Правописание падежных окончаний существительных
Основное правило написания окончаний связано с морфологическим принципом русской орфографии: гласные и согласные в одних и тех же морфемах (значимых частях слова) в безударном положении пишутся одинаково.
Соответственно, на месте окончания -ой никогда не может возникнуть окончание -ай, если окончание существительного -ей, то на его месте никогда не появится -ий.
Наибольшую сложность вызывает написание Е–И в падежных окончаниях существительных. Здесь как раз и поможет знание склонений.
Посмотрим, в каких случаях встречаются у существительных окончания -и, -е. Такую таблицу легко запомнить зрительно:
| Окончания И–Е в существительных | |||
|---|---|---|---|
| Падеж | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
| И. п. | |||
| Р. п. | -и | -и | |
| Д. п. | -е | -и | |
| В. п. | |||
| Т. п. | |||
| П. п. | -е | -е | -и |
Как применять правило?
Определим окончание в существительном «землянка» в следующем предложении:
Пошел он ко своей землянк…, а землянк… нет уж и следа.
- Существительное землянка женского рода, в именительном падеже имеет окончание -а, следовательно, это существительное 1 склонения.
- Пошел (к чему?) к землянк… — сущ. землянка употреблено в предложении в дательном падеже.
- В существительных 1 скл. в дательном падеже пишется окончание -е, следовательно, пишу: «Пошел он ко своей землянке…»
- Нет (чего?) землянк… — сущ. землянка употреблено в предложении в родительном падеже
- В существительных 1 скл. в родительном падеже пишется окончание -и, следовательно, пишу: «…а землянки не уж и следа».
Пошел он ко своей землянке, а землянки нет уж и следа.
Второй способ проверки окончаний — использование слов с ударными окончаниями. Для 1-го склонения — ТРАВА, ЗЕМЛЯ; 2 скл. — ОКНО, СЛОН; 3 скл. — СТЕПЬ.
Пошел он ко своей землянке… Землянка —1 скл., подставляем слово земля: пошел он к земле.
…а землянки нет уж и следа. Землянка — 1 скл., подставляем слово земля: нет следа земли.
Особого внимания требуют слова, оканчивающиеся в именительном падеже на -ий, -ие, -ия: планетарий, предприятие, ария и т.д. У них не бывает падежного окончания Е, и их тоже можно отнести к разносклоняемым, т.к. их падежные окончания не могут соответствовать ни одному из склонений (подробнее об этом подробно в статье справочника о существительных на -ия, -ие, -ий).
Зачем использовать решебник по русскому языку
Вопрос о необходимости применения пособий формата ГДЗ до сих пор вызывает споры. Многие родители и учителя со скепсисом относятся к подобным изданиям, воспринимая их как шпаргалки. Однако есть и те, кто по достоинству оценил преимущества, которые дает совместная работа с решебником. И речь идёт не только о верных ответах и сэкономленном времени. Занятия с ГДЗ заставляют каждого четвероклассника думать над упражнениями, рассуждать какие правила применимы в том или ином задании и как получен ответ. Это развивает в детях навыки аналитического мышления, умение из большого количества информации вычленить основную. Более того, именно с решебником ребёнок в силах проверить свои работы, найти в них ошибки и исправить. Тем самым, использование ГДЗ делает четвероклассников самостоятельными и ответственными. Не это ли мечта каждого родителя?
Как правильно пользоваться ГДЗ к рабочей тетради Климановой
Современных школьников сложно представить себе без всевозможных гаджетов. Даже четвероклассники могут дать фору взрослым в умении обращаться со своими телефонами и планшетами. Именно на этом и решили сыграть составители решебника, представив его в онлайн-версии. Загрузив ссылку на пособие в браузере, глазам пользователей предстанет электронная страница, достаточно простая по своей структуре. Найти интересующий ответ при этом не составит труда. Для этого нужно:
- выбрать тематический раздел;
- кликнуть по номеру задания ( в решебнике и рабочей тетради они совпадают);
- ознакомиться с готовым решением.
При этом не следует просто копировать результат к себе в тетрадь. Только вдумчивая работа над каждым номером позволит понять, как грамотно пользоваться теоретическими правилами и применять их на практике.
Особенности склонения имен существительных
Примеры 1, 2, 3 склонения имен существительных по числам и падежам представлены в таблице:
| I склонение | II склонение | III склонение | ||||
| Ед. число | Мн. число | Ед. число | Мн. число | Ед. число | Мн. число | |
| И. п. | Подруга,
Армия, Мужчина, Лакомка |
Подруги,
Армии, Мужчины, Лакомки |
Актер,
Огонь, Письмо, Блюдце, Здание |
Актеры,
Карандаши Письма, Блюдца, Здания |
Пустошь,
Мышь, Лошадь, Новость |
Мыши,
Лошади, Новости |
| Р. п. | Подруги,
Армии, Мужчины, Лакомки |
Подруг,
Армий, Мужчин, Лакомок |
Актера,
Огня, Письма, Блюдца, Здания |
Актеров,
Карандашей, Писем, Блюдец, Зданий |
Пустоши,
Мыши, Лошади, Новости |
Мышей,
Лошадей, Новостей |
| Д. п. | Подруге,
Армии, Мужчине, Лакомке |
Подругам,
Армиям, Мужчинам, Лакомкам |
Актеру,
Огню, Письму, Блюдцу, Зданию |
Актерам,
Карандашам, Письмам, Блюдцам, Зданиям |
Пустоши,
Мыши, Лошади, Новости |
Мышам,
Лошадям, Новостям |
| В. п. | Подругу,
Армию, Мужчину, Лакомку |
Подруг,
Армии, Мужчин, Лакомок |
Актера,
Огонь, Письмо, Блюдце, Здание |
Актеров,
Карандаши, Письма, Блюдца, Здания |
Пустошь,
Мышь, Лошадь, Новость |
Мышей,
Лошадей, Новости |
| Т. п. | Подругой,
Армией, Мужчиной, Лакомкой |
Подругами,
Армиями, Мужчинами, Лакомками |
Актером,
Огнем, Письмом, Блюдцем, Зданием |
Актерами,
Карандашами, Письмами, Блюдцами, Зданиями |
Пустошью,
Мышью Лошадью, Новостью |
Мышами,
Лошадями, Новостями |
| П. п. | О подруге,
Об армии, О мужчине, О лакомке |
О подругах,
Об армиях, О мужчинах, О лакомках |
Об актере,
Об огне, О письме, О блюдце, О здании |
Об актерах,
О карандашах, О письмах, О блюдцах, О зданиях |
О пустоши,
О мыши, О лошади, О мыши |
О мышах,
О лошадях, О новостях |
Как видно, при склонении существительных во множественном числе, окончания И. п., Д.п., Т. п. и П. п. совпадают у всех существительных, независимо от их типа склонения.
Ответы к страницам 40 и 41
Другие решебники 4 класс:
- Математика
- Русский язык
- Английский язык
- Окружающий мир
- Литературное чтение
Три склонения имён существительных
1. Прочитай. Впиши признаки, по которым можно узнать склонение имён существительных в начальной форме. Запиши имена существительные каждого склонения.
| род | окончание | имясуществительное | |
| 1-е скл. | ж.р., м.р. | -а, -я | планета, дядя |
| 2-е скл. | м.р., с.р. | нулевое, -о, -е | дом, окно |
| 3-е скл. | ж.р. | нулевое | печь, дочь |
2. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Отметь V ряд, в котором все имена существительные 1-го склонения.
окрестность, картофель, подъездV дедушка, девочка, семья
сердце, молодёжь, мебель
3. Прочитай. Образуй от каждого имени существительного однокоренное имя существительное, но другого склонения. Укажи над именами существительными склонение.
| морковь (3 скл.), морковка (1 скл.) сахар (2 скл.), сахаринка (1 скл.) |
школа (1 скл.), школьник (2 скл.) медведь (2 скл.), медведица (1 скл.) |
4. Прочитай. Отметь V пары слов, где даны имена существительные одного склонения. Укажи склонение каждого имени существительного.
|
V мудрость (3 скл.), совесть (3 скл.) медаль (3 скл.), корабль (2 скл.) |
рысь (3 скл.), карась (2 скл.)V деревня (1 скл.), юноша (1 скл.) |
5. Прочитай. Запиши, в чём сходство и различие в грамматических признаках данных имён существительных.
Марс Венера
Сходство: имя существительное, И.п., ед.ч.
Различие: род, склонение, окончание (Марс — м.р., 2 скл., нулевое окончание; Венера — ж.р., 1 скл., окончание -а)
6. Прочитай. Отметь V словосочетания, в которых есть имя существительное 1-го склонения в дательном падеже.
| помощь (3 скл.) другу (2 скл.)V письмо (2 скл.) сестре (1 скл.) |
V подарок (2 скл.) дяде (1 скл.) песня (1 скл.) соловья (2 скл.) |
• Укажи над именами существительными склонение.
7 Прочитай. Укажи цифрами последовательность определения склонения имени существительного.2 определить род, выделить окончание имени существительного1 определить начальную форму имени существительного (именительный падеж единственного числа)3 по роду и окончанию в начальной форме определить склонение
8. Прочитай. Отметь V предложение, в котором все имена существительные одного и того же склонения. Укажи над именами существительными склонение.
Доброму человеку (2 скл.) и чужая болезнь (3 скл.) к сердцу (2 скл.).V Волк (2 скл.) коню (2 скл.) не товарищ (2 скл.).
Вода (1 скл.) и землю (1 скл.) точит, и камень (2 скл.) долбит.
- ← предыдущее
- следующее →




















