Глава «Строение и многообразие покрытосеменных растений. Введение»
Ответы к рабочей тетради § 1. Биология — наука о живой природе (страницы 4, 5, 6)
1. Найдите в тексте учебника (с. 6) понятия, указанные ниже, и закончите предложения.
«Биос» означает — жизнь (в переводе с греческого).«Логос» означает — учение (в переводе с греческого).Биология — наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле.Биосфера — область распространения жизни на Земле.
2. Изучив текст параграфа и рисунок 2, укажите, каковы границы распространения жизни на нашей планете.
Жизнь на планете присутствует от границы озонового экрана Земли (на 15 — 20 км над поверхностью), до верхних слоёв литосферы (более чем на 3 км под землёй) и самых глубин гидросферы (на глубине 10-11 км). Биосфера включает в себя следующие слои:
— нижние слои атмосферы;- гидросферу;- почву;- верхние слои литосферы.
3. Изучив материал параграфа и рисунок 1 учебника, заполните схему «Современная биология — система наук о живых организмах».
4. С какими сторонами практической деятельности человека связана наука биология? Какие жизненно важные проблемы позволяет решать знание биологии?
Виды деятельности человека, с которыми связана биология:
сельское хозяйство;производство пищевой продукции;производство товаров и услуг;медицина;фармацевтика;производство топлива;производство удобрений и кормов для животных;утилизацией отходов;прочие виды деятельности.
Жизненно важные проблемы, которые позволяет решать знание биологии:
лечение различных заболеваний;защита окружающей среды, растений и животных;увеличение продолжительности жизни человека и улучшение здоровья людей;создание новых продуктов питания;создание условий для эффективного выращивания культурных растений и домашних животных;создание новых промышленных товаров, необходимых для современного человека;безопасная переработка отходов жизнедеятельности;прочие проблемы.
5. Используя дополнительные источники информации (книги, Интернет), подготовьте краткие сообщения об отечественных учёных-биологах (устно).
Павлов Иван Петрович
Иван Петрович Павлов — великий российский учёный, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине, академик и создатель науки об изучении высшей нервной деятельности. Родился Иван Петрович в 1849 году в Рязани. В 1870 году он поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета и начал специализироваться на физиологии животных. После окончания университета Павлов активно изучал работу нервной системы. Именно он открыл существование условных и безусловных рефлексов, объяснил почему люди обладают различными типами темперамента и выделил основные типы темпераментов.
Мичурин Иван Владимирович
Глава 1. Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов
Увеличительные приборы стр. 20-22
1. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия увеличительных приборов, изображённых на нём. Укажите название их основных частей.
2. Выполните лабораторную работу «Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы» (см. учебник, с. 24).
1) Ответьте на вопросы:
Плоды каких растений вы использовали при выполнении работы?
Что характерно для строения плодов, рассмотренных вами невооружённым глазом?
2) Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте и подпишите их названия.
3. Выполните лабораторную работу «Устройство светового микроскопа и приёмы работы с ним» (см. учебник, с. 24). После выполнения работы подпишите названия основных частей микроскопа на рисунке.
4. Составьте алгоритм работы с микроскопом.
5. Вспомните правило, используя которое можно определить, насколько увеличилось изображение объекта при использовании микроскопа. Примените его для заполнения таблицы.
Уровни классификации
Делить живые организмы на группы только по внешним признакам и строению неправильно: представьте, если бы в вашем классе всех ребят с темными волосами и карими глазами объявили семьей. Поэтому ученые также учитывают происхождение видов и их родство, чтобы классификация была верной.
Раздел биологии, который занимается классификацией и описанием живых организмов, называется систематикой.
Еще в глубокой древности люди наблюдали за природой и замечали различия между растениями и животными. Первые попытки классифицировать формы жизни были предприняты еще древнегреческими мыслителями. Затем арабские и европейские ученые постепенно вносили свой вклад в изучение и классификацию живых существ.
Накопленные знания позволили шведскому ученому Карлу Линнею только к 1735 году объединить все биологические знания предшественников. Он воплотил их в систему, которая поделила весь живой мир на уровни.
{"questions":,"answer":1}},"hints":}],"mix":1}
Основная (и самая маленькая) единица классификации — вид, однако есть и другие. Всего 7 уровней классификации от большего к меньшему:
- царство
- тип/отдел (у животных/у растений)
- класс
- отряд/порядок (у животных/у растений)
- семейство
- род
- вид.
Чтобы вам было легче запомнить названия уровней в правильном порядке, можно использовать мнемотехнику. Это такое предложение, где заглавные буквы означают название каждого уровня:
Царский Терем Кто Откроет, Сразу Рыцарем Вернется.
Более подробно о всех уровнях классификации вы узнаете в 7 классе, а пока познакомимся только с двумя — царством и видом.
{"questions":,"items":}}}],"mix":1}
Глава 2. Многообразие организмов
Классификация организмов стр. 39-40
1. Выясните, что означают указанные ниже понятия, и допишите предложения.
2. Изучив текст параграфа, заполните таблицу «Царства живой природы».
Название царства | Отличительные особенности | Представители |
Грибы | Группа организмов, схожих и с растениями, и с животными. Питаются готовыми веществами | Мукор |
Бактерии | Мельчайшие безъядерные одноклеточные организмы | Холерный вибрион |
Животные | Многообразие, сложные формы поведения, питание готовыми веществами | Оса |
Растения | еподвижный образ жизни, способность к фотосинтезу | Роза |
3. Установите соответствие между царствами и представителями.
ЦарстваА) БактерииБ) РастенияВ) ЖивотныеГ) Грибы
Представители1) Бледная поганка2) Одуванчик лекарственный3) Крапивница обыкновенная4) Кишечная палочка
Ответ:
Отличительные признаки живой природы
К отличительным признакам живых организмов относят:
- наличие в клетках органических веществ (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты);
- структурной и функциональной единицей является клетка;
- обмен веществ, т.е. совокупность превращений веществ и энергии внутри организма во время дыхания и питания;
- способность реагировать на воздействия из окружающей среды или раздражимость;
- размножение – воспроизведение себе подобных особей;
- приспособленность к условиям окружающей среды;
- способность эволюционировать, что обеспечивает разнообразие всего живого;
- рост и развитие организма.
Рис. 3. Признаки живой природы.
Что мы узнали?
Живая природа разделяется на четыре царства: бактерии, растения, грибы и животные. Отдельным царством считаются вирусы, так как они не имеют клеточного строения. Всё живое на планете имеет свои отличительные признаки. К ним относятся клеточное строение и наличие в составе органических веществ, обмен веществ (дыхание, питание, выделение), размножение, рост и развитие. С помощью этого материала можно быстро и легко восстановить знания за 5 класс по курсу биологии, подготовиться к любой проверочной работе по данной теме.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Как проходят уроки по биологии в пятом
Молодые люди перешли на вторую ступень общеобразовательного обучения. Начальная школа осталась позади, придется попрощаться с большинством преподавателей. Классный руководитель изменился, а количество учителей значительно возросло. Теперь каждую отдельно взятую дисциплину ведёт свой компетентный педагог. Ребятам предстоит познакомиться со своими наставниками, произвести на них положительное впечатление – большинство пройдут с ними путь до одиннадцатого класса. Биология – не исключение, начинается в пятом и заканчивается вместе со школьным обучением. На старте школьники продолжают курс «окружающего мира», рассматривают элементарные понятия из ботаники, зоологии, экологии. Для полноценного анализа программы обсудим основные параграфы из теоретической части учебно-методического комплекта:
- методы исследования;
- ткани;
- царство грибов.
«ГДЗ по биологии 5 класс В.В. Пасечник рабочая тетрадь (Просвещение)» станет верным товарищем для пятиклассников на уроках биологии. Ребята смогут без проблем справиться даже с самыми сложными номерами упражнений из дидактического дополнения к учебнику.
Ответы к стр. 4
1. Допишите предложения.
Биология — наука, которая изучает все проявления жизни (строение и жизнедеятельность организмов, их многообразие, сообщества, связи с окружающей средой, законы исторического и индивидуального развития).
Живые организмы на нашей планете обитают на суше, в воде, в почве, в воздухе.
Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли — биосферу (от греческих слов «биос» — жизнь и «сфера» — шар).
2. Современная биология — система наук о живой природе. Изучив материал параграфа и рисунок 2 в учебнике, заполните схему.
3. Рассмотрите в учебнике рис.3 «Границы биосферы». Запишите свои предположения о том, что может ограничивать распространение жизни на Земле за пределами указанных границ биосферы.
С появлением живых организмов и их распространением появилась особая оболочка Земли – биосфера (от греч. биос – жизнь и сфера – шар). Биосфера включает нижние слои атмосферы, гидросферу, почву, верхний слой литосферы.
Верхняя граница распространения жизни определяется озоновым экраном – слоем газа озона на высоте 15-20 км. Он задерживает губительные для живых организмов ультрафиолетовые лучи солнца. В океанах живые организмы встречаются на дне впадин даже на глубине 10-11 км. В литосфере жизнь (бактерии) местами проникает на глубину до трех и более километров.
Биосфера – не только область распространения жизни, но и результат деятельности живых организмов на нашей планете.
Между всеми оболочками Земли (сферами) и ее живыми обитателями существует тесная связь. Живые организмы обитают в гидросфере, нижних слоях атмосферы и верхней части литосферы. Область планеты, в которой существует жизнь, называют биосферой.
Живые организмы распространены в биосфере неравномерно. Наименьшее разнообразие и многочисленность наблюдается на границе между литосферой, гидросферой, атмосферой, то есть на поверхности Земли (в почве), в верхних слоях вод океанов и морей.
В пределах биосферы сложились наиболее благоприятные условия для живых организмов: достаточное количество воды, кислорода, углекислого газа, минеральных веществ, благоприятный температурный режим, защита от губительных космических излучений.
4 Рассмотрите в учебнике рис.2 «Схема пищевой цепи». Предложите свой вариант пищевой цепи.
Ёж – уж – растение – лягушка – насекомое
5 С какими областями практической деятельности человека связана наука биология?
Ёж – уж – растение – лягушка – насекомое
6 Сделайте вывод о том, почему биологию можно считать наукой будущего.
Ёж – уж – растение – лягушка – насекомое
7 Изучив инструкцию на с 9 учебника, составьте план параграфа «Биология –наука о живой природе».
Ёж – уж – растение – лягушка – насекомое
Следующая → |
Царства
Существует 4 царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Отдельно также выделяют пятое — Вирусы как неклеточную форму жизни. Названия не только царств, но и других групп организмов в биологии принято писать с заглавной буквы.
В каждом из царств “живет” огромное количество существ, но все они объединены по сходным признакам.
{"questions":,"explanations":,"answer":}}}],"mix":1}
Царство Бактерии
Бактерии — это мельчайшие одноклеточные организмы, которые нельзя увидеть без микроскопа. У бактерий нет ядра, поэтому их называют (доядерными).
Стафилококк и чумная палочка под электронным микроскопом
Бактерии очень разнообразны: одни участвуют в круговороте веществ, другие превращают молоко в йогурт или делают капусту квашеной, а третьи вызывают опасные болезни, например, ангину, столбняк и туберкулез.
Царство Грибы
Грибы долгое время относили то к растениям, то к животным, но в итоге выделили их в отдельное царство. Как и растения, грибы неподвижны и растут всю жизнь, но как животные, питаются готовыми органическими веществами.
Некоторые виды грибов (фото из Большой российской энциклопедии)
Считается, что сейчас существует более 100 тыс видов грибов. Чаще всего грибы можно увидеть в лесу: они состоят из плодового тела и подземной части — грибницы. Нужно быть очень внимательным, ведь грибы бывают съедобными и несъедобными (ядовитыми).
Царство Растения
Растения имеют три главных признака:
- в их клетках есть зеленый пигмент хлорофилл
- они ведут неподвижный образ жизни
- они сами создают себе пищу, превращая неорганические вещества в органические.
Некоторые виды растений (фото из Большой российской энциклопедии): аралия маньчжурская; барбарис обыкновенный; боярышник обыкновенный; бессмертник песчаный; валериана лекарственная; горец змеиный; горец перечный; горицвет весенний
Растения очень хорошо приспосабливаются к окружающей среде — ведь они не могут убежать от врагов или переселиться в более благоприятные условия. Кстати, растения, в отличие от животных, растут всю жизнь и постоянно обновляют части своего организма (плоды, цветы, листья, побеги и др.).
Царство Животные
Животные обитают везде — в воде, на суше, в почве и даже в других организмах. Считается, что сейчас науке известно около 1.5 млн видов животных.
Представители этого царства не способны создавать органические вещества для своего питания, поэтому они постоянно перемещаются в поисках пищи — могут совершать длительные переходы и перелеты.
Некоторые виды животных
Кстати, рост у животных ограничен: обычно они перестают расти, когда из детенышей становятся взрослыми особями. Органы и части тела тоже даются животным один раз на всю жизнь.
Конечно, есть и небольшие исключения:
- некоторые животные ведут прикрепленный образ жизни и никуда не перемещаются (коралловые полипы, губки, актинии)
- некоторые органы у определенных животных могут обновляться (рога у северных оленей и лосей отрастают ежегодно, ящерица отращивает новый хвост на месте оторванного).
Царство Вирусы
Вирусы — это неклеточная форма жизни, то есть они не имеют клеточного строения, поэтому они не похожи на другие царства живой природы.
Вирусы крайне малы по размеру, они в 10-100 раз меньше бактерий. К тому же, они разнообразны по форме: бывают округлой, вытянутой, палочковидной формы, в форме кристалла. У вирусов также могут быть выросты разной формы, шипы и т.д.
Ротавирус и вирус полиомиелита под электронным микроскопом
Все вирусы — паразиты живых организмов, так как могут размножаться только внутри клеток. Вне клетки вирусы никак не проявляют признаки жизни. Но когда они попадают внутрь живого организма, начинают атаковать клетки и активно размножаться — создавать свои копии.
Вирусы поражают клетки представителей всех царств: они размножаются в клетках бактерий, грибов, растений и животных.
{"questions":,"items":,,,,]}}}],"mix":1}
Вид
Если царство — самая крупная единица классификации, то наименьшая и основная единица — это вид.
Название вида всегда состоит из двух слов: первое (существительное) обозначает имя рода, а второе (прилагательное) — имя конкретного вида. Например: заяц чернохвостый и заяц русак, одуванчик лекарственный и одуванчик крылатый.
Чтобы описать новый вид или включить какой либо организм в уже существующий вид, нужно убедиться, отвечает ли он признакам (критериям) вида.
Критериев вида много, рассмотрим основные:
- морфологический критерий: сходство внешнего и внутреннего строения
- физиологический критерий: сходство особенностей жизнедеятельности
- географический критерий: каждый вид имеет свой ареал обитания, то есть область распространения.
{"questions":,"explanations":,"answer":}}}],"mix":1}
Похожие ГДЗ Биология 5 класс
Страница : 4
Решебник №2
Предыдущее
Следующее
В рамках общеобразовательных учреждений такая дисциплина как биология появляется в школьном расписании в средних классах. Ее изучение приоткроет перед детьми многие тайны строения и работы живых организмов, а так же природное разнообразие во всем его изобилии.
Что ожидает школьников на уроках биологии
Учебный курс за пятый класс познакомит ребят с основными биологическими понятиями и терминами, а также с методами исследования в области этой науки. Они узнают чем отличается живая природа от неживой, подробно изучат царства бактерий, грибов, растений, узнают об их строении, среде обитания, взаимосвязях и функциях жизнедеятельности. Пятиклассники научатся:
- Объяснять роль и значение биологии в жизни людей.
- Классифицировать и сравнивать биологические объекты.
- Наблюдать и описывать процессы, которые происходят в природе.
- Ставить несложные эксперименты и объяснять их результаты.
- Применять на практике в повседневной жизни полученные знания.
Кроме этого на уроках затрагиваются темы экологического характера, в ходе обсуждения которых у школьников формируются целостное понятие бережного отношения к окружающей среде. И хотя программа этого года не несет такой уж сильной нагрузки, однако сложности все равно возможны. Внимательного подхода требует и подготовка к контрольным работам, потому что легко ошибиться в терминологии и т. д. Решебник к учебнику «Биология Рабочая тетрадь 5 класс Пасечник» поможет справиться со всеми препятствиями. Издательский дом «Дрофа», 2014 г.
Что в него включено
В решебнике содержится правильные и подробно расписанные ответы на восемьдесят одно задание. Так как сборник полностью идентичен учебному пособию их легко отыскать по номеру упражнения. Они полностью охватывают курс этого учебного года и помогут:
- детально ответить на все вопросы;
- проверить правильное выполнение домашней работы;
- разобрать особо сложный материал;
- углубить и проработать уже пройденные темы.
Помимо этого «ГДЗ по Биологии 5 класс Пасечник» имеет и тестовую часть после каждого раздела.