Общая характеристика
По внешнему виду это деревья и кустарники самых различных размеров: от карликовых сосен (сосна-пигмей горных и субальпийских торфяников высотой до 1м) до гигантских деревьев (секвойя — 100м высотой и 11м в диаметре, мамонтово дерево или Секвойядендрон гигантский — до 12м в диаметре). Травянистые хвойные не обнаружены.
Название дано растениям за игловидные (чешуевидные) листья — хвою, расположенную на укороченных побегах поодиночке или собранную в пучки. У большинства хвойных листья многолетние, но у некоторых видов опадают ежегодно (лиственница).
Типичными представителями хвойных являются сосна обыкновенная и ель — основные лесообразующие породы лесной зоны.
Ель — вечнозеленое высокое стройное дерево с конусовидной кроной. В отличие от сосны ель теневынослива, в связи с этим нижние ветви живут долго. Хвоя ели короткая, жесткая, располагается поодиночке, живет на дереве от 5 до 9 лет. Корни у ели располагаются в поверхностном слое почвы, поэтому сильные ветры могут вывернуть дерево с корнями.
Размножается ель, как и сосна, семенами, но шишки ее более крупные, семена созревают поздней осенью того же года. Созревшие шишки раскрываются, высвобождая семена той же осенью или зимой, после чего опадают целиком. Семена прорастают весной следующего года на влажной питательной почве в тени деревьев. Первые 15 лет ель растет медленно, ежегодный прирост составляет 5-15 см, после чего она начинает расти быстрее и обгоняет сосну.
Кроме сосны (около 100 видов), и ели (до 50 видов) широко известны такие хвойные, как лиственница, пихта, кедр, кипарис, можжевельник, туя, тисс.
Как ГДЗ по Биологии для 5 класса Рабочая тетрадь Пасечник помогут в изучении предмета
Большие объемы домашних работ, сложные темы, контрольные и внеплановые самостоятельные, практические и лабораторные — со всем этим и другим предстоит столкнуться ученикам в новом учебном году. Самое главное — это ни в коем случае не сдаваться и не опускать руки при возникновении каких-либо трудностей. Ведь для облегчения образовательного процесса и было составлено предложенное онлайн-пособие. Благодаря тому, что ребята начнут с ним практиковаться, им удастся подготовиться к таким испытаниям как контрольная, тест, устный опрос, презентация творческого проекта, открытый урок и др. Успешно завершив этап начальной школы, ученики выходят на гораздо более серьезный и ответственный уровень. Сильно возрастает учебная нагрузка, а детям приходится самостоятельно решать имеющиеся проблемы с предметами. Отличным подспорьем для них станут подобные онлайн-сборники. В частности, такое пособие позволит им:
- Повторить полученные на уроках знания.
- Сопоставить теоретические сведения с практическими задачами.
- Получить и закрепить необходимые навыки.
- Грамотно оформить домашку.
- Подготовиться к проверкам знаний на уроке.
Таким образом, пятиклассники смогут сделать первые уверенные шаги в освоении базовых сведений о живой и неживой природе. «ГДЗ для 5 класса Рабочая тетрадь авторы: Пасечник В.В., Швецов Г.Г. Линейный курс» был разработан в соответствии с программой одноименного печатного школьного учебника, а также современными нормами и требованиями федерального государственного образовательного стандарта. В составе сборника имеются развернутые ответы и решения к контрольным вопросам, задачам, лабораторным опытам. Представленные в онлайн-сборнике подробные объяснения и детальные комментарии от составителей позволят улучшить свои знания и более качественно подготовиться к предстоящим школьным испытаниям. Формат круглосуточно доступного онлайн-справочника позволяет использовать их максимально удобно и эффективно, благодаря следующим особенностям:
- свободный онлайн-доступ к материалам;
- поддержка любых мобильных устройств и компьютеров;
- регулярная поддержка и модерация;
- доступная форма изложения;
- подсказки и пояснения авторов.
Моя лаборатория
Лабораторная работа
Строение хвои и шишек хвойных
1. Рассмотрите форму хвои, расположение её на стебле
Измерьте длину и обратите внимание на окраску.
2. Пользуясь подсказкой «Признаки хвойных деревьев», определите, какому дереву принадлежит рассматриваемая вами ветка.
Признаки хвойных деревьев
Хвоинки длинные (5—7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по 2 вместе
…………………………………………………………..Сосна обыкновенная
Хвоинки короткие, жёсткие, острые, четырёхгранные, сидят
поодиночке, покрывают всю ветку………………………………..Ель
Хвоинки плоские, мягкие, тупые, имеют две белые полоски с
одной стороны…………………………………………………………..Пихта
Хвоинки светло-зелёные, мягкие, сидят пучками, как кисточки, опадают на зиму…………………………………Лиственница
3. Рассмотрите форму, размеры, окраску шишек разных растений. Заполните таблицу.
4. Отделите одну чешуйку. Ознакомьтесь с расположением и внешним строением семян. Почему изученное растение называют голосеменным?
5. Установите, в какие месяцы года происходит созревание и рассеивание семян сосны и ели в вашей местности.
6. В мае-июне понаблюдайте за развитием из почек молодых побегов сосны или ели. Обратите внимание на расположение шишек на побегах.
Весной проведите наблюдения за развитием мужских и женских шишек у сосны и ели. Отметьте, когда деревья начнут пылить, т. е. когда из мужских шишек начнёт высыпаться пыльца. Объясните, почему голосеменные производят огромное количество пыльцы.
Лабораторная работа Соберите семена сосны и ели. Посейте их на пришкольном участке. Ухаживайте за всходами. Выращенные растения используйте для озеленения. |
Новые понятия
Хвойные: сосна, ель, лиственница, можжевельник
Ответьте на вопросы
1. Каковы характерные признаки хвойных растений? 2. Сравните внешнее строение сосны и ели. В каких условиях они растут? 3. Почему в лесу нижние ветки у сосны отмирают, а у ели покрыты хвоей?
Выполните задание
На основании изучения материала параграфа, дополнительной литературы и ваших наблюдений подготовьте сообщение на тему «Многообразие голосеменных и их значение в природе и жизни человека».
ПОДУМАЙТЕ!
Почему хвойные занимают огромные территории в нашей стране?
Характерные признаки хвойных
Листья у большинства хвойных узкие, игольчатые — так называемая хвоя. У некоторых видов, например у кипариса, листья чешуйчатые. Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом, поэтому растения испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям. Большинство хвойных — вечнозелёные растения, но есть среди них и листопадные, например лиственница. Хвойные растения широко распространены на территории нашей страны.
Сосна (рис. 36) светолюбива. В сухих сосновых лесах (борах) всегда светло. Там стоят высокие, стройные, как колонны, деревья, на которых ветви остались только вблизи вершин, поэтому они пропускают много света. А на открытых местах сосны раскидистые. Сосны неприхотливы. Их можно встретить на песках, па болотах, в меловых горах и даже на голых скалах, в трещинах которых они укореняются.
Весной на молодых ветках можно видеть маленькие шишки двух типов: зеленовато-жёлтые мужские и красноватые женские. Через два года после оплодотворения из женских шишек высыпаются семена. У большинства видов сосны они имеют плёнчатые крылышки, благодаря которым могут распространяться ветром.
У зародыша сосны семядолей не одна и не две, как у цветковых растений, а гораздо больше — 4—7. Всходы сосны имеют своеобразный вид. Это маленькие растеньица, у которых стебелёк короче спички и не толще обыкновенной швейной иглы. На верхушке стебелька — пучок лучеобразно расходящихся во все стороны очень тонких иголочек-семядолей.
Молодые ветви сосны несут мелкие чешуйчатые бурые листочки, в пазухах которых сидят очень короткие побеги. На каждом из этих побегов у сосны обыкновенной развиваются по два сизозелёных игловидных листа, т. е. по две хвоинки. Хвоинки живут 2—3 года, а затем опадают вместе с коротким побегом. Поэтому опавшие хвоинки соединены по две. При благоприятных условиях сосны достигают 30—40 м в высоту и живут до 350—400 лет.
Сосну сибирскую называют в Сибири кедром, хотя настоящие кедры растут только в горах Северной Африки, на востоке Средиземноморья и в Гималаях. Из семян сосны сибирской получают хорошее пищевое кедровое масло.
Ель отличается от сосны не только внешним видом (см. рис. 36). Ель теневынослива, в густом лесу у неё сохраняются даже самые нижние ветки. Еловые леса в нашей стране занимают огромные пространства. В них царит полумрак из-за сомкнутых крон. Под деревьями нет подлеска и очень мало трав. Лишь зелёные мхи или сплошная подстилка из опавшей хвои покрывают почву.
Ель хорошо растёт только на богатой питательными веществами, хорошо увлажнённой почве. Крона у ели пирамидальной формы. Короткие и остроконечные хвоинки сидят поодиночке, оставаясь на ветвях 5—7 лет.
У ели тоже образуются два типа шишек: мужские и женские. Фиолетово-красные или зеленоватые молодые женские шишки, появляющиеся на концах прошлогодних побегов, торчат вертикально. Зрелые шишки свисают вниз, созревают они поздно осенью в первый год жизни. После высеивания семян они опадают. Семя у ели крылатое. Живёт ель до 250 лет, достигая 40 м в высоту.
Лиственница (см. рис. 36) широко распространена в нашей стране, особенно в Сибири. Это очень светолюбивая и холодостойкая порода. Она может расти па сухих песках, каменистых и заболоченных почвах. Хвоинки лиственницы светло-зелёные, мягкие, не имеющие плотной кожицы. Среди хвойных деревьев нашей страны только лиственница ежегодно сбрасывает хвою. Живёт она до 400—500 лет, достигая 30 м в высоту и 2 м в диаметре.
Древесина лиственницы твёрдая, тяжёлая и практически не гниёт в воде. Она используется для строительства мостов, крепления штолен в шахтах, изготовления телеграфных столбов.
Можжевельник (см. рис. 36) — небольшое деревце или кустарник. Растёт в еловых и сосновых лесах, листья игольчатые. Чешуйки женских шишек мясистые, сочные, срастаются вместе, образуя шишкоягоду, созревающую два года. Можжевельник растёт медленно, но очень долговечен, живёт до 2 тыс. лет. В настоящее время он стал редкостью в наших лесах и нуждается в охране.
Как устроен онлайн-учебник по биологии
На этой странице вы найдете новый учебник по биологии за 5 класс Пасечника с готовыми домашними заданиями по каждой теме. Книга устроена так, что вам будет удобно найти каждый параграф и каждую страничку с домашним заданием и ответами. Нажимайте на кнопку, чтобы перейти к нужному разделу и открыть необходимую страницу. Авторы этой книги в удобной форме разместили нужные сведения по предмету:
- Теоретический материал по биологии за пятый класс.
- Правильные ответы к домашним заданиям.
- Примеры решений практических задач.
Кому пригодится этот учебник? Прежде всего – ребятам, которые выполняют домашнее задание по биологии и не знают, как приступить к задаче. На страницах книги школьники найдут подробное описание опыта, рекомендации по оформлению своей работы в школьной тетрадке, а также примеры домашних заданий. Используя наш решебник, вы проведете все научные опыты на отлично. Также пособие пригодится родителям, которые помогают детям выполнять домашнюю работу.
Опытные педагоги советуют детям вначале хорошо изучить теорию, прочитать заданный на уроке параграф, и только потом приступать к выполнению практики. В нашем решебнике вы найдете пример оформления своей практической работы, увидите, как это должно выглядеть в тетради.
Учебник нужен, прежде всего, учителям, ведь именно они первые берут его в руки, чтобы в соответствии с программой построить план урока. Это пособие написано авторским коллективом научных работников, в их числе: Пасечник В.В., Суматохин С.В., Гапонюк З.Г., Швецов Г.Г., год издания учебника: 2023. С этой книгой, дорогие учителя, вы легко подготовитесь к урокам биологии, в том числе к теоретической части и к практическим занятиям с детьми.
ГДЗ для 5 класса Рабочая тетрадь авторы: Пасечник В.В., Швецов Г.Г. Линейный курс поможет подготовиться к урокам
Онлайн-справочник станет для ребят ценным инструментом. С его помощью у каждого получиться достичь наилучших результатов по предмету. Особенно пособие будет полезно тем ребятам, чьи родители не могут их отдать на дополнительные курсы или нанять репетиторов. Им ни в коем случае не стоит расстраиваться по этому поводу, потому что благодаря решебнику они не только освоят курс, но еще и подтянут среднюю успеваемость и многому научатся. Благодаря данному вспомогательному комплексу ребятам удастся достичь наилучших результатов в учебе. Дома они смогут:
- выполнить все то, что задал учитель;
- ответить на вопросы в конце параграфов;
- решить дополнительные упражнения для закрепления темы;
- проработать ошибки;
- сделать выводы.
А это значит, что на уроках им не стоит больше переживать или краснеть у доски. Даже если учитель попросит более детально расписать то, как ребята выполнили заданные упражнения, те без проблем это сделают. И за такую работу они гарантировано получат высокую отметку. И все это благодаря виртуальному консультанту. ГДЗ никогда никого не оставит в беде. Оно помогает многим отличникам справляться с нагрузками и не перетруждаться во время выполнения заданий на дом. В этом пособии содержится только полезная и проверенная информация. В ней сумеют разобраться даже те, кто не может похвастаться хорошими оценками по предмету или высоким уровнем знаний. Каждому удастся достичь наилучших результатов в учебе. А родителям и учителям не стоит запрещать детям иногда заглядывать в такие пособия.
§20. Мхи
Вопросы в начале параграфа
1. Что такое ризоиды?
Ризоиды – это нитевидные образования растений, которые относятся к низшим и состоят из одной или нескольких однорядных клеток. Они служат для прикрепления к субстрату, чтобы поглощать оттуда воду и питательные вещества.
3. Что такое спора?
Спора — клетка растений или грибов, служащая для их размножения и рассеяния. Спора у бактерий — особая форма состояния живой бактерии, в которой она может сохраниться в неблагоприятных условиях. Бактерии обладают способностью к спорообразованию, которая заключается в том, что при наступлении условий, неблагоприятных для жизни, клетка частично теряет воду, объём и форму; под внешней мембраной образуется плотная сферическая оболочка. В виде споры бактерия может выдерживать огромные механические, температурные и химические нагрузки.
Вопросы в конце параграфа
1. Почему мхи называют высшими споровыми растениями?
Мхи называют высшими споровыми растениями потому, что их тело расчленено на стебель и листья, а размножаются они спорами.
2. Каково строение кукушкина льна?
Кукушкин лен имеет стройные коричневатые стебельки, покрытые темно-зелеными листьями.
У мха есть мужские и женские растения. На верхушках мужских растений размещаются половые органы, в которых развиваются сперматозоиды.
У женских растений на верхушках расположены половые органы с яйцеклеткой.
На женских растениях развиваются коробочки на длинных ножках, покрытые волосистыми заостренными колпачками. В коробочках развиваются споры.
3. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?
Сфагнум представляет собой растение с сильно ветвящимся стеблем, кукушкин лен имеет прямой неветвящийся стебель. Кукушкин лен имеет ризоиды, а сфагнум нет.
Стебель и ветви большинства видов сфагнума покрыты мелкими светло-зелеными листьями, листья кукушкиного льна имеют темно-зеленую окраску.
В листьях сфагнума присутствуют прозрачные мертвые клетки, которые могут заполняться водой или воздухом, а у кукушкиного льна таких клеток нет.
У кукушкина льна есть мужские и женские растения, у сфагнума все особи обоеполые.
5. Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?
Мхи, поселяясь на лугах, в лесах, покрывая почву сплошным ковром, затрудняя поступление воздуха. Это ведет к закисанию и заболачиванию почв.
Листостебельные мхи при отмирании образуют торф, который широко используется человеком. Торф применяется как топливо, удобрение и как сырьё для промышленности.
Подумайте
Почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?
Мхи не имеют корней, которые бы держали растения крепко в почве. Они также не имеют системы сосудов для транспортировки питательных веществ.
Задания
Под микроскопом можно увидеть, что лист сфагнума состоит из двух типов клеток.
Между зелеными клетками находятся другие, более крупные. Их цитоплазма разрушена, сохранились только оболочки с отверстиями, поэтому эти мертвые клетки прозрачны и могут заполняться водой или воздухом.
До 2/3 поверхности листа состоит из этих клеток.