Введение
Биология — наука о живой природе, стр. 4-6
1. Допишите предложения.
2. Современная биология – система наук о живой природе. Изучив материал параграфа и рисунок 1 в учебнике, заполните схему.
Зоология изучает животных. Микология изучает грибы. Бактерология изучает бактерии. Физиология изучает функции организма. Анатомия изучает строение органов. |
Биология — система наук о живой природе |
Ботаника изучает растения. Вирусология изучает вирусы. Цитология изучает клетки. |
3. Рассмотрит в учебнике рисунок 3 «Границы биосферы». Запишите свои предположения о том, что может ограничивать распространение жизни на Земле за пределами указанных границ биосферы.
4. Рассмотрите в учебнике рисунок 2 «Схема пищевой цепи». Предложите свой вариант пищевой цепи.
5. С какими областями практической деятельности человека связана наука биология?
6. Сделайте вывод о том, почему биологию можно считать наукой будущего.
7. Изучив инструкцию на с. 9 учебника, составьте план параграфа «Биология – наука о живой природе».
Как проходят уроки по биологии в пятом
Молодые люди перешли на вторую ступень общеобразовательного обучения. Начальная школа осталась позади, придется попрощаться с большинством преподавателей. Классный руководитель изменился, а количество учителей значительно возросло. Теперь каждую отдельно взятую дисциплину ведёт свой компетентный педагог. Ребятам предстоит познакомиться со своими наставниками, произвести на них положительное впечатление – большинство пройдут с ними путь до одиннадцатого класса. Биология – не исключение, начинается в пятом и заканчивается вместе со школьным обучением. На старте школьники продолжают курс «окружающего мира», рассматривают элементарные понятия из ботаники, зоологии, экологии. Для полноценного анализа программы обсудим основные параграфы из теоретической части учебно-методического комплекта:
- методы исследования;
- ткани;
- царство грибов.
«ГДЗ по биологии 5 класс В.В. Пасечник рабочая тетрадь (Просвещение)» станет верным товарищем для пятиклассников на уроках биологии. Ребята смогут без проблем справиться даже с самыми сложными номерами упражнений из дидактического дополнения к учебнику.
Глава 1. Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов
Увеличительные приборы стр. 20-22
1. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия увеличительных приборов, изображённых на нём. Укажите название их основных частей.
2. Выполните лабораторную работу «Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы» (см. учебник, с. 24).
1) Ответьте на вопросы:
Плоды каких растений вы использовали при выполнении работы?
Что характерно для строения плодов, рассмотренных вами невооружённым глазом?
2) Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте и подпишите их названия.
3. Выполните лабораторную работу «Устройство светового микроскопа и приёмы работы с ним» (см. учебник, с. 24). После выполнения работы подпишите названия основных частей микроскопа на рисунке.
4. Составьте алгоритм работы с микроскопом.
5. Вспомните правило, используя которое можно определить, насколько увеличилось изображение объекта при использовании микроскопа. Примените его для заполнения таблицы.
Глава 2. Многообразие организмов
Классификация организмов стр. 39-40
1. Выясните, что означают указанные ниже понятия, и допишите предложения.
2. Изучив текст параграфа, заполните таблицу «Царства живой природы».
Название царства | Отличительные особенности | Представители |
Грибы | Группа организмов, схожих и с растениями, и с животными. Питаются готовыми веществами | Мукор |
Бактерии | Мельчайшие безъядерные одноклеточные организмы | Холерный вибрион |
Животные | Многообразие, сложные формы поведения, питание готовыми веществами | Оса |
Растения | еподвижный образ жизни, способность к фотосинтезу | Роза |
3. Установите соответствие между царствами и представителями.
ЦарстваА) БактерииБ) РастенияВ) ЖивотныеГ) Грибы
Представители1) Бледная поганка2) Одуванчик лекарственный3) Крапивница обыкновенная4) Кишечная палочка
Ответ:
§13. Общая характеристика грибов
Вопросы в начале параграфа
1. Какие бактерии способствуют круговороту веществ в природе?
Бактерии являются важнейшим звеном общего круговорота веществ в природе. Они разлагают сложные органические вещества отмерших растений и трупов животных, выделения живых организмов и разные отбросы на простые, которые снова используют растения.
2. Какие грибы вы знаете?
Я знаю грибы, которые человек употребляет в пищу: белый гриб, подосиновик, подберезовик, моховик, рыжик, груздь, сыроежки.
Есть несъедобные грибы: мухомор, бледная поганка, ложные опята.
На продуктах появляется иногда плесень — это тоже гриб.
Вопросы в конце параграфа
1. Каковы общие признаки грибов?
Для питания грибам необходимо готовое органическое вещество, поглощения пищи происходит путем всасывания.
Оболочки клеток большинства грибов содержат хитин — органическое вещество, характерное для животных.
Тело гриба состоит из тонких белых нитей, образующих грибницу, или мицелий.
Размножаются грибы бесполым или половым путём.
2. Как питаются грибы?
Грибы питаются готовыми органическими веществами, что сближает их с животными. Но поглощения пищи происходит у них путём всасывания, а не заглатывания.
По характеру питания грибы относят к сапротрофам или к паразитам. Грибы-сапротрофы питаются мёртвыми органическими веществами, а грибы-паразиты поселяются на живых организмах и питаются за их счёт.
3. Как размножаются грибы?
Размножаются грибы бесполым или половым путём.
Бесполое размножение происходит при помощи специализированных клеток — спор или вегетативно (частями грибницы или почкованием).
Половое размножение происходит в результате слияния специализированных половых клеток.
4. Какую роль играют грибы в природе и жизни человека?
Грибы в природе и жизни человека играют большую роль. Как и бактерии они, разрушая остатки растений и животных, участвуют в круговороте веществ в природе и в образовании плодородного слоя почвы. Из некоторых грибов получают ценные лекарства. Съедобные грибы человек употребляет в пищу. Грибы используют при изготовлении хлеба, сыров, в виноделии и т. д.
В тоже время, грибы могут наносить и большой вред, вызывая болезни у растений, животных и человека. Грибы портят продукты питания, разрушают постройки, вырабатывают ядовитые вещества, которыми можно тяжело отравиться.
Подумайте
Почему грибы были выделены в самостоятельное царство живых организмов?
Грибы были выделены в самостоятельное царство, потому что их невозможно отнести ни к какому другому царству. Они сочетают в себе некоторые характеристики других царств. Например, грибы, как и растения не могут передвигаться, могут размножаться вегетативным способом и получают пищу путём всасывания питательных веществ (не заглатывая). Но в тоже время, грибы, как и животные, питаются уже готовыми органическими веществами, могут размножаться половым путем, не способны к фотосинтезу, содержат в клеточных стенках хитин. Как и бактерии они, разрушая остатки растений и животных, участвуют в круговороте веществ в природе и в образовании плодородного слоя почвы.
Получается, что грибы — уникальные организмы, занимающие особое место в классификации живых организмов.