ГДЗ Биология 5 класс рабочая тетрадь Линия Жизни В В Пасечник параграф 17 Моховидные Номер 4

Пасечник в. в. биология. 5 класс. рабочая тетрадь, с. 4

§20. Мхи

Вопросы в начале параграфа

1. Что такое ризоиды?

Ризоиды – это нитевидные образования растений, которые относятся к низшим и состоят из одной или нескольких однорядных клеток. Они служат для прикрепления к субстрату, чтобы поглощать оттуда воду и питательные вещества.

3. Что такое спора?

Спора — клетка растений или грибов, служащая для их размножения и рассеяния. Спора у бактерий — особая форма состояния живой бактерии, в которой она может сохраниться в неблагоприятных условиях. Бактерии обладают способностью к спорообразованию, которая заключается в том, что при наступлении условий, неблагоприятных для жизни, клетка частично теряет воду, объём и форму; под внешней мембраной образуется плотная сферическая оболочка. В виде споры бактерия может выдерживать огромные механические, температурные и химические нагрузки.

Вопросы в конце параграфа

1. Почему мхи называют высшими споровыми растениями?

Мхи называют высшими споровыми растениями потому, что их тело расчленено на стебель и листья, а размножаются они спорами.

2. Каково строение кукушкина льна?

Кукушкин лен имеет стройные коричневатые стебельки, покрытые темно-зелеными листьями.

У мха есть мужские и женские растения. На верхушках мужских растений размещаются половые органы, в которых развиваются сперматозоиды.

У женских растений на верхушках расположены половые органы с яйцеклеткой.

На женских растениях развиваются коробочки на длинных ножках, покрытые волосистыми заостренными колпачками. В коробочках развиваются споры.

3. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?

Сфагнум представляет собой растение с сильно ветвящимся стеблем, кукушкин лен имеет прямой неветвящийся стебель. Кукушкин лен имеет ризоиды, а сфагнум нет.

Стебель и ветви большинства видов сфагнума покрыты мелкими светло-зелеными листьями, листья кукушкиного льна имеют темно-зеленую окраску.

В листьях сфагнума присутствуют прозрачные мертвые клетки, которые могут заполняться водой или воздухом, а у кукушкиного льна таких клеток нет.

У кукушкина льна есть мужские и женские растения, у сфагнума все особи обоеполые.

5. Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?

Мхи, поселяясь на лугах, в лесах, покрывая почву сплошным ковром, затрудняя поступление воздуха. Это ведет к закисанию и заболачиванию почв.

Листостебельные мхи при отмирании образуют торф, который широко используется человеком. Торф применяется как топливо, удобрение и как сырьё для промышленности.

Подумайте

Почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?

Мхи не имеют корней, которые бы держали растения крепко в почве. Они также не имеют системы сосудов для транспортировки питательных веществ.

Задания

Под микроскопом можно увидеть, что лист сфагнума состоит из двух типов клеток.

Между зелеными клетками находятся другие, более крупные. Их цитоплазма разрушена, сохранились только оболочки с отверстиями, поэтому эти мертвые клетки прозрачны и могут заполняться водой или воздухом.

До 2/3 поверхности листа состоит из этих клеток.

Ответы к стр. 4

1. Допишите предложения.

Биология — наука, которая изучает все проявления жизни (строение и жизнедеятельность организмов, их многообразие, сообщества, связи с окружающей средой, законы исторического и индивидуального развития).

Живые организмы на нашей планете обитают на суше, в воде, в почве, в воздухе.

Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли — биосферу (от греческих слов «биос» — жизнь и «сфера» — шар).

2. Современная биология — система наук о живой природе. Изучив материал параграфа и рисунок 2 в учебнике, заполните схему.

3. Рассмотрите в учебнике рис.3 «Границы биосферы». Запишите свои предположения о том, что может ограничивать распространение жизни на Земле за пределами указанных границ биосферы.

С появлением живых организмов и их распространением появилась особая оболочка Земли – биосфера (от греч. биос – жизнь и сфера – шар). Биосфера включает нижние слои атмосферы, гидросферу, почву, верхний слой литосферы.

Верхняя граница распространения жизни определяется озоновым экраном – слоем газа озона на высоте 15-20 км. Он задерживает губительные для живых организмов ультрафиолетовые лучи солнца. В океанах живые организмы встречаются на дне впадин даже на глубине 10-11 км. В литосфере жизнь (бактерии) местами проникает на глубину до трех и более километров.

Биосфера – не только область распространения жизни, но и результат деятельности живых организмов на нашей планете.

Между всеми оболочками Земли (сферами) и ее живыми обитателями существует тесная связь. Живые организмы обитают в гидросфере, нижних слоях атмосферы и верхней части литосферы. Область планеты, в которой существует жизнь, называют биосферой.

Живые организмы распространены в биосфере неравномерно. Наименьшее разнообразие и многочисленность наблюдается на границе между литосферой, гидросферой, атмосферой, то есть на поверхности Земли (в почве), в верхних слоях вод океанов и морей.

В пределах биосферы сложились наиболее благоприятные условия для живых организмов: достаточное количество воды, кислорода, углекислого газа, минеральных веществ, благоприятный температурный режим, защита от губительных космических излучений.

4 Рассмотрите в учебнике рис.2 «Схема пищевой цепи». Предложите свой вариант пищевой цепи.

Ёж – уж – растение – лягушка – насекомое

5 С какими областями практической деятельности человека связана наука биология?

Ёж – уж – растение – лягушка – насекомое

6 Сделайте вывод о том, почему биологию можно считать наукой будущего.

Ёж – уж – растение – лягушка – насекомое

7 Изучив инструкцию на с 9 учебника, составьте план параграфа «Биология –наука о живой природе».

Ёж – уж – растение – лягушка – насекомое

Следующая →
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 4-5 классы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: