Страница 115. Глаголы. Обобщение
Упр. 243. Прочитайте выразительно.
Будьте добры ко всем, кто слабей. Пусть не боится вас воробей. Согрейте котёнка, погладьте щенка И мотылька не сгоните с цветка. Не обижайте и мошкары. Не забывайте, будьте добры! Л. Яхнин
• Какова главная мысль этих строк? Определите вид предложений по интонации и цели высказывания.• Поставьте вопросы к глаголам. Выпишите глаголы с частицей не. Как пишется не с глаголами? Подчеркните в глаголах изученные орфограммы.
Ответ к упражнению № 243
Упр. 244. Прочитайте.
Хорошая книжка привыкла к почтению. И тот получает пятёрку по чтению, Кто с детства любитель большой почитать И книжки, как старших, привык почитать. Я. Козловский
• Какие слова произносятся одинаково? А чем они различаются? Определите лексическое значение этих слов.• Выпишите глаголы в таком порядке:глаголы, у которых нельзя определить форму времени и числа;глагол, который изменяется по лицам и числам;глаголы, которые в единственном числе изменяются по родам.
Ответ
Как определить спряжение глагола?
Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по их неопределённой форме. Ко II спряжению относятся:
К I спряжению относятся:
|
191. Прочитайте памятку «Как определить спряжение глагола?». Какие глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению? ко II спряжению?
192. Прочитайте. Объясните, как определить спряжение глаголов по неопределённой форме.
Клеить, читать, слышать, зеленеть, просить, веять, дружить, видеть, думать, рыть.
Образец рассуждения. Глагол клеить оканчивается на -ить, значит, это глагол II спряжения. Глагол читать оканчивается на -ать, значит, это глагол I спряжения. Глагол слышать оканчивается на -ать (глаголы на -ать относятся к I спряжению), но слышать является глаголом-исключением, поэтому относится ко II спряжению.
193. Прочитайте ещё раз глаголы из упр. 192. Выпишите каждый глагол. Укажите его спряжение. Рядом запишите этот же глагол в форме 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выделите личные окончания глаголов настоящего времени.
194. Прочитайте. Определите спряжение глаголов.
Веять, держать, наклеить, болеть, варить, доказать, мечтать, смотреть, вертеть, запомнить, ловить, прыгнуть, сверкать, обидеть, беспокоить.
- Выпишите глаголы в таком порядке: а) глаголы I спряжения; 6) глаголы II спряжения на -ить; в) глаголы-исключения II спряжения.
- Образуйте от любого глагола форму 3-го лица единственного и множественного числа. Запишите её.
195. Прочитайте.
1. Доски (пилить) пилой. 2. Зерно (сеять) … . 3. Дрова (колоть) …. 4. Хлеб (убирать) … . 5. Гвоздь (забивать) …. 6. Рыбу (удить) … . 7. В космос (летать) на … .
- Составьте и запишите предложения, ставя глаголы из скобок в форму 3-го лица множественного числа настоящего времени и дописывая подходящее по смыслу имя существительное.
- Укажите над каждым глаголом спряжение.
Говорите правильно!
Махать — машу, машешь, машет, машут.
Плескать — плещу, плещешь, плещет, плещут.
Полоскать — полощу, полощешь, полощет, полощут.
Колыхать — колышу, колышешь, колышет, колышут.
196. Прочитайте. В чём сходство и различие каждой пары глаголов? Определите спряжение глаголов.
встретить — встречать |
гнать — догнать |
- Запишите каждый глагол. Перед глаголом напишите вопрос, на который он отвечает.
- Рядом с каждым глаголом напишите этот же глагол, но в форме 3-го лица единственного числа настоящего или будущего времени, и вопрос, на который отвечает глагол.
-
Образец.
-
(Что сделать?) встретить,
(что сделает?) встретит,
(что делать?) встречать,
(что делает?) встречает.
-
(Что сделать?) встретить,
-
Образец.
Обратите внимание! При образовании форм глагола надо правильно поставить вопрос к неопределённой форме и к формам настоящего и будущего времени: что делать? — что делает? и что сделать? — что сделает?
Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и глаголы без приставок.
197. Прочитайте. Определите спряжение глаголов.
1. Живёт, глухом, разбойница-рысь, лесу, в. 2. В, хорошо, лесной, видеть, рысьи, темноте, глаза. 3. Тихо, по, её, лапы, ступать, земле, кошачьи. 4. Хорошо, украшенные, слышать, уши, рысьи, кисточками.
(И. Соколов-Микитов)
Составьте из слов предложения, употребляя выделенные глаголы в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени. Запишите предложения.
198. Прочитайте пословицы.
1. Пораньше (встать), побольше (сделать). 2. (Пожить) подольше, (узнать) побольше. 3. Конь вырвется — (догнать), а слова сказанного не (воротить). 4. (Написать) пером, не (вырубить) топором.
- Спишите, ставя глаголы в форму 2-го лица единственного числа будущего времени.
- Укажите спряжение глаголов, выделите их окончания.
Страница 68. Повторение
Роль глаголов в языке
Упр. 139. Прочитайте стихотворение Е. Благининой.
Звенеть сосульки перестали, У крыш застыли бахромой. Холодным светом заблистали, Заледенели, как зимой.
Но завтра снова солнце встанет, Оно возьмётся припекать, И по крыльцу забарабанит2 Капель1 весёлая опять.
• О каком времени года говорится в стихотворении?• Выпишите глаголы. Объясните, по каким признакам вы их определили.
Ответ к упражнению № 139
Звуко-буквенный разбо слова «капель»
Разбор слова «забарабанит» по составу
Упр. 140. Прочитайте.
Мяукать, радоваться, бежать, идти, грустить, работать, спросить, ехать, рассказывать, думать, лететь, жужжать, размышлять, строить, говорить, рисовать.
• Назовите группы глаголов со значением движения, речи, звучания, труда, мысли, проявления чувств.• Запишите глаголы со значением движения.
Гдз к упражнению № 140
Упр. 141. Прочитайте.
Я коня водой пою, песню солнышку пою3. (Я. Козловский)Он купил ириску, решил её не есть. Но как не съесть ириску, когда ириска есть? (А. Барто)
• Найдите глаголы. Какие из них являются омонимами? Что они обозначают?• Спишите первое предложение. Подчеркните главные члены. Каким членом предложения является глагол?
Ответ к упражнению № 141
Разговор Лютика и Жучка
206. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
З..цв..ла ива. Каждый ивовый бараш..к — пуховый ж..лтый цыплёнок: с.дит и светится. Пальц..м тронешь — пож..лте..т палец. Щёлкн..шь — з..л..той дымок запар..т. П..нюха..шь — мёд.
(Н. Сладков)
207. Прочитайте. Распределите глаголы в три группы: в первую группу глаголы I спряжения, во вторую — глаголы II спряжения, в третью — глаголы-исключения II спряжения.
(Мы) вёрт..м, подар..м, свяж..м, угоща..м, услыш..м, груз..м, вытерп..м, посмотр..м, сол..м, раскол..м, кле..м, спряга..м, маш..м, пиш..м, прогон..м.
Запишите глаголы в 1 -м лице множественного числа по группам, вставляя пропущенные буквы.
208. Прочитайте. Какие глаголы в пословицах пропущены?
- Дождик вымоч..т, а солнышко … .
- Упуст..шь минуту, … час.
- Мес..ц свет..т, но не … .
- Не разгрызёш.. ореха — не … ядра.
- Поспеш..шь — людей … .
- Кто вч..ра солгал, тому за..тра не … ,
- Спишите, вставляя пропущенные глаголы и буквы. Объясните правильность написанного.
- Укажите спряжение глаголов, выделите их окончания.
- Подчеркните в предложениях антонимы.
209. Прочитайте.
Ласточка день начинает (начинать), а соловей кончает. А между ласточкой и соловьем люб..т петь скворец. В песне скворца чего только не услыш..шь: есть там и ласточка, есть соловей и много других птиц. И никого это не удивля..т: все зна..т, что скворец — пересмешник.
(Н. Сладков)
Спишите, вставляя пропущенные буквы в личные окончания глаголов. В скобках после каждого глагола запишите его неопределённую форму.