§13. Общая характеристика грибов
Вопросы в начале параграфа
1. Какие бактерии способствуют круговороту веществ в природе?
Бактерии являются важнейшим звеном общего круговорота веществ в природе. Они разлагают сложные органические вещества отмерших растений и трупов животных, выделения живых организмов и разные отбросы на простые, которые снова используют растения.
2. Какие грибы вы знаете?
Я знаю грибы, которые человек употребляет в пищу: белый гриб, подосиновик, подберезовик, моховик, рыжик, груздь, сыроежки.
Есть несъедобные грибы: мухомор, бледная поганка, ложные опята.
На продуктах появляется иногда плесень — это тоже гриб.
Вопросы в конце параграфа
1. Каковы общие признаки грибов?
Для питания грибам необходимо готовое органическое вещество, поглощения пищи происходит путем всасывания.
Оболочки клеток большинства грибов содержат хитин — органическое вещество, характерное для животных.
Тело гриба состоит из тонких белых нитей, образующих грибницу, или мицелий.
Размножаются грибы бесполым или половым путём.
2. Как питаются грибы?
Грибы питаются готовыми органическими веществами, что сближает их с животными. Но поглощения пищи происходит у них путём всасывания, а не заглатывания.
По характеру питания грибы относят к сапротрофам или к паразитам. Грибы-сапротрофы питаются мёртвыми органическими веществами, а грибы-паразиты поселяются на живых организмах и питаются за их счёт.
3. Как размножаются грибы?
Размножаются грибы бесполым или половым путём.
Бесполое размножение происходит при помощи специализированных клеток — спор или вегетативно (частями грибницы или почкованием).
Половое размножение происходит в результате слияния специализированных половых клеток.
4. Какую роль играют грибы в природе и жизни человека?
Грибы в природе и жизни человека играют большую роль. Как и бактерии они, разрушая остатки растений и животных, участвуют в круговороте веществ в природе и в образовании плодородного слоя почвы. Из некоторых грибов получают ценные лекарства. Съедобные грибы человек употребляет в пищу. Грибы используют при изготовлении хлеба, сыров, в виноделии и т. д.
В тоже время, грибы могут наносить и большой вред, вызывая болезни у растений, животных и человека. Грибы портят продукты питания, разрушают постройки, вырабатывают ядовитые вещества, которыми можно тяжело отравиться.
Подумайте
Почему грибы были выделены в самостоятельное царство живых организмов?
Грибы были выделены в самостоятельное царство, потому что их невозможно отнести ни к какому другому царству. Они сочетают в себе некоторые характеристики других царств. Например, грибы, как и растения не могут передвигаться, могут размножаться вегетативным способом и получают пищу путём всасывания питательных веществ (не заглатывая). Но в тоже время, грибы, как и животные, питаются уже готовыми органическими веществами, могут размножаться половым путем, не способны к фотосинтезу, содержат в клеточных стенках хитин. Как и бактерии они, разрушая остатки растений и животных, участвуют в круговороте веществ в природе и в образовании плодородного слоя почвы.
Получается, что грибы — уникальные организмы, занимающие особое место в классификации живых организмов.
Задания
Как устроен онлайн-учебник по биологии
На этой странице вы найдете новый учебник по биологии за 5 класс Пасечника с готовыми домашними заданиями по каждой теме. Книга устроена так, что вам будет удобно найти каждый параграф и каждую страничку с домашним заданием и ответами. Нажимайте на кнопку, чтобы перейти к нужному разделу и открыть необходимую страницу. Авторы этой книги в удобной форме разместили нужные сведения по предмету:
- Теоретический материал по биологии за пятый класс.
- Правильные ответы к домашним заданиям.
- Примеры решений практических задач.
Кому пригодится этот учебник? Прежде всего – ребятам, которые выполняют домашнее задание по биологии и не знают, как приступить к задаче. На страницах книги школьники найдут подробное описание опыта, рекомендации по оформлению своей работы в школьной тетрадке, а также примеры домашних заданий. Используя наш решебник, вы проведете все научные опыты на отлично. Также пособие пригодится родителям, которые помогают детям выполнять домашнюю работу.
Опытные педагоги советуют детям вначале хорошо изучить теорию, прочитать заданный на уроке параграф, и только потом приступать к выполнению практики. В нашем решебнике вы найдете пример оформления своей практической работы, увидите, как это должно выглядеть в тетради.
Учебник нужен, прежде всего, учителям, ведь именно они первые берут его в руки, чтобы в соответствии с программой построить план урока. Это пособие написано авторским коллективом научных работников, в их числе: Пасечник В.В., Суматохин С.В., Гапонюк З.Г., Швецов Г.Г., год издания учебника: 2023. С этой книгой, дорогие учителя, вы легко подготовитесь к урокам биологии, в том числе к теоретической части и к практическим занятиям с детьми.
§5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы
Вопросы в начале параграфа
1. Что изучает экология?
Экология (от греческих слов «ойкос» — дом, жилище, родина и «логос») изучает отношения организмов между собой и с окружающей их средой.
2. Приведите примеры влияния условий среды на организмы.
Каждый живой организм приспосабливается к условиям среды, в которой обитает. Например, рыбы имеют обтекаемую форму тела, плавники, способны дышать кислородом, растворенным в воде и еще ряд особенностей, которые позволяют им обитать в условиях водной среды.
У верблюда есть способность обходиться в пустыне без воды на протяжении очень долгого времени. Его горбы являются местом хранения жира и питательных веществ, которыми запасается верблюд перед путешествием по невыносимой жаре, съедая большое количество еды и запивая ее водой.
Вопросы в конце параграфа
1. Что такое экологические факторы?
Экологические факторы — условия среды оказывают определённое влияние (положительное или отрицательное) на существование и географическое распространение живых существ.
2. Какие группы экологических факторов вам известны?
Условно все факторы среды подразделяются на три основные группы — абиотические, биотические и антропогенные.
Абиотические факторы — это факторы неживой природы, прежде всего климатические: солнечный свет, температура, влажность и местные: рельеф, свойства почвы, солёность, течения, ветер, радиация и т. д.
Биотические факторы — это всевозможные формы влияния живых организмов друг на друга (например, опыление насекомыми растений, конкуренция, поедание одних организмов другими, паразитизм) и на среду.
Антропогенные факторы — это все те формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов, или непосредственно влияют на отдельные виды растений и животных
Подумайте
Какое значение для жизни на нашей планете имеют зелёные растения?
Зеленые растения играют огромную роль для жизни на нашей планете. Они способны под действием солнечного света вырабатывать органические вещества. Зеленые растения являются источником пищи животных и человека, благодаря чему животные и человек получает энергию и питательные вещества. Они содержат множество витаминов, необходимых для жизнедеятельности других живых организмов.
Зеленые растения очищают воздух, снабжают его кислородом, поглощают углекислый газ.
Задания
Чтобы лучше усвоить учебный материал, научитесь правильно работать с текстом учебника.
Ознакомьтесь с памяткой:
Как работать с текстом учебника
Прочитайте название параграфа. Оно отражает его главное содержание. Прочитайте вопросы перед текстом параграфа. Постарайтесь на них ответить. Это поможет вам лучше понять текст параграфа. Прочитайте вопросы в конце параграфа. Они помогут выделить наиболее важный материал параграфа. Прочитайте текст, мысленно разбейте его на «смысловые единицы», составьте план. Проведите сортировку текста (новые термины и определения выучите наизусть, основные положения запомните, умейте их доказывать и подтверждать примерами). Кратко перескажите параграф.
Антропогенные факторы — это все те формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов, или непосредственно влияют на отдельные виды растений и животных
Вопросы в конце параграфа
1. Что такое экологические факторы?
Экологические факторы — условия среды оказывают определённое влияние (положительное или отрицательное) на существование и географическое распространение живых существ.
2. Какие группы экологических факторов вам известны?
Условно все факторы среды подразделяются на три основные группы — абиотические, биотические и антропогенные.
Абиотические факторы — это факторы неживой природы, прежде всего климатические: солнечный свет, температура, влажность и местные: рельеф, свойства почвы, солёность, течения, ветер, радиация и т. д.
Биотические факторы — это всевозможные формы влияния живых организмов друг на друга (например, опыление насекомыми растений, конкуренция, поедание одних организмов другими, паразитизм) и на среду.
Антропогенные факторы — это все те формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов, или непосредственно влияют на отдельные виды растений и животных
Тело гриба состоит из тонких белых нитей, образующих грибницу, или мицелий.
Подумайте
Как работать с текстом учебника.
24.07.2020 1:21:09
2020-07-24 01:21:09
Любые данныеЛюбые данные Любые данные
ГДЗ по биологии за 5 класс учебник Пасечник не бросит в беде
- Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
- Строение клетки. Ее химический состав.
- Ткани.
- Бактерии.
- Водоросли.
- Мохообразные.
Некоторые школьники не понимают многих тем, потому что пропускают уроки или невнимательно слушают учителя. Многие думают, что они уже во всем разобрались. Однако подросткам следует помнить о том, что не все так просто, как кажется на первый взгляд. И если они хотят успешно освоить программу по данной дисциплине, то им необходимо детально разобрать и понять разделы основного учебника. Кое о чем дети узнали еще на уроках окружающего мира. Но они лишь поверхностно изучали некоторые темы. Теперь им предстоит их более детально разобрать. В основном учебнике недостаточно сведений, чтобы вникнуть в суть того или иного параграфа, а также приведено очень мало примеров. В таком случае ребятам необходимо воспользоваться дополнительным источником информации. А чтобы дети не путались в обилии сведений, они могут вооружиться методическим комплексом, состоящим из учебника и сборника правильных ответов к нему.