Решения по биологии 5 класс пасечник (страницы с 49 по 86) многообразие организмов. урок 18. плесневые грибы и дрожжи. роль грибов в природе и жизни человека. страницы 56-57:

Решебник по биологии 5 класс   в.в. пасечник

Пеницилл: открытие пенициллина

Пенициллин — это первый в мире антибиотик, открытый в 1928 году британским бактериологом Александром Флемингом. Интересно, что во многом это изобретение обязано удачному стечению обстоятельств и неряшливости самого ученого.

Изобретение пенициллина в Великобритании

В течение нескольких лет Флеминг изучал возбудителей простудных заболеваний, чтобы создать лекарство для лечения простуды. Он проводил много опытов, чтобы найти вещество, которое будет уничтожать болезнетворные бактерии.


Александр Флеминг
Чашки Петри

В лаборатории используют чашки Петри — стеклянные плоские круглые сосуды с крышкой. С их помощью в надежде найти лекарство Флеминг изучал, как разные препараты действуют на бактерии. В один из дней ученый торопился домой, так как он отправлялся в отпуск. В спешке Флеминг не успел вымыть чашки Петри с выращенными бактериями и оставил их на своем лабораторном столе.

После возвращения из отпуска ученый с удивлением обнаружил, что в одной из чашек Петри появилась плесень, которая уничтожила все болезнетворные бактерии. Оказалось, что эта плесень относится к редкому виду Пенициллиум. Так был открыт плесневый грибок, который станет главным компонентом первого в мире антибиотика — пенициллина.

Гриб пенициллин в чашках Петри

Вероятно, она была занесена из расположенной этажом ниже лаборатории, где выращивались образцы плесени. В цепочке случайностей не последнюю роль сыграла погода: проливные дожди (влажность) способствовали росту плесени, а последующее потепление — росту бактерий.

Потребовалось больше 10 лет исследований и опытов, чтобы научиться получать пенициллин в достаточном количестве и стабильной форме. Вторая мировая война ускорила работу ученых, ведь огромному количеству раненых солдат требовалось лечение антибиотиками. 


Фабрика Løven по производству пенициллина
Ампулы пенициллина

В 1942 году началось массовое производство пенициллина в США и Великобритании, а в 1945 году Флеминг и команда его ученых получили Нобелевскую премию за открытие противомикробного препарата пенициллина.

Изобретение пенициллина в СССР

В 1941 году в СССР стало известно, что в Британии из гриба Пенициллиума научились получать эффективный антибиотик. Правительство поручило советским микробиологам Зинаиде Ермольевой и Тамаре Балезиной изучить всю доступную плесень рода пенициллов и создать такой же препарат.

Ученые изучили около сотни образцов и только на 92-ой раз им удалось открыть целебный пеницилл! Из плесени, соскобленной со стен бомбоубежища под одним из корпусов института, было получено активное вещество, названное пенициллин-крустозин.


Зинаида Ермольева
Тамара Балезина
Пенициллин-крустозин

Лекарство спасло жизни тысяч солдат: смертность от ран и инфекций сократилась на 80 %. Зинаида Ермольева получила прозвище «госпожа Пенициллин». Так и началась эра антибиотиков, без которых невозможно было бы представить развитие медицины.

Применяется ли сейчас пенициллин?

Скрыть

Пенициллин не используется в качестве антибиотика уже с 1990-х годов.

Он был первым противомикробным препаратом, поэтому активно использовался при лечении множества инфекционных заболеваний. Из-за этого большинство бактерий стали устойчивы к пенициллину: они больше не погибали при его применении, и он стал неэффективен при лечении.

Именно поэтому бесконтрольное применение антибиотиков опасно. Лекарство перестанет справляться с инфекцией, потому что ее возбудители «привыкнут» к нему и смогут ему противостоять.

Сейчас существует несколько тысяч различных антибиотиков, которые применяются при различных заболеваниях. Помните, что антибиотик может назначать только врач при лечении бактериальной (не вирусной!) инфекции.

{"questions":,"explanations":,"answer":}}}]}

Что такое плесневые грибы?

В прошлом уроке мы разбирали шляпочные грибы, главный признак которых — наличие шляпки и ножки у плодового тела. Плесневые же грибы характеризуются тем, что у них нет заметных невооруженным глазом плодовых тел, а есть только мицелий.

Плесневые грибы мы чаще всего называем просто «плесень» или «грибок», хотя видов таких грибов довольно много.

Плесень поселяется на продуктах питания, вызывая их порчу (хлеб, фрукты, овощи, зерно). Также она атакует керамику, пластик, бумагу, ткань, бетон, штукатурку, древесину.

Плесень «любит» влагу и тепло, поэтому в помещениях с повышенной влажностью и плохим проветриванием она развивается очень быстро.

В этом уроке мы разберем два основных вида плесневых грибов — мукор и пеницилл, которые каждый из вас встречал и не раз.

Плесневые грибы и дрожжи

Выберите верный вариант ответаВопрос 1. Где можно встретить мукор?
на конском навозе на корнях деревьев на коре дерева на песке в пустыне
Вопрос 2. Какой органоид отсутствует в клетках дрожжей?
клеточная стенка вакуоль ядро пластида
Вопрос 3. Что нельзя у мукора рассмотреть в микроскоп?
клетки гриба отдельные споры грибницу спорангии
Вопрос 4. Какое вещество в результате жизнедеятельности образуют дрожжи из сахара?
жир кислород хлорофилл углекислый газ
Вопрос 5. Как размножаются дрожжи?
спорами грибницей искусственно делением клеток
Вопрос 6. Где используются дрожжи?
при варке шоколада при изготовлении печенья при выпекании пирога при консервировании огурцов
Вопрос 7. Чем строение пеницилла отличается от строения мукора?
гриб имеет белую или серую окраску его споры овальной формы споры расположены в головках на концах вертикальных нитей есть кисточки
Вопрос 8. Каким преимущественно способом разносятся споры плесневых грибов?
водой ветром животными человеком
Вопрос 9. Какой из перечисленных грибов специально выращивают для получения лекарств?
шиитаке мукор пеницилл дрожжи
Отметьте верные утверждения

Мукор: основные характеристики

Если положить хлеб в пакете в шкаф и забыть о нем на несколько дней, на нем появится белый пушистый налет, который через некоторое время потемнеет. Это плесневый гриб-сапротроф мукор.

Мукор на пищевых продуктах

Грибница мукора — бесцветные ветвящиеся гифы. Его мицелий не поделен перегородками, поэтому можно сказать, что этот гриб представляет собой одну огромную, разветвленную клетку со множеством ядер в цитоплазме.

Строение мукора

Грибница мукора бесцветна, не содержит хлорофилл, поэтому мукор, как и все грибы, — гетеротрофный организм. Это значит, что грибы не могут создавать вещества для своего питания сами, а пользуются готовыми.

Вверх от мицелия вырастают нити, заканчивающиеся небольшими темными точками — головками. В этих головках зреют тысячи спор, с помощью которых мукор размножается и распространяется на десятки километров. Эти головки называются спорангиями.

После созревания спор головки лопаются и споры разносятся по воздуху. Так споры, попадая в благоприятные условия (влага, тепло и наличие питательных веществ), быстро прорастают и образуют новые пушистые грибницы.

{"questions":,"explanations":,"answer":}}}]}

Роль и значение плесневых грибов

Споры плесневых грибов легко перемещаются по воздуху, поэтому они легко попадают на различные поверхности. 

Отрицательное влияние

Многие виды плесневых грибов наносят большой ущерб хозяйству. Они поражают продукты питания: хлеб, зерно, фрукты, ягоды, овощи. Если вовремя не заметить, что где-то появилась плесень, есть риск потерять большую часть урожая

Поэтому на складах и хранилищах важно поддерживать низкую температуру и вентиляцию, чтобы свести к минимуму возможность образования плесени

Плесень на продуктах питания

Продукты, которые покрылись плесенью, нельзя употреблять в пищу. Даже если убрать пораженный участок, есть продукт все равно не стоит. Внутри него уже растет грибница плесени и развиваются токсичные продукты ее жизнедеятельности — микотоксины. 

Употребление в пищу пораженного плесенью продукта может вызвать симптомы отравления: головокружение, тошноту, расстройство желудка. Лучше всего завернуть испорченный продукт в пакет или бумагу и выбросить, не трогая плесень, чтобы не вызвать распространение спор в воздух.

Плесень поражает не только еду, но и строительные материалы и жилища. Это очень опасно: если грибок появился на стене, нельзя просто отрезать кусок стены и заменить его новым. Грибница плесени прорастает очень глубоко, поэтому нужно очистить много слоев поверхности специальными химикатами, которые не дадут плесени появиться вновь.

Плесень на окне и стенах

Жить в помещении, где растет плесень, опасно для здоровья. Плесневые грибы активно выделяют споры, которые попадают в организм человека с воздухом. Это вызывает легочные заболевания, аллергию, отравления и может привести к хроническим болезням. Особенно опасны грибки для детей и людей со слабым иммунитетом.

Положительное влияние

Возможно, у вас уже сложилось негативное отношение к плесневым грибам. Они портят продукты питания, вредят урожаю, поражают другие организмы и дома. Однако человек может использовать плесень себе на благо.

Использование плесени для производства продуктов питания и лекарств

Ранее мы уже узнали о пенициллине, полученном из плесневых грибов. Но кроме этого и другие их представители используются в медицине для производства лекарств. Некоторые виды плесени активно используются при производстве продуктов питания: сыра, колбас, вина.

{"questions":,"explanations":,"answer":}}}]}

Часто задаваемые вопросы

Чем различаются понятия «плесень» и «грибок»?

Ничем, это обиходные названия для плесневых грибов.

В каких условиях лучше всего растет плесень?

Для активного роста плесени нужно умеренное тепло и влага.

Почему плесневые грибы растут практически на любых поверхностях?

Споры плесени очень малы и присутствуют в воздухе практически всегда. Поэтому спорам достаточно легко попасть в благоприятные условия и начать расти. Плохая вентиляция, повышение влажности, отсутствие солнечного света — и плесень уже начинает расти.

Мукор — это одноклеточный гриб?

Да, его мицелий не поделен перегородками. То есть этот гриб представляет собой одну огромную разветвленную клетку.

Все плесневые грибы — одноклеточные?

Конечно, нет, есть и одноклеточные, и многоклеточные. Например, пеницилл — многоклеточный, его грибница поделена перегородками на клетки.

Плесень вредна для человека?

Нельзя сказать однозначно. Плесневые грибы приносят вред сельскому хозяйству, пищевой промышленности, наносят урон жилищу. Однако так называемая «благородная плесень» используется для производства сыра (бри, камамбер и др.) и колбас (фуэт). Также грибы активно применяются при изготовлении лекарственных препаратов.

§ 5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы

18. Изучив текст параграфа, заполните таблицу.

Группа экологических факторов

Характеристика группы экологически факторов

Абиотические факторы

Влияние неживой природы на живые организмы

Биотические факторы

Влияние живых организмов друг на друга и на среду

Антропогенные факторы

Влияние деятельности человека на живые организмы

19, Учитесь работать с текстом учебника. Прочитайте инструкцию на с. 27 учебника «Как работать с текстом учебника». Проработайте текст параграфа в соответствии с рекомендациями инструкции. План параграфа запишите в тетради.

План параграфа «§ 5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы»

  1. Экологические факторы:
    • что входит в понятие экологических факторов;
    • виды экологических факторов.
  2. Абиотические факторы:
    • виды абиотических факторов;
    • действие абиотических факторов.
  3. Биотические факторы:
    • виды биотических факторов;
    • действия биотических факторов.
  4. Антропологические факторы:

    что входит в понятие антропологических факторов.

  5. Влияние живых организмов на среду.
  6. Наиболее существенные экологические факторы.

20. Решите кроссворд № 1.

По горизонтали:

3. Способность живых организмов реагировать на воздействие окружающей среды изменением своего состояния (раздражимость).4. Восприятие природных объектов или явлений с помощью органов чувств (наблюдение).6. Увеличение размеров и массы живых организмов (рост).7. Верхний плодородный слой суши (почва).9. Раздел биологии, изучающий отношения организмов между собой и с окружающей их средой (экология).10. Наука, изучающая сезонные периодические явления в жизни растений и животных (фенология).11. Наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, которые позволяют установить, как те или иные условия влияют на объект или явление (эксперимент).

По вертикали:

1. Приобретение живыми организмами в процессе жизни новых качеств (развитие).2. Особая оболочка Земли, составляющая область распространения жизни (биосфера).5. Наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле (биология).8. Воспроизведение организмами себе подобных (размножение).

Самостоятельная работа с ответами к учебнику В.В. Пасечника

Плесневые грибы и дрожжи

Выберите верный вариант ответа
Вопрос 1. Где можно встретить мукор?

на конском навозе на корнях деревьев на коре дерева на песке в пустыне
Вопрос 2. Какой органоид отсутствует в клетках дрожжей?

клеточная стенка вакуоль ядро пластида
Вопрос 3. Что нельзя у мукора рассмотреть в микроскоп?

клетки гриба отдельные споры грибницу спорангии
Вопрос 4. Какое вещество в результате жизнедеятельности образуют дрожжи из сахара?

жир кислород хлорофилл углекислый газ
Вопрос 5. Как размножаются дрожжи?

спорами грибницей искусственно делением клеток
Вопрос 6. Где используются дрожжи?

при варке шоколада при изготовлении печенья при выпекании пирога при консервировании огурцов
Вопрос 7. Чем строение пеницилла отличается от строения мукора?

гриб имеет белую или серую окраску его споры овальной формы споры расположены в головках на концах вертикальных нитей есть кисточки
Вопрос 8. Каким преимущественно способом разносятся споры плесневых грибов?

водой ветром животными человеком
Вопрос 9. Какой из перечисленных грибов специально выращивают для получения лекарств?

шиитаке мукор пеницилл дрожжи
Отметьте верные утверждения

Клетки дрожжевых грибов могут питаться автотрофным способом Мукор образует вещества, убивающие болезнетворных бактерий Гриб мукор имеет зеленый цвет В результате жизнедеятельности дрожжи образуют спирт Дрожжи делают тесто легким и пористым Пеницилл состоит из большой многоядерной клетки Размножение плесневых грибов возможно только спорами Почкующиеся клетки дрожжей похожи на ветвящиеся цепочки Дрожжи живут в жидкой среде, богатой сахаромОтметьте верные варианты ответов !Правильные ответы доступны при прохождении теста на сайте !

Рабочая тетрадь по Биологии 5 класс Пасечник

Авторы: Пасечник В.В.Класс: 5Предмет: Биология

Выберите подходящее издание решебника

  1. Биология 5 класс Пасечник
  2. Рабочая тетрадь по Биологии 5 класс Пасечник Серия Линия жизни
  3. Рабочая тетрадь по Биологии 5 класс Пасечник

Готовые задания

Рабочая тетрадь по природоведению за 5-й класс от автора Владимира Пасечника составлена на основании норм федерального государственного образовательного стандарта. Цель разработки и внедрения этого методического материала – это помощь ребенку в изучении природоведения.

Рабочая тетрадь и её роль

Рабочая тетрадь служит своего рода основой для закладки базовых знаний по природоведению (биологии), что в последующих классах (с 6-го по 9-й) будет прекрасным подспорьем в изучении биологии, экологии, географии и даже химии. Это пособие для школьника содержит не только прекрасный иллюстрационный материал, а также много полезной и интересной информации.

Применение рабочей тетради в учебном процессе несет следующую пользу:

  • дети, выполняя домашнее задание, постепенно познают многообразие окружающего мира;
  • получают ответы на многие вопросы о различных явлениях в природе: как они влияют друг на друга или как взаимосвязаны друг с другом;
  • узнают о связи живой и неживой природы;
  • начинают осознавать и понимать, что человек важная и неотъемленная часть природы.

Важно заметить, что упражнения решебника и ответы на домашние задания структурированы таким образом, что идет постепенный переход от лёгких заданий к сложным. Это важно, ведь дети не могут воспринять мгновенно большой объем информации, но занимаясь по рабочей тетради Пасечника В.В., школьники постепенно овладевают, запоминают, а затем и применяют все полученные знания на практике

Структура и цели создания решебника

  • упражнения решебника по основам природоведения, закономерностям природы и связи живой и неживой природы;
  • упражнения, основанные на проведении наблюдений, измерений и формировании результатов, т. е. подведение итогов и формулировка выводов. Эти навыки важны не только в школе, но и в жизни.

Цели, которые выполняет рабочая тетрадь автора Пасечника В.В.:

  1. Развивает интерес школьника к изучению естественных наук (биология, экология и т. п.).
  2. Развивает творческие способности.
  3. Вносит немаловажный вклад в прививании у ребенка положительного и бережного отношения к природе и ко всему живому.
  4. Дает возможность понять и почувствовать школьнику, что он тоже часть природы и может влиять на нее — как положительно, так и отрицательно.

Основы экологического поведения детей – это основа не только хорошо полученных знаний по естественным наукам, это еще и формирование правильного образа жизни в последующем. Также можно отметить, что эта тетрадь входит в обязательный перечень методических пособий. Но это не означает, что гдз к рабочей тетради «навязывается». Применение методического материла такого высокого уровня только повысит уровень знаний у ребенка, даст значительный опыт самостоятельный работы, а также даст много интересной информации.

Плюсы онлайн-решебника по биологии за 5 класс учебник Пасечник В. В. (Дрофа)

Пятиклассник уже обладает солидным учебным опытом – он привычно готовит домашнее задание и выполняет контрольные работы, а к тому же сдал самый настоящий экзамен – ВПР. Но теперь все предметы становятся значительно сложнее, потому что ученики перешли в средние классы, а главное – началось знакомство со множеством абсолютно новых дисциплин. Подготовка к занятиям по каждому предмету требует теперь значительно больше сил и времени. Сэкономить лишние часы и минуты поможет поддержка профессионального онлайн-ставника. Это пособие формата ГДЗ обладает множеством преимуществ. Среди них хотелось бы отметить то, что:

  • все выполненные номера и верные ответы были неоднократно перепроверены на наличие ошибок;
  • материалы полностью соответствуют строгим правилам и требованиям ФГОС;
  • информация изложена максимально простым и понятным языком;
  • пособие находится в электронном формате;
  • готовые домашние задания сопровождаются авторскими комментариями.

На страницы дополнительного пособия могут заглядывать не только учащиеся среднего звена, но и другие пользователи. Ведь в этом справочнике действительно собрано очень много важных и полезных сведений. И каждому они помогут достичь поставленных целей. Пособие с правильными ответами и решенными из учебника заданиями выручит школьника в трудную минуту. Чтобы ученик не уходил домой с вопросами, он может использовать сайт прямо на уроках. Учителя не против этого, потому что им попросту не хватает времени, чтобы объяснить заново материал или же поработать с более отстающими от программы ребятами индивидуально. Некоторые педагоги сами иногда пользуются электронными шпаргалками. А это уже о многом говорит.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 4-5 классы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: