Процесс опыления и оплодотворение у цветковых растений
Сначала происходит развитие пыльцы: в пыльниках тычинок производится деление клеток, которые в последующем созревают в пыльцу. Каждое пыльцевое зерно покрыто двухслойной оболочкой. На верхней части этой оболочки имеются особые выросты, с помощью которых зерна удерживаются на рыльце пестика. А внутри размещаются генеративная и вегетативные клетки — это мужской гаметофит.
Затем наступает период развития семязачатков. Они растут на внутренней стороне стенок завязи. Внутри семязачатка формируется зародышевый мешок. Это женский гаметофит. В нем есть яйцеклетка и центральная клетка.
Когда пыльцевое зерно прикрепляется к рыльцу пестика, оно начинается набухать и прорастать, формируя пыльцевую трубку. В ней генеративная клетка делится на два спермия. Затем один спермий сливается с яйцеклеткой, производится оплодотворение и возникновение зиготы. Второй спермий объединяется с центральной клеткой.
Механизмы реализации основных жизненных функций
Все покрытосеменные имеют вегетативные и репродуктивные органы. К вегетативным относят:
- лист;
- стебель;
- корень.
Эти органы выполняют всю работу по бесполому размножению.
К генеративным — реализующим схему полового размножения относят:
- семя;
- цветок;
- плод.
Семена формируются по окончании периода цветения. Они надежно защищены околоплодником. Поэтому хорошо сохраняются и легко распространяются.
Важнейшую роль в реализации жизненных функций играет цветок. Он привлекает агентов опыления — насекомых — ярким цветом и ароматом пыльцы. Ботаники считают, что цветок является ответом на вопрос, почему именно покрытосеменные стали доминирующей формой растительной жизни и смогли приспособиться к самым разным климатическим и природным условиям.
Рабочая тетрадь по Биологии 5 класс Пасечник
Авторы: Пасечник В.В.Класс: 5Предмет: Биология
Выберите подходящее издание решебника
- Биология 5 класс Пасечник
- Рабочая тетрадь по Биологии 5 класс Пасечник Серия Линия жизни
- Рабочая тетрадь по Биологии 5 класс Пасечник
Готовые задания
Рабочая тетрадь по природоведению за 5-й класс от автора Владимира Пасечника составлена на основании норм федерального государственного образовательного стандарта. Цель разработки и внедрения этого методического материала – это помощь ребенку в изучении природоведения.
Рабочая тетрадь и её роль
Рабочая тетрадь служит своего рода основой для закладки базовых знаний по природоведению (биологии), что в последующих классах (с 6-го по 9-й) будет прекрасным подспорьем в изучении биологии, экологии, географии и даже химии. Это пособие для школьника содержит не только прекрасный иллюстрационный материал, а также много полезной и интересной информации.
Применение рабочей тетради в учебном процессе несет следующую пользу:
- дети, выполняя домашнее задание, постепенно познают многообразие окружающего мира;
- получают ответы на многие вопросы о различных явлениях в природе: как они влияют друг на друга или как взаимосвязаны друг с другом;
- узнают о связи живой и неживой природы;
- начинают осознавать и понимать, что человек важная и неотъемленная часть природы.
Важно заметить, что упражнения решебника и ответы на домашние задания структурированы таким образом, что идет постепенный переход от лёгких заданий к сложным. Это важно, ведь дети не могут воспринять мгновенно большой объем информации, но занимаясь по рабочей тетради Пасечника В.В., школьники постепенно овладевают, запоминают, а затем и применяют все полученные знания на практике
Структура и цели создания решебника
- упражнения решебника по основам природоведения, закономерностям природы и связи живой и неживой природы;
- упражнения, основанные на проведении наблюдений, измерений и формировании результатов, т. е. подведение итогов и формулировка выводов. Эти навыки важны не только в школе, но и в жизни.
Цели, которые выполняет рабочая тетрадь автора Пасечника В.В.:
- Развивает интерес школьника к изучению естественных наук (биология, экология и т. п.).
- Развивает творческие способности.
- Вносит немаловажный вклад в прививании у ребенка положительного и бережного отношения к природе и ко всему живому.
- Дает возможность понять и почувствовать школьнику, что он тоже часть природы и может влиять на нее — как положительно, так и отрицательно.
Основы экологического поведения детей – это основа не только хорошо полученных знаний по естественным наукам, это еще и формирование правильного образа жизни в последующем. Также можно отметить, что эта тетрадь входит в обязательный перечень методических пособий. Но это не означает, что гдз к рабочей тетради «навязывается». Применение методического материла такого высокого уровня только повысит уровень знаний у ребенка, даст значительный опыт самостоятельный работы, а также даст много интересной информации.
Значение покрытосеменных в природе и жизни человека
Значение цветковых в природе переоценить довольно сложно. Благодаря своему разнообразию и многочисленности, они вносят огромный вклад в газообмен экосистемы — вырабатывают большое количество кислорода.
Многие многолетние виды служат домом для животных. Травянистые и кустарниковые выполняют еще одну функцию — являются первичным звеном пищевой цепи.
Представить жизни человека без цветковых тоже достаточно сложно. Они:
- являются важными сельскохозяйственными культурами — например, пшеница, кукуруза, овес, рис, картофель, томаты;
- вносят разнообразие в общий рацион — ягодные и плодовые культуры;
- позволяют получить ткани, выступают сырьем для них.
В ходе технического прогресса человек научился применять многие типы покрытосеменных для производства лекарств. Древесину используют в качестве строительного материала. А декоративные виды — для ландшафтного дизайна.
Биология
§ 23. Покрытосеменные, или Цветковые
- Какие растения называют цветковыми?
- Какие цветковые растения вы знаете?
- Где растут цветковые растения?
Покрытосеменные растения, как считают учёные, произошли от древних голосеменных. Это самая молодая и в то же время самая многочисленная группа царства Растения. Она включает около 250 тыс. видов, произрастающих во всех климатических зонах.
Покрытосеменные имеют орган семенного размножения — цветок, отсюда их второе название — цветковые растения (рис. 79).
Рис. 79. Покрытосеменное растение шиповник
После отцветания образуется плод, в котором находятся семена. У покрытосеменных семена развиваются внутри плода, то есть они защищены (покрыты).
Многообразие покрытосеменных. Среди покрытосеменных есть деревья, кустарники и травы (рис. 80); однолетние, двулетние и многолетние растения (рис. 81).
Рис. 80. Формы растений
Рис. 81. Растения разной продолжительности жизни
Покрытосеменные приспособились к самым различным условиям — от ледяных пустынь Арктики до экваториальных лесов Амазонии.
Они растут в воде (элодея, кувшинки) и в безводных пустынях (саксаул, верблюжья колючка), образуют леса и ковром разнотравья покрывают степи.
Одни из покрытосеменных живут очень недолго, всего несколько месяцев, например мокрица. Другие, как могучие дубы, могут жить сотни лет.
Некоторые покрытосеменные имеют гигантские размеры. Эвкалипты достигают в высоту более 100 м. А есть и совсем крошечные растеньица, например ряска (рис. 82).
Рис. 82. Ряска
У многих покрытосеменных стебли прямостоячие. Но есть растения с вьющимися, лазающими, ползучими и лежачими стеблями. Подземные побеги некоторых покрытосеменных сильно видоизменены.
Форма и строение листьев, а также строение корневых систем у разных цветковых растений тоже очень разнообразны.
Значение покрытосеменных. Среди покрытосеменных много культурных растений, например овощные, хлебные, плодово-ягодные, масличные, лекарственные, декоративные. Некоторые растения служат сырьём для промышленности, например лен, хлопчатник, сахарная свёкла. Кормовые растения специально выращивают для сельскохозяйственных животных.
Новые понятия
Покрытосеменные, или Цветковые, растения. Цветок. Плод. Деревья. Кустарники. Травы. Однолетние. Двулетние. Многолетние
Вопросы
- Какие растения называют покрытосеменными? Почему они получили такое название?
- Чем покрытосеменные растения отличаются от голосеменных?
- На каких примерах можно показать разнообразие покрытосеменных?
Подумайте
На нашей планете более 350 тыс. видов растений, почти 3/4 их — покрытосеменные. Почему покрытосеменные по разнообразию видов и численности заняли господствующее положение в растительном мире?
Задания
- Рассмотрите рисунок 81 и объясните, какие растения называют однолетними, двулетними и многолетними. Приведите примеры таких растений.
- Охарактеризуйте несколько знакомых вам растений по продолжительности жизни и особенностям плодоношения. Заполните таблицу.
Знаете ли вы, что…
По-видимому, самыми маленькими кустарниками в мире являются карликовые ивы, растущие в тундре Гренландии. Высота взрослых кустов не превышает 5 см.
Основные признаки
Цветковые растения представлены разнообразными формами: деревья, кустарники, травы. Распространены они во всех природных зонах. В их строении выделяют корневую систему, стебель, листья и цветки, из последних образуются плоды с семенами.
Рис. 1. Формы растений.
Наличие околоплодника вокруг семян, который обеспечивает их сохранение и распространение, является особенностью покрытосеменных растений. Помимо этого основными признаками данного отдела являются:
- наличие цветка;
- наличие семязачатков в полости завязи пестика, образование из семяпочек семян, покрытых околоплодником;
- опыляться могут с помощью воды, ветра, птиц и насекомых;
- женский гаметофит представлен в виде восьмиядерного зародышевого мешка;
- мужской – в виде пыльцевого зерна, который состоит из двух видов клеток: вегетативной и генеративной;
- оплодотворение двойное: один спермий оплодотворяет яйцеклетку, второй сливается с центральным ядром зародышевого мешка;
-
образование триплоидного эндосперма внутри семени (у голосеменных растений эндосперм гаплоидный).
После опыления и оплодотворения в цветке происходят следующие преобразования: завязь превращается в плод, семязачаток – в семя, зигота – в зародыш семени, центральное ядро – в эндосперм, который имеет триплоидный набор хромосом.
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
Рис. 2. Цветковое растение.
Отдел цветковых растений делится на два класса: Однодольные и Двудольные.
Название одно- и двудольные обусловлено наличием количества семядолей у зародыша в семени.
Отличительные признаки классов можно изучить в следующей таблице:
Признак |
Однодольные |
Двудольные |
Количество семядолей |
одна |
две |
Корневая система |
Система придаточных корней, форма мочковатая |
Система главного корня, форма стержневая (редко мочковатая) |
Камбий |
нет |
есть |
Лист |
Простой, цельная пластинка |
Сложный или простой. Пластинка цельная или рассечённая |
Жилкование |
Дуговидное или параллельное |
Сетчатое |
Количество частей цветка |
кратное трём |
кратное четырем или пяти |
Семейства |
Злаковые и Лилейные |
Паслёновые, Розоцветные, Крестоцветные, Бобовые, Сложноцветные |
Рис. 3. Характерные признаки однодольных и двудольных.
Значение покрытосеменных растений
Люди выращивают покрытосеменные растения в садах и огородах, на полях и в теплицах. Такие растения называют культурными.
Так, например, существуют хлебные зерновые культуры, овощные, плодово-ягодные, масличные, декоративные и т.д.
Большинство выращиваемых человеком растений – покрытосеменные. Летом на огороде можно увидеть множество цветов: жёлтыми цветами цветут помидоры и огурцы, мелкие цветочки заметны на кустах смородины и крыжовника, на низкорослых кустиках клубники, на прямых стеблях фасоли. Даже капуста – и та цветет. Картофель тоже цветет, но плоды, которые развиваются на месте картофельных цветов, ядовиты.
Цветущий картофель
Существуют и дикорастущие съедобные растения, например, земляника, дикие яблони и т.п.
Некоторые растения используют как сырье, например, из сахарной свеклы делают сахар, из льна и хлопка — ткань. Клён, ольха и другие породы дерева используются для изготовления мебели.
Растения используются для изготовления лекарств, для корма скота, для строительства и так далее.
Значение покрытосеменных растений в природе также очень велико. Они участвуют в образовании экосистем, являются главным питанием травоядных животных, предотвращают эрозию почв и, конечно, участвуют в выработке кислорода.
Отличительные признаки покрытосеменных
К основным признакам покрытосеменных относятся:
- наличие ограниченных в росте, видоизмененных, приспособленных к размножению спороносных побегов — цветков;
- расположение семязачатков в полости завязи пестика;
- защищенность семян путем погружения в плод;
- способность давать большое потомство, обеспечивать большое количество мутаций;
- двойное оплодотворение;
- многообразие жизненных форм;
- высокая организация проводящей системы.
Также в список характерных особенностей покрытосеменных входит сложный биохимический состав. Все виды цветковых растений вырабатывают целый набор специфических веществ: флавоноиды, эфирные масла, гликозиды, алкалоиды.
Плюсы онлайн-решебника по биологии за 5 класс учебник Пасечник В. В. (Дрофа)
Пятиклассник уже обладает солидным учебным опытом – он привычно готовит домашнее задание и выполняет контрольные работы, а к тому же сдал самый настоящий экзамен – ВПР. Но теперь все предметы становятся значительно сложнее, потому что ученики перешли в средние классы, а главное – началось знакомство со множеством абсолютно новых дисциплин. Подготовка к занятиям по каждому предмету требует теперь значительно больше сил и времени. Сэкономить лишние часы и минуты поможет поддержка профессионального онлайн-ставника. Это пособие формата ГДЗ обладает множеством преимуществ. Среди них хотелось бы отметить то, что:
- все выполненные номера и верные ответы были неоднократно перепроверены на наличие ошибок;
- материалы полностью соответствуют строгим правилам и требованиям ФГОС;
- информация изложена максимально простым и понятным языком;
- пособие находится в электронном формате;
- готовые домашние задания сопровождаются авторскими комментариями.
На страницы дополнительного пособия могут заглядывать не только учащиеся среднего звена, но и другие пользователи. Ведь в этом справочнике действительно собрано очень много важных и полезных сведений. И каждому они помогут достичь поставленных целей. Пособие с правильными ответами и решенными из учебника заданиями выручит школьника в трудную минуту. Чтобы ученик не уходил домой с вопросами, он может использовать сайт прямо на уроках. Учителя не против этого, потому что им попросту не хватает времени, чтобы объяснить заново материал или же поработать с более отстающими от программы ребятами индивидуально. Некоторые педагоги сами иногда пользуются электронными шпаргалками. А это уже о многом говорит.
§ 5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы
18. Изучив текст параграфа, заполните таблицу.
Группа экологических факторов |
Характеристика группы экологически факторов |
Абиотические факторы |
Влияние неживой природы на живые организмы |
Биотические факторы |
Влияние живых организмов друг на друга и на среду |
Антропогенные факторы |
Влияние деятельности человека на живые организмы |
19, Учитесь работать с текстом учебника. Прочитайте инструкцию на с. 27 учебника «Как работать с текстом учебника». Проработайте текст параграфа в соответствии с рекомендациями инструкции. План параграфа запишите в тетради.
План параграфа «§ 5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы»
-
Экологические факторы:
- что входит в понятие экологических факторов;
- виды экологических факторов.
-
Абиотические факторы:
- виды абиотических факторов;
- действие абиотических факторов.
-
Биотические факторы:
- виды биотических факторов;
- действия биотических факторов.
-
Антропологические факторы:
что входит в понятие антропологических факторов.
- Влияние живых организмов на среду.
- Наиболее существенные экологические факторы.
20. Решите кроссворд № 1.
По горизонтали:
3. Способность живых организмов реагировать на воздействие окружающей среды изменением своего состояния (раздражимость).4. Восприятие природных объектов или явлений с помощью органов чувств (наблюдение).6. Увеличение размеров и массы живых организмов (рост).7. Верхний плодородный слой суши (почва).9. Раздел биологии, изучающий отношения организмов между собой и с окружающей их средой (экология).10. Наука, изучающая сезонные периодические явления в жизни растений и животных (фенология).11. Наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, которые позволяют установить, как те или иные условия влияют на объект или явление (эксперимент).
По вертикали:
1. Приобретение живыми организмами в процессе жизни новых качеств (развитие).2. Особая оболочка Земли, составляющая область распространения жизни (биосфера).5. Наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле (биология).8. Воспроизведение организмами себе подобных (размножение).
Охрана растений
Несмотря на многочисленность и способность приспосабливаться к условиям окружающей среды, растения требуют бережного отношения. Бесконтрольная вырубка лесов, выпас скота, загрязнение окружающей среды — все это приводит к тому, что некоторые виды оказываются под угрозой.
Каждую весну, например, можно встретить людей, продающих подснежники. Подснежники — очень маленькие цветы, и чтобы букет смотрелся хорошо, в пучок собирают по несколько десятков цветов. Естественно, сорванные в момент цветения эти растения не успевают оставить семена, а значит, количество подснежников уменьшается с каждым годом.
Подробнее о редких растениях России можно узнать из видео.
Выясните, какие растения в вашем районе, области подлежат охране. Что вы знаете об охране растений?
Показать возможный ответ
Скрыть
На территории России произрастает много растений, нуждающихся в охране. Некоторые из них растут только в определенных районах, например, на юге России это цикламен кавказский, сабельник болотный, кубышка желтая. На севере — остролодочник путоранский, солнцецвет арктический, полынь сенявинская. Также в Красной книге России можно найти венерин башмачок, ландыш, подснежник, колокольчик, пион тонколистный и многие другие растения.
Для их охраны запрещается сбор этих растений, их продажа, пересылка, уничтожение. За нарушение полагаются штрафы
Важной частью охраны этих растений является распространение информации о редкости и необходимости сохранения данных растений
Подснежник — растение, занесённое в Красную книгу
{"questions":,"items":,,]}},"step":1,"hints":},{"content":"Какие растения называют покрытосеменными? Почему они получили такое название?<br />Покрытосеменные – `choice-16` растения, отличительной особенностью которых является наличие `choice-24` органа размножения – `choice-37`","widgets":{"choice-16":{"type":"choice","options":,"answer":},"choice-24":{"type":"choice","options":,"answer":},"choice-37":{"type":"choice","options":,"answer":}},"step":1,"hints":},{"content":"Распределите по парам растения и их жизненные формы `matcher-71`","widgets":{"matcher-71":{"type":"matcher","labels":,"items":}}}]}