за 6 класс
-
Биология Алгоритм успеха
Рабочая тетрадь Сухова Т.С.
5-6 класс
-
Биология Алгоритм успеха
Рабочая тетрадь Пономарева И.Н.
6 класс
-
Биология
Рабочая тетрадь Пономарева И.Н.
6 класс
-
Биология Сфера жизни
Рабочая тетрадь Сонин Н.И.
6 класс
-
Биология
Н.Д. Лисов
6 класс
-
Биология
Пасечник В. В.
6 класс
-
Биология Живой организм
Н.И. Сонин
6 класс
-
Биология
Лабораторные и практические работы Лисов Н.Д.
6 класс
-
Биология
Рабочая тетрадь В.В. Пасечник
6 класс
-
Биология Алгоритм успеха
Т.С. Сухова
5-6 класс
-
Биология Линия жизни
Пасечник В. В.
5-6 класс
-
Биология Линия жизни
Рабочая тетрадь В.В. Пасечник
6 класс
-
Биология Школа 2100
Ловягин С.Н.
6 класс
-
Биология
Викторов В.П.
6 класс
-
Биология Живая природа
Сухова Т.С.
6 класс
-
Биология Живая природа
Рабочая тетрадь Сухова Т.С.
6 класс
-
Биология
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) Богданов Н.А.
6 класс
-
Биология
Тестовые задания Багоцкий С.В.
6 класс
-
Биология Алгоритм успеха
Пономарева И.Н.
6 класс
-
Биология Инновационная школа
Рабочая тетрадь Исаева Т.А.
6 класс
-
Биология Инновационная школа
Тетрадь для лабораторных работ Амахина Ю.В.
6 класс
-
Биология Инновационная школа
Исаева Т.А.
6 класс
-
Биология Школа 2100
Контрольные работы Ловягин С.Н.
6 класс
-
Биология Сферы
Тетрадь-практикум Сухорукова Л.Н.
5-6 класс
-
Биология Сферы
Тетрадь-тренажёр Сухорукова Л.Н.
5-6 класс
-
Биология Сферы
Тетрадь-экзаменатор Сухорукова Л.Н.
5-6 класс
-
Биология Сфера жизни
Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений Акперова И.А.
6 класс
-
Биология
Рабочая тетрадь Пасечник В.В.
6 класс
-
Биология Сфера жизни
Сонин Н.И.
6 класс
-
Биология Сферы
Сухорукова Л.Н.
5-6 класс
-
Биология
Рабочая тетрадь Лисов Н.Д.
6 класс
-
Биология Школа 2100
Задачник-практикум Ловягин С.Н.
6 класс
-
Биология
Сивоглазов В. И.
6 класс
-
Биология
Трайтак Д.И.
6 класс
-
Биология
Никишов А.И.
6 класс
-
Биология
Рабочая тетрадь Задорожный К.М.
6 класс
-
Биология
Рабочая тетрадь Андерсон О.А.
6 класс
-
Биология
Костиков И.Ю.
6 класс
-
Биология
Остапченко Л.И.
6 класс
-
Биология
Рабочая тетрадь Мечник Л.
6 класс
-
Биология Сфера жизни
Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений Акперова И.А.
6 класс
-
Биология Сфера жизни
Альбом проектов Сонин Н.И.
6 класс
-
Биология
В.И. Сивоглазов
6 класс
-
Биология Линейный курс
Рабочая тетрадь Пасечник В.В.
6 класс
-
Биология
Рабочая тетрадь В.И. Сивоглазов
6 класс
-
Биология
Рабочая тетрадь Н.Ф. Бодрова
6 класс
-
Биология Живой организм
Рабочая тетрадь Сонин Н.И.
6 класс
-
Биология
Рабочая тетрадь Бодрова Н.Ф.
6 класс
-
Биология Линейный курс
Пасечник В.В.
6 класс
-
Биология
Рабочая тетрадь Бодрова Н.Ф.
6 класс
-
Биология
А.В. Теремов
6 класс
-
Биология
Сборник задач и упражнений Демьянков Е.Н.
5-6 класс
-
Биология
Рабочая тетрадь В. И. Сивоглазов
6 класс
-
Биология Линия жизни
Проверочные работы Суматохин С.В.
6 класс
-
Биология Линия жизни
В. В. Пасечник
6 класс Базовый уровень
-
Биология Линия жизни
Рабочая тетрадь В. В. Пасечник
6 класс Базовый уровень
-
Биология Линейный курс
И.Н. Пономарёва
6 класс Базовый уровень
-
Биология
В.И. Сивоглазов
6 класс Базовый уровень
за 7 класс
-
Биология Сфера жизни
В.Б. Захаров
7 класс
-
Биология
В. В. Латюшин
7 класс
-
Биология
Тихомиров В.Н.
7 класс
-
Биология
Лабораторные и практические работы Хруцкая Т.В.
7 класс
-
Биология
Рабочая тетрадь Тихомиров В.Н.
7 класс
-
Биология Школа 2100
А.А. Вахрушев
7 класс
-
Биология
А.И. Никишов
7 класс
-
Биология Живая природа
Рабочая тетрадь Сухова Т.С.
7 класс
-
Биология
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) Артемьева Н.А.
7 класс
-
Биология Алгоритм успеха
Константинов В.М.
7 класс
-
Биология Алгоритм успеха
Рабочая тетрадь Суматохин С.В.
7 класс
-
Биология Инновационная школа
Тетрадь для лабораторных работ Ю.В. Амахина
7 класс
-
Биология Инновационная школа
Рабочая тетрадь Е.Т. Тихонова
7 класс
-
Биология Инновационная школа
Тихонова Е.Т.
7 класс
-
Биология Сферы
Тетрадь-экзаменатор Сухорукова Л.Н.
7 класс
-
Биология Сферы
Сухорукова Л.Н.
7 класс
-
Биология Сферы
Тетрадь-практикум Сухорукова Л.Н.
7 класс
-
Биология Сферы
Тетрадь-тренажёр Сухорукова Л.Н.
7 класс
-
Биология Алгоритм успеха
Пономарева И.Н.
7 класс
-
Биология Алгоритм успеха
Рабочая тетрадь Пономарева И.Н.
7 класс
-
Биология Живой организм
Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений Сысолятина Н.Б.
7 класс
-
Биология Сфера жизни
Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений Огородова Н.Б.
7 класс
-
Биология Сфера жизни
Рабочая тетрадь Захаров В.Б.
7 класс
-
Биология Живой организм
Рабочая тетрадь Захаров В.Б.
7 класс
-
Биология
Диагностические работы Латюшин В.В.
7 класс
-
Биология Живой организм
Сонин Н.И.
7 класс
-
Биология
Рабочая тетрадь Пятунина С.К.
7 класс
-
Биология Линия жизни
Пасечник В.В.
7 класс
-
Биология Линия жизни
Рабочая тетрадь Пасечник В.В.
7 класс
-
Биология
Лисов Н.Д.
7 класс
-
Биология Алгоритм успеха
Шаталова С.П.
7 класс
-
Биология
Соловьева А.Р.
7 класс
-
Биология
Сивоглазов В.И.
7 класс
-
Биология
Практические занятия Викторов В.П.
7 класс
-
Биология
Суматохин С.В.
7 класс
-
Биология Линейный курс
В.В. Пасечник
7 класс
-
Биология
Рабочая тетрадь В. В. Латюшин
7 класс
-
Биология
В.И. Сивоглазов
7 класс
-
Биология
Рабочая тетрадь Н.Ф. Бодрова
7 класс
-
Биология
Рабочая тетрадь Суматохин С.В.
7 класс
-
Биология
Рабочая тетрадь Вихренко А.С.
7 класс
-
Биология
Костиков И.Ю.
7 класс
-
Биология
Рабочая тетрадь Задорожный К.Н.
7 класс
-
Биология
Рабочая тетрадь И.П. Чередниченко
7 класс
-
Биология ОВЗ
Клепинина З.А.
7 класс Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
-
Биология ОВЗ
Рабочая тетрадь Клепинина З. А.
7 класс Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
-
Биология Линейный курс
Рабочая тетрадь Пасечник В.В.
7 класс
-
Биология
Теремов А.В.
7 класс
-
Биология
Рабочая тетрадь В. И. Сивоглазов
7 класс
-
Биология Линия жизни
Пасечник В.В.
7 класс Базовый уровень
-
Биология Линия жизни
Рабочая тетрадь В.В. Пасечник
7 класс Базовый уровень
-
Биология Линейный курс
Пономарева И.Н.
7 класс Базовый уровень
-
Биология УМК
Рабочая тетрадь Богданов Н.А.
7 класс
за 9 класс
-
Биология Сфера жизни
С.Г. Мамонтов
9 класс
-
Биология Живой организм
Сапин М.Р.
9 класс
-
Биология
В.В. Пасечник
9 класс
-
Биология
И. Н. Пономарева
9 класс
-
Биология
Т. М. Ефимова
9 класс
-
Биология Сферы
Л. Н. Сухорукова
9 класс
-
Биология
Лабораторные и практические работы Лисов Н.Д.
9 класс
-
Биология ОВЗ
Рабочая тетрадь Е. Н. Соломина
9 класс Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
-
Биология
Мащенко М.В.
9 класс
-
Биология
Практические работы Мащенко М.В.
9 класс
-
Биология
Рабочая тетрадь Т.А. Козлова
9 класс
-
Биология Линия жизни
Рабочая тетрадь В.В. Пасечник
9 класс
-
Биология
А.Г. Драгомилов
9 класс
-
Биология Линия жизни
Пасечник В.В.
9 класс
-
Биология Школа 2100
Вахрушев А.А.
9 класс
-
Биология
Теремов А.В.
9 класс
-
Биология
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) Богданов Н.А.
9 класс
-
Биология Сферы
Тетрадь-практикум Сухорукова Л.Н.
9 класс
-
Биология Сферы
Тетрадь-экзаменатор Сухорукова Л.Н.
9 класс
-
Биология Сферы
Тетрадь-тренажёр Сухорукова Л.Н.
9 класс
-
Биология Алгоритм успеха
Рабочая тетрадь Пономарева И.Н.
9 класс
-
Биология Алгоритм успеха
Рабочая тетрадь Маш Р.Д.
9 класс
-
Биология Алгоритм успеха
Рабочая тетрадь Сухова Т.С.
9 класс
-
Биология Живой организм
Тетрадь для лабораторных и практических работ Сысолятина Н.Б.
9 класс
-
Биология
Рабочая тетрадь Пасечник В.В.
9 класс
-
Биология Сфера жизни
Рабочая тетрадь Цибулевский А.Ю.
9 класс
-
Биология Живой организм
Рабочая тетрадь Н.И. Сонин
9 класс
-
Биология Живая природа
Сухова Т.С.
9 класс
-
Биология
Лабораторные работы Амахина Ю.В.
9 класс
-
Биология
Данилов С.Б.
9 класс
-
Биология
Рабочая тетрадь Никишов А.И.
9 класс
-
Биология
Сивоглазов В.И.
9 класс
-
Биология Линейный курс
Колесов Д.В.
9 класс
-
Биология
Остапченко Л.И.
9 класс
-
Биология
Асанов Н.Г.
9 класс
-
Биология
Борисов О.Л.
9 класс
-
Биология
В.Б. Захаров
9 класс
-
Биология
Рабочая тетрадь Н.Ф. Бодрова
9 класс
-
Биология ОВЗ
Соломина Е.Н.
9 класс Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
-
Биология
Рабочая тетрадь Е.К. Касперская
9 класс
-
Биология Линейный курс
Рабочая тетрадь Колесов Д.В.
9 класс
-
Биология
Рохлов В.С.
9 класс
-
Биология Инновационная школа
Рабочая тетрадь Новикова С.Н.
9 класс
-
Биология Линия жизни
В.В. Пасечник
9 класс Базовый уровень
Размножение лещины корневищной порослью (отдирками)
Этим методом пользуются для того, чтоб размножить или поновить лещину в природе. Лещиновый кустарник разрастается по кругу корневищами. Они формируются каждый год благодаря спящим почкам, которые находятся недалеко под поверхностью, а побеги корневища находятся на небольшом расстоянии от растения над землей. Поросль у лещины развивается через пару лет с момента высадки. У взрослого растения формируется всего 80-140 побегов корневищ. Чтоб размножить лещину этим способом, нужно отобрать двухлетние побеги по краям растения и отделить их от корневища. Чаще всего их корни слабенькие, поэтому рекомендуется посадить их на пару лет в школку, чтоб они доросли и сформировалась крона. Если лещина выращивается на садовом участке и не жалуется на уход, посадить можно сразу на постоянное место, по 2-3 растения в яму. Летом необходимо прорыхлить приствольный круг три раза. Осенью отпрыски можно выкопать и пересадить. При этом нужно сделать небольшие надрезы, чтоб появилась новая поросль и растение лучше прижилось.
за 11 класс
-
Биология
Маглыш С.С.
11 класс
-
Биология
Лабораторные и практические работы С.С. Маглыш
11 класс
-
Биология
Рабочая тетрадь Хруцкая Т.В.
11 класс
-
Биология
Рабочая тетрадь В.И. Сивоглазова
10-11 класс
-
Биология
Каменский А.А.
10-11 класс
-
Биология Живая природа
Каменский А.А.
11 класс Базовый уровень
-
Биология
А.В. Теремов
11 класс Углубленный уровень
-
Биология
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) Богданов Н.А.
11 класс
-
Биология
Захаров В.Б.
11 класс Углубленный уровень
-
Биология
Сивоглазов В.И.
11 класс
-
Биология
Теремов А.В.
11 класс
-
Биология Сферы
Сухорукова Л.Н.
10-11 класс Базовый уровень
-
Биология Сферы
Тетрадь-практикум Сухорукова Л.Н.
10-11 класс
-
Биология Сферы
Тетрадь-тренажёр Сухорукова Л.Н.
10-11 класс
-
Биология Сферы
Тетрадь-экзаменатор Сухорукова Л.Н.
10-11 класс
-
Биология Инновационная школа
Тетрадь для лабораторных работ Ю.В. Амахина
10-11 класс Базовый уровень
-
Биология
Балан П.Г.
11 класс
-
Биология
Рабочая тетрадь Агафонова И.Б.
11 класс Базовый уровень
-
Биология
Рабочая тетрадь Пасечник В.В.
10-11 класс Базовый уровень
-
Биология Алгоритм успеха
Пономарева И.Н.
11 класс Базовый уровень
-
Биология Линия жизни
Пасечник В.В.
11 класс Базовый уровень
-
Биология Алгоритм успеха
Рабочая тетрадь Пономарева И.Н.
11 класс Базовый уровень
-
Биология Школа 2100
Вахрушев А.А.
10-11 класс Базовый уровень
-
Биология
Каменский А.А.
11 класс Базовый уровень
-
Биология Линия жизни
Пасечник В.В.
11 класс Углубленный уровень
-
Биология Сферы
Сухорукова Л.Н.
11 класс Базовый уровень
-
Биология Алгоритм успеха
Пономарёва И.Н.
11 класс Углубленный уровень
-
Биология
Агафонова И.Б.
11 класс Базовый и углубленный уровень
-
Биология
Рабочая тетрадь О.В. Саблина
10-11 класс
-
Биология
Д.К. Беляев
11 класс
-
Биология
Дашков М.Л.
11 класс
-
Биология
Практикум Дымшиц Г.М.
10-11 класс Углубленный уровень
-
Биология
Бородин П.М.
11 класс Углубленный уровень
Как устроен онлайн-учебник по биологии
На этой странице вы найдете новый учебник по биологии за 5 класс Пасечника с готовыми домашними заданиями по каждой теме. Книга устроена так, что вам будет удобно найти каждый параграф и каждую страничку с домашним заданием и ответами. Нажимайте на кнопку, чтобы перейти к нужному разделу и открыть необходимую страницу. Авторы этой книги в удобной форме разместили нужные сведения по предмету:
- Теоретический материал по биологии за пятый класс.
- Правильные ответы к домашним заданиям.
- Примеры решений практических задач.
Кому пригодится этот учебник? Прежде всего – ребятам, которые выполняют домашнее задание по биологии и не знают, как приступить к задаче. На страницах книги школьники найдут подробное описание опыта, рекомендации по оформлению своей работы в школьной тетрадке, а также примеры домашних заданий. Используя наш решебник, вы проведете все научные опыты на отлично. Также пособие пригодится родителям, которые помогают детям выполнять домашнюю работу.
Опытные педагоги советуют детям вначале хорошо изучить теорию, прочитать заданный на уроке параграф, и только потом приступать к выполнению практики. В нашем решебнике вы найдете пример оформления своей практической работы, увидите, как это должно выглядеть в тетради.
Учебник нужен, прежде всего, учителям, ведь именно они первые берут его в руки, чтобы в соответствии с программой построить план урока. Это пособие написано авторским коллективом научных работников, в их числе: Пасечник В.В., Суматохин С.В., Гапонюк З.Г., Швецов Г.Г., год издания учебника: 2023. С этой книгой, дорогие учителя, вы легко подготовитесь к урокам биологии, в том числе к теоретической части и к практическим занятиям с детьми.
Школьная программа по биологии за 5 класс
- Клеточное строение организмов. Цитология — наука о клетке. Клетка – наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. Строение клетки под микроскопом.
- Многообразие организмов и их классификация: царства, типы, классы, отряды, семейства, роды, виды.
- Процессы питания, дыхания и транспорта веществ в жизнедеятельности организмов.
Эти темы могут быть сложными из-за необходимости усвоения большого количества новой информации, понимания сложных процессов, из-за использования новых терминов и понятий. Лабораторные работы и практика могут потребовать дополнительных усилий от учеников. На уроках школьники осваивают практические навыки изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация. В этой работе ребятам поможет решебник с ГДЗ, где можно посмотреть ход выполнения практической работы и правильно сделать домашнее задание.
Предмет Биология в 5 классе
В большинстве школ изучение этого предмета начинается с пятого класса. Программа по биологии – интересная и разнообразная, этот предмет развивает представления о живой природе, формирует у детей систему научных знаний о живых системах и организмах. Для успешного усвоения этой программы мы предлагаем ознакомиться с ГДЗ по биологии 5 класс учебник Пасечник, Суматохин, Гапонюк (Просвещение, 2023г.). Это книга, написанная коллективом опытных авторов в соответствии с ФГОС. Учебное пособие оценили учителя, которые используют его в своей ежедневной работе и одобрили его содержание.
Из предыдущей школьной программы дети уже знакомы с окружающим миром, а в 5 классе начинается углубленное изучение природы, организмов, закономерностях их строения и жизнедеятельности. Один из ключевых элементов учебного плана – понятие о роли биологической науки в практической деятельности людей. Учебник по биологии, который представлен на этой странице, написан полностью в соответствии со школьной программой по предмету. Он станет хорошим помощником в изучении теоретической части биологии и для решения практических задач. Он подходит в качестве решебника, с помощью которого можно сделать домашние задания и проверить правильность их выполнения.
Размножение лещины зелёными черенками
Этот способ также довольно сложный даже с установкой, что создает туман, при подогреве грунта или при стимулировании роста препаратами. Чтоб повысить укоренение, рекомендуется отбирать черенки без хлорофилловых пигментов, укрытых пленкой, не пропускающей свет. Черенки должны иметь три междоузлия. Срез в нижней части нужно сделать так, чтоб зона без пигментов оставалась снизу, а в верхней – выше почки, оставив зону до 3 мм.
Также можно взять черенки с двухлетней поросли, когда только начинают одревесневать побеги этого года (средина лета). Черенки необходимо нарезать с парой узлов, при этом срезы должны быть косыми. Далее лист нужно укоротить на половину, чтоб вода меньше испарялась. Сажают черенки в открытом грунте в почву из песчаного и торфяного грунта и поливают
Важно для посадки черенков правильно подобрать почвенную смесь – рыхлую с хорошей аэрацией и минимальным количеством питательных веществ. В такой почве корни легко разрастутся и получат необходимое количество кислорода
При этом важно опрыскивать 5 раз в день, а спустя полмесяца – 2 раза. Укореняемость спустя 4-5 лет увеличивается до 100%, если проводить укоренение черенков с ранее укорененных. Также улучается способность заживления прививок.
Лещи́на, или оре́шник (лат. Córylus ) — род деревянистых кустарников и деревьев семейства Берёзовые.
Описание
Лещины — листопадные кустарники, реже деревья, с простыми — круглыми или широкоовальными, довольно большими листьями. Форма листьев дала основание для русского названия — как туловище у рыбы леща. Образуют подлесок в широколиственных, смешанных и хвойных лесах.
Цветки однополые, однодомные. Мужские — собраны густыми цилиндрическими серёжками, располагающимися на коротких веточках, развиваются ещё осенью, перезимовывают и распускаются рано весной до появления листьев. Они сидят поодиночке в пазухах прицветников-чешуй; околоцветника не имеют совершенно и снабжены лишь двумя чешуйками. Тычинок 4 — иногда они раздвоены, как у обыкновенной лещины, так сильно, что кажется, будто их 8. Пыльники на верхушке имеют пучок волосков. Женские цветки собраны соцветиями в виде почек и сидят по два в пазухах прицветников. Каждый женский цветок имеет очень слабо развитый околоцветник. Завязь нижняя, двугнёздая, с одним яичком (семяпочкой) в каждом гнезде; столбик очень короткий с двумя рыльцами, в виде красных ниточек, которые весной высовываются из почки — соцветия.
Вследствие недоразвития одного яичка плод получается односемянный с деревянистым околоплодником — всем известный орех. Каждый орех окружён трубчатым надрезанным покровом, так называемой плюской (cupula), произошедшей из прицветника и двух прицветничков (предлистий) женского цветка. Семя без белка, с толстыми, богатыми маслом семядолями, которые при прорастании семени остаются в земле.
Размножение лещины семенами
Полученная лещина семенным способом зачастую во многом отличается от материнского кустарника, поэтому семенами размножают селекционеры для выведения новых сортов с лучшими качествами. Но при этом выращенная семенами лещина обладает высокой устойчивостью к холодам, быстрее приспосабливается к новым условиям и реже болеет. Для размножения рекомендуется отбирать большие орешки и предварительно обрабатывать керосином, чтоб уберечь от вредителей. До посева весной на протяжении пяти дней необходимо поместить семена в воду, после чего высушить и стратифицировать четыре месяца. Для стратификации семена помещают в песок при 0-5°С и каждые полмесяца мешают. После процедуры семена нужно поместить под слоем снега. Просев проводится рядочками (35×10см) на глубине около 6 см. Всхожесть в среднем 40-70%. Если посев проводится осенью, обязательно нужно замульчировать почвусухой листвой или мхом. За год они подрастут до 20-80 см.
Классификация
Известны около 20 (по другим данным около 15) видов Лещины, которые широко распространены в умеренных странах северного полушария:
- Corylus americana Walt. — Лещина американская — встречается на Востоке США и в Канаде.
- Corylus avellanaL. — Лещина обыкновенная, или Орешник — высокий кустарник, с серой корой на ветвях и с железисто-шершавыми молодыми веточками; листья у него очередные, коротко-черешчатые, округло-обратно-яйцевидные, снизу пушистые; плюска немного длиннее ореха, наверху раскрытая. Цветёт на юге в феврале, около Петербурга в конце апреля или начале мая. Орехи созревают в сентябре или октябре.
Распространён почти по всей Европе. Видовое название ‘avellana’ происходит от города Авеллано в Италии, бывшего при римлянах центром возделывания лещины. В Норвегии он доходит до 66°, затем северная граница его распространения спускается в юго-восточном направлении — идёт через южную Финляндию, Ленинградскую, Вологодскую, Кировскую область и Пермский край до 57° с.ш. Южная граница его проходит через Армению, Малую Азию, Алжир и Испанию. В культуре с древнейших времён.
Живёт до 90 лет. Применяется в декоративном садоводстве. Существует множество разновидностей, возникших в культуре.
- Corylus chinensis Franch. — Лещина китайская. Дико растёт в Китае.
- Corylus colurnaL. — Лещина древовидная, или турецкая, или медвежья, или медвежий орех. Дерево до 20 м высотой, с длинно-черешчатыми листьями; плюска двойная (двурядная), гораздо длиннее ореха, рассечена на тонкие, острые зубчатые доли, что придает растению в период плодоношения своеобразный вид. Беловато-серая кора отделяется пластинами. Дико растёт в Закавказье, Малой Азии и на Балканах. На территории России известны отдельные популяции на Северном Кавказе. Вид был внесён в Красную книгу СССР. В культуре с древнейших времен.
- Corylus cornutaMarsh. — Лещина рогатая. Дико растёт в восточной части Северной Америки. Обёртка цельная, трубчатая, плотно обтягивающая орех, густо щетинисто-волосистая, над орехом резко оттянутая в узкую, в 2-3 раза превышающую орех, опушённую трубку, чем и отличается от лещины обыкновенной. Внешне обёртка напоминает рог, что послужило поводом для видового названия растения.
- Corylus fargesii C.K.Schneid. — Лещина Фарже. Дико растёт в Китае.
- Corylus feroxWall. — Лещина гималайская. Дико растёт в Китае, Бутане, Индии, Сиккиме, Непале, Мьянме.
- Corylus heterophyllaFisch. ex Bess. — Лещина разнолистная, или азиатская. Встречается в Даурии, Амурской области, Китае, Корее и Японии. Листья с прямо срезанной верхушкой, обычно заканчивающейся тремя крупными зубцами. Шаровидные орехи до 1,5 см в диаметре с очень твёрдой, серо-опушённой скорлупой в плюске. Растение служит индикатором плодородия почвы.
- Corylus jacquemontii Decne. — Лещина Жакмона. Растёт в Гималаях.
- Corylus mandshuricaMaxim. — Лещина маньчжурская. Многоствольный кустарник до 4-5 м высотой, ветвящийся только в верхней части кроны. От лещины обыкновенной отличается трещиноватой корой, размерами и опущением обёртки ореха. Россия (Хабаровский и Приморский края), Северный Китай и Корея.
- Corylus maximaMill. — Лещина крупная, или Ломбардский орех. Родоначальник промышленных сортов ореха-фундука. Листья до 10-12 см. Малая Азия, Балканы.
- Corylus papyracea Hickel — Лещина бумажная
- Corylus ponticaK.Koch — Лещина понтийская. Малая Азия, Западное Закавказье. Орех крупный, округлый, немного приплюснутый, более 2 см в диаметре. Является родоначальником многих культурных сортов фундука. В культуре с древнейших времён.
- Corylus sieboldianaBlume — Лещина Зибольда
- Corylus tibeticaBatalin — Лещина тибетская
- Corylus wangii Hu. Китай.
- Corylus yunnanensis A.Camus — Лещина юньнанская. Китай.
Вариант 2
A1. Изучением грибов занимается наука
1) зоология
2) микология
3) ботаника
4) анатомия
А2. В клетках грибов отсутствует
1) ядро
2) цитоплазма
3) хлоропласт
4) наружная мембрана
А3. Плодовое тело грибов образуют
1) гифы
2) корни
3) плод с семенами
4) стебель с почками
А4. Дрожжевые грибы размножаются путем
1) половым
2) почкования
3) слияния ядер
4) оплодотворения
А5. Нити грибницы и корни растения вместе образуют
1) плодовое тело гриба
2) спороносную ткань растения
3) микоризу
4) споры гриба
А6. Плесень или белый налет на хлебе образует
1) шляпочный гриб
2) гриб мукор
3) дрожжи
4) бактерии
А7. Тело пекарских дрожжей состоит из
1) шляпки и ножки
2) тканей
3) одной клетки
4) почвенной грибницы
А8. Гриб спорынья, обитающий на злаках, питается
1) в процессе фотосинтеза
2) как симбиотический организм
3) как паразит
4) как хищник
А9. Гриб сыроежка является близкородственным организмом
1) пенициллу
2) мухомору
3) дрожжам
4) мукору
Б1. Верны ли следующие утверждения?
А. В состав клеточной оболочки грибов входит углевод хитин.Б. Заболевание стригущий лишай вызывают хемосинтезирующие бактерии.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения
Б2. Верны ли следующие утверждения?
А. Гифы трутовика произрастают в древесине деревьев.Б. Фитофтора представляет собой гриб, осуществляющий процесс фотосинтеза
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения
Б3. Выберите три верных утверждения. Представители царства грибов размножаются
1) спорами
2) семенами
3) частями мицелия
4) корнями
5) гаметами
6) почкованием
Б4. Выберите три верных утверждения. В состав шляпочного гриба входит
1) почвенная грибница
2) корни растения
3) шляпка плодового тела
4) корневище
5) ножка плодового тела
6) побег
Б5. Установите соответствие между особенностью жизнедеятельности организмов и их принадлежностью к царству живой природы.
ОСОБЕННОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А. Питаются путем заглатывания пищевых частиц
Б. Неограниченный рост у большинства организмов
В. Активное передвижение
Г. Питаются путем всасывания веществ
Д. Неподвижны, ведут прикрепленный образ жизни
ЦАРСТВО ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
1. Грибы
2. Животные
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Б6. У становите соответствие между видами шляпочных грибов и группами, к которым их относят.
ВИДЫ ШЛЯПОЧНЫХ ГРИБОВ
А. Подберезовик
Б. Сыроежка
В. Белый гриб
Г. Мухомор
Д. Подосиновик
ГРУППЫ
1. Трубчатые
2. Пластинчатые
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
В1. Задание на работу с рисунком 2.
А. Какой организм изображен на рисунке?
1) шляпочный гриб
2) дрожжи
3) пеницилл
4) сморчок
Б. Названный организм питается
1) образуя органические вещества на свету
2) расщепляя органические вещества
3) как паразит
4) как симбионт
В. Роль изображенного организма в хозяйственной деятельности людей заключается в том, что он
1) паразитирует на злаковых растениях
2) источник лекарства — антибиотиков
3) съедобный
4) ядовитый
Ответы на тест по биологии Отделы грибов 7 классВариант 1
А1-3
А2-1
А3-3
А4-3
А5-1
А6-1
А7-3
А8-1
А9-4
Б1. 3
Б2. 2
Б3. 145
Б4. 135
Б5. А2 Б1 В2 Г1
Б6. А2 Б1 В1 Г2
В1. А4 Б2 В1Вариант 2
А1-2
А2-3
А3-1
А4-2
А5-3
А6-2
А7-3
А8-3
А9-2
Б1. 1
Б2. 1
Б3. 136
Б4. 135
Б5. А2 Б1 В2 Г1 Д1
Б6. А1 Б2 В1 Г2 Д1
В1. А3 Б2 В2
Сельскохозяйственное применение
Лещина встречается в лиственных лесах и опушках северной гемисферы.
Из многих её видов для культуры имеют значение Coryllus avellana L. (Лещина обыкновенная), по преданию, вывезенная из Малой Азии римлянами (отсюда её название лат. Nux pontica ) и Coryllus tubulosa L. (Орех целльский, ломбардский или ламбертский). Разновидности последнего особенно распространены в Германии.
При культуре О. нужно избегать холодной тяжёлой почвы, в которой он плохо приносит плоды, и слишком сухой, где лучшие сорта вымерзают. Плодоношение О. значительно сильнее при посадках его правильными рядами (10—12 фт.), когда кусты и стволы О. открыты действию воздуха и солнца, а сами плантации легко доступны для обработки почвы, очищения её от сорных трав и для удобрения (навозом через 2 года). В местах же затенённых и при тесной посадке О. даёт тощий сбор плодов.
Размножается посевом лучших и вполне зрелых плодов, затем корневыми отпрысками, иногда ещё при помощи прививки в расщеп; копулировка и окулировка почти никогда не удаются.
Разводится О. обыкновенно в кустовой форме, самой естественной (необходимо удалять все излишние отпрыски); в других случаях, для увеличения его плодородия, придают пирамидальную форму, высокоствольную и шпалерную, причём в последнем случае простая пальметта наиболее пригодна.
При подрезке, которая производится довольно часто, чтобы удержать приданную О. форму, не трогают молодых веток, на которых развиваются главным образом мужские и женские цветки.
При хорошо исполненной посадке и правильном уходе О. держится здоровым и плодовитым в течение 20—30 лет, по истечении которых необходимо подмолаживание (срезка ствола и засыпка его новой плодородной землей), сохраняющее его опять на многие годы.
Главная доходность культуры О. — его плоды — орехи, цена которых колеблется у нас от 225 (простых) до 600 к. (фундуков) за пуд. Арендная плата за сбор ореха в лесах Феодосийского и Симферопольского уездов даёт свыше 150 000 р. Сбор орехов в Крыму при малом урожае доходит до 15—20 тыс. пудов, а при полном до 200-250 тыс. пудов. Доход с плантаций выше.
Плоды О. обыкновенно служат лакомством, лучшие сорта могут заменять миндаль: при больших же сборах часть О. идет на добывание масла, напоминающего миндальное, употребляемое для приправы пищи или приготовления пахучих масл. Выжимки идут в кондитерские.
Собираются орехи только вполне спелыми, иначе зёрна съеживаются и много теряют в своём вкусе; после сбора они освобождаются от плюсок, и затем тщательно просушиваются на воздухе.
Кроме плодов, О. полезен древесиной, дающей хороший уголь; расщеплённая на тонкие полосы, она употребляется для плетения корзин и решёт, молодые длинные стволы и отпрыски дают обручи. Наконец, обугленные тонкие веточки дают отличную чёрную черту, почему употребляются для рисования (угольный карандаш, fusain).
Враги О. многочисленны; наиболее вредны нападающие на плоды его. Сюда нужно причислить белку, ореховок и пёстрых дятлов, большого и среднего. Из жуков наиболее вредят О. сверлильщики (3 вида), самки которых кладут в неспелые плоды свои яички, а образующиеся из них личинки съедают зерно. Стряхиванием можно удалить многих жуков, которых вместе с опавшими орехами следует уничтожать. Паразитические грибки редко развиваются на сильных кустах.
Наиболее простую классификацию орехов приводит И. Дитрих; по ней орехи распадаются на три класса: 1) целльский О.: довольно крупный, с нетолстой хорошо выполненной скорлупой; по форме различается плоско округлый (сюда галльский, римский О.) и продолговатый (напр. итальянский полный, фрауэндорфский О); 2) ломбардский О.: длинный с мягкой скорлупой и нежным зерном (красный и белый ламбертский О., фильбертов О. и др.); 3) собственно лесной О.: скорлупа и внутренняя кожура твёрже, чем у предыдущих.