ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. Какое значение для организмов имеет длина светового дня?2. Какие сезонные изменения происходят в жизни растений?3. Почему организмы размножаются в наиболее благоприятный сезон?4. Какие приспособления к перенесению неблагоприятных условий существуют у животных?5. Что такое миграция?6. Приведите примеры животных, которые впадают в зимнюю спячку.
Ответ:
1. Длина светового дня является сигналом приближения весны, лета, осени или зимы. Сигнальное значение свидетельствует о предстоящих изменениях в природе.
2. Во время зимнего периода травянистые растения подвергаются адаптации для выживания в холодных условиях. Большая часть стеблей и листьев отмирает, чтобы избежать повреждений от низких температур и морозов. Вместо этого, растения сохраняют запас питательных веществ в виде подземных органов, таких как корни, клубни, корневища или луковицы.
Эти подземные органы содержат запасы углеводов, жиров и других питательных веществ, которые могут быть использованы растениями в следующем вегетативном периоде. Деревья и кустарники также приспосабливаются к зимним условиям. Они сбрасывают листья из-за сокращенного периода фотосинтеза и замедления обмена веществ. Это позволяет им сохранить энергию и защититься от заморозков.
Когда зимние условия проходят и наступает весна, травянистые растения и деревья возобновляют свою активность, растут новые стебли, листья и цветы, и вновь начинают фотосинтезировать и обмениваться веществами.
3. Главная причина обусловлена необходимостью приспособить связанные с размножением энергозатраты к наиболее благоприятному времени года с точки зрения погоды, наличия пищи и воды, отсутствию паразитов и хищников.
4. Основными приспособлениям являются линька, спячка и миграции.
5. Миграция – это переселение животных на значительные расстояния, вызванное изменениям условий существования.
6. В зимнюю спячку впадают барсуки, сурки, медведи, ежи, лягушки.
Почему длина светового дня является важнейшим фактором сезонных изменений в жизни организмов?
Ответ:
Любые изменения в длине светового дня вызывают чувствительную реакцию живой природы, поскольку они являются сигналом о приближающихся сезонных изменениях в окружающей среде.
Конец страницы
Переход на другие страницы
Информация на этой странице была полезной?
Rate this page
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!
Ответы к стр. 4
1. Допишите предложения.
Биология — наука, которая изучает все проявления жизни (строение и жизнедеятельность организмов, их многообразие, сообщества, связи с окружающей средой, законы исторического и индивидуального развития).
Живые организмы на нашей планете обитают на суше, в воде, в почве, в воздухе.
Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли — биосферу (от греческих слов «биос» — жизнь и «сфера» — шар).
2. Современная биология — система наук о живой природе. Изучив материал параграфа и рисунок 2 в учебнике, заполните схему.
3. Рассмотрите в учебнике рис.3 «Границы биосферы». Запишите свои предположения о том, что может ограничивать распространение жизни на Земле за пределами указанных границ биосферы.
С появлением живых организмов и их распространением появилась особая оболочка Земли – биосфера (от греч. биос – жизнь и сфера – шар). Биосфера включает нижние слои атмосферы, гидросферу, почву, верхний слой литосферы.
Верхняя граница распространения жизни определяется озоновым экраном – слоем газа озона на высоте 15-20 км. Он задерживает губительные для живых организмов ультрафиолетовые лучи солнца. В океанах живые организмы встречаются на дне впадин даже на глубине 10-11 км. В литосфере жизнь (бактерии) местами проникает на глубину до трех и более километров.
Биосфера – не только область распространения жизни, но и результат деятельности живых организмов на нашей планете.
Между всеми оболочками Земли (сферами) и ее живыми обитателями существует тесная связь. Живые организмы обитают в гидросфере, нижних слоях атмосферы и верхней части литосферы. Область планеты, в которой существует жизнь, называют биосферой.
Живые организмы распространены в биосфере неравномерно. Наименьшее разнообразие и многочисленность наблюдается на границе между литосферой, гидросферой, атмосферой, то есть на поверхности Земли (в почве), в верхних слоях вод океанов и морей.
В пределах биосферы сложились наиболее благоприятные условия для живых организмов: достаточное количество воды, кислорода, углекислого газа, минеральных веществ, благоприятный температурный режим, защита от губительных космических излучений.
4 Рассмотрите в учебнике рис.2 «Схема пищевой цепи». Предложите свой вариант пищевой цепи.
Ёж – уж – растение – лягушка – насекомое
5 С какими областями практической деятельности человека связана наука биология?
Ёж – уж – растение – лягушка – насекомое
6 Сделайте вывод о том, почему биологию можно считать наукой будущего.
Ёж – уж – растение – лягушка – насекомое
7 Изучив инструкцию на с 9 учебника, составьте план параграфа «Биология –наука о живой природе».
Ёж – уж – растение – лягушка – насекомое
Следующая → |
Отличия живого от неживого
На первый взгляд отличить живое от неживого просто, но это не совсем так. Живые организмы состоят из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы. Некоторые объекты неживой природы, например кристаллы поваренной соли, могут расти. В то же время есть живые организмы, которые могут длительное время находиться в состоянии покоя (например, семена растений). В этот период проявления их жизнедеятельности незаметны, что делает их похожими на неживые объекты. Что же объединяет всё живое и отличает его от неживой природы?
Каждый живой организм состоит из клеток (исключение составляют вирусы). Тела неживой природы (за исключением отмерших организмов) клеточного строения не имеют. Есть организмы, состоящие из одной клетки (например, бактерии, одноклеточные животные, некоторые водоросли и грибы), другие образованы большим количеством клеток (например, цветковые растения, многоклеточные животные).
Все живые организмы сходны по химическому составу, то есть состоят из одних и тех же химических соединений.
Всем организмам для жизни необходимо поступление энергии извне. Главным источником энергии для всех обитателей нашей планеты является Солнце. Энергию Солнца способны улавливать зелёные растения. Они преобразуют поглощённую энергию солнечных лучей в химическую энергию созданных ими органических веществ. Зелёные растения можно сравнить с естественными «химическими лабораториями». Поедая зелёные растения, другие организмы получают необходимые им вещества и энергию.
Питание и дыхание являются характерной особенностью всех живых организмов, поскольку обеспечивают их необходимыми веществами и энергией. В свою очередь, организмы выделяют в окружающую их среду продукты своей жизнедеятельности. Таким образом, необходимое условие существования живых организмов — обмен веществ с окружающей средой.
Живые организмы способны воспринимать воздействия окружающей среды и определённым образом на них реагировать. Это явление называют раздражимостью. Для всех живых организмов характерны рост и развитие, то есть в процессе жизни организмы увеличивают свои размеры и массу. Способность воспроизводить себе подобных — важнейшее свойство живых организмов. Это явление называют размножением. Совокупность всех этих свойств характерна только для живых организмов.
Новые понятия
Царства: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Обмен веществ. Раздражимость. Размножение.
Ответьте на вопросы
1. Какие царства живых организмов вы знаете?
2. Чем отличаются живые организмы от неживых объектов?
3. Какое значение для существования жизни на Земле имеет способность организмов к размножению?
Выполните задания
Используя памятку § 1. «Моя лаборатория» составьте план параграфа.
ПОДУМАЙТЕ!
Какое значение для жизни на нашей планете имеют зелёные растения?