Введение
Биология — наука о живой природе, стр. 4-6
1. Допишите предложения.
2. Современная биология – система наук о живой природе. Изучив материал параграфа и рисунок 1 в учебнике, заполните схему.
Зоология изучает животных. Микология изучает грибы. Бактерология изучает бактерии. Физиология изучает функции организма. Анатомия изучает строение органов. |
Биология — система наук о живой природе |
Ботаника изучает растения. Вирусология изучает вирусы. Цитология изучает клетки. |
3. Рассмотрит в учебнике рисунок 3 «Границы биосферы». Запишите свои предположения о том, что может ограничивать распространение жизни на Земле за пределами указанных границ биосферы.
4. Рассмотрите в учебнике рисунок 2 «Схема пищевой цепи». Предложите свой вариант пищевой цепи.
5. С какими областями практической деятельности человека связана наука биология?
6. Сделайте вывод о том, почему биологию можно считать наукой будущего.
7. Изучив инструкцию на с. 9 учебника, составьте план параграфа «Биология – наука о живой природе».
Глава 1. Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов
Увеличительные приборы стр. 20-22
1. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия увеличительных приборов, изображённых на нём. Укажите название их основных частей.
2. Выполните лабораторную работу «Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы» (см. учебник, с. 24).
1) Ответьте на вопросы:
Плоды каких растений вы использовали при выполнении работы?
Что характерно для строения плодов, рассмотренных вами невооружённым глазом?
2) Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте и подпишите их названия.
3. Выполните лабораторную работу «Устройство светового микроскопа и приёмы работы с ним» (см. учебник, с. 24). После выполнения работы подпишите названия основных частей микроскопа на рисунке.
4. Составьте алгоритм работы с микроскопом.
5. Вспомните правило, используя которое можно определить, насколько увеличилось изображение объекта при использовании микроскопа. Примените его для заполнения таблицы.
Глава 2. Многообразие организмов
Классификация организмов стр. 39-40
1. Выясните, что означают указанные ниже понятия, и допишите предложения.
2. Изучив текст параграфа, заполните таблицу «Царства живой природы».
Название царства | Отличительные особенности | Представители |
Грибы | Группа организмов, схожих и с растениями, и с животными. Питаются готовыми веществами | Мукор |
Бактерии | Мельчайшие безъядерные одноклеточные организмы | Холерный вибрион |
Животные | Многообразие, сложные формы поведения, питание готовыми веществами | Оса |
Растения | еподвижный образ жизни, способность к фотосинтезу | Роза |
3. Установите соответствие между царствами и представителями.
ЦарстваА) БактерииБ) РастенияВ) ЖивотныеГ) Грибы
Представители1) Бледная поганка2) Одуванчик лекарственный3) Крапивница обыкновенная4) Кишечная палочка
Ответ:
Ответы к стр. 4
1. Допишите предложения.
Биология — наука, которая изучает все проявления жизни (строение и жизнедеятельность организмов, их многообразие, сообщества, связи с окружающей средой, законы исторического и индивидуального развития).
Живые организмы на нашей планете обитают на суше, в воде, в почве, в воздухе.
Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли — биосферу (от греческих слов «биос» — жизнь и «сфера» — шар).
2. Современная биология — система наук о живой природе. Изучив материал параграфа и рисунок 2 в учебнике, заполните схему.
3. Рассмотрите в учебнике рис.3 «Границы биосферы». Запишите свои предположения о том, что может ограничивать распространение жизни на Земле за пределами указанных границ биосферы.
С появлением живых организмов и их распространением появилась особая оболочка Земли – биосфера (от греч. биос – жизнь и сфера – шар). Биосфера включает нижние слои атмосферы, гидросферу, почву, верхний слой литосферы.
Верхняя граница распространения жизни определяется озоновым экраном – слоем газа озона на высоте 15-20 км. Он задерживает губительные для живых организмов ультрафиолетовые лучи солнца. В океанах живые организмы встречаются на дне впадин даже на глубине 10-11 км. В литосфере жизнь (бактерии) местами проникает на глубину до трех и более километров.
Биосфера – не только область распространения жизни, но и результат деятельности живых организмов на нашей планете.
Между всеми оболочками Земли (сферами) и ее живыми обитателями существует тесная связь. Живые организмы обитают в гидросфере, нижних слоях атмосферы и верхней части литосферы. Область планеты, в которой существует жизнь, называют биосферой.
Живые организмы распространены в биосфере неравномерно. Наименьшее разнообразие и многочисленность наблюдается на границе между литосферой, гидросферой, атмосферой, то есть на поверхности Земли (в почве), в верхних слоях вод океанов и морей.
В пределах биосферы сложились наиболее благоприятные условия для живых организмов: достаточное количество воды, кислорода, углекислого газа, минеральных веществ, благоприятный температурный режим, защита от губительных космических излучений.
4 Рассмотрите в учебнике рис.2 «Схема пищевой цепи». Предложите свой вариант пищевой цепи.
Ёж – уж – растение – лягушка – насекомое
5 С какими областями практической деятельности человека связана наука биология?
Ёж – уж – растение – лягушка – насекомое
6 Сделайте вывод о том, почему биологию можно считать наукой будущего.
Ёж – уж – растение – лягушка – насекомое
7 Изучив инструкцию на с 9 учебника, составьте план параграфа «Биология –наука о живой природе».
Ёж – уж – растение – лягушка – насекомое
Следующая → |