Глава «Строение и многообразие покрытосеменных растений. Введение»
Ответы к рабочей тетради § 1. Биология — наука о живой природе (страницы 4, 5, 6)
1. Найдите в тексте учебника (с. 6) понятия, указанные ниже, и закончите предложения.
«Биос» означает — жизнь (в переводе с греческого).«Логос» означает — учение (в переводе с греческого).Биология — наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле.Биосфера — область распространения жизни на Земле.
2. Изучив текст параграфа и рисунок 2, укажите, каковы границы распространения жизни на нашей планете.
Жизнь на планете присутствует от границы озонового экрана Земли (на 15 — 20 км над поверхностью), до верхних слоёв литосферы (более чем на 3 км под землёй) и самых глубин гидросферы (на глубине 10-11 км). Биосфера включает в себя следующие слои:
— нижние слои атмосферы;- гидросферу;- почву;- верхние слои литосферы.
3. Изучив материал параграфа и рисунок 1 учебника, заполните схему «Современная биология — система наук о живых организмах».
4. С какими сторонами практической деятельности человека связана наука биология? Какие жизненно важные проблемы позволяет решать знание биологии?
Виды деятельности человека, с которыми связана биология:
сельское хозяйство;производство пищевой продукции;производство товаров и услуг;медицина;фармацевтика;производство топлива;производство удобрений и кормов для животных;утилизацией отходов;прочие виды деятельности.
Жизненно важные проблемы, которые позволяет решать знание биологии:
лечение различных заболеваний;защита окружающей среды, растений и животных;увеличение продолжительности жизни человека и улучшение здоровья людей;создание новых продуктов питания;создание условий для эффективного выращивания культурных растений и домашних животных;создание новых промышленных товаров, необходимых для современного человека;безопасная переработка отходов жизнедеятельности;прочие проблемы.
5. Используя дополнительные источники информации (книги, Интернет), подготовьте краткие сообщения об отечественных учёных-биологах (устно).
Павлов Иван Петрович
Иван Петрович Павлов — великий российский учёный, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине, академик и создатель науки об изучении высшей нервной деятельности. Родился Иван Петрович в 1849 году в Рязани. В 1870 году он поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета и начал специализироваться на физиологии животных. После окончания университета Павлов активно изучал работу нервной системы. Именно он открыл существование условных и безусловных рефлексов, объяснил почему люди обладают различными типами темперамента и выделил основные типы темпераментов.
Мичурин Иван Владимирович
Иван Владимирович Мичурин (1855 — 1935 гг) — самый знаменит биолог-селекционер нашей страны, создавший огромное количество сортов плодово-ягодных растений. С самого раннего детства Мичурин с большим удовольствием занимался с растениями в родительством саду в Рязанской губернии. А уже в двадцатилетнем возрасте он смог взять в аренду пустующую городскую усадьбу и начал проводить свои знаменитые опыты по скрещивании растений и выведению новых сортов. Применение уникальных методов работы и десятки тысяч проведённых опытов позволили Ивану Владимировичу Мичурину вывести более 300 сортов плодово-ягодных растений: яблонь, вишень, груш, слив, абрикосов и т.д.
-
Назад
-
Вперёд
Введение в биологию
Выберите верный вариант ответаВопрос 1. Какая группа организмов не является самостоятельным царством?
растения и животные водоросли грибы бактерии
Вопрос 2. Что такое «биология»?
наука о живых организмах наука о планете Земля учение о растениях предмет, изучаемый в школе
Вопрос 3. Что является предметом изучения биологии?
строение, жизнедеятельность и законы развития жизнедеятельность законы развития строение
Вопрос 4. Что не относится к понятию «среда обитания»?
факторы неживой природы живое существо воздух планета
Вопрос 5. Что такое «биосфера»?
неживые компоненты среды живая часть природы особый слой земли область распространения жизни
Вопрос 6. С чем больше всего не связана биология?
сельское хозяйство промышленность транспорт медицина
Вопрос 7. Что не влияет на всех живых существ, но влияет на некоторых?
человек солнечный свет давление состав воздуха
Вопрос 8. Что можно однозначно сказать о вирусах?
вирусы это не организмы у них нет клеточного строения они не имеют органических веществ они вызывают болезни у человека
Вопрос 9. Что определяют собой специфические условия среды обитания?
влияние организмов друг на друга сроки жизни организма качество жизни животных и растений многообразие живых организмов
Отметьте верные утверждения
Ответ от учителя
Современная биология – это комплекс научных дисциплин, изучающих живую природу на всех уровнях организации, от молекулярного до экосистемного. Она включает в себя такие науки, как генетика, микробиология, биохимия, физиология, экология и многие другие.
На молекулярном уровне биология изучает структуру и функцию биомолекул, таких как ДНК, РНК, белки, липиды и углеводы. Генетика занимается изучением наследственности и механизмов передачи генетической информации.
На клеточном уровне биология изучает структуру и функцию клеток, их органелл и метаболических процессов. Микробиология занимается изучением микроорганизмов, таких как бактерии, вирусы и грибы.
На организменном уровне биология изучает структуру и функцию организмов, их органов и систем. Физиология занимается изучением функций организмов и их адаптации к различным условиям.
На популяционном уровне биология изучает взаимодействие между организмами в рамках популяций. Экология занимается изучением взаимодействия между организмами и их окружающей средой.
На экосистемном уровне биология изучает взаимодействие между организмами и их окружающей средой на уровне экосистем. Экология также занимается изучением глобальных экологических проблем, таких как изменение климата и потеря биоразнообразия.
Таким образом, современная биология является комплексной наукой, изучающей живую природу на всех уровнях организации и имеющей широкий спектр приложений в медицине, сельском хозяйстве, промышленности и других областях.
Схема:
— Молекулярная биология
— Изучение структуры и функции биомолекул
— Генетика
— Изучение наследственности и механизмов передачи генетической информации
— Клеточная биология
— Изучение структуры и функции клеток, их органелл и метаболических процессов
— Микробиология
— Изучение микроорганизмов, таких как бактерии, вирусы и грибы
— Организменная биология
— Изучение структуры и функции организмов, их органов и систем
— Физиология
— Изучение функций организмов и их адаптации к различным условиям
— Популяционная биология
— Изучение взаимодействия между организмами в рамках популяций
— Экология
— Изучение взаимодействия между организмами и их окружающей средой
— Экосистемная биология
— Изучение взаимодействия между организмами и их окружающей средой на уровне экосистем
— Экология
— Изучение глобальных экологических проблем, таких как изменение климата и потеря биоразнообразия.
Избранное
Самостоятельная работа с ответами к учебнику В.В. Пасечника
Введение в биологию
Выберите верный вариант ответа
Вопрос 1. Какая группа организмов не является самостоятельным царством?
растения и животные водоросли грибы бактерии
Вопрос 2. Что такое «биология»?
наука о живых организмах наука о планете Земля учение о растениях предмет, изучаемый в школе
Вопрос 3. Что является предметом изучения биологии?
строение, жизнедеятельность и законы развития жизнедеятельность законы развития строение
Вопрос 4. Что не относится к понятию «среда обитания»?
факторы неживой природы живое существо воздух планета
Вопрос 5. Что такое «биосфера»?
неживые компоненты среды живая часть природы особый слой земли область распространения жизни
Вопрос 6. С чем больше всего не связана биология?
сельское хозяйство промышленность транспорт медицина
Вопрос 7. Что не влияет на всех живых существ, но влияет на некоторых?
человек солнечный свет давление состав воздуха
Вопрос 8. Что можно однозначно сказать о вирусах?
вирусы это не организмы у них нет клеточного строения они не имеют органических веществ они вызывают болезни у человека
Вопрос 9. Что определяют собой специфические условия среды обитания?
влияние организмов друг на друга сроки жизни организма качество жизни животных и растений многообразие живых организмов
Отметьте верные утверждения
Рост растений продолжается в течение всей жизни Антропогенное воздействие на растения всегда бывает плохим Абиотическими называют все неживые факторы среды Биотические факторы всегда связаны с какими либо организмами Для питания растениям нужен солнечный свет Процесс дыхания растений связан с использованием кислорода Развитием называют период от рождения до смерти растения Процесс размножения осуществляется только семенами Выделение у растений происходит через специальный органОтметьте верные варианты ответов !Правильные ответы доступны при прохождении теста на сайте !
§1. Биология — наука о живой природе
Вопросы в конце параграфа
1. Что изучает биология?
Биология изучает строение и жизнедеятельность живых организмов, их многообразие, законы исторического и индивидуального развития.
2. Что называют биосферой?
Биосфера — оболочка Земли, область распространения жизни. Биосфера включает нижние слои атмосферы, гидросферу, почву, верхний слой литосферы.
3. Какое значение имеет биология?
Биология тесно связана со многими сторонами человеческой деятельности: сельским хозяйством, различными отраслями промышленности, медициной. В сельском хозяйства в настоящее время во многом успех зависит от биологов-селекционеров, занимающихся улучшением существующих и созданием новых сортов культурных растений и пород домашних животных.
Мы используем достижения биологии в микробиологической промышленности, кефир, простокваша, йогурты и многие другие продукты человек получает благодаря деятельности определённых видов грибов и бактерий.
С помощью современных биотехнологий создаются лекарства, витамины, высокоэффективные кормовые добавки для сельскохозяйственных животных, микробиологические средства защиты растений от вредителей и болезней, бактериальные удобрения, а также препараты для нужд пищевой, текстильной, химической и других отраслей промышленности и для научных целей.
4. Почему необходимо изучать биологию?
Изучать биологию необходимо, потому что она помогает во многих областях человеческой деятельности. Биология дает знания о строение и жизнедеятельности живых организмов, их развитии, знание о строении нашего тела. Изучать биологию так же необходимо, чтобы восстановить разрушенную природную среду на нашей планете, решить проблему сохранения и улучшения условий жизни.
5. Что изучает экология?
Экология (от греческих слов «ойкос» — дом, жилище, родина и «логос») изучает отношения организмов между собой и с окружающей их средой.
Подумайте
Почему считают, что роль биологии в жизни человека в XXI веке будет возрастать?
Потому что человек с каждым годом всё шире использует природные ресурсы, все больше познает организмы, населяющие нашу планету. Он использует их для улучшения качества своей жизни (в питании, медицине и пр.) Биология помогает людям создавать новые лекарства и медицинские препараты для борьбы с разными заболеваниями. К тому же знание биологии помогает решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете.
Задания
Ответы к стр. 4
1. Допишите предложения.
Биология — наука, которая изучает все проявления жизни (строение и жизнедеятельность организмов, их многообразие, сообщества, связи с окружающей средой, законы исторического и индивидуального развития).
Живые организмы на нашей планете обитают на суше, в воде, в почве, в воздухе.
Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли — биосферу (от греческих слов «биос» — жизнь и «сфера» — шар).
2. Современная биология — система наук о живой природе. Изучив материал параграфа и рисунок 2 в учебнике, заполните схему.
3. Рассмотрите в учебнике рис.3 «Границы биосферы». Запишите свои предположения о том, что может ограничивать распространение жизни на Земле за пределами указанных границ биосферы.
С появлением живых организмов и их распространением появилась особая оболочка Земли – биосфера (от греч. биос – жизнь и сфера – шар). Биосфера включает нижние слои атмосферы, гидросферу, почву, верхний слой литосферы.
Верхняя граница распространения жизни определяется озоновым экраном – слоем газа озона на высоте 15-20 км. Он задерживает губительные для живых организмов ультрафиолетовые лучи солнца. В океанах живые организмы встречаются на дне впадин даже на глубине 10-11 км. В литосфере жизнь (бактерии) местами проникает на глубину до трех и более километров.
Биосфера – не только область распространения жизни, но и результат деятельности живых организмов на нашей планете.
Между всеми оболочками Земли (сферами) и ее живыми обитателями существует тесная связь. Живые организмы обитают в гидросфере, нижних слоях атмосферы и верхней части литосферы. Область планеты, в которой существует жизнь, называют биосферой.
Живые организмы распространены в биосфере неравномерно. Наименьшее разнообразие и многочисленность наблюдается на границе между литосферой, гидросферой, атмосферой, то есть на поверхности Земли (в почве), в верхних слоях вод океанов и морей.
В пределах биосферы сложились наиболее благоприятные условия для живых организмов: достаточное количество воды, кислорода, углекислого газа, минеральных веществ, благоприятный температурный режим, защита от губительных космических излучений.
4 Рассмотрите в учебнике рис.2 «Схема пищевой цепи». Предложите свой вариант пищевой цепи.
Ёж – уж – растение – лягушка – насекомое
5 С какими областями практической деятельности человека связана наука биология?
Ёж – уж – растение – лягушка – насекомое
6 Сделайте вывод о том, почему биологию можно считать наукой будущего.
Ёж – уж – растение – лягушка – насекомое
7 Изучив инструкцию на с 9 учебника, составьте план параграфа «Биология –наука о живой природе».
Ёж – уж – растение – лягушка – насекомое
Следующая → |