набором для отдыха.
5. Искусственные сообщества могут быть неустойчивы из-за ряда причин. Во-первых, вмешательство и полный контроль со стороны человека. Во-вторых, малое видовое разнообразие искусственного сообщества означает, что оно может быть более уязвимым к изменениям внешних условий. Если в системе происходит какое-либо изменение, например, климатическое или экологическое, то отсутствие разнообразия видов может сделать сообщество менее способным к адаптации и выживанию.
6. К многоядным вредителям относятся саранча, совка, майский жук, медведка. Это растительноядные животные, имеющие наиболее широкую пищевую специализацию, способные питаться многими видами растений из разных семейств и наносящие ущерб широкому кругу сельскохозяйственных культур.
Почему в искусственных сообществах цепи питания более короткие, чем в природных сообществах?
Ответ:
Цепи питания в искусственных сообществах короткие, потому что нет видового разнообразия.
Моя Лаборатория
1. Определите, какие организмы живут в аквариуме.2. Определите, какие экологические факторы характерны для данного сообщества, и проанализируйте, насколько они соответствуют требованиям, необходимым для нормальной жизни обитателей аквариума.3. Составьте схемы всех возможных пищевых цепей в аквариумном сообществе.4. Выясните, какие из этих пищевых цепей имеют место в вашем аквариуме.5. Сравните аквариум с естественным водоёмом. В чём заключается сходство этих сообществ? Чем обусловлены их различия?6. По результатам работы сделайте вывод и оформите его в виде презентации.
Ответ:
1. В аквариуме проживают водоросли, рыбки, моллюски, микроорганизмы.
2. Аквариум искусственная экосистема, функционирование и развитие которой регулируется человеком. Соответственно температура воды, наличие корма, уборка загрязнений регулируются человеком, в естественных экосистемах такого нет.
3. Поскольку видовой состав в аквариуме всегда ограничен, цепи складываются максимум из трех-четырех звеньев.
Растение – моллюски – рыбы – микроорганизмы.
Растения – рыбы – микроорганизмы.
Водные растения – рыбы.
4. Растения – рыбы – микроорганизмы.
5. Аквариум, по сути, является уменьшенной моделью естественного водоема. Оба биоценоза имеют производителей, потребителе и разрушителей органического вещества, которые обеспечивают круговорот веществ и поток энергии. Источником энергии в аквариуме, так же как в естественном водоеме, служит солнечная энергия.
Аквариум состоит из небольшого числа видов, цепи питания короткие, слабо выражена саморегуляция в отличие от естественных водоемов.
6. Искусственные экосистемы полностью зависят от человека и находятся под его контролем.
Конец страницы
Переход на другие страницы
Информация на этой странице была полезной?
2.2
5
(
5
голосов
)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!
Плюсы онлайн-решебника по биологии за 5 класс учебник Пасечник В. В. (Дрофа)
Пятиклассник уже обладает солидным учебным опытом – он привычно готовит домашнее задание и выполняет контрольные работы, а к тому же сдал самый настоящий экзамен – ВПР. Но теперь все предметы становятся значительно сложнее, потому что ученики перешли в средние классы, а главное – началось знакомство со множеством абсолютно новых дисциплин. Подготовка к занятиям по каждому предмету требует теперь значительно больше сил и времени. Сэкономить лишние часы и минуты поможет поддержка профессионального онлайн-ставника. Это пособие формата ГДЗ обладает множеством преимуществ. Среди них хотелось бы отметить то, что:
- все выполненные номера и верные ответы были неоднократно перепроверены на наличие ошибок;
- материалы полностью соответствуют строгим правилам и требованиям ФГОС;
- информация изложена максимально простым и понятным языком;
- пособие находится в электронном формате;
- готовые домашние задания сопровождаются авторскими комментариями.
На страницы дополнительного пособия могут заглядывать не только учащиеся среднего звена, но и другие пользователи. Ведь в этом справочнике действительно собрано очень много важных и полезных сведений. И каждому они помогут достичь поставленных целей. Пособие с правильными ответами и решенными из учебника заданиями выручит школьника в трудную минуту. Чтобы ученик не уходил домой с вопросами, он может использовать сайт прямо на уроках. Учителя не против этого, потому что им попросту не хватает времени, чтобы объяснить заново материал или же поработать с более отстающими от программы ребятами индивидуально. Некоторые педагоги сами иногда пользуются электронными шпаргалками. А это уже о многом говорит.