Рассмотрите строение плодов сколько у них семян пользуясь схемой

§38. СТРОЕНИЕ СЕМЯН

ВСПОМНИТЕ:1. Какие растения имеют семена? 2. Какова роль семян в жизни растений?

Разнообразие и строение семени.

Жизнь цветкового растения начинается с семени. Семена растений различаются по форме, окраске, размерам, весу, но все они имеют сходное строение.

Семя состоит из семенной кожуры, зародыша и содержит запас питательных веществ. Зародыш — зачаток будущего растения. Запас питательных веществ семени находится в особой запасающей ткани — эндосперме. В зародыше различают зародышевые корешок, стебелёк, почечку и семядоли. Семядоли — это первые листья зародыша растения.

Особенности строения семян.

У многих растений (пшеница, лук, ясень, лён, паслён) почти весь объём семени занимает запасающая ткань — эндосперм. У яблони, миндаля и других, наоборот, зародыш ко времени созревания семени разрастается настолько, что вытесняет и поглощает эндосперм, от которого остаётся лишь небольшой слой клеток под семенной кожурой. У тыквы, фасоли, стрелолиста, частухи зрелое семя состоит лишь из зародыша и семенной кожуры. У таких семян запас питательных веществ находится в клетках зародыша, в основном в семядолях.

У фасоли, гороха, яблони и многих других зародыши семян имеют две семядоли. Эти растения называют двудольными (рис. 102, а). Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными (рис. 102, б). К ним относят пшеницу, лук и др.

Итак, семена имеют семенную кожуру и зародыш. У двудольных растений зародыш содержит две семядоли, а запасные питательные вещества обычно находятся либо в самом зародыше, либо в эндосперме. Зародыш однодольных имеет только одну семядолю, а питательные вещества находятся, как правило, в эндосперме.

Моя лаборатория.

Строение семян двудольных растений

  1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму.
  2. На вогнутой стороне семени найдите рубчик. Над ним находится маленькое отверстие. Через него в семя проникают воздух и вода.
  3. Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевые корешок, стебелёк, почечку.
  4. Зарисуйте семя и подпишите названия его частей.
  5. Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества.

Строение семян однодольных растений

  1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.
  2. Препаровальной иглой попробуйте снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Объясните, почему она не снимается.
  3. Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком 102, изучите строение зародыша.
  4. Зарисуйте зерновку пшеницы и подпишите названия её частей.

Семенная кожура • Зародыш • Семядоля • Растения: однодольные, двудольные.

Вопросы на стр.159

  1. Какие растения называют двудольными, а какие — однодольными?
  2. Каково строение семени фасоли?
  3. Какое строение имеет зерновка пшеницы?
  4. Чем различаются зародыши двудольных и однодольных растений?

ПОДУМАЙТЕ! В чём состоит биологическая роль семян?

Вы смотрели: Биология 5-6 Пасечник Учебник §38. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

<< § 37   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 39 >>

Значение

Злаковые культурные растения имеют большое значение для человека. Зерновки содержат растительный белок и крахмал и являются основой рациона большинства жителей планеты. Зёрна перемалывают в муку и пекут из неё хлеб, из круп варят каши, готовят пудинги. В 100 г пшеницы содержится 339 ккал. Основными пищевыми культурами являются:

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

  • пшеница (кускус, булгур, манная крупа);
  • кукуруза;
  • рис;
  • гречка;
  • сахарный тростник;
  • ячмень;
  • рожь;
  • просо.

Крупа – это очищенные и подготовленные к употреблению зёрна. Для приготовления определённого вида круп зёрна дробят, обжаривают, прессуют, шлифуют, пропаривают. Хлопья – одна из разновидностей круп.

Из сахарного тростника изготавливают 65 % всего мирового сахара. Основными поставщиками тростникового сахара являются Бразилия и Индия.

Дикорастущие зерновые растения используют в качестве корма для домашних животных и выпаса скота (тимофеевка, мятлик, пырей, овёс). Из некоторых видов Злаковых изготавливают строительные материалы, бумагу, ткань. Из бамбука делают мебель, циновки, посуду, мостики. Молодые бамбуковые побеги употребляют в пищу.

Что мы узнали?

Из статьи по биологии для 6 класса о семействе Злаковых мы узнали о строении, разнообразии и применении злаковых культур. Узнали о том, что большая часть злаковых культур употребляется человеком в пищу.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Морфология

Злаковые – растения с вытянутыми листьями и полыми стеблями (соломинами).Общая характеристика строения злаковых растений представлена в таблице.

Органы растения

Описание

Корневая система

Мочковатая

Побеги

Вегетативные и генеративные. Рост осуществляется за счёт деления клеток в междоузлиях (вставочный рост). Между узлами стебель полый (соломина). Исключением являются кукуруза, некоторые бамбуковые растения и сахарный тростник. Ветвятся из угла главного побега (зона кущения).

Листья

Узкие, линейные, с параллельным жилкованием, разделены вдоль главной жилкой. Листорасположение – очерёдное. Незамкнутое влагалище листа охватывает стебель, отходящий от узла.

Цветки

Неправильные, мелкие, обоеполые, в редких случаях однополые (кукуруза). Околоцветник простой. Имеет верхнюю и нижнюю цветковые чешуи, а под ними – две цветковые плёнки. Чаще всего пестик с коротким столбиком и двумя перистыми рыльцами окружает три тычинки. Редко встречается одна, две, шесть тычинок. Формула цветка – О(2)+2Т3П1

Плоды

Плод семейства Злаки – сухой, зерновка с большим количеством эндосперма, к которому примыкает зародыш. Зачастую околоплодник плотно прилегает к семени и срастается с семенной кожурой.

Рис. 2. Строение цветка Злаковых.

Цветки семейства Злаки опыляются самостоятельно или с помощью ветра. Для Злаковых характерно несколько видов соцветий:

  • кисть;
  • простой и сложный колос;
  • метёлка;
  • султан (колосовидная метёлка);
  • початок.

Рис. 3. Соцветия злаковых (1 – сложный колос, 2 – метёлка, 3 – 5 султан, 6 – сложные колосья, 7 – кисть из колосков .

У кукурузы на одном растении женские цветки находятся в початках, а мужские – в метёлках.

Строение семян

Выберите верный вариант ответаВопрос 1. Какое растение не относится к хлебным злакам?
кукуруза пшеница хлебное дерево рожь
Вопрос 2. Какое из перечисленных растений относится к группе двудольных?
лук горох пшеница кукуруза
Вопрос 3. Что называют эндоспермом семени?
семядоли запас питательных веществ оболочку семени зачаток растения
Вопрос 4. Какой части нет в зародыше семени растения?
корешок стебелек листок почка
Вопрос 5. Что такое рубчик?
место прикрепления семени к семяножке небольшая часть зародыша, обладающая усиленным ростом срез семени двудольного растения образование, возникающее после созревания семени
Вопрос 6. Что такое зерновка?
плод семя соцветие цветок
Вопрос 7. Что такое микропиле?
отверстие вырост ямка прибор
Вопрос 8. Чем рекомендуется пользоваться при изучении внешнего строения семени пшеницы?
медицинским скальпелем препаровальной иглой микроскопом ногтями и зубами
Вопрос 9. Зрелое семя какого из растений не имеет эндосперма?
рожь миндаль яблоня тыква
Отметьте верные утверждения

§ 13. Плоды — Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

50. Закончите заполнение схемы «Классификация плодов».

51. Выполните лабораторную работу «Классификация плодов» (см. с. 72 учебника). По результатам работы заполните таблицу.

Лабораторная работа: Классификация плодов

1. Рассмотрите имеющиеся у вас плоды. Разделите их на сочные и сухие.

  • Сочные плоды: финики, яблоко, дыня, ежевика, апельсин, слива, томат.
  • Сухие плоды: грецкий орех, жёлудь, горох, земляника, подсолнечник, мак, пшеница, редис.

2. Сочные плоды разделите на односемянные и многосемянные. С помощью учебника определите их названия.

  • Односемянные: финики (ягода), слива (костянка).
  • Многосемянные: яблоко (яблоко), дыня (тыквина), ежевика (костянка), апельсин (гесперидий), томат (ягода).

3. Разделите сухие плоды на односемянные и многосемянные. Определите их названия.

  • Односемянные: жёлудь (жёлудь), подсолнечник (семянка), пшеница (зерновка), грецкий орех (орех).
  • Многосемянные: горох (боб), земляника (многоорешек), мак (коробочка), редис (стручок).

4. Заполните таблицу «Типы плодов».

Название плода

Тип плода
Какие растения имеют такой плод
Сочный или сухой

Односемянной или многосемянной

Ягода Сочный Односемянной Барбарис, финиковая пальма

Ягода Сочный Многосемянной Смородина, клюква, черника, томат, виноград

Яблоко Сочный Многосемянной Яблоня, айва, груша

Тыквина Сочный Многосемянной Тыква, арбуз, огурец, дыня

Гесперидий (померанец) Сочный Многосемянной Лимон, апельсин, грейпфрут, лайм, мандариновое дерево

Костянка Сочный Односемянной Вишня, слива, абрикос, черёмуха

Многокостянка Сочный Многосемянной Бузина, крушина, ежевика

Орех Сухой Односемянной Лещина, фундук, миндальное дерево, гречиха

Многоорешек Сухой Многосемянной Лютик, садовая земляника

Жёлудь Сухой Односемянной Дуб

Семянка Сухой Односемянной Подсолнечник

Зерновка Сухой Односемянной Пшеница, кукуруза

Боб Сухой Многосемянной фасоль, горох, бобы, акация

Стручок Сухой Многосемянной Сурепка, капуста, редис, репа, брюква, редька, левкой

Коробочка Сухой Многосемянной Лён, хлопчатник, мак, фиалка, табак, тюльпан

52. Пользуясь памяткой (см. с. 73 учебника), проведите сравнение любых двух плодов, изученных вами при выполнении лабораторной работы «Классификация плодов».

Сравнение плода ежевики и земляники

1. Сравним плоды ежевики и земляники

2. Рассмотрим, как выглядят эти плоды, если их разрезать пополам.

3. Выделим существенные признаки этих плодов:

  • ежевика — сборный (сложный), сочный, многосемянной плод, который классифицируется как многокостянка;
  • земляника — сборный (сложный), сухой , многосемянной плод, который классифицируется как многоорешек.

4. Сопоставим сравниваемые объекты по одним и тем же признакам:

  • и ежевика, и земляника являются съедобными плодами;
  • и ежевика, и земляника являются сборными (сложными) плодами;
  • и ежевика, и земляника являются многосемянными плодами.
  • Ежевика это сочный плод, поскольку у неё вокруг каждого семени есть мягкий околоплодник, а земляника — это сухой плод, поскольку её семена не окружены мягким околоплодником, а просто лежат на разросшемся сочном цветоложе.
  • Ежевика классифицируется как многокостянка, а земляника — как многоорешек.

Самостоятельная работа с ответами к учебнику В.В. Пасечника

Строение семян

Выберите верный вариант ответа
Вопрос 1. Какое растение не относится к хлебным злакам?

кукуруза пшеница хлебное дерево рожь
Вопрос 2. Какое из перечисленных растений относится к группе двудольных?

лук горох пшеница кукуруза
Вопрос 3. Что называют эндоспермом семени?

семядоли запас питательных веществ оболочку семени зачаток растения
Вопрос 4. Какой части нет в зародыше семени растения?

корешок стебелек листок почка
Вопрос 5. Что такое рубчик?

место прикрепления семени к семяножке небольшая часть зародыша, обладающая усиленным ростом срез семени двудольного растения образование, возникающее после созревания семени
Вопрос 6. Что такое зерновка?

плод семя соцветие цветок
Вопрос 7. Что такое микропиле?

отверстие вырост ямка прибор
Вопрос 8. Чем рекомендуется пользоваться при изучении внешнего строения семени пшеницы?

медицинским скальпелем препаровальной иглой микроскопом ногтями и зубами
Вопрос 9. Зрелое семя какого из растений не имеет эндосперма?

рожь миндаль яблоня тыква
Отметьте верные утверждения

Эндосперм в семени ландыша отсутствует Жизнь растения начинается с семени Все семена у всех известных растений имеют запас питательных веществ Для изучения зерновка пшеницы разрезается поперек У однодольных растений питательные вещества находится в семядолях Однодольные растения имеют две семядоли в семени Питательные вещества расходуются на рост зародыша Кожура ржи легко отделяется от семени Через микропиле в семя проникают органические веществаОтметьте верные варианты ответов !Правильные ответы доступны при прохождении теста на сайте !

ГДЗ Биология 5 — 6 класс (Линия Жизни) Пасечник. Классификация плодов. Номер №1

Классификация плодов 1 . Рассмотрите имеющиеся у вас плоды. 2 . На основе анализа (см. с. 186 ) разделите плоды на сочные и сухие, односемянные и многосемянные. С помощью учебника определите их названия. 3 . Какие приспособления имеются для распространения плодов? 4 . Заполните таблицу в рабочей тетради.

Тип плода Тип пода
Название плода Сочный или сухой Односемянный или многосемянный Приспособления для распространения Какие растения имеют такой плод

5 . Сделайте выводы. Результаты изучения плодов обсудите с учащимися класса.

Решение

Сочные плоды: финики, яблоко, дыня, ежевика, апельсин, слива, томат. Сухие плоды: грецкий орех, жёлудь, горох, земляника, подсолнечник, мак, пшеница, редис.

Тип плода Тип плода
Название плода Сочный или сухой Односемянный или многосемянный Приспособления для распространения Какие растения имеют такой плод
ягода сочный многосемянные Сочный околоплодник смородина, томат, крыжовник
яблоко сочный многосемянные Сочная мякоть плода яблоня, груша, рябина
костяника сочный односемянные Сочный и питательный плод − это приспособление растения к распространению косточек. персик, абрикос, слива, вишня
коробочка сухой многосемянные Семена легкие, лпод коробочка, коробочка легко вскрывается, большое количество семян мак
боб сухой многосемянные Мякоть под давлением, особое строение створок горох, фасоль
стручок сухой многосемянные Распространение семян под действием силы тяжести, осыпание семян капуста, редька, горчица
зерновка сухой односемянные При созревании зерна вточные чешуи высыхают и «выщелкивают» зерновку пшеницы на расстояние до полутора метров пшеница, рожь, овёс
семянка сухой односемянные Животные употребляют в пищу; прикрепляются к шерсти и одежде: острые зубчики подсолнечник, одуванчик, ромашка

Вывод: Принципы, положенные в основу классификации, достаточно просты: учитывается количество семян и особенности слоев околоплодника. По первому признаку выделяют односемянные и многосемянные плоды. Например, алыча и груша. Классификация плодов по второму признаку предполагает также две группы: сочные и сухие.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 4-5 классы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: