ГДЗ Биология 5 6 класс Линия Жизни Пасечник параграф 41 Вопросы Номер 8

Гдз по биологии 5 класс пасечник в. в.

Рост

Рост — это увеличение массы и размеров организма. Растения растут всю жизнь. О возрасте дерева мы можем узнать, подсчитав число годичных колец (рис. 88). Определить возраст рыбы можно по чешуе, в которой каждый год образуется новый слой.

Для животных характерна неодинаковая скорость роста, неравномерность его, вследствие чего пропорции тела с возрастом меняются. Определённая периодичность роста наблюдается у многих животных в зависимости от времени года, когда меняются условия их питания. У большинства животных замедление роста происходит осенью и зимой, а ускорение — весной и летом.

В отличие от растений, большинство животных и человек растут до определённого возраста, затем их рост замедляется и приостанавливается. Скорость роста особенно велика в начальный период жизни организмов.

Познакомимся подробнее с ростом и развитием растений. Растение растёт как в длину, так и в толщину. Рост в длину происходит обычно в верхушках побегов и корней, где расположены клетки образовательной ткани.

Причина роста растений — деление и рост клеток. Именно с деления клеток образовательной ткани начинается рост. Если обрезать верхушки корня и молодых побегов, то это приведёт к прекращению их роста и образованию боковых корней и побегов. Вот почему у рассады капусты, томатов и других культурных растений прищипывают кончик корня во время пересадки в открытый грунт. Это увеличивает площадь корневого питания растений и повышает урожай. Ежегодная обрезка деревьев и кустарников также способствует образованию боковых побегов и позволяет управлять ростом растений. Рост большинства растений происходит периодически: период активного роста весной и летом сменяется затуханием процессов роста осенью.

У всех организмов в течение жизни происходят необратимые изменения: увеличиваются размеры, масса, появляются новые органы, то есть происходит развитие. У цветкового растения развитие начинается с момента оплодотворения, формирования различных тканей и органов, образования семян, их прорастания и заканчивается образованием новых семян.

Есть растения, которые проходят все эти этапы в течение одного года. После образования новых семян эти растения погибают. Такие растения называют однолетними. У других растений семена образуются только на второй год жизни, поэтому их называют двулетними. Большинство цветковых растений образует семена ежегодно в течение многих лет. Такие растения называют многолетними.

Рост организма меняет его свойства и вызывает качественные изменения — развитие.

Новые понятия

Рост. Индивидуальное развитие

Ответьте на вопросы

1. Что лежит в основе роста организмов?

2. За счёт чего происходит рост корня и побега у растений?

3. Как зависит рост и развитие организмов от условий среды обитания?

Выполните задания

1. Прочитайте текст параграфа, составьте план ответа на вопрос: «Что лежит в основе роста организмов?»

2. Сравните особенности роста и развития организмов. Данные представьте в виде таблицы.

ПОДУМАЙТЕ!

Почему рост и развитие взаимосвязаны?

Проверьте себя

Номер 1.

Какие растения называют двудольными, а какие – однодольными?

Ответ:

Двудольные (яблоня, фасоль) растения в строении семени имеют две семядоли, однодольные (пшеница, кукуруза) – одну.

Номер 2.

Каково строение семени фасоли?

Ответ:

Семена снаружи покрыты семенной кожурой. На вогнутой стороне семени есть рубчик (место прикрепления к семяножке) и семявход (поступление воды и воздуха в семя). Внутри семена состоят из двух семядолей и небольшого зародыша. Зародыш имеет зародышевый корешок, зародышевый стебелек и зародышевые почечки.

Номер 3.

Какое строение имеет зерновка пшеницы?

Ответ:

Семя пшеницы сверху покрыто кожистым околоплодником, который срастается с семенной кожурой. Внутри находится одна семядоля с небольшим зародышем и огромным эндоспермом (запасающая ткань, содержащая органические вещества).

Номер 4.

Что тако эндосперм? Какова его функция?

Ответ:

Эндосперм – это запасающая ткань семени, состоящая из органических веществ (крахмал и другие углеводы). Необходим для обеспечения питательными веществами зародыш при прорастании семян.

Номер 5.

Чем различаются зародыши двудольных и однодольных растений?

Ответ:

У однодольных растений зародыш крупный с запасом питательный веществ, у однодольных – зародыш с одной семядолей, занимающей терминальное положение.

Номер 6.

Где находится запас питательных веществ в семенах яблони, миндаля, стрелолиста, частухи?

Ответ:

Запас питательных веществ у двудольных растений находится в семядолях.

Номер 7.

Рассмотрите семена яблони и тыквы и выясните, как они устроены. Зарисуйте строение семян, сделайте выводы. Результаты работы обсудите с учащимися класса.

Ответ:

Строение семени яблони и тыквы схоже. У них есть семенной зародыш, состоящий из двух семядолей, расположенных напротив друг друга. Между ними находится зародышевый стебель, на котором образуются зачаточные листочки прямо в зародыше. Стебель с листочками формирует почку, которая является зачатком основного побега. В состав семени также входит корешок. У зародыша имеется ось, на верхушке которой находится почка и симметрично расположенные семядоли. Внутри семядолей находятся клетки с большим запасом питательных веществ.
Яблоня и тыква – двудольные растения, но у яблони есть эндосперм, а у тыквы все питательные вещества расположены в семядолях.

Номер 8.

Почему семенные растения наиболее распространены в природе?

Ответ:

Семенные растения наиболее распространены, потому что семена имеют достаточно сложное строение для улучшения их жизнеспособности. Семена защищаются плотной кожурой, содержат запас питательных веществ, способны быстро прорастать, могут разными способам переноситься на большие расстояния (ветром, птицами, водой, человеком).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 4-5 классы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: