Проверь себя
Номер 1.
Составьте сообщение на тему «Что я знаю о личных местоимениях».
Ответ:
Личные местоимения – я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.Они называются личными, потому что указывают на лица, но не называют их. Они заменяют имена существительные. Личные местоимения отвечают на те же вопросы, что и существительные – кто? что?Личные местоимения бывают 1-го, 2-го и 3-го лица, изменяются по числам.В 3-м лице единственного числа личные местоимения изменяются по родам (он, она, оно). Помимо этого личные местоимения склоняются, т.е. изменяются по падежам. И изменяется не только окончания, как у существительных, прилагательных, а всё слово целиком.Именительный падеж – начальная форма личного местоимения, но не всегда в речи употребляются местоимения в начальной форме. Формы местоимений не в именительном падеже – косвенные. И чтобы определить число и лицо местоимения в косвенной форме, нужно поставить его в начальную форму.Личные местоимения в начальной форме выполняют роль подлежащих. А в косвенной форме – второстепенных членов.Некоторые формы местоимений употребляются с предлогами и пишутся с ними всегда раздельно.
Номер 2.
Прочитайте отрывок из стихотворения Э. Асадова «Доброта». Определите главную мысль текста.
Если друг твой в словесном спореМог обиду тебе нанести,Это горько, но это не горе,Ты потом ему всё же прости.В жизни всякое может случиться.И, коль дружба в вас крепка,Из-за глупого пустякаТы не дай ей зазря разбиться.
Ответ:
Главная мысль: дружбу крепкую, глупый пустяк не разладит.
- Спишите. Найдите и подчеркните личные местоимения. Укажите над каждым из них лицо.
- Выпишите местоимение 3-го лица, женского рода в дательном падеже, в единственном числе. В скобках запишите, какое имя существительное оно заменяет.
Ответ:
Ей — 3 л., ед.ч., ж.р. — дружбе.
Номер 3.
Прочитайте предложения из басен И. Крылова. Назовите басни. Спишите, вставляя в предложения пропущенные местоимения.
1. Чижа захлопнула злодейка-западня: Бедняжка в … и рвался, и метался, А Голубь молодой над … же издевался.2. Когда в товарищах согласья нет, На лад … дело не пойдёт, И выйдет из … не дело, только мука.3. «Кумушка, … странно это: Да работала ль … в лето?»
Ответ:
1. Басня «Чиж и Голубь». Чижа захлопнула злодейка-западня: Бедняжка в ней и рвался, и метался, А Голубь молодой над ним же издевался.2. Басня «Лебедь, Щука и Рак» Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука.3. Басня «Стрекоза и Муравей» «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?»
Разберите любое местоимение как часть речи.
Ответ:
Повторение
Роль глаголов в речи
Номер 131.
Прочитайте.
Звене́ть сосульки перестали, У крыш засты́ли бахромо́й, Холодным светом заблиста́ли, Заледене́ли, как зимой. Но завтра снова солнце встанет, Оно возьмётся припека́ть, И по крыльцу́ забарабанит2 Капе́ль1весёлая опять. Е. Благинина
- О каком времени года говорится в строках стихотворения?
- Назовите глаголы. Объясните, по каким признакам вы их определили. Выпишите глаголы. На какой вопрос отвечает каждый глагол?
Ответ:
В стихотворении говорится о приходе весны, оттепели.
Звенеть, перестали, застыли, заблистали, заледенели, встанет, возьмётся, припекать, забарабанит.Я определила глаголы по вопросам (что делать? что сделать? что делали? что сделали? что делает? и т.д.) и по значению (обозначают действие предмета).(Что делать?) звенеть, (что сделали?) перестали, застыли (что сделали?), (что сделали?) заблистали, (что сделали?) заледенели, (что сделает?) встанет, (что сделает?) возьмётся, (что делать?) припекать, (что сделает?) забарабанит.
Разбор слова по составу:забарабанит — гл.
Звуко–буквенный разбор:Капель – 2 слогак – – согл., глух. парн., тв. парн.а – – гласн., безуд.п – – согл., глух. парн., мягк. парн.е – – гласн., ударн.л – – согл., зв. непарн., мягк. парн.ь – – не обозначает звука
6 б., 5 зв.
Номер 132.
Прочитайте. В чём сходство данных глаголов?
Мяукать, радоваться, бежать, идти, грустить, работать, спросить, ехать, рассказать, думать, лететь, жужжать, свистеть, говорить, смеяться, построить, объяснять, размышлять, рисовать.
Ответ:
Все глаголы обозначают действие и отвечают на вопросы что делать? что сделать?
- Назовите группы глаголов со значением движения, речи, звучания, труда, мысли, проявления чувств.
- Запишите сначала глаголы со значением движения, а потом – со значением речи.
- Найдите и подчеркните глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?
Ответ:
Движение: бежать, идти, ехать, лететь.Речь: спросить, рассказать, говорить, объяснять.Звучание: мяукать, жужжать, свистеть.Труд: работать, рисовать, построить.Мысли: думать, размышлять.Проявления чувств: радоваться, грустить, смеяться.
Движение: бежать, идти, ехать, лететь.Речь: спросить, рассказать, говорить, объяснять.
Мяукать, радоваться, бежать, идти, грустить, работать, спросить, ехать, рассказать, думать, лететь, жужжать, свистеть, говорить, смеяться, построить, объяснять, размышлять, рисовать.