за 11 класс
-
Биология
Маглыш С.С.
11 класс
-
Биология
Лабораторные и практические работы С.С. Маглыш
11 класс
-
Биология
Рабочая тетрадь Хруцкая Т.В.
11 класс
-
Биология
Рабочая тетрадь В.И. Сивоглазова
10-11 класс
-
Биология
Каменский А.А.
10-11 класс
-
Биология Живая природа
Каменский А.А.
11 класс Базовый уровень
-
Биология
А.В. Теремов
11 класс Углубленный уровень
-
Биология
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) Богданов Н.А.
11 класс
-
Биология
Захаров В.Б.
11 класс Углубленный уровень
-
Биология
Сивоглазов В.И.
11 класс
-
Биология
Теремов А.В.
11 класс
-
Биология Сферы
Сухорукова Л.Н.
10-11 класс Базовый уровень
-
Биология Сферы
Тетрадь-практикум Сухорукова Л.Н.
10-11 класс
-
Биология Сферы
Тетрадь-тренажёр Сухорукова Л.Н.
10-11 класс
-
Биология Сферы
Тетрадь-экзаменатор Сухорукова Л.Н.
10-11 класс
-
Биология Инновационная школа
Тетрадь для лабораторных работ Ю.В. Амахина
10-11 класс Базовый уровень
-
Биология
Балан П.Г.
11 класс
-
Биология
Рабочая тетрадь Агафонова И.Б.
11 класс Базовый уровень
-
Биология
Рабочая тетрадь Пасечник В.В.
10-11 класс Базовый уровень
-
Биология Алгоритм успеха
Пономарева И.Н.
11 класс Базовый уровень
-
Биология Линия жизни
Пасечник В.В.
11 класс Базовый уровень
-
Биология Алгоритм успеха
Рабочая тетрадь Пономарева И.Н.
11 класс Базовый уровень
-
Биология Школа 2100
Вахрушев А.А.
10-11 класс Базовый уровень
-
Биология
Каменский А.А.
11 класс Базовый уровень
-
Биология Линия жизни
Пасечник В.В.
11 класс Углубленный уровень
-
Биология Сферы
Сухорукова Л.Н.
11 класс Базовый уровень
-
Биология Алгоритм успеха
Пономарёва И.Н.
11 класс Углубленный уровень
-
Биология
Агафонова И.Б.
11 класс Базовый и углубленный уровень
-
Биология
Рабочая тетрадь О.В. Саблина
10-11 класс
-
Биология
Д.К. Беляев
11 класс
-
Биология
Дашков М.Л.
11 класс
-
Биология
Практикум Дымшиц Г.М.
10-11 класс Углубленный уровень
-
Биология
Бородин П.М.
11 класс Углубленный уровень
Каково значение плаунов, хвощей и папоротников?
Папоротникообразные выполняют следующие функции:
— Средообразующая. Среди папоротникообразных обитают мелкие животные (жуки, улитки, черви), гнездятся некоторые виды птиц. В зарослях водных папоротников рыбы откладывают икру; там прячутся мальки и водные беспозвоночные.
— Фотосинтезирующая. Папоротникообразные, как и все растения, выделяют в атмосферу кислород и забирают из неё углекислый газ.
— Источник пищи. Некоторые виды папоротникообразных (орляк, страусник, молодые побеги хвоща) могут употребляться в пищу лосями, оленями, водоплавающими птицами и даже людьми.
— Использование в фармацевтике. Из папоротника щитовника изготавливают противопаразитарные препараты. Из спор плауна делают детскую присыпку, в народной медицине споры также применяют для заживления ран, ожогов, обморожений. Из побегов хвоща полевого изготавливают кровоостанавливающие и мочегонные средства.
— Использование в металлургии. В металлургии используют порошок из спор плауна. Формы для литья посыпают порошком, изготовленным из этих спор. При сгорании спор образуется слой газов, благодаря которому детали не прилипают к стенкам. Побеги хвоща раньше использовали для шлифовки металлических изделий. Они жёсткие из-за особых волокон, и в них содержится кремнезём (оксид кремния).
Стоит также упомянуть, что именно благодаря папоротникообразным в природе возник каменный уголь – горючее полезное ископаемое.
Кому будет полезен сборник
Принято считать, что сборником пользуются только двоечники — но это не так. Пособие «ГДЗ Русский язык 5 класс Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Кулибаба И.И., Григорян Л.Т. 1,2 часть ФГОС (Просвещение)» призвано помочь следующим категориям пользователей:
- Ученикам, обучающимся в дистанционном формате;
- Тем, кто испытывает трудности в усвоении материала по данному предмету;
- Школьникам, готовящимся к различным видам тестов и контрольных работ;
- Родителям, оказывающим помощь детям в учебе и нуждающимся в вспомогательных материалах, чтобы освежить свои знания по школьной программе.
Ключевыми особенностями данного издания являются удобство использования, подробные и понятные пояснения к каждому упражнению, а также значительная экономия времени пользователя. Эти особенности обеспечивают успешное освоение материала даже для учеников, которые отстают от программы.
за 5 класс
-
Биология Алгоритм успеха
Рабочая тетрадь Сухова Т.С.
5-6 класс
-
Биология Алгоритм успеха
Рабочая тетрадь Корнилова О.А.
5 класс
-
Биология Алгоритм успеха
Пономарева И.Н.
5 класс
-
Биология
В.В. Пасечник
5 класс
-
Биология Алгоритм успеха
Т.С. Сухова
5-6 класс
-
Биология Линия жизни
Пасечник В. В.
5-6 класс
-
Биология Линия жизни
Рабочая тетрадь В.В. Пасечник
5 класс
-
Биология Живая природа
Т.С. Сухова
5 класс
-
Биология
Ловягин С.Н.
5 класс
-
Биология Живая природа
Рабочая тетрадь Сухова Т.С.
5 класс
-
Биология
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) Богданов Н.А.
5 класс
-
Биология Живой организм
Плешаков А.А.
5 класс
-
Биология Сфера жизни
Тесты Сонин Н.И.
5 класс
-
Биология
Сонин Н.И.
5 класс
-
Биология Сфера жизни
Рабочая тетрадь Сонин Н.И.
5 класс
-
Биология Сфера жизни
Н. И. Сонин
5 класс
-
Биология Живой организм
Рабочая тетрадь Н. И. Сонин
5 класс
-
Биология Инновационная школа
Рабочая тетрадь Новикова С.Н.
5 класс
-
Биология Инновационная школа
Плешаков А.А.
5 класс
-
Биология Сферы
Тетрадь-практикум Сухорукова Л.Н.
5-6 класс
-
Биология Сферы
Тетрадь-тренажёр Сухорукова Л.Н.
5-6 класс
-
Биология Сферы
Тетрадь-экзаменатор Сухорукова Л.Н.
5-6 класс
-
Биология Школа 2100
Задачник-практикум Ловягин С.Н.
5 класс
-
Биология Живой организм
Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений Сысолятина Н.Б.
5 класс
-
Биология
Рабочая тетрадь Пасечник В.В.
5 класс
-
Биология Живой организм
Тетрадь для оценки качества знаний Кириленкова В.Н.
5 класс
-
Биология Сферы
Сухорукова Л.Н.
5-6 класс
-
Биология
Сивоглазов В.И.
5 класс
-
Биология
Трайтак Д.И.
5 класс
-
Биология
Никишов А.И.
5 класс
-
Биология
Рабочая тетрадь Сивоглазов В.И.
5 класс
-
Биология УМК
Тесты Н. А. Богданов
5 класс
-
Биология
Рабочая тетрадь Н.Ф. Бодрова
5 класс
-
Биология
В.И. Сивоглазов
5 класс
-
Биология Линейный курс
Пасечник В.В.
5 класс
-
Биология Линейный курс
Рабочая тетрадь Пасечник В.В.
5 класс
-
Биология
Рабочая тетрадь Бодрова Н.Ф.
5 класс
-
Биология УМК
Тесты В.В. Пасечник
5 класс
-
Биология
Мансурова С.Е.
5 класс
-
Биология
Сборник задач и упражнений Демьянков Е.Н.
5-6 класс
-
Биология Линия жизни
Пасечник В.В.
5 класс Базовый уровень
-
Биология Линия жизни
Рабочая тетрадь В.В. Пасечник
5 класс Базовый уровень
-
Биология Линейный курс
И.Н. Пономарёва
5 класс Базовый уровень
-
Биология
Рабочая тетрадь И.Н. Пономарёва
5 класс Базовый уровень
-
Биология
В.И. Сивоглазов
5 класс Базовый уровень
-
Биология УМК
Рабочая тетрадь Богданов Н.А.
5 класс
Строение папоротников
Внешний вид папоротника
Папоротники можно встретить не только на суше, но и в воде. Они встречаются по всему земному шару. Их размеры варьируются от нескольких миллиметров до 20 метров!
Листья папоротника называются вайи (от греческого байон «пальмовая ветвь»). Они практически представляют из себя нечто среднее между листом и веткой.
Изначально вайи были не листьями, а побегами. У древних споровых растений были обычные ветки с листьями, но в ходе эволюции эти ветки видоизменились, став более плоскими и увеличив фотосинтезирующую поверхность.
Вайя папоротника
У них есть важная особенность: на обратной стороне листа папоротника можно увидеть тёмные пятнышки, которые иногда ошибочно принимают за семена. Но у папоротников не бывает семян, они размножаются спорами.
Но ведь споры микроскопические, почему же их так легко увидеть на листе папоротника? Дело в том, что эти тёмные пятна – не споры, а нечто вроде мешочков, содержащих множество спор. Они называются спорангии.
Размножение папоротников
Когда споры созревают, они разлетаются, и из них вырастает половое поколение папоротника. Оно совсем не похоже на привычный нам папоротник и представляет собой маленькую пластинку, похожую на чешуйку, заросток. После оплодотворения на заростке развивается знакомый нам папоротник, с корневищем и вайями, на нижних частях которых будут созревать новые споры.
Рисунок 1. Схема размножения папоротника
Изучите внешнее строение папоротника. Рассмотрите форму и окраску корневища; форму, размеры и окраску вай.
Показать возможный ответ
Скрыть
Папоротник обладает большим коричневым корневищем, представляющим из себя подземный побег, от которого отходят тонкие придаточные корни. Листья у папоротника светло-зелёные, сильноразрезанные, они называются вайи. Размер вай взрослого растения от 20 до 70 см.
Рассмотрите бурые бугорки на нижней стороне вай. Как их называют? Что в них развивается? Каково значение спор в жизни папоротника?
Показать возможный ответ
Скрыть
Бурые бугорки на нижней стороне вай называются спорангии. В них развиваются споры, то есть микроскопические клетки, из которых развивается следующее поколение папоротника.
Как думаете, почему многие виды папоротников, также являясь споровыми растениями, в отличие от мхов могут достигать значительных размеров?
Показать ответ
Скрыть
В отличие от мхов, папоротники – более развитые растения. Строение папоротников сложнее. У них есть полноценная корневая система (а не ризоиды, как у мхов), и эта система позволяет укрепить растение в грунте и получать из почвы питательные вещества и воду в достаточном объёме. Кроме того, благодаря проводящим тканям эти питательные вещества доходят до всех частей растения, в том числе удалённых от корней. У мхов нет проводящей ткани, и для них это невозможно.
Также у папоротников развита и механическая ткань. Она делает растение гибким и прочным, способным выдерживать сильный ветер и другие неблагоприятные факторы окружающей среды.
Рисунок 2. Строение спороносящего папоротника
{"questions":,"items":}}}]}
Как образовался каменный уголь?
Каменный уголь начал образовываться ещё в палеозойскую эру. Древние папоротникообразные растения, погибая, падали на сырую, болотистую землю и их заносило илом. Образовывался торф – рыхлая осадочная порода, в которой растения разлагались только частично. Веками отложения торфа наслаивались друг на друга, перекрывая нижним слоям доступ к кислороду, увеличивая давление.
При повышенном давлении и высокой температуре в угленосной толще происходило постепенное изменение её химического состава и молекулярного строения.
Горение каменного угля
{"questions":[{"content":"Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растениям.<br />Папоротник – это `choice-1` споровое растение, так как у него есть отдельные `choice-5`<br />Это стебель, листья, корневище и `choice-15`<br />А также потому, что он размножается `choice-28`","widgets":{"choice-1":{"type":"choice","options":,"answer":},"choice-5":{"type":"choice","options":,"answer":},"choice-15":{"type":"choice","options":,"answer":},"choice-28":{"type":"choice","options":,"answer":}}},{"content":"Сравните папоротники с мхами. Найдите признаки сходства и различия. Какие растения – папоротники или мхи – имеют более сложное строение? Докажите это. `grouper-62`","widgets":{"grouper-62":{"type":"grouper","labels":,"items":,,]}},"step":1,"hints":},{"content":"Совместите названия папоротникообразных с описанием их строения.`matcher-168`","widgets":{"matcher-168":{"type":"matcher","labels":,"items":}}}]}