Страница 115. Глаголы. Обобщение
Упр. 243. Прочитайте выразительно.
Будьте добры ко всем, кто слабей. Пусть не боится вас воробей. Согрейте котёнка, погладьте щенка И мотылька не сгоните с цветка. Не обижайте и мошкары. Не забывайте, будьте добры! Л. Яхнин
• Какова главная мысль этих строк? Определите вид предложений по интонации и цели высказывания.• Поставьте вопросы к глаголам. Выпишите глаголы с частицей не. Как пишется не с глаголами? Подчеркните в глаголах изученные орфограммы.
Ответ к упражнению № 243
Упр. 244. Прочитайте.
Хорошая книжка привыкла к почтению. И тот получает пятёрку по чтению, Кто с детства любитель большой почитать И книжки, как старших, привык почитать. Я. Козловский
• Какие слова произносятся одинаково? А чем они различаются? Определите лексическое значение этих слов.• Выпишите глаголы в таком порядке:глаголы, у которых нельзя определить форму времени и числа;глагол, который изменяется по лицам и числам;глаголы, которые в единственном числе изменяются по родам.
Ответ
Как определить спряжение глагола?
|
Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по их неопределённой форме. Ко II спряжению относятся:
К I спряжению относятся:
|
191. Прочитайте памятку «Как определить спряжение глагола?». Какие глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению? ко II спряжению?
192. Прочитайте. Объясните, как определить спряжение глаголов по неопределённой форме.
Клеить, читать, слышать, зеленеть, просить, веять, дружить, видеть, думать, рыть.
Образец рассуждения. Глагол клеить оканчивается на -ить, значит, это глагол II спряжения. Глагол читать оканчивается на -ать, значит, это глагол I спряжения. Глагол слышать оканчивается на -ать (глаголы на -ать относятся к I спряжению), но слышать является глаголом-исключением, поэтому относится ко II спряжению.
193. Прочитайте ещё раз глаголы из упр. 192. Выпишите каждый глагол. Укажите его спряжение. Рядом запишите этот же глагол в форме 2-го лица единственного числа настоящего времени.
![]()
Выделите личные окончания глаголов настоящего времени.
194. Прочитайте. Определите спряжение глаголов.
Веять, держать, наклеить, болеть, варить, доказать, мечтать, смотреть, вертеть, запомнить, ловить, прыгнуть, сверкать, обидеть, беспокоить.
- Выпишите глаголы в таком порядке: а) глаголы I спряжения; 6) глаголы II спряжения на -ить; в) глаголы-исключения II спряжения.
- Образуйте от любого глагола форму 3-го лица единственного и множественного числа. Запишите её.
195. Прочитайте.
1. Доски (пилить) пилой. 2. Зерно (сеять) … . 3. Дрова (колоть) …. 4. Хлеб (убирать) … . 5. Гвоздь (забивать) …. 6. Рыбу (удить) … . 7. В космос (летать) на … .
- Составьте и запишите предложения, ставя глаголы из скобок в форму 3-го лица множественного числа настоящего времени и дописывая подходящее по смыслу имя существительное.
- Укажите над каждым глаголом спряжение.
Говорите правильно!
Махать — машу, машешь, машет, машут.
Плескать — плещу, плещешь, плещет, плещут.
Полоскать — полощу, полощешь, полощет, полощут.
Колыхать — колышу, колышешь, колышет, колышут.
196. Прочитайте. В чём сходство и различие каждой пары глаголов? Определите спряжение глаголов.
|
встретить — встречать |
гнать — догнать |
- Запишите каждый глагол. Перед глаголом напишите вопрос, на который он отвечает.
- Рядом с каждым глаголом напишите этот же глагол, но в форме 3-го лица единственного числа настоящего или будущего времени, и вопрос, на который отвечает глагол.
-
Образец.
-
(Что сделать?) встретить,
(что сделает?) встретит,
(что делать?) встречать,
(что делает?) встречает.
-
(Что сделать?) встретить,
-
Образец.
Обратите внимание! При образовании форм глагола надо правильно поставить вопрос к неопределённой форме и к формам настоящего и будущего времени: что делать? — что делает? и что сделать? — что сделает?
Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и глаголы без приставок.
197. Прочитайте. Определите спряжение глаголов.
1. Живёт, глухом, разбойница-рысь, лесу, в. 2. В, хорошо, лесной, видеть, рысьи, темноте, глаза. 3. Тихо, по, её, лапы, ступать, земле, кошачьи. 4. Хорошо, украшенные, слышать, уши, рысьи, кисточками.
(И. Соколов-Микитов)
Составьте из слов предложения, употребляя выделенные глаголы в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени. Запишите предложения.
198. Прочитайте пословицы.
1. Пораньше (встать), побольше (сделать). 2. (Пожить) подольше, (узнать) побольше. 3. Конь вырвется — (догнать), а слова сказанного не (воротить). 4. (Написать) пером, не (вырубить) топором.
- Спишите, ставя глаголы в форму 2-го лица единственного числа будущего времени.
- Укажите спряжение глаголов, выделите их окончания.
Страница 68. Повторение
Роль глаголов в языке
Упр. 139. Прочитайте стихотворение Е. Благининой.
Звенеть сосульки перестали, У крыш застыли бахромой. Холодным светом заблистали, Заледенели, как зимой.
Но завтра снова солнце встанет, Оно возьмётся припекать, И по крыльцу забарабанит2 Капель1 весёлая опять.
• О каком времени года говорится в стихотворении?• Выпишите глаголы. Объясните, по каким признакам вы их определили.
Ответ к упражнению № 139
Звуко-буквенный разбо слова «капель»
Разбор слова «забарабанит» по составу
Упр. 140. Прочитайте.
Мяукать, радоваться, бежать, идти, грустить, работать, спросить, ехать, рассказывать, думать, лететь, жужжать, размышлять, строить, говорить, рисовать.
• Назовите группы глаголов со значением движения, речи, звучания, труда, мысли, проявления чувств.• Запишите глаголы со значением движения.
Гдз к упражнению № 140
Упр. 141. Прочитайте.
Я коня водой пою, песню солнышку пою3. (Я. Козловский)Он купил ириску, решил её не есть. Но как не съесть ириску, когда ириска есть? (А. Барто)
• Найдите глаголы. Какие из них являются омонимами? Что они обозначают?• Спишите первое предложение. Подчеркните главные члены. Каким членом предложения является глагол?
Ответ к упражнению № 141
Разговор Лютика и Жучка
206. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
З..цв..ла ива. Каждый ивовый бараш..к — пуховый ж..лтый цыплёнок: с.дит и светится. Пальц..м тронешь — пож..лте..т палец. Щёлкн..шь — з..л..той дымок запар..т. П..нюха..шь — мёд.
(Н. Сладков)
207. Прочитайте. Распределите глаголы в три группы: в первую группу глаголы I спряжения, во вторую — глаголы II спряжения, в третью — глаголы-исключения II спряжения.
(Мы) вёрт..м, подар..м, свяж..м, угоща..м, услыш..м, груз..м, вытерп..м, посмотр..м, сол..м, раскол..м, кле..м, спряга..м, маш..м, пиш..м, прогон..м.
Запишите глаголы в 1 -м лице множественного числа по группам, вставляя пропущенные буквы.
208. Прочитайте. Какие глаголы в пословицах пропущены?
- Дождик вымоч..т, а солнышко … .
- Упуст..шь минуту, … час.
- Мес..ц свет..т, но не … .
- Не разгрызёш.. ореха — не … ядра.
- Поспеш..шь — людей … .
- Кто вч..ра солгал, тому за..тра не … ,
- Спишите, вставляя пропущенные глаголы и буквы. Объясните правильность написанного.
- Укажите спряжение глаголов, выделите их окончания.
- Подчеркните в предложениях антонимы.
209. Прочитайте.
Ласточка день начинает (начинать), а соловей кончает. А между ласточкой и соловьем люб..т петь скворец. В песне скворца чего только не услыш..шь: есть там и ласточка, есть соловей и много других птиц. И никого это не удивля..т: все зна..т, что скворец — пересмешник.
(Н. Сладков)
Спишите, вставляя пропущенные буквы в личные окончания глаголов. В скобках после каждого глагола запишите его неопределённую форму.




























