ГДЗ Биология 5 6 класс Линия Жизни Пасечник параграф 39 Вопросы Номер 3

Гдз решебник по биологии 5-6 класс пасечник, суматохин, калинова, гапонюк учебник просвещение

Развитие и рост корневой системы пшеницы

Вскоре после посадки семян в почву начинается их прорастание. Развитие корневой системы озимой пшеницы начинается с появления главного зародышевого корня, за которым следует прорастание одного первичного корня с интервалом в 2-3 дня, пока их не станет пять. При благоприятных условиях роста могут появиться шестой и седьмой побеги; они прорастают перпендикулярно первым пяти. В условиях засухи, недостаточной температуры или бедной почвы прорастают только три первичных корня. Это сигнал о том, что большого урожая ждать не стоит.

После образования узла кущения развиваются вторичные корни пшеницы. Они прорастают из почек, расположенных вблизи места соединения листа со стеблем. Узловые корни отличаются от первичных тем, что имеют более жесткую структуру.

Корни могут прорастать со скоростью 2-3 см в день во время тубуляции и появления колоса.

Их наиболее интенсивный рост происходит в верхних слоях почвы. При проникновении в более глубокие слои рост корней замедляется из-за более низкой температуры в этих местах.

Факторы, влияющие на развитие корневой системы

  • Температура почвы.
  • Дата посева.
  • Содержание влаги.
  • Структура почвы.
  • Кислотность среды.
  • Внесение удобрений.

Чтобы получить воду и питательные вещества, корневая система должна прорасти глубоко в почву. Скорость прорастания зависит от влажности почвы, наличия удобрений и температуры окружающей среды.

Экспериментально установлено, что масса корня может увеличиваться даже при температуре тающего льда. Конечно, такая низкая температура препятствует образованию первичных корней; наиболее благоприятная температура для развития корневой системы пшеницы — 15-20 градусов.

Другим важным фактором является влажность почвы. При недостатке влаги существует большая вероятность того, что верхние слои почвы, где расположен узел кущения, высохнут. Это предотвращает образование вторичных корней до тех пор, пока дожди не исправят ситуацию. В свою очередь, задержка роста корней отрицательно сказывается на кущении, вплоть до его полного прекращения в условиях сильной засухи.

Избыток влаги также вредит развитию корней. Это связано с нарушением газообмена в почве. Оптимальное содержание влаги составляет 60-70%.

Скорость и глубина роста корней также зависит от рыхлости почвы. Если есть трещины или туннели, прорытые червями, корни успешно прорастут через них. Они также способны создавать свои туннели во влажной почве. Встреча с плотной, сухой почвой приводит к утолщению кончика корня и усиленному ветвлению.

Повышенная кислотность среды, в которой прорастает корневая система, может негативно повлиять на количество и качество урожая. Он воздействует на всасывающую часть корня, снижая проницаемость протоплазмы его клеток. Таким образом, кислотность препятствует полному усвоению питательных веществ и, следовательно, развитию растения.

Экспериментально установлено, что оптимальная дата посева — первая половина сентября.

Растения, посеянные в это время, проявляют высокую физиологическую активность и имеют достаточно времени для развития достаточной корневой системы, чтобы перезимовать. Более ранний срок посева приводит к несколько большему накоплению корневой массы, но конечный урожай ниже. Более поздний посев не обеспечивает достаточного развития корневой системы до конца осеннего вегетационного периода.

По мере роста всасывающая способность корней изменяется. В начале вегетационного периода она максимальна. В конце вегетационного периода она отрицательная, т.е. корневая система выделяет минералы в почву.

В таблице приведены измерения корневой системы в различные периоды роста.

Фаза роста Масса корней на одно растение, г Площадь поверхности корней
удельный м2/га на одно растение м2
Сырье Сухой всего

Абсорбент

рабочий абсорбент общий

абсорбент

рабочий абсорбент
Бантинг

Прорастание

Восковая зрелость

1,86

8,46

5,56

0,12

0,89

0,69

1,360

1,406

1,341

0,668

0,705

0,664

2,524

11,875

7,429

1,238

5,969

3,685

Как растет и развивается корень

Когда околоплодник в нижней части зерна лопается, появляется главный корень. Через 2-3 дня образуются первые 2 боковых корня, а еще через 1-2 дня развивается вторая пара. Над ними образуются шестой и седьмой корни, растущие под прямым углом к первым двум парам.

В начале развития 4 листа на эмбриональном стебле на уровне 1 листа начинают формироваться кустистые узлы с придаточными корнями, которые выглядят как маленькие сосочки. По мере роста они пробиваются сквозь лист, из которого были посажены, так как находятся близко друг к другу.

Какие факторы влияют

На развитие и рост корней влияют многие факторы: удобрение, температура и влажность почвы, текстура и кислотность почвы, дата посева.

Для правильного формирования первичной корневой системы температура почвы должна составлять от +15 до +20°C. Развитие начнется и при более низких температурах, но тогда оно будет происходить медленнее. На узел кущения влияет влажность почвы: если почва сухая, он не получит достаточно питательных веществ.

Растение плохо растет в слишком кислой почве. Кислотность негативно влияет на зону абсорбции, препятствуя усвоению минералов.

Влияние удобрений

Конечно, содержание минеральных веществ в почве влияет на развитие и рост растений и является ключевым фактором урожайности.

Азотные удобрения способствуют росту зеленой надземной части растения больше, чем подземной. Пшеница, выращенная на херосине, напротив, имеет значительный рост корней.

Фосфорные добавки способствуют росту корней. Эта характеристика учитывается при посеве зерновых в районах с недостаточной влажностью. Ведь развитые корни снабжают растения влагой из самых глубоких слоев почвы

Важно обеспечить растения фосфором на ранней стадии развития

Мнение специалиста по Заречному Максиму Валерьевичу, агроному с 12-летним стажем. Наш лучший специалист по кровле Задать вопрос Калийные добавки способствуют росту и развитию боковых корней. Удобрения вносятся в почву во время основной подготовки, смешиваясь с другими минералами. Также рекомендуется через некоторое время добавить небольшое количество калийной подкормки непосредственно в прикорневую зону растений.

Основные особенности

На развитие корней пшеницы большое влияние оказывают внешние факторы. Основными факторами являются:

  • Влажность почвы. Было установлено, что чрезмерная влажность отрицательно влияет на развитие пшеницы. Потому что воздухопроницаемость почвы и доступ кислорода к корням значительно снижаются. Засуха также является негативным фактором — образование стержневых корней прекращается. Оптимальная влажность почвы должна составлять 60-75%;
  • температура воздуха. Корневая система яровых сортов развивается лучше, если их сеять при температуре +13-16°C. У озимых сортов он активно развивается при посеве при температуре +15-20°C;
  • Севооборот также играет важную роль. Лучшим предшественником для зерновых культур является горох или черный пар — в этих случаях наблюдается интенсивное образование вторичных корней. Нежелательным вариантом является посев озимых сортов после кукурузы, так как в верхнем слое почвы сохраняется мало продуктивной влаги.

Тест на тему: «Корень и корневая система»

Лимит времени:

из 15 заданий окончено

Вопросы:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  11. 11
  12. 12
  13. 13
  14. 14
  15. 15

Информация

Проверочное тестовое задание включает в себя вопросы с одним и несколькими правильными ответами

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: из 15

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали из баллов ()

Средний результат  
Ваш результат  
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  11. 11
  12. 12
  13. 13
  14. 14
  15. 15
  1. С ответом

  2. С отметкой о просмотре

  1. Задание 1 из 15

    1.

    Главный корень развивается

    • из зародышевого стебелька семени

    • из зародышевого корешка семени

    • из эндосперма

    • из семядоли

    • из щитка семени

    Правильно

    Неправильно

  2. Задание 2 из 15

    От главного корня отходят

    • придаточные корни

    • боковые корни

    • стебель

    • лист

    • воздушные корни

    Правильно

    Неправильно

  3. Задание 3 из 15

    Корни отрастающие от стебля и листьев

    • главный

    • боковые

    • придаточные

    • пазушные

    • спящие

    Правильно

    Неправильно

  4. Задание 4 из 15

    4.

    При преобладающем росте главного корня образуется корневая система

    • стержневая

    • мочковатая

    • проводящая

    • ветвистая

    • воздушная

    Правильно

    Неправильно

  5. Задание 5 из 15

    5.

    Участвуют во всасывании воды и питательных веществ из почвы

    • боковые корни

    • главный корень

    • придаточные корни

    • зародышевый стебелек

    • почечка

    Правильно

    Неправильно

  6. Задание 6 из 15

    6.

    Совокупность всех корней одного растения

    • корень

    • главный корень

    • корневая система

    • боковые корни

    • придаточные корни

    Правильно

    Неправильно

  7. Задание 7 из 15

    7.

    Корневая система, образующаяся при слабом росте или отмирании главного корня и развитии большого числа придаточных корней

    • мочковатая

    • стержневая

    • проводящая

    • механическая

    • выделительная

    Правильно

    Неправильно

  8. Задание 8 из 15

    8.

    При прорастании семени углубляется в почву

    • кожура

    • придаточный корень

    • боковой корень

    • главный корень

    • семядоля

    Правильно

    Неправильно

  9. Задание 9 из 15

    Один из основных вегетативных органов листостебельных растений

    • корень

    • цветок

    • плод

    • семя

    • соцветие

    Правильно

    Неправильно

  10. Задание 10 из 15

    10.

    В начале развития молодых растений корни удлиняются быстрее, чем стебли, поскольку

    • им необходимо укорениться

    • им необходимо тепло

    • им приходится всасывать воду из верхних слоев почвы.

    • им приходится всасывать воду из глубоких слоев почвы

    • им необходимы органические вещества

    Правильно

    Неправильно

  11. Задание 11 из 15

    11.

    Функции корня

    • проводят воду и растворенные в ней вещества к стеблю

    • поглощают из почвы воду и полезные вещества

    • участвуют в фотосинтезе

    • закрепляют и удерживают растения в почве

    • участвуют в синтезе органических веществ

    • участвуют в воздушном питании

    • защищают растение от неблагоприятных воздействий почвы

    • образуют плоды

    Правильно

    Неправильно

  12. Задание 12 из 15

    По типу происхождения и развития корни делятся на

    • главные

    • боковые

    • придаточные

    • стержневые

    • мочковатые

    • корни-присоски

    • ходульные

    • воздушные

    Правильно

    Неправильно

  13. Задание 13 из 15

    Типы корневых систем

    • главная

    • мочковатая

    • стержневая

    • боковая

    • придаточная

    • воздушная

    • основная

    • механическая

    Правильно

    Неправильно

  14. Задание 14 из 15

    Стержневую корневую систему имеют

    • хлопчатник

    • фасоль

    • тыква

    • подсолнечник

    • пшеница

    • кукуруза

    • лук

    • чеснок

    Правильно

    Неправильно

  15. Задание 15 из 15

Тип корней

Пшеница, как и почти все однодольные растения, имеет корневую систему: вместо отдельного главного корня имеется скопление боковых корней. Это позволяет культуре покрывать большую площадь, но боковые корни не уходят глубоко в почву. По сути, система stubby является более широким, а не более глубоким развитием.

Важную роль в развитии корней травы играет узел кущения, который представляет собой ряд близко расположенных друг к другу подземных узлов стебля. При хороших условиях создается несколько таких узлов. Они выглядят как утолщение стебля в почве на глубине 1-3 см. Они формируются на стадии развития 3-4 листьев.

Все новые побеги формируются из узла — его гибель или повреждение полностью уничтожает растение. Поэтому сохранение этой формации является одной из важнейших задач агрономов при посеве.

Большое количество побегов на растении снижает эффективность использования ресурсов, потребляемых растением, поэтому считается, что у зерновых культур с 4-5 побегами количество дополнительных колосьев оптимально коррелирует с их качеством. Дополнительные побеги в этих условиях не отличаются от основного побега по длине соломины, размеру и количеству колосьев и зерен.

Проверьте себя

Номер 1.

Какие функции выполняет корень?

Ответ:

Можно выделить четыре основных функции. Корни прочно удерживают растения в грунте на протяжении всей жизни. Корни участвуют в почвенном питании – всасывают и проводят воду с минеральными веществами. Корни способны запасать питательные вещества. С помощью корней происходит вегетативное размножение некоторых растений.

Номер 2.

Какой корень называют главным, а какие корни – придаточными и боковыми?

Ответ:

Главный корень развивается из зародышевого корешка, придаточные корни развиваются от стеблей и листьев, боковые корни возникают на любом корне в качестве бокового ответвления.

Номер 3.

Какие корневые системы называют стержневыми, а какие – мочковатыми?

Ответ:

В стержневых корневых системах четко выделяется главный корень, в мочковатых – главный и боковые корни равнозначны, не отличимые друг от друга.

Номер 4.

Какие участки (зоны) можно различить, рассматривая молодой корень?

Ответ:

В корне выделяют четыре основных зоны – деления, растяжения, всасывания, проведения.

Номер 5.

Каково значение корневого чехлика?

Ответ:

Корневой чехлик покрывает каждый корешок наподобие колпачка и защищает от повреждений твердыми элементами грунта, обеспечивает движение корня в грунте.

Номер 6.

Где располагается зона деления клеток? Чем ее клетки отличаются от клеток других зон?

Ответ:

Зона деления находится на верхушке корня, под корневым чехликом. Клетки этой зоны живые, маленькие по размеру, постоянно находятся в состоянии деления.

Номер 7.

Где располагается зона растяжения корня? Каково ее значение?

Ответ:

Зона растяжения идет после зоны деления. Корень растения увеличивается в длину благодаря растяжению и вытягиванию клеток в зоне растяжения корня.

Номер 8.

Что такое корневой волосок? Какое строение он имеет?

Ответ:

Корневой волос – это длинный вырост наружной клетки корня. Корневые волоски представляют собой живые клетки с ядром, цитоплазмой, вакуолями и бесцветными пластидами. Их оболочка очень тонкая, покрыта слизью, которая растворяет соли.

Номер 9.

Почему одну из зон корня называют зоной всасывания?

Ответ:

Корневые волоски всасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными веществами. Поэтому участок корня, на котором находятся корневые волоски, принято называть зоной всасывания.

Номер 10.

Какие ткани различают в корнях растений?

Ответ:

В корнях растений представлены все пять типов тканей – проводящая, покровная, образовательная, основная, механическая.

Типы корневых систем

Все корни одного растения образуют корневую систему. Различают два типа корневых систем — стержневую и мочковатую . Корневую систему, в которой сильнее всех развит похожий на стержень главный корень, называют стержневой. Стержневую корневую систему имеет большинство двудольных растений, например щавель, морковь, свекла и др. .

Обычно стержневая корневая система хорошо видна только у молодых, выросших из семян двудольных растений. У многолетних растений (лютик, земляника, подорожник) часто главный корень отмирает, а от стебля отрастают придаточные корни.

Мочковатой называют корневую систему из придаточных и боковых корней. Главный корень у растений с мочковатой системой недостаточно развит или рано отмирает. Мочковатая корневая система характерна для однодольных растений пшеницы, ячменя, лука, чеснока и др.

Для того чтобы научиться различать типы корневых систем, выполните лабораторную работу.

Лабораторные работы

Стержневая и мочковатая корневые системы

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

2. Прочитайте в учебнике, какие корневые системы называют стержневыми, какие — мочковатыми.

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.

5. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие — двудольные.

6. Заполните таблицу.

При выращивании кукурузы, картофеля, капусты, томатов и других растений широко применяют окучивание, т. е. присыпают землей нижнюю часть стебля . Зачем это делают?

Новые понятия

ГЛАВНЫЙ, БОКОВЫЕ, ПРИДАТОЧНЫЕ КОРНИ. СТЕРЖНЕВАЯ И МОЧКОВАТАЯ КОРНЕВЫЕ СИСТЕМЫ

Ответьте на вопросы

1. Какие функции выполняет корень? 2. Какой корень называют главным, а какие — придаточными и боковыми? 3. Какие корневые системы называют стержневыми, а какие — мочковатыми? 4. Какое значение имеет окучивание растений?

Задания для самостоятельной работы

1. У комнатных растений колеуса и пеларгонии легко образуются придаточные корни

Осторожно срежьте несколько боковых побегов с 4—5 листьями. Удалите 2 нижних листа и поместите побеги в стаканы или банки с водой

Наблюдайте за образованием придаточных корней После появления корней посадите растения в горшочки с питательной почвой.

2. Прорастите семена редиса, гороха или фасоли и зерновки пшеницы. Они потребуются вам на следующем уроке.

Дополнительный материал

У пшеницы масса корней более чем в 100раз превышает массу надземных частей растения. Корни яблони проникают в почву на глубину 3—4 м, а в стороны от ствола расходятся на 15 м.

Корень

Корень — один из основных вегетативных органов листостебельных растений.

Корни выполняют две основные функции:

1) поглощают из почвы воду и полезные вещества, проводят их к стеблю;
2) закрепляют и удерживают растения в почве.

По типу происхождения и развития корни делятся на главные, боковые и придаточные (рис. 1). Главный корень развивается из зародышевого корешка семени. При прорастании семени он углубляется в почву. От главного корня отходят боковые корни. Они участвуют во всасывании воды и питательных веществ из почвы. Придаточные корни отрастают от стебля и листьев.

Рис.1 Корневая система растения

Подумайте!

При выращивании картофеля, томатов, кукурузы и других растений проводят окучивание – присыпают землей нижнюю часть стебля растения. Выскажите свое мнение: с какой целью применяют этот агроприем?

Ответ:

Главная цель проведения окучивания растений состоит в обеспечении оптимальных условий для их роста и развития. Основное преимущество этого агроприема заключается в укреплении нижней части стебля, что обеспечивает растению устойчивое вертикальное положение, способное выдержать нагрузку от ветров. Окучивание также позволяет создать дополнительный слой почвы, который задерживает влагу и обеспечивает лучшее питание растений

Это особенно важно в периоды засухи, когда растения могут страдать от недостатка влаги. Также окучивание помогает защитить растения от замерзания в холодное время года, создавая дополнительный слой укрытия

Этот метод также способствует более эффективному использованию пространства в саду или огороде, позволяя выращивать больше растений на площади.

Конец страницы

Переход на другие страницы

Информация на этой странице была полезной?

Rate this page

Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 4-5 классы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: