§ 4. среды обитания организмов

Гдз биология 5-6 класс пасечник, суматохин, калинова, гапонюк - учебник

Среда обитания

Каждый организм обитает в определённой среде. Всё то, что окружает живое существо, называют средой обитания. На Земле существует четыре основные среды обитания, освоенные и заселённые организмами. Это водная, наземно-воздушная, почвепная и, наконец, организмеппая (среда, образуемая самими живыми организмами).

Каждая среда обитания имеет свои особенные условия жизни, к которым организмы приспосабливаются. Этим объясняется большое многообразие живых организмов на нашей планете.

Вода служит средой обитания для многих организмов (рис. 6). Из воды они получают всё, что необходимо им для жизни. Водные организмы очень разнообразны, но все их особенности строения и приспособления определяются физическими и химическими свойствами воды.

Вода обладает выталкивающей силой. Это свойство позволяет многим организмам парить в толще воды. К ним относятся как мелкие растения и животные, так и достаточно крупные организмы, например медузы. Активные пловцы (рыбы, дельфины, киты и др.) имеют обтекаемую форму тела, а конечности в виде плавников или ласт. Многие водные организмы ведут малоподвижный или даже прикреплённый образ жизни, например коралловые полипы.

Вода способна накапливать и удерживать тепло, поэтому в воде не бывает таких резких колебаний температуры, как на суше.

Животные заселили всю толщу воды, вплоть до самых глубоких океанских впадин. Растения живут только в верхних слоях воды, куда проникает солнечный свет.

Большое значение для водных организмов имеет солевой состав воды.

Похожие ГДЗ

ГДЗ учебник биология 5 класс В. В. Пасечник

ГДЗ учебник биология 6 класс Пасечник В. В.

ГДЗ Рабочая тетрадь биология 6 класс Пасечник В. В.

ГДЗ Рабочая тетрадь биология 6 класс В. В. Пасечник

ГДЗ Рабочая тетрадь биология 5 класс В. В. Пасечник

ГДЗ Рабочая тетрадь биология 5 класс Пасечник В. В.

ГДЗ Тесты биология 5 класс В. В. Пасечник

ГДЗ Проверочные работы биология 6 класс Суматохин С. В.

ГДЗ Рабочая тетрадь биология 5 класс В. В. Пасечник базовый уровень

ГДЗ учебник биология 5 класс Пасечник В. В.

ГДЗ учебник биология 6 класс Пасечник В. В.

ГДЗ учебник биология 5 класс Пасечник В. В. базовый уровень

ГДЗ Рабочая тетрадь биология 5 класс Пасечник В. В.

ГДЗ Рабочая тетрадь биология 6 класс Пасечник В. В.

ГДЗ учебник биология 6 класс В. В. Пасечник базовый уровень

ГДЗ Рабочая тетрадь биология 6 класс В. В. Пасечник

Биология – это важная и увлекательная наука, которая вызывает интерес у подавляющего большинства школьников. В течение пятого и шестого класса ребята будут осваивать материал о растительном мире нашей планеты. Некоторые подростки, считая данную дисциплину довольно легкой, относятся к ней без должного внимания. В скором времени это выльется в достаточно серьезные проблемы. Избежать подобной ситуации учащимся позволит качественная подготовка к урокам и добросовестное выполнение домашнего задания. Сделать это намного быстрее им поможет разработанное квалифицированными методистами онлайн-сборник.

Зачем применять ГДЗ по биологии за 5‐6 класс учебник Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С., Гапонюк З. Г. (Просвещение)

На страницах справочника школьники найдут подробные ответы ко всем номерам. А особо сложные задания дополнены пояснительными комментариями, облегчающими понимание теоретического материала. Этим вопросом задаются многие. Но ответ однозначен – стоит. Двоечники, которые и так не будут заниматься, сэкономят время. А вот остальным ребятам пособие поможет:

  • выполнить домашнее задание без ошибок; разобраться с трудными моментами; повторить уже пройденный ранее материал; подготовиться к тесту, устному ответу или олимпиаде.

Работа с пособием вернет школьникам уверенность в своих силах. Они научатся самостоятельно справляться с номерами, где необходимо ответить на вопрос, заполнить таблицу или описать строение клетки. Чтобы значительно углубить знания по предмету, мало просто списать ключи из ГДЗ. Школьники должны ответственно подойти к процессу. Первым делом выполнить все упражнения самостоятельно. Потом открыть онлайн-решебник, чтобы сверить результаты. Ошибки проанализировать и исправить. Только так у подростков получится прийти к желаемому результату: хорошим знаниям и высоким отметкам. Не стоит забывать и об удобной навигации на сайте, позволяющей найти нужный номер и ответ к нему всего за несколько секунд. При верном и ответственном подходе справочник может заменить даже дорогостоящего репетитора. С его помощью школьники подтянут как знания, так и отметки. Обязательно присмотритесь к сайту с готовыми домашними заданиями!

Оцените решебник:

2225

ГДЗ учебник биология 5 класс В. В. Пасечник

Что такое решебник по биологии за 5‐6 класс учебник Пасечник

ГДЗ Биология 5 — 6 класс Линия Жизни Пасечник.

08.02.2018 20:31:49

2018-02-08 20:31:49

Любые данныеЛюбые данные Любые данные Любые данные

Наземно-воздушная среда

Наземно-воздушная среда более сложна и разнообразна, чем водная. Большое значение для живущих в ней организмов имеют свойства и состав воздуха. Воздух менее плотный, чем вода. Поэтому наземным обитателям труднее поддерживать своё тело в пространстве, чем водным. Для этого им необходимы специальные приспособления: животным — крепкий скелет (наружный или внутренний), растениям — сильные корни.

Температура воздуха может меняться очень быстро и на больших пространствах, поэтому живущие на суше организмы имеют различные приспособления, позволяющие выдерживать резкие перепады температуры.

Важное значение для наземных организмов имеет химический состав воздуха. Поэтому загрязнение воздуха оказывает отрицательное воздействие на живые организмы

У наземных организмов, живущих в условиях различной влажности, также выработались специальные приспособления.

Биология

§ 4. Среды обитания организмов

  1. Что такое биосфера?
  2. Какие среды обитания организмов вам известны?

Среды обитания организмов. Средой называют всё то, что окружает живое существо в природе. На Земле существуют четыре основные среды обитания, освоенные и заселённые организмами. Это наземно-воздушная среда, водная, почвенная, и, наконец, одни живые организмы могут являться средой обитания для других (рис. 10). Каждая из этих сред имеет свои специфические условия жизни. Каждый живой организм приспосабливается к среде обитания и к специфическим условиям жизни, в которых ему приходится существовать.

Этим объясняется большое многообразие живых организмов на нашей планете.

Наземно-воздушная среда более сложна и разнообразна по сравнению с другими средами (см. рис. 10).

Рис. 10. Среды обитания организмов

Наибольшее значение для живущих в ней организмов имеют свойства и состав воздушных масс. Плотность воздуха гораздо ниже плотности воды, поэтому у наземных организмов сильно развиты опорные ткани — внутренний и наружный скелет.

Температура воздуха может меняться очень быстро и на больших пространствах, поэтому живущие на суше организмы имеют многочисленные приспособления, позволяющие выдерживать резкие перепады температуры.

Важное значение для наземных организмов имеет химический состав воздуха. Поэтому загрязнение воздуха оказывает негативное воздействие на организмы

У наземных организмов, живущих в условиях различной влажности, также выработались специальные приспособления.

Вода служит средой обитания для многих организмов (рис. 11). Из воды они получают всё, что необходимо им для жизни. Водные организмы очень разнообразны, но все их особенности строения и приспособления определяются физическими и химическими свойствами воды.

Рис. 11. Обитатели водной среды

Вода обладает выталкивающей силой, её плотность больше, чем у воздуха. Это свойство позволяет многим организмам парить в толще воды. К ним относятся как множество мелких растений и животных, так и достаточно крупные организмы, например медузы. У активных пловцов (рыбы, дельфины, киты и др.), как правило, обтекаемая форма тела, а конечности в виде плавников или ласт. Многие водные организмы ведут малоподвижный или даже прикреплённый образ жизни, например коралловые полипы.

Вода способна накапливать и удерживать тепло, в связи с этим в воде не бывает таких резких колебаний температуры, как на суше.

Животные заселили всю толщу воды, вплоть до самых глубоких океанских впадин. Растения живут только в верхних слоях воды, куда проникает солнечный свет.

Большое значение для водных организмов имеет солевой состав воды.

Почва — верхний рыхлый плодородный слой суши (рис. 12). Она состоит из неорганических веществ — минеральных веществ, воды и воздуха, а также содержит много органического вещества — остатки растений и животных, продукты их разложения (перегной). В почве обитают бактерии, грибы, черви, насекомые и их личинки и даже такие крупные животные, как кроты и землеройки (см. рис. 12).

Рис. 12. Обитатели почвы:
1 — простейшие; 2 — дождевые черви; 3 — проволочники; 4 — мелкие членистоногие (клещи, коллемболы, лжескорпионы); 5 — грибы; 6 — нематоды; 7 — личинки насекомых

Огромную роль играет почва в жизни растений. Почва обладает особым свойством — плодородием, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности. Чем больше в почве минеральных веществ и перегноя, тем она плодороднее. От плодородия почвы зависит урожай возделываемых культур.

Почва постепенно истощается из-за того, что каждый урожай уносит из почвы какое-то количество минеральных веществ. Чтобы восполнить их содержание, в почву вносят органические и минеральные удобрения.

Тела живых организмов могут служить средой обитания для других организмов (рис. 13). Условия жизни внутри другого организма характеризуются большим постоянством по сравнению с жизнью в других средах. Поэтому организмы, находящие себе место в теле растений или животных, часто полностью утрачивают органы и даже системы органов, необходимые свободноживущим видам. Об этих взаимоотношениях организмов вы узнаете, далее изучая биологию.

Рис. 13. Организм как среда обитания

Вопросы

  1. Какие среды обитания живых организмов вы знаете?
  2. Какие свойства характерны для водной среды обитания?
  3. Почему считают, что наземно-воздушная среда более сложная и разнообразная, чем водная?
  4. Что такое почва?
  5. Какова роль почвы в жизни растений?
  6. В чём состоят основные особенности организмов, использующих тела других организмов как среду обитания?
  7. Какие вы знаете организмы, живущие внутри других организмов? Ощущали ли вы влияние таких обитателей на себе?

Самостоятельная работа с ответами к учебнику В.В. Пасечника

Среды обитания живых организмов

Выберите верный вариант ответа
Вопрос 1. Что не является отдельной средой обитания?

вода организм почва воздух
Вопрос 2. Какая группа организмов не встречается в воде?

малоподвижные животные активные пловцы летающие в толще воды прикрепленные организмы
Вопрос 3. Какое животное не живет в воде?

лжескорпион морской еж черепаха морской конек
Вопрос 4. Какая среда жизни более сложная и разнообразная?

нет верного ответа наземная водная почвенная
Вопрос 5. Что не характеризует почву как среду обитания?

накопление и удерживание влаги поддержание постоянной температуры способность обеспечивать организмы питанием создание универсальных условий для жизни
Вопрос 6. Почему растения не встречаются на большой глубине?

там нет света вода выталкивает их на поверхность растения очень любят воздух их поедают животные
Вопрос 7. Почему водные животные могут плавать?

вода легкая животные имеют плавники вода обладает выталкивающей силой вода затягивает на дно
Вопрос 8. Кто не живет в почве?

актиния дождевой червь нематода жужелица
Вопрос 9. Какой из организмов относится к паразитам?

скат таракан клещ многоножка
Отметьте верные утверждения

Загрязнение воздуха оказывает влияние на наземные организмы Почва является самой благоприятной средой жизни Урожай полностью зависит от природного плодородия почвы Качество почвы определяется ее плодородием Часто паразитические виды утрачивают некоторые свои органы Условия жизни внутри другого организма почти постоянны Пространство, окружающее организм называется средой обитания Воздух может накапливать и удерживать тепло Водная среда самая плотнаяОтметьте верные варианты ответов !Правильные ответы доступны при прохождении теста на сайте !

Почва

Почва — верхний рыхлый слой суши. Она состоит из неживых (косных) неорганических веществ (минеральных веществ, воды и воздуха), а также содержит много живого (биологического) органического вещества (остатки растений и животных, продукты их разложения — перегной). В почве обитают бактерии, грибы, черви, насекомые и их личинки и даже такие крупные животные как кроты и землеройки (рис. 7). Поэтому почву называют биокосным природным образованием.

Под действием окружающей среды почва непрерывно изменяется. Вода от дождей и снегов растворяет минеральные вещества; погибшие животные и растения пополняют почву органическими остатками.

Огромную роль играет почва в жизни растений. Почва обладает особым свойством — плодородием, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности. Чем больше в почве минеральных веществ и перегноя, тем она плодороднее. От плодородия почвы зависит урожай возделываемых культур.

Почва постепенно истощается из-за того, что каждый урожай уносит из почвы какое-то количество минеральных веществ. Чтобы восполнить их содержание, в почву вносят органические и минеральные удобрения. Подробнее об удобрениях вы узнаете в § 25.

Среды обитания живых организмов

Выберите верный вариант ответаВопрос 1. Что не является отдельной средой обитания?
вода организм почва воздух
Вопрос 2. Какая группа организмов не встречается в воде?
малоподвижные животные активные пловцы летающие в толще воды прикрепленные организмы
Вопрос 3. Какое животное не живет в воде?
лжескорпион морской еж черепаха морской конек
Вопрос 4. Какая среда жизни более сложная и разнообразная?
нет верного ответа наземная водная почвенная
Вопрос 5. Что не характеризует почву как среду обитания?
накопление и удерживание влаги поддержание постоянной температуры способность обеспечивать организмы питанием создание универсальных условий для жизни
Вопрос 6. Почему растения не встречаются на большой глубине?
там нет света вода выталкивает их на поверхность растения очень любят воздух их поедают животные
Вопрос 7. Почему водные животные могут плавать?
вода легкая животные имеют плавники вода обладает выталкивающей силой вода затягивает на дно
Вопрос 8. Кто не живет в почве?
актиния дождевой червь нематода жужелица
Вопрос 9. Какой из организмов относится к паразитам?
скат таракан клещ многоножка
Отметьте верные утверждения

Почва

Почва — верхний рыхлый слой суши. Она состоит из неживых (косных) неорганических веществ (минеральных веществ, воды и воздуха), а также содержит много живого (биологического) органического вещества (остатки растений и животных, продукты их разложения — перегной). В почве обитают бактерии, грибы, черви, насекомые и их личинки и даже такие крупные животные как кроты и землеройки (рис. 7). Поэтому почву называют биокосным природным образованием.

Под действием окружающей среды почва непрерывно изменяется. Вода от дождей и снегов растворяет минеральные вещества; погибшие животные и растения пополняют почву органическими остатками.

Огромную роль играет почва в жизни растений. Почва обладает особым свойством — плодородием, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности. Чем больше в почве минеральных веществ и перегноя, тем она плодороднее. От плодородия почвы зависит урожай возделываемых культур.

Почва постепенно истощается из-за того, что каждый урожай уносит из почвы какое-то количество минеральных веществ. Чтобы восполнить их содержание, в почву вносят органические и минеральные удобрения. Подробнее об удобрениях вы узнаете в § 25.

Тела организмов

Тела многих организмов могут служить жизненной средой для других организмов. Жизнь внутри другого организма характеризуется большим постоянством по сравнению с жизнью в окружающей среде. Поэтому организмы, находящие себе место в теле растений или животных, часто полностью утрачивают органы и даже системы, необходимые свободноживущим видам. Об этих взаимоотношениях организмов вы узнаете, изучая биологию.

Моя лаборатория

Чтобы лучше усвоить учебный материал, научись правильно работать с текстом учебника. В этом тебе поможет памятка «Как работать с текстом учебника».

1. Прочитайте название параграфа. Оно отражает его главное содержание.

2. Прочитайте вопросы перед текстом параграфа. Постарайтесь на них ответить. Это поможет вам лучше понять текст параграфа.

3. Прочитайте вопросы в конце параграфа. Они помогут выделить наиболее важный материал параграфа.

4. Прочитайте текст, мысленно разбейте его на смысловые единицы, составьте план.

5. Проведите сортировку текста (новые термины и определения выучите наизусть, основные положения запомните, умейте их доказывать и подтверждать примерами).

6. Кратко перескажите параграф.

Новые понятия

Среда обитания: водная, наземновоздушная, почвенная, организменная

Ответьте на вопросы

1. Какие среды обитания живых организмов вы знаете?

2. Какие свойства характерны водной среде обитания?

3. Почему считают, что наземно-воздушная среда более сложна для обитания, чем водная?

4. Что такое почва? Каких обитателей почвы вы знаете?

5. Какова роль почвы в жизни растений?

6. В чём состоят основные особенности организмов, использующих тела других организмов как среду обитания?

ПОДУМАЙТЕ!

Почему организмы, обитающие в наземно-воздушной среде, более многообразны, чем обитающие в водной?

Наземно-воздушная среда

Наземно-воздушная среда более сложна и разнообразна, чем водная. Большое значение для живущих в ней организмов имеют свойства и состав воздуха. Воздух менее плотный, чем вода. Поэтому наземным обитателям труднее поддерживать своё тело в пространстве, чем водным. Для этого им необходимы специальные приспособления: животным — крепкий скелет (наружный или внутренний), растениям — сильные корни.

Температура воздуха может меняться очень быстро и на больших пространствах, поэтому живущие на суше организмы имеют различные приспособления, позволяющие выдерживать резкие перепады температуры.

Важное значение для наземных организмов имеет химический состав воздуха. Поэтому загрязнение воздуха оказывает отрицательное воздействие на живые организмы

У наземных организмов, живущих в условиях различной влажности, также выработались специальные приспособления.

Тела организмов

Тела многих организмов могут служить жизненной средой для других организмов. Жизнь внутри другого организма характеризуется большим постоянством по сравнению с жизнью в окружающей среде. Поэтому организмы, находящие себе место в теле растений или животных, часто полностью утрачивают органы и даже системы, необходимые свободноживущим видам. Об этих взаимоотношениях организмов вы узнаете, изучая биологию.

Моя лаборатория

Чтобы лучше усвоить учебный материал, научись правильно работать с текстом учебника. В этом тебе поможет памятка «Как работать с текстом учебника».

1. Прочитайте название параграфа. Оно отражает его главное содержание.

2. Прочитайте вопросы перед текстом параграфа. Постарайтесь на них ответить. Это поможет вам лучше понять текст параграфа.

3. Прочитайте вопросы в конце параграфа. Они помогут выделить наиболее важный материал параграфа.

4. Прочитайте текст, мысленно разбейте его на смысловые единицы, составьте план.

5. Проведите сортировку текста (новые термины и определения выучите наизусть, основные положения запомните, умейте их доказывать и подтверждать примерами).

6. Кратко перескажите параграф.

Новые понятия

Среда обитания: водная, наземновоздушная, почвенная, организменная

Ответьте на вопросы

1. Какие среды обитания живых организмов вы знаете?

2. Какие свойства характерны водной среде обитания?

3. Почему считают, что наземно-воздушная среда более сложна для обитания, чем водная?

4. Что такое почва? Каких обитателей почвы вы знаете?

5. Какова роль почвы в жизни растений?

6. В чём состоят основные особенности организмов, использующих тела других организмов как среду обитания?

ПОДУМАЙТЕ!

Почему организмы, обитающие в наземно-воздушной среде, более многообразны, чем обитающие в водной?

Среда обитания

Каждый организм обитает в определённой среде. Всё то, что окружает живое существо, называют средой обитания. На Земле существует четыре основные среды обитания, освоенные и заселённые организмами. Это водная, наземно-воздушная, почвепная и, наконец, организмеппая (среда, образуемая самими живыми организмами).

Каждая среда обитания имеет свои особенные условия жизни, к которым организмы приспосабливаются. Этим объясняется большое многообразие живых организмов на нашей планете.

Вода служит средой обитания для многих организмов (рис. 6). Из воды они получают всё, что необходимо им для жизни. Водные организмы очень разнообразны, но все их особенности строения и приспособления определяются физическими и химическими свойствами воды.

Вода обладает выталкивающей силой. Это свойство позволяет многим организмам парить в толще воды. К ним относятся как мелкие растения и животные, так и достаточно крупные организмы, например медузы. Активные пловцы (рыбы, дельфины, киты и др.) имеют обтекаемую форму тела, а конечности в виде плавников или ласт. Многие водные организмы ведут малоподвижный или даже прикреплённый образ жизни, например коралловые полипы.

Вода способна накапливать и удерживать тепло, поэтому в воде не бывает таких резких колебаний температуры, как на суше.

Животные заселили всю толщу воды, вплоть до самых глубоких океанских впадин. Растения живут только в верхних слоях воды, куда проникает солнечный свет.

Большое значение для водных организмов имеет солевой состав воды.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 4-5 классы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: