Характерные признаки высших споровых растений
-
Наличие разных типов тканей
Внешне растения покрыты тканью, защищающей их от неблагоприятных условий. Процесс фотосинтеза обеспечивается хорошо развитой хлорофиллоносной тканью. Благодаря наличию проводящих тканей происходит обмен веществ между подземными и надземными органами. Кроме того, хорошо развиты механические (опорные) и запасающие ткани.
-
Расчленение тела на органы
Прежде всего у высших растений сформировались специальные органы поглощения минеральных веществ из субстрата — ризоиды и корневые волоски. Поскольку общей биологической чертой всех высших растений является автотрофное питание, у них образовался фотосинтезирующий орган — листок. Стебель и корень сформировались для связи двух важных конечных аппаратов — корневого волоска и зелёной клетки листка, а так же для обеспечения стойкости растения в воздушной среде и почве.
-
Органы полового размножения всегда многоклеточные
Бывают двух типов: мужские (антеридии) и женские (архегонии).
-
Онтогенез начинается из зародыша
Зародыш развивается из зиготы — клетки, которая образуется в результате слияния гамет.
-
Наличие правильного чередования полового и бесполого поколений
Половое поколение называется гаметофит, бесполое — спорофит.
-
Преобладание в цикле развития спорофита (за исключение мохообразных)
Прогрессивное развитие спорофита вызвано высокой приспособленностью к наземным условиям и великим объёмом генетической информации, свойственной диплоидному поколению.
ГДЗ для 5 класса Рабочая тетрадь авторы: Пасечник В.В., Швецов Г.Г. Линейный курс поможет подготовиться к урокам
Онлайн-справочник станет для ребят ценным инструментом. С его помощью у каждого получиться достичь наилучших результатов по предмету. Особенно пособие будет полезно тем ребятам, чьи родители не могут их отдать на дополнительные курсы или нанять репетиторов. Им ни в коем случае не стоит расстраиваться по этому поводу, потому что благодаря решебнику они не только освоят курс, но еще и подтянут среднюю успеваемость и многому научатся. Благодаря данному вспомогательному комплексу ребятам удастся достичь наилучших результатов в учебе. Дома они смогут:
- выполнить все то, что задал учитель;
- ответить на вопросы в конце параграфов;
- решить дополнительные упражнения для закрепления темы;
- проработать ошибки;
- сделать выводы.
А это значит, что на уроках им не стоит больше переживать или краснеть у доски. Даже если учитель попросит более детально расписать то, как ребята выполнили заданные упражнения, те без проблем это сделают. И за такую работу они гарантировано получат высокую отметку. И все это благодаря виртуальному консультанту. ГДЗ никогда никого не оставит в беде. Оно помогает многим отличникам справляться с нагрузками и не перетруждаться во время выполнения заданий на дом. В этом пособии содержится только полезная и проверенная информация. В ней сумеют разобраться даже те, кто не может похвастаться хорошими оценками по предмету или высоким уровнем знаний. Каждому удастся достичь наилучших результатов в учебе. А родителям и учителям не стоит запрещать детям иногда заглядывать в такие пособия.
Как ГДЗ по Биологии для 5 класса Рабочая тетрадь Пасечник помогут в изучении предмета
Большие объемы домашних работ, сложные темы, контрольные и внеплановые самостоятельные, практические и лабораторные — со всем этим и другим предстоит столкнуться ученикам в новом учебном году. Самое главное — это ни в коем случае не сдаваться и не опускать руки при возникновении каких-либо трудностей. Ведь для облегчения образовательного процесса и было составлено предложенное онлайн-пособие. Благодаря тому, что ребята начнут с ним практиковаться, им удастся подготовиться к таким испытаниям как контрольная, тест, устный опрос, презентация творческого проекта, открытый урок и др. Успешно завершив этап начальной школы, ученики выходят на гораздо более серьезный и ответственный уровень. Сильно возрастает учебная нагрузка, а детям приходится самостоятельно решать имеющиеся проблемы с предметами. Отличным подспорьем для них станут подобные онлайн-сборники. В частности, такое пособие позволит им:
- Повторить полученные на уроках знания.
- Сопоставить теоретические сведения с практическими задачами.
- Получить и закрепить необходимые навыки.
- Грамотно оформить домашку.
- Подготовиться к проверкам знаний на уроке.
Таким образом, пятиклассники смогут сделать первые уверенные шаги в освоении базовых сведений о живой и неживой природе. «ГДЗ для 5 класса Рабочая тетрадь авторы: Пасечник В.В., Швецов Г.Г. Линейный курс» был разработан в соответствии с программой одноименного печатного школьного учебника, а также современными нормами и требованиями федерального государственного образовательного стандарта. В составе сборника имеются развернутые ответы и решения к контрольным вопросам, задачам, лабораторным опытам. Представленные в онлайн-сборнике подробные объяснения и детальные комментарии от составителей позволят улучшить свои знания и более качественно подготовиться к предстоящим школьным испытаниям. Формат круглосуточно доступного онлайн-справочника позволяет использовать их максимально удобно и эффективно, благодаря следующим особенностям:
- свободный онлайн-доступ к материалам;
- поддержка любых мобильных устройств и компьютеров;
- регулярная поддержка и модерация;
- доступная форма изложения;
- подсказки и пояснения авторов.
Часть 1
1. Характерной чертой высших споровых растений, отличающей их от низших растений и бактерий, является
а) одноклеточное строение
б) листостебельное строение
в) способность образовывать споры
г) полная зависимость от водной среды обитания на всех этапах жизненного цикла
2. Жизненный цикл любого организма, в том числе высшего спорового растения, обеспечивает
а) образование спор
б) осуществление процесса оплодотворения
в) образование яйцеклеток и сперматозоидов
г) непрерывность существования данного вида организмов
3. Отличие споры высших споровых растений от споры бактерий в том, что
а) споры растений имеют более мелкие размеры
б) споры бактерий не имеют плотной наружной оболочки
в) споры растений предназначены для размножения, а у бактерий преимущественно для обеспечения сохранности в неблагоприятных условиях
г) споры растений в отличие от спор бактерий не содержат ядер
4. Для высших споровых растений характерен жизненный цикл с чередованием поколений, размножающихся бесполым и половым способами. Споры образуются у поколения высших споровых растений
а) размножающихся половым путем
б) размножающихся бесполым путем
в) размножающихся как половым, так и бесполым
г) не способных к размножению
5. Половые клетки образуются у особей высших споровых растений, размножающихся половым путем. Каждую из таких особей называют
а) зиготой
б) спорангием
в) гаметофитом
г) спорофитом
6. Условия обитания, наиболее благоприятные для жизни высших споровых растений
а) теплый сухой климат
б) теплый влажный климат
в) холодный сухой климат
г) чередование холодного влажного и теплого сухого климата.
7. Основное отличие высших споровых растений от водорослей в том, что
а) для жизнедеятельности споровых растений не нужна вода
б) в строении организма у них появились органы, состоящие из специализированных тканей
в) размножение осуществляется как половым, так и бесполым путем
г) в их жизненном цикле не требуется обязательного чередования поколений, размножающихся бесполым и половым способами
8. В процессе полового размножения высшего спорового растения после оплодотворения яйцеклетки образуется зародыш, который прорастает и развивается в особь, которая является
а) зиготой
б) спорангием
в) гаметофитом
г) спорофитом
Часть 3
1. Определите, является ли каждое из приведенных утверждений о высших споровых растениях (1-5) верным (А) или неверным (Б).
Утверждения
1) Все высшие споровые растения способны размножаться спорами.
2) В отличие от водорослей для осуществления полового размножения высшим споровым растениям не нужна вода.
3) В жизненном цикле высших споровых растений происходит чередование полового и бесполого поколений.
4) Споры образуются и созревают в специальных органах (спорангиях) у особей бесполого поколения.
5) Из спор развиваются особи полового поколения — гаметофиты.
Ответы на тест по биологии Высшие споровые растения для 5 классаЧасть 1
1-б
2-г
3-в
4-б
5-в
6-б
7-б
8-гЧасть 2
1-абд
2-бЧасть 3
1. 1А 2Б 3А 4А 5А
Чередование поколений в жизненном цикле высших споровых растений
Определение 2
Жизненным циклом называется черёд фаз в развитии растения, по завершении которых растительный организм достигает зрелости и становится способным давать начало будущим поколениям (половому — гаметофиту и бесполому — спорофиту).
Жизненный цикл высших споровых растений состоит из ритмического чередования двух поколений: бесполого (спорофита) и полового (гаметофита).
На спорофите образуются спорангии — органы бесполого размножения, в которых формируются споры. Из них развиваются гаметофиты, то есть особи полового поколения, которые могут быть одно- и двуполыми.
На гаметофите образуются антеридии — мужские половые органы и архегонии — женские. В антеридиях формируются подвижные сперматозоиды, а в архегониях — неподвижные яйцеклетки.
Оплодотворение возможно только при наличии капельножидкой воды. Вода необходима для передвижения сперматозоида к яйцеклетке. Из оплодотворённой яйцеклетки развивается зародыш, который растёт и превращается на особь бесполого поколения — спорофит.
Следует помнить, что из зиготы развивается лишь спорофит, а из споры — лишь гаметофит.
Замечание 1
В цикле развития большинства споровых растений (за исключением мохообразных) преобладает спорофит, который значительно лучше приспособлен к жизни в сложных условиях наземной среды. То есть, для эволюции высших споровых растений (кроме мхов) характерна тенденция к преобладанию и усовершенствованию спорофита при одновременной редукции гаметофита.
Признаки, характеризующие высшие споровые растения
Рассмотрим подробнее, какие признаки характерны для высших растений, являющихся споровыми.
Различные типы тканей
От неблагоприятных условий растения с внешней стороны защищены покрывающей их тканью. Хлорофиллоносная ткань необходима для процесса фотосинтеза. Проводящая ткань отвечает за полноценный обмен веществ между надземными и подземными органами. Большую роль имеют запасающие и опорные механические ткани.
Тело расчленено на органы
Высшие растения имеют специальные органы — корневые волоски и ризоиды, с помощью которых могут впитывать из субстрата минеральные вещества. Для высших растений характерно автотрофное питание. Это привело к формированию у них листка как фотосинтезирующего органа. Связь между зеленой клетка листка и корневым волоском обеспечивают сформировавшиеся в результате эволюции стебель и корень растения. От них же зависит его стойкость в почве и воздушной среде.
Начало онтогенеза – зародыш
Формирование индивидуального организма начинается с зародыша, развивающегося из диплоидной клетки — зиготы. Образование этой клетки — результат слияния гамет.
В цикле развития превалирует спорофит (кроме мохообразных)
Диплоидному поколению (спорофиту) присущи большие объемы генетической информации и значительная приспособленность к наземным условиям. Эти качества привели к его преимущественному развитию.
Как чередуются поколения в жизненном цикле высших споровых растений
Жизненный цикл растительного организма – это чередующаяся смена фаз в его развитии, по завершении которых достигшее зрелости растение готово производить новое поколение – бесполое (сопрофит) и половое (гаметофит).
Основной общей особенностью споровых растений является то, что их жизненный цикл представляет собой регулярное ритмическое чередование спорофита и гаметофита — бесполого и полового поколений.
Спорофит формирует спорангии. В этих органах бесполого размножения образуются споры растений. Далее из них начинают развиваться гаметофиты – одно- или двуполые особи полового поколения.
В свою очередь, гаметофит формирует мужские половые органы — антеридии, в которых образуются подвижные сперматозоиды, а также женские – архегонии, с неподвижными яйцеклетками.
Для того чтобы произошло оплодотворение, необходимо наличие капельножидкой воды, способствующей перемещению сперматозоида к яйцеклетке. Зародыш начинает развиваться из успешно оплодотворенной яйцеклетки. Позже из него вырастет спорофит – представитель бесполого поколения.
Из споры может развиться только гаметофит, а из зиготы – только спорофит.
Замечание
У большей части споровых растений (кроме мохообразных) в цикле развития преобладает бесполое поколение. Это связано с большей приспособленностью спорофита к условиям наземной среды. Иными словами, эволюционное развитие таких растительных организмов (за исключением мхов) идет по пути преимущественного использования, усовершенствования и прогрессивного развития спорофита и вместе с тем редукции, упрощения гаметофита.
Рабочая программа онлайн-решебника по Биологии для 5 класса Рабочая тетрадь Пасечник Линейный курс Просвещение
Школьники перешли на новый этап. Теперь они стали полноценными учащимися среднего звена. Но не время радоваться и расслабляться. Впереди учеников ждут новые еще более сложные испытания. Начиная с этого года дети будут изучать новый предмет. Кое-какие темы они проходили на уроках окружающего мира. Но теперь им предстоит более детально разобрать следующие объемные разделы учебника:
- Грибы-паразиты.
- Дрожжи.
- Многообразие растений.
- Водоросли.
- Плауны. Папоротники.
- Лишайники.
В конце года учеников будет ждать важный итоговый тест. Лучше начать к нему готовиться заранее, чтобы потом не просиживать допоздна за учебниками и зазубривать все темы. Первым делом ребятам нужно обнаружить и восполнить пробелы. Потом им необходимо проанализировать ошибки, которые они часто совершают. Со всем этим и другим поможет представленное пособие формата ГДЗ. С ним учиться будет гораздо проще. Многие ребята путаются в понятиях. Другие не умеют до сих пор применять изученное на практике. Остальным трудно найти главное в тексте и пересказать учителю информацию. Во всех этих и других случаях поможет дополнительный комплекс. В нем не стоит сомневаться, так как составлялся он долгое время квалифицированными специалистами. После выполнения упражнения можно исправить ошибки, не прибегая к посторонней помощи (сначала нужно самостоятельно сделать задачку, а после сравнить ее с готовыми ответами и проанализировать свои действия).