ГДЗ учебник по биологии 5 класс Пасечник параграф 9 Подумайте Номер 1

Гдз биология 5 класс пасечник - учебник

Задачи

  • ВВЕДЕНИЕ
    • § 1. Биология — наука о живой природе
      • Вопросы после параграфа
      • Подумайте

        1

      • Задания

        1

    • § 2. Методы исследования в биологии
      • Вопросы перед параграфом
      • Вопросы после параграфа
      • Задания для любознательных
    • § 3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.
      • Вопросы перед параграфом
      • Вопросы после параграфа
      • Подумайте

        1

    • § 4. Среды обитания организмов
      • Вопросы перед параграфом
      • Вопросы после параграфа
      • Подумайте

        1

      • Задания

        1

    • § 5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы
      • Вопросы перед параграфом
      • Вопросы после параграфа
      • Подумайте

        1

      • Задания

        1

  • ГЛАВА 1. Клеточное строение организмов
    • § 6. Устройство увеличительных приборов
      • Вопросы перед параграфом
      • Устройство лупы и рассматривание с ее помощью клеточного строения растений

        1

      • Устройство микроскопа и приемы работы с ним

        1

      • Вопросы после параграфа
      • Подумайте

        1

      • Задания

        1

    • § 7. Строение клетки
      • Вопросы перед параграфом
      • Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом

        1

      • Пластиды в клетках листа элодеи

        1

      • Вопросы после параграфа
      • Задания

        1

      • Задания для любознательных

        1

    • § 8. Химический состав клетки
      • Вопросы перед параграфом
      • Вопросы после параграфа
      • Подумайте

        1

    • § 9. Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост
      • Вопросы перед параграфом
      • Наблюдение движения цитоплазмы

        1

      • Вопросы после параграфа
      • Подумайте

        1

      • Задания для любознательных

        1

    • § 10. Ткани
      • Вопросы перед параграфом
      • Вопросы после параграфа
      • Подумайте

        1

      • Задания

        1

  • ГЛАВА 2. Царство бактерии
    • § 11. Строение и жизнедеятельность бактерий
      • Вопросы перед параграфом
      • Вопросы после параграфа
      • Подумайте

        1

      • Задания
    • § 12. Роль бактерий в природе и жизни человека
      • Вопросы перед параграфом
      • Вопросы после параграфа
      • Подумайте

        1

      • Задания
  • ГЛАВА 3. Царство грибы
    • § 13. Общая характеристика грибов
      • Вопросы перед параграфом
      • Вопросы после параграфа
      • Подумайте

        1

      • Задания

        1

    • § 14. Шляпочные грибы
      • Вопросы перед параграфом
      • Вопросы после параграфа
      • Подумайте

        1

      • Строение плодовых тел шляпочных грибов
      • Задания для любознательных

        1

    • § 15. Плесневые грибы и дрожжи
      • Вопросы перед параграфом
      • Плесневый гриб мукор

        1

      • Строение дрожжей

        1

      • Вопросы после параграфа
      • Подумайте

        1

    • § 16. Грибы-паразиты
      • Вопросы перед параграфом
      • Вопросы после параграфа
      • Подумайте

        1

      • Задания

        1

      • Задания для любознательных
  • ГЛАВА 4. Царство растения
    • § 17. Разнообразие, распространение, значение растений
      • Вопросы перед параграфом
      • Вопросы после параграфа
      • Подумайте

        1

      • Задания
    • § 18. Водоросли
      • Вопросы перед параграфом
      • Строение зеленых одноклеточных водорослей

        1

      • Вопросы после параграфа
      • Подумайте

        1

      • Задания для любознательных

        1

    • § 19. Лишайники
      • Вопросы перед параграфом
      • Вопросы после параграфа
      • Подумайте

        1

      • Задания для любознательных

        1

    • § 20. Мхи
      • Вопросы перед параграфом
      • Строение мха

        1

      • Вопросы после параграфа
      • Подумайте

        1

      • Задания для любознательных
    • § 21. Плауны. Хвощи. Папоротники
      • Вопросы перед параграфом
      • Строение спороносящего хвоща

        1

      • Строение спороносящего папоротника

        1

      • Вопросы после параграфа
      • Подумайте

        1

      • Задания для любознательных

        1

      • Задания

        1

    • § 22. Голосеменные
      • Вопросы перед параграфом
      • Строение хвои и шишек хвойных

        1

      • Вопросы после параграфа
      • Подумайте

        1

      • Задания для любознательных
      • Задания

        1

    • § 23. Покрытосеменные, или Цветковые
      • Вопросы перед параграфом
      • Вопросы после параграфа
      • Подумайте

        1

      • Задания
      • Задания для любознательных

        1

    • § 24. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира
      • Вопросы перед параграфом
      • Вопросы после параграфа
      • Задания для любознательных

        1

§9. Жизнедеятельность клетки, её деление и рост

Вопросы в начале параграфа

1. Что такое хлоропласты?

Хлоропла́сты — зелёные пластиды, которые встречаются в клетках растений. С их помощью происходит фотосинтез. В хлоропластах находится зелёный пигмент хлорофилл (от греческих слов «хлорос» — зеленоватый и «филлон» — лист).

Хлоропласты располагаются в цитоплазме клетки.

Вопросы в конце параграфа

1. Как можно наблюдать движение цитоплазмы?

Движение цитоплазмы можно наблюдать с помощью микроскопа по перемещению пластид. Зеленые пластиды (хлоропласты) плавно перемещаются вместе с цитоплазмой в одном направлении вдоль клеточной оболочки.

2. Какое значение для растения имеет движение цитоплазмы в клетках?

Движение цитоплазмы способствует перемещению в клетках питательных веществ и воздуха. Чем активнее жизнедеятельность клетки, тем больше скорость движения цитоплазмы.

4. Почему не разъединяются клетки, из которых состоит растение?

Между оболочками соседних клеток находится особое межклеточное вещество, которое “держит” клетки. К тому же нити цитоплазмы соединяют соседние клетки, проходя через поры в клеточных оболочках

5. Как поступают вещества в живую клетку?

Вещества, необходимые для жизнедеятельности клеток, поступают в них сквозь клеточную оболочку в виде растворов из других клеток и их межклетников.

6. Как происходит деление клеток?

Делению клетки начинается с деления её ядра. Ядро увеличивается, и в нём становятся хорошо заметны тельца (хромосомы). В результате сложного процесса каждая хромосома как бы копирует себя. Образуются две одинаковые части. Затем части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. В ядрах каждой из двух новых клеток их оказывается столько же, сколько было в материнской клетке. Всё содержимое клетки также равномерно распределяется между двумя новыми клетками, образуется перегородка, а затем 2 новые клетки.

7. Чем объясняется рост органов растения?

Рост органов растения объясняется способностью клеток расти и размножаться. Количество клеток увеличивается, размеры самих клеток увеличиваются, и за счет этого происходит рост органов растений.

10. Чем отличается молодая клетка от старой?

Ядро молодой клетки располагается в центре, а ядро старой клетки — прилегает к клеточной оболочке вместе с цитоплазмой. В старой клетке обычно имеется одна большая вакуоль, а молодые содержат много мелких вакуолей. Молодые клетки способны делиться, в отличие от старых.

Подумайте

Почему клетки имеют постоянное число хромосом?

Во время деления клетки хромосомы копируют себя, и получается такой же набор хромосом. Один набор достается одной клетке, другой — другой клетке. Появляются две клетки с совершенно одинаковым набором хромосом.

Задания для любознательных

Биология

§ 9. Жизнедеятельность клетки, её деление и рост

  1. Что такое хлоропласты?
  2. В какой части клетки они располагаются?

Процессы жизнедеятельности в клетке. В клетках листа элодеи под микроскопом можно увидеть, что зелёные пластиды (хлоропласты) плавно перемещаются вместе с цитоплазмой в одном направлении вдоль клеточной оболочки. По их перемещению можно судить о движении цитоплазмы. Это движение постоянно, но его иногда трудно обнаружить.

Наблюдение движения цитоплазмы

Наблюдать движение цитоплазмы вы сможете, приготовив микропрепараты листьев элодеи, валлиснерии, корневых волосков водокраса, волосков тычиночных нитей традесканции виргинской.

  1. Используя знания и умения, полученные на предыдущих уроках, приготовьте микропрепараты.
  2. Рассмотрите их под микроскопом, отметьте движение цитоплазмы.
  3. Зарисуйте клетки, стрелками покажите направление движения цитоплазмы.

Движение цитоплазмы способствует перемещению в клетках питательных веществ и воздуха. Чем активнее жизнедеятельность клетки, тем больше скорость движения цитоплазмы.

Цитоплазма одной живой клетки обычно не изолирована от цитоплазмы других живых клеток, расположенных рядом. Нити цитоплазмы соединяют соседние клетки, проходя через поры в клеточных оболочках (рис. 24).

Между оболочками соседних клеток находится особое межклеточное вещество. Если межклеточное вещество разрушается, клетки разъединяются. Так происходит при варке клубней картофеля. В спелых плодах арбузов и томатов, рассыпчатых яблоках клетки также легко разъединяются.

Нередко живые растущие клетки всех органов растения меняют форму. Их оболочки округляются и местами отходят друг от друга. В этих участках межклеточное вещество разрушается. Возникают межклетники, заполненные воздухом.

Рис. 24. Взаимодействие соседних клеток

Живые клетки дышат, питаются, растут и размножаются. Вещества, необходимые для жизнедеятельности клеток, поступают в них сквозь клеточную оболочку в виде растворов из других клеток и их межклетников. Растение получает эти вещества из воздуха и почвы.

Как делится клетка. Клетки некоторых частей растений способны к делению, благодаря чему их число увеличивается. В результате деления и роста клеток растения растут.

Делению клетки предшествует деление её ядра (рис. 25). Перед делением клетки ядро увеличивается, и в нём становятся хорошо заметны тельца, обычно цилиндрической формы — хромосомы (от греческих слов «хрома» — цвет и «сома» — тело). Они передают наследственные признаки от клетки к клетке.

Рис. 25. Деление клетки

В результате сложного процесса каждая хромосома как бы копирует себя. Образуются две одинаковые части. В ходе деления части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. В ядрах каждой из двух новых клеток их оказывается столько же, сколько было в материнской клетке. Всё содержимое также равномерно распределяется между двумя новыми клетками.

Ядро молодой клетки располагается в центре. В старой клетке обычно имеется одна большая вакуоль, поэтому цитоплазма, в которой находится ядро, прилегает к клеточной оболочке, а молодые содержат много мелких вакуолей (рис. 26). Молодые клетки, в отличие от старых, способны делиться.

Рис. 26. Рост клетки

Вопросы

  1. Как можно наблюдать движение цитоплазмы?
  2. Какое значение для растения имеет движение цитоплазмы в клетках?
  3. Из чего состоят все органы растения?
  4. Почему не разъединяются клетки, из которых состоит растение?
  5. Как поступают вещества в живую клетку?
  6. Как происходит деление клеток?
  7. Чем объясняется рост органов растения?
  8. В какой части клетки находятся хромосомы?
  9. Какую роль играют хромосомы?
  10. Чем отличается молодая клетка от старой?

Задание для любознательных

Изучите влияние температуры на интенсивность движения цитоплазмы. Наиболее интенсивным оно, как правило, бывает при температуре 37 °С, но уже при температуре выше 40—42 °С оно прекращается.

Знаете ли вы, что…

  • Процесс деления клеток открыл известный немецкий учёный Рудольф Вирхов. В 1858 г. он доказал, что все клетки образуются из других клеток путём деления. В то время это было выдающимся открытием, так как ранее считалось, что новые клетки возникают из межклеточного вещества.
  • Один лист яблони состоит примерно из 50 млн клеток разных типов. У цветковых растений различают около 80 различных типов клеток.
  • У всех организмов, относящихся к одному виду, число хромосом в клетках одинаково: у домашней мухи — 12, у дрозофилы — 8, у кукурузы — 20, у земляники садовой — 56, у рака речного — 116, у человека — 46, у шимпанзе, таракана и перца — 48. Как видно, число хромосом не зависит от уровня организации.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 4-5 классы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: