Часть 1
Упражнения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
Старая и новая редакции
- ← Предыдущее
- Следующее →
Выберите год учебника
● Все года
Вопрос
№3 учебника 2011-2022 (стр. 7):
Прочитайте.
Здравствуйте! Спасибо. Доброй ночи! Пожалуйста. Извините, пожалуйста. До свидания! Простите, пожалуйста. До встречи! Спокойной ночи! Добрый день! Извините, я виноват. Всего хорошего! Прощайте! Благодарю вас!
- Выскажите мнение: почему эти слова иногда называют «волшебными словами» русской речи?
- В чём волшебная сила слов? Почему они так необходимы?
- Выпишите слова в таком порядке: слова приветствия, слова прощания, слова благодарности, слова извинения.
- Подготовьте сообщение на тему «Волшебные слова нашей речи»
№3 учебника 2023-2024 (стр. 7):
Прочитайте строки из высказывания великого русского педагога К. Ушинского о языке русского народа.
…Поколения проходят одно за другим, но результаты жизни каждого остаются в языке… Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа…
Как вы поняли высказывание великого педагога?
Прочитайте строки о русском языке писателя И. Тургенева (с. 3).
Что общего в высказываниях о русском языке К. Ушинского и И
Тургенева?
Почему каждому народу важно сохранять свой язык?
Спишите высказывание о русском языке И. Тургенева
Ответ
№3 учебника 2011-2022 (стр. 7):
Вариант ответа #1:
Данные слова называются «волшебными», потому что они творят «волшебство». Если человек использует подобные слова, то с ним хотят общаться люди, ему идут навстречу, уступают, его рады видеть, ему готовы сделать то, что другим не сделают.
Сила «волшебных» слов заключается в том, что человек, используя их, выражает своё уважение другому человеку, показывает, что собеседник ему не безразличен, он ему интересен и важен для него.
Здравствуйте! Добрый день!
До свидания! До встречи! Спокойной ночи! Всего хорошего! Прощайте! Доброй ночи!
Спасибо. Пожалуйста. Благодарю вас!
Извините, пожалуйста. Простите, пожалуйста. Извините, я виноват.
«Волшебные» слова нашей речи»
Нас с детства учат быть воспитанными. Приветствовать людей и прощаться с ними, благодарить. Мы привыкли регулярно произносить: «Благодарю», «До свидания», «Спасибо», «Здравствуйте». Произнося эти слова автоматически, мы не задумываемся, что они обозначают, почему именно их используют для приветствия, прощания, выражения благодарности. А между тем, каждое из этих слов имеет глубокий смысл. Так, используя слово «здравствуйте», мы желаем человеку здоровья (здравия по-старому). Слово «благодарю» обозначает «дарю благо», то есть добро дарю тебе в ответ на твоё доброе дело. Привычное для нас «спасибо», имеет значение «спаси тебя Бог», «храни тебя Бог» за твои добрые дела. Вот каким глубоким смыслом наполнены такие привычные для нас слова.
Вариант ответа #2:
Такие слова иногда называют «волшебными словами» русской речи, потому что вежливость открывает все двери. Когда человек использует вежливые слова, с ним с удовольствием общаются и охотнее ему помогают.
Слова приветствия: Здравствуйте! Доброй ночи! Добрый день!
Слова прощания: До свидания! До встречи! Спокойной ночи! Всего хорошего! Прощайте!
Слова благодарности: Спасибо. Пожалуйста. Благодарю вас!
Слова извинения: Извините, пожалуйста. Простите, пожалуйста. Извините, я виноват.
№3 учебника 2023-2024 (стр. 7):
• Высказывание можно понять так: все поколения оставляют свой след в языке. Мы видим, как появляются новые слова, устаревают слова, обозначающие предметы, вышедшие из употребления. Язык — живой, и живёт он, как живёт народ, говорящий на нём.
• Оба высказывания говорят нам о том, что язык — живой, он достался нам от наших предшественников.
• Каждому народу важно сохранять свой язык, ведь это речь предков, наше достояние, в котором собрана вся мудрость предыдущих поколений. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!
И. Тургенев
- ← Предыдущее
- Следующее →
Урок 43 Правописание Мягкий знак после шипящих в глаголах
Коля сказал, что нужно выучить три правила, чтобы не ошибиться в написании мягкого знака после шипящих на конце глаголов.
1. Мягкий знак после шипящих пишется в начальной форме глаголов — беречь, прилечь, стричься.2. Мягкий знак после шипящих пишется в окончаниях глаголов в форме второго лица единственного числа — знаешь, учишь, веселишься.3. Мягкий знак после шипящих пишется в особой форме глагола, выражающей совет, просьбу, приказ, — не плачь, съешь, намажьте.
А Катя сказала, что можно запомнить только одно правило. Мягкий знак после шипящих пишется на конце глаголов в любой форме — стричь, причёсываешь, назначь. Буква ь в глаголах после шипящих сохраняется перед -ся и -те — стричься, причёсываешься, назначьте.
Как ты считаешь, кто прав?
Чей способ проще?
Выбери любой способ запоминания этой орфограммы.
Упражнение 1. Запиши пословицы, вставь пропущенные буквы. Объясни написание ь после шипящих. Подчеркни орфограмму «Мягкий знак после шипящих на конце глаголов».
Собирай по яго…ке, соберёшь кузовок. Хочешь есть кал…чи — не сиди на п…чи. Сам не знаешь, где н…йдёшь, где пот…ряешь. Х…р…шо л…таешь, да где-то сядешь? Сам не н…учишься — никто не н…учит. С …дной яг…дки сыт не будешь. Сразу всему не н…учишься.
Упражнение 2. Распредели слова по группам. Запиши.
горяч, удач, прячься, туч, чертёж, вещь, помощь, мяч, могуч, листаешь, съешьте, похож, обруч, кирпич, забываешь, трубач, полночь, дочь, калач, брошь, пахуч, испечь, пишешь, отвечаешь, пейзаж, готовишься, беречь
Упражнение 3. Запиши данные глаголы в форме 2-го лица единственного числа. Подчеркни офограмму «Мягкий знак после шипящих на конце слова».
молчу, живу, бегу, веду, отнесу, сплету, налью, заберу, даю, пью, встаю, беру
Упражнение 4. Спиши, раскрывая скобки.
Ветер, ветер! Ты могуч(?),Ты гоняеш(?) стаи туч(?).Ты волнуеш(?) сине море, Всюду вееш(?) на просторе, Не боиш(?)ся никого, Кроме Бога одного.Аль откажеш(?) мне в ответе?Не видал ли где на светеТы царевны молодой? (А. Пушкин)
Подчеркни орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова», «Мягкий знак после шипящих на конце слова».
Упражнение 5. Распредели слова по группам. В первую группу запиши прилагательные в краткой форме, во вторую группу — существительные 2-го склонения, в третью группу — существительные 3-го склонения, в четвёртую группу — глаголы.
пряч(?)ся, горяч(?), бегаеш(?), ключ(?), прилеч(?), плывёш(?), меч(?), камыш(?), ме-лоч(?), лож(?), глуш(?), увлеч(?)ся, реч(?), печ(?), экипаж(?), корж(?), дремуч(?), пейзаж(?), молодёж(?), багаж(?), ландыш(?), меч-таеш(?), заплач(?), учиш(?)ся, возвратиш(?)ся
-
Назад
-
Вперед
Часть 2
Упражнения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30-31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261-262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
Важность изучения русского языка
Один из богатейших языков в мире – русский. Он не только является основой духовной культуры народа, но и связывает поколения, формирует и объединяет нацию, выступает в качестве средства хранения и передачи информации.
Не имея всесторонних знаний в области русскоязычной речи, невозможно понять и прочувствовать менталитет и традиции русского народа. В общеобразовательных учреждениях дисциплина изучается с первого по одиннадцатый класс, и за этот период времени ребята приобретут систему знаний во всех видах речевой деятельности и научатся грамотно использовать полученные знания в различных ситуациях общения.
Урок 43 Правописание Мягкий знак после шипящих в глаголах
Коля сказал, что нужно выучить три правила, чтобы не ошибиться в написании мягкого знака после шипящих на конце глаголов.
1. Мягкий знак после шипящих пишется в начальной форме глаголов — беречь, прилечь, стричься.2. Мягкий знак после шипящих пишется в окончаниях глаголов в форме второго лица единственного числа — знаешь, учишь, веселишься.3. Мягкий знак после шипящих пишется в особой форме глагола, выражающей совет, просьбу, приказ, — не плачь, съешь, намажьте.
А Катя сказала, что можно запомнить только одно правило. Мягкий знак после шипящих пишется на конце глаголов в любой форме — стричь, причёсываешь, назначь. Буква ь в глаголах после шипящих сохраняется перед -ся и -те — стричься, причёсываешься, назначьте.
Как ты считаешь, кто прав?
Чей способ проще?
Выбери любой способ запоминания этой орфограммы.
Упражнение 1. Запиши пословицы, вставь пропущенные буквы. Объясни написание ь после шипящих. Подчеркни орфограмму «Мягкий знак после шипящих на конце глаголов».
Собирай по яго…ке, соберёшь кузовок. Хочешь есть кал…чи — не сиди на п…чи. Сам не знаешь, где н…йдёшь, где пот…ряешь. Х…р…шо л…таешь, да где-то сядешь? Сам не н…учишься — никто не н…учит. С …дной яг…дки сыт не будешь. Сразу всему не н…учишься.
Упражнение 2. Распредели слова по группам. Запиши.
горяч, удач, прячься, туч, чертёж, вещь, помощь, мяч, могуч, листаешь, съешьте, похож, обруч, кирпич, забываешь, трубач, полночь, дочь, калач, брошь, пахуч, испечь, пишешь, отвечаешь, пейзаж, готовишься, беречь
Упражнение 3. Запиши данные глаголы в форме 2-го лица единственного числа. Подчеркни офограмму «Мягкий знак после шипящих на конце слова».
молчу, живу, бегу, веду, отнесу, сплету, налью, заберу, даю, пью, встаю, беру
Упражнение 4. Спиши, раскрывая скобки.
Ветер, ветер! Ты могуч(?),Ты гоняеш(?) стаи туч(?).Ты волнуеш(?) сине море, Всюду вееш(?) на просторе, Не боиш(?)ся никого, Кроме Бога одного.Аль откажеш(?) мне в ответе?Не видал ли где на светеТы царевны молодой? (А. Пушкин)
Подчеркни орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова», «Мягкий знак после шипящих на конце слова».
Упражнение 5. Распредели слова по группам. В первую группу запиши прилагательные в краткой форме, во вторую группу — существительные 2-го склонения, в третью группу — существительные 3-го склонения, в четвёртую группу — глаголы.
пряч(?)ся, горяч(?), бегаеш(?), ключ(?), прилеч(?), плывёш(?), меч(?), камыш(?), ме-лоч(?), лож(?), глуш(?), увлеч(?)ся, реч(?), печ(?), экипаж(?), корж(?), дремуч(?), пейзаж(?), молодёж(?), багаж(?), ландыш(?), меч-таеш(?), заплач(?), учиш(?)ся, возвратиш(?)ся