Введение
Биология — наука о живой природе, стр. 4-6
1. Допишите предложения.
2. Современная биология – система наук о живой природе. Изучив материал параграфа и рисунок 1 в учебнике, заполните схему.
Зоология изучает животных. Микология изучает грибы. Бактерология изучает бактерии. Физиология изучает функции организма. Анатомия изучает строение органов. |
Биология — система наук о живой природе |
Ботаника изучает растения. Вирусология изучает вирусы. Цитология изучает клетки. |
3. Рассмотрит в учебнике рисунок 3 «Границы биосферы». Запишите свои предположения о том, что может ограничивать распространение жизни на Земле за пределами указанных границ биосферы.
4. Рассмотрите в учебнике рисунок 2 «Схема пищевой цепи». Предложите свой вариант пищевой цепи.
5. С какими областями практической деятельности человека связана наука биология?
6. Сделайте вывод о том, почему биологию можно считать наукой будущего.
7. Изучив инструкцию на с. 9 учебника, составьте план параграфа «Биология – наука о живой природе».
§20. Мхи
Вопросы в начале параграфа
1. Что такое ризоиды?
Ризоиды – это нитевидные образования растений, которые относятся к низшим и состоят из одной или нескольких однорядных клеток. Они служат для прикрепления к субстрату, чтобы поглощать оттуда воду и питательные вещества.
3. Что такое спора?
Спора — клетка растений или грибов, служащая для их размножения и рассеяния. Спора у бактерий — особая форма состояния живой бактерии, в которой она может сохраниться в неблагоприятных условиях. Бактерии обладают способностью к спорообразованию, которая заключается в том, что при наступлении условий, неблагоприятных для жизни, клетка частично теряет воду, объём и форму; под внешней мембраной образуется плотная сферическая оболочка. В виде споры бактерия может выдерживать огромные механические, температурные и химические нагрузки.
Вопросы в конце параграфа
1. Почему мхи называют высшими споровыми растениями?
Мхи называют высшими споровыми растениями потому, что их тело расчленено на стебель и листья, а размножаются они спорами.
2. Каково строение кукушкина льна?
Кукушкин лен имеет стройные коричневатые стебельки, покрытые темно-зелеными листьями.
У мха есть мужские и женские растения. На верхушках мужских растений размещаются половые органы, в которых развиваются сперматозоиды.
У женских растений на верхушках расположены половые органы с яйцеклеткой.
На женских растениях развиваются коробочки на длинных ножках, покрытые волосистыми заостренными колпачками. В коробочках развиваются споры.
3. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?
Сфагнум представляет собой растение с сильно ветвящимся стеблем, кукушкин лен имеет прямой неветвящийся стебель. Кукушкин лен имеет ризоиды, а сфагнум нет.
Стебель и ветви большинства видов сфагнума покрыты мелкими светло-зелеными листьями, листья кукушкиного льна имеют темно-зеленую окраску.
В листьях сфагнума присутствуют прозрачные мертвые клетки, которые могут заполняться водой или воздухом, а у кукушкиного льна таких клеток нет.
У кукушкина льна есть мужские и женские растения, у сфагнума все особи обоеполые.
5. Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?
Мхи, поселяясь на лугах, в лесах, покрывая почву сплошным ковром, затрудняя поступление воздуха. Это ведет к закисанию и заболачиванию почв.
Листостебельные мхи при отмирании образуют торф, который широко используется человеком. Торф применяется как топливо, удобрение и как сырьё для промышленности.
Подумайте
Почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?
Мхи не имеют корней, которые бы держали растения крепко в почве. Они также не имеют системы сосудов для транспортировки питательных веществ.
Задания
Под микроскопом можно увидеть, что лист сфагнума состоит из двух типов клеток.
Между зелеными клетками находятся другие, более крупные. Их цитоплазма разрушена, сохранились только оболочки с отверстиями, поэтому эти мертвые клетки прозрачны и могут заполняться водой или воздухом.
До 2/3 поверхности листа состоит из этих клеток.