Что такое возвратные глаголы?

Урок русского языка «возвратные глаголы» 4 класс | авторская платформа pandia.ru

Правописание возвратных глаголов

Правописание возвратных глаголов иногда вызывает затруднение, так как перед мягким «-сь» для согласного позиция по твердости-мягкости является слабой, и мы не слышим, требуется ли здесь мягкий знак. Однако не ошибиться достаточно легко, если действовать по правилу. Надо поставить к глаголу вопрос. Если в вопросе есть мягкий знак после «т»,то перед нами неопределенная форма глагола, и мягкий знак необходим. Если же на конце вопроса стоит твердый «т», то и в слове мягкий знак не требуется. Например, не надо (что делать?) бояться грозы; многие дети (что делают?) боятся грозы.

Есть одна хитрость. Чтобы не ошибиться в постановке вопроса, надо обязательно подставлять его прямо в предложение или словосочетание, в котором находится глагол.

Похожие вопросы

  • Все категории
  • экономические 43,275
  • гуманитарные 33,618
  • юридические 17,900
  • школьный раздел 606,182
  • разное 16,822

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

http://kartaslov.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%81%D0%BE-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC/%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%82%D1%8C+%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BB%D0%B8%D0%B1%D0%BE

http://www.soloby.ru/592206/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%BC-%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F-%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F

РУССКИЙ ЯЗЫК

Что такое возвратные глаголы?

210. Прочитайте.

Что делать?

одевать — одеваться
стучать — стучаться
умывать — умываться

Что сделать?

научить — научиться
увидеть — увидеться
обменять — обменяться

  • В чём сходство и различие каждой пары глаголов?
  • С помощью какого суффикса образованы выделенные глаголы? Что общего в их произношении и написании?
  • Устно составьте предложения с глаголами умывать и умываться. На кого направлено действие, обозначенное глаголом умываться?

Глаголы с суффиксом -ся называются возвратными. Возвратные глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать?

Перед суффиксом -ся в возвратных глаголах неопределённой формы всегда пишется мягкий знак (ь):

купаться, радоваться, здороваться.

211. Спишите возвратные глаголы из упр. 210. Подчеркните мягкий знак (ь) перед суффиксом -ся.

212. Прочитайте.

Пуму называют с..ребрист..м л..вом за мощ.., за храброст.. . Но и п..играт.. любит пума, п..забавляться, п..л..вит.. бабочек, п..прыгат.. . А прыгает она удивительно выс..ко и ловко!

(А. Брагин)

  • Объясните написание пропущенных орфограмм. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Найдите и подчеркните возвратный глагол в неопределённой форме.

213. Прочитайте.

Поздороваться (с кем?) с командиром, тревожиться (за кого?) …, хвалить (кого?) …, хвалиться (чем?) …, извинить (кого?) …, извиниться (перед кем?) …, беспокоить (кого?) …, беспокоиться (о ком?) … .

  • Составьте словосочетания с данными глаголами и подходящими по смыслу именами существительными. Запишите словосочетания без вопросов. Укажите падеж имён существительных.
  • Определите, от какого из выделенных глаголов можно образовать три формы времени, а от какого только две? Устно образуйте эти формы.

команди́р

214. Проведите исследование. Изменяются ли возвратные глаголы настоящего и будущего времени по лицам и числам? Устно проспрягайте глаголы учиться и засмеяться.

(1-е л.) я учсь, засмесь
(2-е л.) ты учся, засмеся

Что вы заметили при спряжении возвратных глаголов?

Как определить лицо и число этих глаголов?

Сделайте вывод, как изменяются возвратные глаголы.

215. Прочитайте стихотворение Р. Муха «Кровать».

А где продаётся такая кровать,
Чтоб рано ложиться и поздно вставать?

В чём сходство и различие форм глаголов в стихотворении?

Спишите стихотворение или запишите его по памяти. Проверьте себя.

Предложения со словосочетанием «извинить кого-либо»

Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: процессор — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Цитаты из русской классики со словосочетанием «извинить кого-либо»

— Поверьте вы мне-с, — продолжала она милым, но в то же время несколько наставническим тоном, — я знаю по собственному опыту, что единственное счастье человека на земле — это труд и трудиться; а вы, князь, извините меня , ничего не делаете…

Значение слова «извинить&raquo

ИЗВИНИ́ТЬ , —ню́, —ни́шь; прич. страд. прош. извинённый, —нён, —нена́, —нено́; сов., перех. (несов. извинять). 1. также с придаточным дополнительным. Не поставить в вину чего-л.; простить. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «извинить&raquo

Ты говоришь, у тебя нет врагов — извини, не поверю: Сколько ты сделал добра! столько помог! скольких спас! Знай: благодарность для низкой души — нестерпимое бремя- Ну, а высоких-то душ — много ль ты знаешь. Сочти!

Дополнительно

Значение слова «извинить&raquo

ИЗВИНИ́ТЬ , —ню́, —ни́шь; прич. страд. прош. извинённый, —нён, —нена́, —нено́; сов., перех. (несов. извинять). 1. также с придаточным дополнительным. Не поставить в вину чего-л.; простить.

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Употребление возвратных глаголов

Возвратные глаголы могут встречаться как в двусоставных, так и в односоставных предложениях.

В двусоставных предложениях они выражают действие, обычно переходящее на субъект. Если у возвратного глагола есть приставки «раз-» («рас-»), «из-» («ис-»), «вы-», «до-» или «на-», то такой глагол имеет значение завершенности или протяженной интенсивности (дождаться, разговориться), высказаться и т. д.

В односоставных предложениях чаще всего встречаются безличные глаголы с «-ся» («мне сладко спится», «ему слышится», «смеркается» и т. д.)

Что мы узнали?

Обычно возвратными считают любые глаголы с элементом «-ся» («-сь»). Он входит в основу и обычно называется постфиксом. Возвратные глаголы всегда непереходные. Они могут встречаться в односоставных безличных и в двусоставных предложениях. Чтобы проверить, нужен ли мягкий знак перед «-ся», необходимо поставить вопрос в контексте: есть мягкий знак в вопросе — есть он и в слове, и наоборот.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

    Какое из высказываний правильно?

    • Возвратные глаголы обозначают движение
    • Возвратные глаголы обозначают действие, которое переходит на субъект
    • Возвратные глаголы имеют окончание ся
    • Любой глагол может стать возвратным

Признаки возвратных глаголов

Разбирая эту тему в 4 классе, школьники обращают внимание лишь на один признак возвратных глаголов — аффикс («-ся»или «сь»). Среди ученых нет единого мнения по поводу того, какой морфемой является элемент «-ся» («-сь»)

В школах чаще всего предлагается считать его постфиксом, так как он стоит после окончания. При разборе он обозначается либо как суффикс, либо двумя крышечками одна под другой. Главное — не забыть включить «-ся» в основу слова

Среди ученых нет единого мнения по поводу того, какой морфемой является элемент «-ся» («-сь»). В школах чаще всего предлагается считать его постфиксом, так как он стоит после окончания. При разборе он обозначается либо как суффикс, либо двумя крышечками одна под другой. Главное — не забыть включить «-ся» в основу слова.

Позже при изучении глагола школьники обращают внимание на еще одну закономерность. Все глаголы с «-ся» являются непереходными, то есть не могут сочетаться с дополнением в винительном падеже без предлога

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 4-5 классы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: