Урок 43 Правописание Мягкий знак после шипящих в глаголах
Коля сказал, что нужно выучить три правила, чтобы не ошибиться в написании мягкого знака после шипящих на конце глаголов.
1. Мягкий знак после шипящих пишется в начальной форме глаголов — беречь, прилечь, стричься.2. Мягкий знак после шипящих пишется в окончаниях глаголов в форме второго лица единственного числа — знаешь, учишь, веселишься.3. Мягкий знак после шипящих пишется в особой форме глагола, выражающей совет, просьбу, приказ, — не плачь, съешь, намажьте.
А Катя сказала, что можно запомнить только одно правило. Мягкий знак после шипящих пишется на конце глаголов в любой форме — стричь, причёсываешь, назначь. Буква ь в глаголах после шипящих сохраняется перед -ся и -те — стричься, причёсываешься, назначьте.
Как ты считаешь, кто прав?
Чей способ проще?
Выбери любой способ запоминания этой орфограммы.
Упражнение 1. Запиши пословицы, вставь пропущенные буквы. Объясни написание ь после шипящих. Подчеркни орфограмму «Мягкий знак после шипящих на конце глаголов».
Собирай по яго…ке, соберёшь кузовок. Хочешь есть кал…чи — не сиди на п…чи. Сам не знаешь, где н…йдёшь, где пот…ряешь. Х…р…шо л…таешь, да где-то сядешь? Сам не н…учишься — никто не н…учит. С …дной яг…дки сыт не будешь. Сразу всему не н…учишься.
Упражнение 2. Распредели слова по группам. Запиши.
горяч, удач, прячься, туч, чертёж, вещь, помощь, мяч, могуч, листаешь, съешьте, похож, обруч, кирпич, забываешь, трубач, полночь, дочь, калач, брошь, пахуч, испечь, пишешь, отвечаешь, пейзаж, готовишься, беречь
Упражнение 3. Запиши данные глаголы в форме 2-го лица единственного числа. Подчеркни офограмму «Мягкий знак после шипящих на конце слова».
молчу, живу, бегу, веду, отнесу, сплету, налью, заберу, даю, пью, встаю, беру
Упражнение 4. Спиши, раскрывая скобки.
Ветер, ветер! Ты могуч(?),Ты гоняеш(?) стаи туч(?).Ты волнуеш(?) сине море, Всюду вееш(?) на просторе, Не боиш(?)ся никого, Кроме Бога одного.Аль откажеш(?) мне в ответе?Не видал ли где на светеТы царевны молодой? (А. Пушкин)
Подчеркни орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова», «Мягкий знак после шипящих на конце слова».
Упражнение 5. Распредели слова по группам. В первую группу запиши прилагательные в краткой форме, во вторую группу — существительные 2-го склонения, в третью группу — существительные 3-го склонения, в четвёртую группу — глаголы.
пряч(?)ся, горяч(?), бегаеш(?), ключ(?), прилеч(?), плывёш(?), меч(?), камыш(?), ме-лоч(?), лож(?), глуш(?), увлеч(?)ся, реч(?), печ(?), экипаж(?), корж(?), дремуч(?), пейзаж(?), молодёж(?), багаж(?), ландыш(?), меч-таеш(?), заплач(?), учиш(?)ся, возвратиш(?)ся
-
Назад
-
Вперед
Зачем изучать русский язык?
Изучение русского языка является важной частью учебного процесса для учеников четвертого класса. В этом возрасте дети уже обладают базовыми навыками чтения и письма, поэтому изучение русского языка помогает им развивать эти навыки и углублять свои знания о родном языке
Первое и главное преимущество изучения русского языка для учеников четвертого класса — это улучшение навыков чтения и письма. Они учатся правильно читать и понимать тексты, а также выражать свои мысли в письменной форме
Это очень важно для их дальнейшего образования и успеха в других предметах
Второе преимущество изучения русского языка — это развитие навыков грамотного использования родного языка. Ученики учатся правильно строить предложения, использовать грамматические правила, а также избегать орфографических ошибок. Это помогает им стать более грамотными и уверенными в своем общении.
Третье преимущество изучения русского языка — это расширение словарного запаса и обогащение речи. Ученики учатся новым словам, фразам и выражениям, которые помогают им более точно и красочно описывать свои мысли и чувства. Это развивает их коммуникативные навыки и способности выразить себя.
Изучение русского языка также помогает ученикам четвертого класса понимать и анализировать литературные тексты. Они могут читать произведения русских писателей, изучать языковые особенности и стиль авторов, а также анализировать содержание и идеи произведений. Это развивает их литературное восприятие и способности критического мышления.
Изучение русского языка также помогает ученикам четвертого класса понимать и анализировать литературные тексты. Они могут читать произведения русских писателей, изучать языковые особенности и стиль авторов, а также анализировать содержание и идеи произведений. Это развивает их литературное восприятие и способности критического мышления.
Изучение русского языка имеет множество практических применений в повседневной жизни. Ученики могут использовать свои навыки в общении с другими людьми, написании писем и сообщений, а также в выполнении различных заданий и проектов. Русский язык является неотъемлемой частью нашей культуры и национальной идентичности, поэтому его изучение помогает ученикам лучше понимать и ценить свою родину.
В заключение, изучение русского языка имеет множество преимуществ для учеников четвертого класса. Оно помогает развивать навыки чтения и письма, грамотного использования родного языка, а также обогащает словарный запас и развивает коммуникативные навыки. Кроме того, изучение русского языка помогает ученикам лучше понимать литературные тексты и анализировать их содержание. Это также имеет практическое применение в повседневной жизни и помогает ученикам лучше понимать и ценить свою родину.