Подсказки ГДЗ по Биологии для 5 класса Автор: Пасечник В.В.
Решебник объясняет ученику непонятные моменты программы. Но пособие не должно выполнять роль шпаргалки, из которой нужно просто скопировать ответ, не думая о его смысле. Вдумчивая работа с изданием поможет школьникам не только разобраться с конкретными темами ботаники (именно она преобладает в программе пятого этапа обучения), но и даёт общее представление обо всей биологической науке: чем отличается исследование от наблюдения, какие существуют царства живых организмов, для чего нужны лаборатории. Учителя, так же как и их подопечные, должны готовиться к каждому уроку. При этом, этот процесс предполагает выполнение гораздо большего числа задач:
- проверка тетрадей и контрольных работ;
- составление планов занятий;
- разработка собственной методики обучения;
- подбор заданий для тестов и проверочных срезов.
Также ребята познакомятся с экологическим материалом – узнают о том, как важны зелёные лёгкие нашей планеты, и что им угрожает. А с нашим онлайн-справочником они также полюбят этот предмет и непременно улучшат свою успеваемость.
Биология
§ 6. Устройство увеличительных приборов
- Какие увеличительные приборы вы знаете?
- Для чего их применяют?
Если разломить розовый, недозревший, плод томата (помидор), арбуза или яблока с рыхлой мякотью, то мы увидим, что мякоть плодов состоит из мельчайших крупинок. Это клетки. Они будут лучше видны, если рассмотреть их с помощью увеличительных приборов — лупы или микроскопа.
Устройство лупы. Лупа — самый простой увеличительный прибор. Главная его часть — увеличительное стекло, выпуклое с двух сторон и вставленное в оправу. Лупы бывают ручные и штативные (рис. 16).
Рис. 16. Лупа ручная (1) и штативная (2)
Ручная лупа увеличивает предметы в 2—20 раз. При работе её берут за рукоятку и приближают к предмету на такое расстояние, при котором изображение предмета наиболее чётко.
Штативная лупа увеличивает предметы в 10—25 раз. В её оправу вставлены два увеличительных стекла, укреплённых на подставке — штативе. К штативу прикреплён предметный столик с отверстием и зеркалом.
Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений
- Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение?
- Рассмотрите невооружённым глазом мякоть полуспелого плода томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения?
- Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?
Устройство светового микроскопа. С помощью лупы можно рассмотреть форму клеток. Для изучения их строения пользуются микроскопом (от греческих слов «микрос» — малый и «скопео» — смотрю).
Световой микроскоп (рис. 17), с которым вы работаете в школе, может увеличивать изображение предметов до 3600 раз. В зрительную трубку, или тубус, этого микроскопа вставлены увеличительные стёкла (линзы). В верхнем конце тубуса находится окуляр (от латинского слова «окулус» — глаз), через который рассматривают различные объекты. Он состоит из оправы и двух увеличительных стёкол.
На нижнем конце тубуса помещается объектив (от латинского слова «объектум» — предмет), состоящий из оправы и нескольких увеличительных стёкол.
Тубус прикреплён к штативу. К штативу прикреплён также предметный столик, в центре которого имеется отверстие и под ним зеркало. Пользуясь световым микроскопом, можно видеть изображение объекта, освещенного с помощью этого зеркала.
Рис. 17. Световой микроскоп
Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение при использовании микроскопа, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на используемом объекте. Например, если окуляр даёт 10-кратное увеличение, а объектив — 20-кратное, то общее увеличение 10 х 20 = 200 раз.
Порядок работы с микроскопом
- Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5—10 см от края стола. В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет.
- Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.
- Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1—2 мм от препарата.
- В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится чёткое изображение предмета.
- После работы микроскоп уберите в футляр.
Микроскоп — хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.
Устройство микроскопа и приёмы работы с ним
- Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.
- Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.
- Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом.
Вопросы
- Какие увеличительные приборы вы знаете?
- Что представляет собой лупа и какое увеличение она даёт?
- Как устроен микроскоп?
- Как узнать, какое увеличение даёт микроскоп?
Задания
Выучите правила работы с микроскопом.
Используя дополнительные источники информации, выясните, какие подробности строения живых организмов позволяют рассмотреть самые современные микроскопы.
Знаете ли вы, что…
Световые микроскопы с двумя линзами были изобретены в XVI в. В XVII в. голландец Антони ван Левенгук сконструировал более совершенный микроскоп, дающий увеличение до 270 раз, а в XX в. был изобретён электронный микроскоп, увеличивающий изображение в десятки и сотни тысяч раз.
Устройство микроскопа и приемы работы с ним
Тубус — это зрительная трубка, в которую вставлены увеличительные стёкла.
Окуляр — верхняя часть тубуса микроскопа, через которую смотрят на изображение. Объектив — нижняя часть тубуса, состоит из оправы и увеличительных стёкол.
Штатив — специальное крепление.
Предметный столик — подставка с отверстием по центру.
Зеркало предназначено для улавливания луча и направления его на изучаемый объект.
Винты — это механизмы, позволяющие настроить максимально чёткое изображение.
Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение при использовании микроскопа, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на используемом объекте.
Без математики никуда
Вся информация, собранная на основе описанных методик, требует дальнейшего преобразования. Биология активно использует для этого математический аппарат. Полученные данные переводятся в цифры, на основе которых строится определенная статистика. В биологии невозможно однозначно предсказать то или иное явление. Именно поэтому после анализа сведений выявляется статистическая закономерность. На основе этих данных строится математическая модель, позволяющая спрогнозировать некоторые изменения внутри изучаемой живой системы.
Подобная обработка позволяет структурировать полученную информацию. На основе созданных моделей возможен прогноз состояния системы практически через любой промежуток времени. Благодаря применению достаточно внушительного математического аппарата биология все больше превращается в точную науку.
Проверяем свои знания при помощи онлайн-решебника по Биологии для 5 класса Пасечник Линейный курс Просвещение
Сложнее всего при работе с любой наукой – точной, гуманитарной, естественной – выявить недочёты в своих знаниях, и главное, оперативно справиться с ними сконцентрировав внимание на проблемных темах. Самостоятельно провести подобный анализ успехов трудно и взрослому человеку, а учащемуся – просто невозможно
Учитель вряд ли располагает достаточным количеством времени, чтобы проверять знания всех своих учеников на каждом уроке — до тех пор, пока на контрольной работе он выставит низкую оценку: учеников много тем ещё больше, а время урока строго ограничено. Для выполнения диагностики знаний ученика разработан виртуальный консультант. Пособие занимает чуть более 100 страниц. Ребята познакомятся с основами этой многогранной науки:
- что изучает биология;
- зачем растению необходим воздух;
- к каким тканям относятся меристемы;
- в чём состоит биологическая роль спящих почек;
- как подобрать растения для непрерывно цветущего газона.
Иллюстративный материал помогает пятикласснику визуально представить каждый пункт теории и понять значение всех терминов. Шестой параграф принесет знания об увеличительных приборах, после чего ученикам предстоит разобраться с двумя лабораторными работами по теме. После изучения строения клетки, ученики напишут третью и четвертую лабораторные работы. А тема про химический состав и жизнедеятельность клетки войдет в следующую работу. Познакомятся школьники и с такими понятиями, как ткань, бактерии, грибы и дрожжи. О разнообразии, распространении и значении растений поведает 17 параграф. И в заключение базового курса, ученики познакомятся с водорослями, лишайниками, мхами, а также с папоротниками, голосеменными и покрытосеменными. За весь учебный год пятиклассникам предстоит разобрать и решить тринадцать тематических лабораторных работ.
5 класс Лабораторная работа » Устройство микроскопа, правила работы»
« УСТРОЙСТВО МИКРОСКОПА И ПРАВИЛА РАБОТЫ С НИМ»
Цель: ознакомиться со строением микроскопа и сформировать навыки практической работы с увеличительным прибором.
Материалы и оборудование: микроскоп, бумажные салфетки, готовый препарат
Ход работы
I . Настроить микроскоп, согласно указанным ниже правилам, и рассмотреть выданный учителем препарат.
Правила работы с микроскопом:
1. Работать с микроскопом следует сидя;
2. Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой объективы, окуляр, зеркало;
3. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3 см от края стола. Во время работы его не сдвигать;
4. Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения;
5. Опустить объектив в рабочее положение, т. е. на расстояние 1 см от предметного стекла;
6. Глядя одним глазом в окуляр и пользуясь зеркалом с вогнутой стороной, направить свет от окна в объектив, а затем максимально и равномерно осветить поле зрения;
7. Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом. Глядя сбоку, опускать объектив при помощи винта до тех пор, пока расстояние между нижней линзой объектива и микропрепаратом не станет 4-5 мм ;
8. Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт грубой наводки на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта. Нельзя смотреть в окуляр и опускать объектив. Фронтальная линза может раздавить покровное стекло, и на ней появятся царапины;
II . Сделать рисунок микроскопа, обозначить его части.
III . Зарисовать клетки, которые вы наблюдали в микроскоп, рассматривая готовый препарат. Рисунок обозначить.
Тенденция
Синтетические методы изучения биологии свидетельствуют о переходе от эмпирического познания к теоретическому. Первоначальное накопление фактов и данных позволяет выдвинуть некие гипотезы. Затем в большинстве случаев они проходят проверку при помощи экспериментальных методов. Подтвержденные гипотезы переводятся в ранг закономерностей и ложатся в основу теорий. Сформулированные таким образом концепции не являются чем-то абсолютным. Всегда остается шанс, что новые сведения потребуют пересмотреть устоявшиеся взгляды.
Все виды изучения биологии направлены на постижение свойств и особенностей жизни. При этом нельзя выделить какой-то один метод в качестве главного. Современный уровень знаний был достигнут только благодаря одновременному использованию всех названных способов познания окружающего мира. Кроме того, методы изучения человека биология не отличает от приемов сбора и анализа данных о любом другом организме. В этом проявляется их универсальность. Для каждого уровня иерархической организации живых систем применяются одни и те же методы изучения, но в разных комбинациях. Переход к использованию кибернетических и системных методик свидетельствует об интеграции не только внутри биологии, но и во всей науке в целом. Синтез знаний разных дисциплин способствует более глубокому пониманию основных закономерностей мира, в котором мы живем.
1. Используя дополнительные источники информации (научно-популярную литературу, справочники, статьи, в том числе и ресурсы сети Интернет), выясните, какие биологические эксперименты проводятся в настоящее время. Выберите из них наиболее понравившийся вам и подготовьте о нём краткое сообщение.
Вариант классификации
Другой принцип деления биологии на составляющие — это свойства и уровни организации живой материи. Согласно ему выделяют:
- молекулярную биологию; биохимию; цитологию; генетику; биологию развития; анатомию и физиологию различных организмов; экологию (часто сегодня рассматривается как отдельная наука); эмбриологию; теорию эволюции.
Таким образом, предмет изучения биологии остается неизменным — это сама жизнь. Различные ее проявления изучаются отдельными дисциплинами. Существует также общая биология. В центре ее внимания — свойства живой материи, отличающие ее от неживой, а также упорядоченное иерархическое ее строение и взаимосвязь отдельных систем между собой и окружающей средой.
Эксперимент
Как известно, не все явления и процессы, связанные с живыми системами, можно наблюдать непосредственно в их естественной среде. Кроме того, понимание некоторых закономерностей требует определенных условий, которые удобнее создавать искусственно, чем дожидаться их появления в природе. Подобный подход в биологии называется экспериментальным методом. Он предполагает изучение объекта в экстремальных условиях. Исследование организма во время влияния на него высоких или низких температур, большого давления или чрезмерной нагрузки, при помещении его в непривычную среду помогает выявить пределы его выносливости, обнаружить скрытые свойства и возможности. С совершенствованием технологий увеличивается потенциал экспериментальных методов. Данные, получаемые таким путем, становятся все более точными. Создаваемые в процессе опыта условия можно практически до бесконечности варьировать.
Одно из основных применений эксперимента — проверка выдвинутых ранее гипотез. Полученные на основе опыта данные позволяют скорректировать рассматриваемую теорию, подтвердить ее или заложить базу для новой. Экспериментальные методы изучения биологии, примеры которых можно в большом количестве встретить на страницах учебников, способствуют более глубокому проникновению ученых в тайны живой материи. Именно благодаря им современная наука достигла такого прогресса.
Подразделения
Биология представляет собой совокупность нескольких наук, в центре внимания которых стоят разные объекты:
- зоология; ботаника; микробиология; вирусология.
Каждая из них, в свою очередь, может быть разделена на несколько более мелких. Например, в зоологии сосуществуют ихтиология (изучает рыб), орнитология (изучает птиц), альгология (изучает водоросли) и так далее.
Технологии 3D печати уже шагнули настолько далеко, что ученые даже пытаются с их помощью выращивать живые органы. И вот недавно израильским ученым удалось при помощи подобного устройства напечатать реальное человеческое сердце в миниатюре. Сердце имеет такие же кровеносные сосуды и клетки, которые выполнены из специальной смеси стволовых клеток человека и соединительной ткани. Сердце может сокращаться, и следующим этапом является совершенствование данной технологии, чтобы заставить его еще и перегонять кровь. Ученые полагают, что в ближайшие 10-15 лет мы сможет наблюдать, как подобные принтеры будут появляться в разных странах по всему миру, и с их помощью люди будут выращивать реальные органы.
Опыт и теория
Плавая по крови, такие роботы способны очищать её от токсинов, вредных бактерий и других опасных веществ.
24.06.2020 12:34:55
2017-12-12 22:06:23
Любые данныеЛюбые данныеЛюбые данныеЛюбые данные Любые данные
Что вижу, то записываю
С наблюдением тесно связан описательный метод. Он заключается в фиксации замеченных свойств, признаков и особенностей объектов с последующим их анализом. Метод описания считается самым древним в биологии: первоначально, на заре становления науки, именно с его помощью обнаруживались различные закономерности в природе. Зафиксированные данные внимательно анализируются, разделяются на важные и несущественные в рамках конкретной теории. Описанные признаки можно сравнивать, объединять, классифицировать. Только на основе этого метода в биологии были открыты новые классы и виды.
Онлайн-гдз по Биологии для 5 класса Пасечник Линейный курс Просвещение помогут повысить успеваемость
Лучше представленного онлайн-справочника школьникам просто не найти. С его помощью они не только качественно выполнят домашние задания, но еще и подготовятся ко всем видам проверочных работ. А еще благодаря ему ребятам удастся стать более внимательными, независимыми и терпеливыми. Они сами будут искать пути решения проблем, лишь изредка обращаясь к электронному помощнику. Автор предлагает в издании есть теоретические упражнения, а также практические и лабораторные работы. На какие вопросы решебник поможет ответить пятикласснику:
- Что такое живой организм.
- Как происходит обмен веществ.
- Какие существуют науки о живой и неживой природе.
- Что означает понятие «исследовательский метод».
- Чем отличается наблюдение от измерения и эксперимента.
- Из чего состоят коралловые рифы.
- простейшие, беспозвоночные и позвоночные животные;
- три среды обитания;
- жизнь на разных материках;
- устройство увеличительных приборов;
- как человек изменил Землю;
- бактерии, грибы и водоросли.
Первичный сбор информации
Один из основных эмпирических методов — это наблюдение. Оно представляет собой изучение внешних признаков объекта и его изменений в условиях естественной среды обитания на протяжении некоторого времени.
Любое исследование живой системы начинается с наблюдения за ней. История изучения биологии прекрасно иллюстрирует это утверждение. На первых этапах развития науки исследователи могли пользоваться только этим эмпирическим методом. Сегодня наблюдение не потеряло своей актуальности. Оно, как и другие методы изучения биологии, пользуются многочисленными технологиями. Для наблюдения применяются бинокли, различные камеры (ночного видения, глубоководные и так далее), разнообразное лабораторное оборудование, например микроскоп, биохимический анализатор и прочие.
По тому, используется ли в процессе оборудование, наблюдение можно разделить на два типа:
- Непосредственное. Оно направлено на изучение поведения и характеристик различных организмов. Инструментальное. При помощи различного оборудования проводится исследование особенностей тканей, органов, клеток, анализ химического состава и обмена веществ.
Синтез
Наряду с проникновением в биологию идей кибернетики (они лежат в основе моделирования), в ней активно начинает использоваться системный подход. Обе эти тенденции оказывают влияние на методы изучения биологии. Схема строения живых структур представляется в виде иерархии систем разного уровня. Каждая более высокая ступень — это взаимосвязанные на основе определенных закономерностей элементы, которые также являются системами, но уровнем ниже.
Такой подход характерен для большого числа дисциплин. Его проникновение в биологию свидетельствует о переходе в науке в целом от анализа к синтезу. Период углубленного изучения внутренних структур отдельных элементов уступает место времени интеграции. Синтез всех полученных в биологии, а часто и в смежных науках, данных приведет к новому пониманию взаимосвязей природных систем. Примером концепций, построенных на основе интеграции, могут быть теория нейро-гуморальной регуляции, синтетическая теория эволюции, современная иммунология и систематика. Появлению каждой из них предшествовало накопление большого количества информации об отдельных структурных единицах, признаках и характеристиках. На следующем этапе собранные данные позволяли выявить закономерности и создать обобщающие концепции.