Конспект урока в 4 классе «синонимы, антонимы, омонимы»

Синонимы

Многообразие лексики русского языка определяется наличием синонимов. Слов, которые одни и те же предметы, признаки и действие называют по-разному.  Используя синонимы, можно одно и то же сообщение выразить разными словами.

Например: Ребенок проснулся и заплакал. – Малыш пробудился и зарыдал. Или: Путешественники организовали отдых. – Странники устроили привал.  

Отметим, что общий смысл предложений первой и второй групп одинаков, но выражен различными словами, но эти взаимозаменяемые слова относятся к одинаковым частям речи. Таким образом, синонимы – это слова одной и той же части речи, которые имеют разное звучание и написание, но одинаковое или близкое по смыслу лексическое значение. 

Слово «синоним» заимствовано из греческого языка, происходит от слова – «συνώνυμος», что переводится как – «одноименный».

Появление синонимов в русском языке обусловлено разными причинами. Основных четыре: заимствование, словообразование, переосмысление, проникновение слов из диалектной, профессиональной, жаргонной лексики.  

Все синонимы по значению можно разделить на группы. 

Первую составляют абсолютныесинонимы – одинаковые по лексическому значению и по экспрессивной (эмоциональной) окраске: бегемот – гиппопотам. 

Ко второй относятся – стилистическиесинонимы. По значению они одинаковы, но по стилю изложения – разные: петух – кочет.

Третья группа – смысловыесинонимы: ярость — гнев. 

Четвертая – синонимы, имеющие одинаковые корни: неинтересный – безынтересный.

Кроме того, существуют синонимы-фразеологизмы (синтаксические синонимы): дать маху – ошибиться, бездельничать – бить баклуши.

Синонимы образуют синонимический ряд, совокупность синонимов во главе с доминантой – (стилистически нейтральным словом): лентяй, лодырь, бездельник, лоботряс. 

Примеры синонимов

  • Абсолютный — совершенный;                       
  • бизнес — дело;                                                  
  • вариант — разновидность;                           
  • габариты — размеры;                                    
  • диалог — беседа;                                          
  • егоза – непоседа;                                             
  • ёжик – бобрик;                                                    
  • жадина – скряга;                                              
  • злой – сердитый;                                            
  • имидж — образ;                                               
  • комфорт — удобство;                                   
  • ликвидация — уничтожение;                         
  • модель — образец;                                          
  • натуральный — естественный;  
  • оригинал — подлинник;   
  • прогноз — предсказание; 
  • реформа — преобразование; 
  • секретный — тайный; 
  • томаты — помидоры; 
  • успех – удача;  
  • форум — собрание; 
  • хобби — увлечение; 
  • чудесный – волшебный;
  •  шоу – увлечение; 
  • щедрый – изобильный;  
  • эксклюзивный — исключительный; 
  • юриспруденция — правоведение;           
  • ябеда — доносчик. 

Работать с огоньком – работать, засучив рукава; бить баклуши – гонять лодыря.

Омонимы

Омо́нимы – слова одинаковые по написанию и звучанию, но имеют разное значение.

Термин имеет греческие корни, образован от слов: «òμός» – «одинаковый» и «όμονα» – «имя». Своим появлением в русском языке омонимы обязаны заимствованию из других языков, случайному совпадению, потерей смысловой связи, историческому изменению, сленговому образованию. Все эти процессы этапы исторического развития и обогащения русского языка.

Омонимы делятся на подгруппы. Различают две подгруппы –

  1. полные омонимы. Полные относятся к одной части речи, совпадают по звучанию и написанию: гранатовые сок – гранатовый браслет; гибкий лук – горький лук; крепкий брак – брак в работе.
  2. неполные омонимы. Неполные – это
    • омографы,
    • омофоны,
    • омоформы.  

Все термины греческого происхождения, в них присутствует общее – «ὁμός» «одинаковый» и другие слова «γράφω» – «пишу», «φωνή» – «голос», «μορφή» – «форма». То есть, эти слова можно заменить русскими выражениями: «одинаковые по написанию», «одинаковые по звучанию», «одинаковые по форме»: за́мок (рыцаря) — замо́к (дверной); груздь (гриб) — грусть (печаль); не моя вина – бокал вина.

Омонимы
  • песчаная коса – девичья коса;
  • зеленый лук – охотничий лук;
  • птичья клетка – нервная клетка;
  • яркий свет – выход в свет;
  • студеный ключ – железный ключ.
Омоформы
  • ели кашу – зеленые ели;
  • стеклянная банка – остановиться около банка;
  • утолить жажду – жажду увидеть тебя;
  • печь пироги – горячая печь.
Омофоны
  • высокий балл – выпускной бал;
  • обет молчания – вкусный обед;
  • лесной гриб – заразный грипп.
Омографы
  • мало счастья – платье мало;
  • жаркое утро – вкусное жаркое;
  • кончик уха – уха из окуня;
  • постели на диване – лежать в постели.

Синонимы, антонимы и омонимы широко используются носителями русского языка. Они усиливают выразительность речи, придают ей красочность и неповторимость.

Смотри также:

  • Лексическое значение слова
  • Группы слов по происхождению и употреблению
  • Лексический анализ

Времена глаголов

Кончились вьюги и метели. Прилетели грачи. На полях растаял снег.
Ярче греет солнце. Набухают почки на деревьях. Летят на родину певчие птицы.
Скоро все кругом зазеленеет. Расцветет душистая сирень. Лес будет звенеть от птичьих голосов.

Ответ:
Греет (что делает?), набухают (что делают?), летят (что делают?).

Ответ:
Кончились (что сделали?), прилетели (что сделали?), растаял (что сделал?).

Ответ:
Зазеленеет (что сделает?), расцветет (что сделает?), будет звенеть (что делать?).

Русский язык 3 класс учебник Канакина, Горецкий 2 частьГДЗ по русскому языку 3 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть — стр 112

Русский язык 3 класс учебник Канакина, Горецкий 2 частьГДЗ по русскому языку 3 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть — стр 110

Учебник Канакина 4 класс. ЧАСТЬ 1:

Учебник Канакина 4 класс. ЧАСТЬ 2:

Учебник авторов Канакина, Горецкий 4 класса разработан таким образом, чтобы дети при выполнении заданий по русскому языку задействовали свою память, аналитические и творческие способности. Это помогает в достижении цели не просто заучивания, а усвоения и понимания материала. Наш решебник, словно ракета, позволяет выполнять упражнения на более высоком качественном уровне и получать от них максимальный эффект.

В привычном понимании гдз Канакина 4 класс используют исключительно родители для контроля выполнения домашних заданий и недобросовестные ученики. На самом деле их педагогическая суть кроется в том, чтобы обучить детей работать самостоятельно, объективно оценивать свои знания, восполнять пробелы и исправлять недочеты. Они оказывают огромную помощь тем, кто по какой-либо причине пропустил занятия и пытается освоить тему без учителя.

Чтобы изучая русский язык не возникало проблем в усвоении новых тем, необходимо дома повторно прорабатывать подобные упражнения и перечитывать правила. В этом помогут правильные ответы к 1 и 2 частям учебника, которые позволят выявить чему было уделено недостаточно внимания и какие вопросы вызывают трудности.

Прочитайте. Определите, сколько здесь предложений.

Здесь 8 предложений.

Спишите, разделяя запись на предложения и вставляя пропущенные буквы в окончания глаголов. Укажите число глаголов.

В траве трещат кузнечики. Скрипит жук. Воркуют дикие голуби. Стучат по деревьям дятлы. Пищат рябчики. Жужжит золотая пчёлка. Поют певчие дрозды. Трещит сойка.

Назовите глаголы, которые передают звуки, издаваемые птицами и насекомыми.

Трещат, скрипит, воркуют, стучат, пищат, жужжит, поют, трещит.

Спишите. Объясните написание выделенных орфограмм.

Край неба алеет. Светлеет воздух, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. Потемнели на полях дороги, посинел на реке лёд.

Выделенные орфограммы относятся к безударным гласным. Чтобы написать слова правильно, нужно подобрать проверочное однокоренное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

Алеет – алый, светлеет – светлый, яснеет – ясный, белеет – белый, зеленеют – зелень, зеленый, потемнели – темный, посинел – синий.

Назовите глаголы, которые передают цвета окружающих предметов. Укажите число глаголов.

Алеет (ед. ч.), светлеет (ед. ч.), белеет (ед. ч.), зеленеют (мн. ч.), посинел (ед. ч.).

Звуко-буквенный разбор слова

Слово край. В слове 1 слог: край. Ударение падает на букву «а».

Вывод: в слове 1 слог, 4 буквы и 4 звука.

1. Предложение: Светлеет воздух, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля.

2. О чем говорится в предложении? (О воздухе, о небе, о тучках, о полях). В предложении слова воздух, небо, тучки, поля отвечают на вопрос что? Значит, слова воздух, небо, тучки, поля — подлежащие.

3. Что говорится о подлежащих, о воздухе, о небе, о тучках, о полях? (Светлеет, яснеет, белеют, зеленеют). Слова светлеет, яснеет, белеют, зеленеют отвечают на вопросы что делает? что делают? (Воздух (что делает?) светлеет, небо (что делает?) яснеет, тучки (что делают?) белеют, поля (что делают?) зеленеют). Значит, слова светлеет, яснеет, белеют, зеленеют — сказуемые.

4. Подлежащие (воздух, небо, тучки, поля) и сказуемые (светлеет, яснеет, белеют, зеленеют) — главные члены предложения.

5. В предложении нет словосочетаний.

Прочитайте. Объясните название стихотворения.

Такое название потому что как будто весна приходит не сама по себе, а по велению рыб.

Запишите по памяти. Проверьте себя. Укажите число глаголов.

Дружно ударились (мн. ч.)

И на реке начался (ед. ч.) ледоход.

Разбор слова по составу

Публикация «Конспект урока в 4 классе „Синонимы, антонимы, омонимы“» размещена в разделах

  • Многозначные слова, омонимы
  • Начальная школа. 1-4 классы
  • Начальная школа. 4 класс
  • Школа. Материалы для школьных педагогов
  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018

— определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

— различать синонимы, антонимы, омонимы

— подбирать к словам синонимы, антонимы, омонимы

Метапредметные:

— понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока

— высказывать и обосновывать свое мнение

— осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками

— сличать способ действия и его результат с эталоном

Личностные:

— уважительно относиться к русскому слову

Межпредметные связи: чтение (обогащение словарного запаса)

Ресурсы урока : учебник Канакина «Русский язык»

Эффективность готовых ответов по русскому языку за 4 класс учебник Канакина В. П., Горецкий В. Г. (Просвещение)

Этот решебник считается лучшим, так как неоднократно доказывал свою эффективность на практике. Уже после первого применения сборника с ответами учащиеся добивались положительных результатов. Но для того чтобы достичь наилучших результатов, четвероклассникам необходимо регулярно выполнять домашние задания, активно работать на уроках и, конечно же, обращаться за помощью к ГДЗ издательства «Просвещение». На сегодняшний день лучшего пособия просто не найти. В справочнике собраны верные ответы ко всем номерам из основного учебника. Эту книгу выбирают многие. На это есть несколько причин:

  • удобная навигация по номеру страницы;
  • адаптирован под любые устройства: планшет, телефон, компьютер;
  • полнота изложения материала;
  • работает в режиме онлайн круглосуточно.

С этой книгой ребенок научится самостоятельно справляться с трудностями. Это поможет ему сосредоточиться, к примеру, на самой контрольной работе, а не ждать каждый раз помощи извне. Когда ребята работают в классе, им не кажутся некоторые задания сложными, ведь рядом есть учитель, который всегда подскажет верный ответ и подведет учащегося к результату. Дома дела обстоят иначе. Порой, даже самый легкий номер может показаться невыполнимым. Чтобы перестать волноваться и сосредоточиться на самом упражнении, специалисты рекомендуют всегда держать под рукой онлайн-шпаргалки. Тогда ребенок в спокойной домашней обстановке сможет решить самостоятельно все свои проблемы. А родители не будут больше переживать за успеваемость малыша.

Антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы

В зависимости от своего лексического значения все слова русского языка делятся еще на несколько групп. Ты часто встречаешься с ними, но не знаешь, как они называются.

Давай разберемся.

В русском языке много слов-синонимов. Синонимы – это слова одинаковые или близкие по значению. Они нужны для того, чтобы не повторяться и сделать речь более насыщенной и яркой. Чем больше синонимов знает человек, тем точнее он может выражать свои мысли.

Например, добросовестный ученик – прилежный, старательный и усердный.

Подбери синонимы к следующим словам:

Вот что у тебя должно было получиться:

Подбери недостающее слово.

Верно, теплая.

Для противопоставления друг другу предметов, признаков или действий используются слова-антонимы.

Подбери антонимы к словам:

Проверь себя:

А теперь посмотри на картинки к словам. Что в них интересного?

Верно, разные предметы обозначаются одним и тем же словом. Такие слова называются омонимами.

Посмотри примеры омонимов на картинке. Составь с ними предложения.

Например:

Мне под ноги упал осиновый лист. – Для проверочной работы каждому ученику выдали чистый лист.

Я повернул ручку и открыл дверь. – Мама купила Васе зеленую ручку.

Замок открывается старым ключом. – Дедушка поехал на ключ за чистой водой.

Есть еще одна группа слов, которая делает нашу речь более выразительной. Это – фразеологизмы.

Например, фразеологизмы могут быть такими:

Скорей всего, и ты, и твои родители, и друзья употребляете такие устойчивые выражения в своей речи, но даже не замечаете этого

Попробуй обратить на это свое внимание

Сегодня ты узнал про слова то, что всегда знал, но не задумывался об этом. Поэтому тест будет для тебя несложным заданием.

Слово, лексическое значение слова

Слово имеет важное значение в нашей речи. Именно с помощью слов мы можем рассказать о себе, о другом человеке, о каком-то событии или вещи

Слова помогают точно описать все, что находится и происходит вокруг.

Вспомни, что могут обозначать слова?

Верно, слова обозначают предметы, признаки предмета и его действия.

Это значит, что каждое слово что-нибудь знает, по-другому можно сказать так: каждое слово имеет лексическое значение.

Посмотри на картинку. Назови слова, изображенные здесь – сначала предметы, затем признаки этих предметов, а потом их действия.

Верно, книга – красная – лежит, глобус – круглый – стоит и т.д.

Винительный падеж одушевлённых имён существительных

Номер 267.

Прочитайте. Запишите данные имена существительные в именительном, родительном, винительном падежах. Выделите падежные окончания.

Ответ:

И. п (есть) (кто?) белки, волки, мыши; (что?) книги, дома, вещи
Р. п. (нет) (кого?) белок, волков, мышей; (чего?) книг, домов, вещей
В. п. (вижу) (кого?) белок, волков, мышей; (что?) книги, дома, вещи

  • Какие имена существительные и в каких падежных формах имеют одинаковые окончания?
  • Как определить падеж имён существительных с одинаковыми окончаниями?

Ответ:

Номер 268.

Прочитайте.

     1. Зимой не увидишь2 в лесу медведей, барсуков, ежей, что спят всю зиму. 2. У лесных мышей не хватает зимой лесных запасов. Они бегут из норок от горноста́ев3, ла́сок, хорько́в. 3. В лесу появилась большая полярная сова. Она охотится на птиц, белок и зайцев.4 4. Что за чудо? Трескучий2 мороз, а в гнезде птенчики. Это парочка клестов-еловиков вывела зимой птенцов.

По В. Бианки.

  • Какой темой можно объединить данные предложения? Найдите имена существительные в родительном и винительном падежах и объясните, как их различить.
  • Спишите третью группу предложений. Над именами существительными во множественном числе укажите падеж.

Ответ:

Данные предложения можно объединить темой «Зимняя жизнь животных и птиц».
     Неодушевлённые имена существительные в родительном и винительном падежах отвечают на разные вопросы: чего? что?
     К одушевлённым именам существительным в родительном и винительном падежах мы задаём одинаковые вопросы: нет кого? вижу кого?
     Чтобы различить родительный и винительный падежи одушевленных имён существительных, нужно воспользоваться приёмом подстановки существительного 1-го склонения единственного числа и по окончанию определить падеж.

В лесу появилась большая полярная сова. Она охотится на птиц (В. п.), белок (В. п.) и зайцев (В. п.).

Разбор слов по составу:

увидишь, трескучий.

Разбор слова как части речи:

(от) горностаев — сущ. (от кого?), н. ф. — горностай, нариц., одуш., м. р., 2-е скл., в Р. п., во мн. ч., вт. чл.

Разбор по членам предложения:

Устно:
Она охотится на птиц, белок и зайцев.4

  1. Читаю предложение.
  2. Нахожу подлежащее, подчёркиваю одной чертой: Она охотится на птиц, белок и зайцев.
  3. Нахожу сказуемое, подчеркиваю двумя чертами: Она охотится на птиц, белок и зайцев.
  4. Называю грамматическую основу предложения: Она охотится.
  5. Нахожу второстепенные члены, которые поясняют подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член. Для этого задаю вопросы. Подчёркиваю второстепенные члены, обозначаю связь стрелками.
  6. Называю словосочетания: охотится (на кого?) на птиц, охотится (на кого?) на белок, охотится (на кого?) на зайцев.
    В предложении три словосочетания.

Даю характеристику предложения по цели высказывания, интонации, наличию грамматических основ и второстепенных членов предложения:
Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнено однородными членами.

Запишем разбор в тетрадь:

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнено однородными членами)Словосочетания: охотится (на кого?) на птиц, охотится (на кого?) на белок, охотится (на кого?) на зайцев.

Номер 269.

Прочитайте.

     Маленькие сосенки, держащие на ветках белые комья, напоминают играющих в снежки ребятишек.

Е. Русаков.

Не правда ли, красивое предложение?! Спишите предложение. Укажите падеж выделенных имён существительных.

Ответ:

Я согласен, что предложение очень красивое. Автор использовал художественно-выразительные средства (метафору, сравнение), чтобы оно получилось таким эмоциональным.
Маленькие сосенки (И. п.), держащие на ветках белые комья (В. п.), напоминают играющих в снежки (В. п.) ребятишек (Р. п.).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 4-5 классы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: