Гдз по окружающему миру 4 класс плешаков новицкая. ответ на страница номер 67 (часть 1. страницы)

Сообщение о морошке

Морошка – травянистое или полукустарниковое растение. Высота морошки до 30 см.  Стебли морошки тонкие с двумя или тремя листьями и одним верхушечным цветком с белыми лепестками.

Произрастает морошка в северном полушарии на торфяных болотах, кустарниковых тундрах, северной лесной полосе, в заболоченных лесах.

Плоды собирают в период с июля по август, а корни заготавливают глубокой осенью.

Морошка является источником полезных веществ, её можно употреблять в свежем виде, в виде компота, варенья, повидла.

Морошку используют в диетическом и лечебном питании. Она эффективна при лечении незаживающих ран.

Создание макета предмета из пластилина.

Добрый день друзья! Передо мной стояла задача спроектировать удобный для держания в руке пульт дистанционного управления. Пульт ДУ (ПДУ, пульт дистанционного управления; RCU, англ. remote control unit) — электронное устройство для удалённого (дистанционного) управления устройством на расстоянии. ПДУ применяются, как часть дистанционного управления механизмами, управления производственными процессами, системами связи, техникой повышенной опасности. Конструктивно пульт — обычно небольшая коробка, содержащая в себе электронную схему, кнопки управления и зачастую (если он беспроводной) источник автономного питания.

Создание дизайна предмета представляет собой одну из эмпирико-интуитивных форм творческой деятельности, плохо поддающихся изучению, формализации и алгоритмизации. Конкретные методы конструирования всегда индивидуальны, поэтому очень трудно формулировать однозначные рецепты по их применению. Сегодня к этой задаче я решил применить пластилин.

По одной из версий, изобретателем пластилина является Джо Маквикер, который первоначально пытался изобрести вещество, предназначенное для чистки обоев, но в результате миру явился именно пластилин.

Какие воспоминания у вас вызывает слово — пластилин? Лично у меня оно ассоциируется с разноцветными руками и с беззаботным временем под названием детство. Все мы в детстве что-то лепили из пластилина. Кто-то только на уроках в школе да в детсаду, кто-то сам по себе увлекался лепкой. Вспомните, как в детстве, вы любили что-то рисовать, мастерить, строить, плести и т.д. В современной психологии даже существует особое направление — арт-терапия или терапия творчеством. Это метод психологической работы посредство творческого самовыражения.

Отбросив смущение и сомнения, занялся этим нехитрым делом. Из пластилина было слеплено ряд макетов, чтобы найти оптимальную форму для различных размеров руки. Несколько участников эксперимента выдвинули ряд пожеланий. Когда окончательный образец формы был утвержден начался процесс создания трехмерной модели. Основная трудность творческого процесса конструирования — это восприятие всей проблемы сразу.

Нужно видеть будущие трудности при том или другом варианте как конструктивного плана (размещении электрических элементов, герметизации корпуса , подводе питания и др.), так и технологического (возможности оборудования изготовления, удобность сборки, условия быстрого ремонта и др.).

Безусловно, увидеть проблему «целиком» до мелочей не дано никому, но выделить главные звенья уже на ранней стадии хорошему конструктору, как правило, удается. Принимать решения на ранней стадии всегда приходится при дефиците информации, поэтому часто опыт и интуицию нельзя заменить знаниями.

Пластилиновая модель была измерена инструментом и данные перенесены в CAD, далее уже произошла доработка модели под требования трехмерной печати.

Одним из советов является разработка деталей с толщиной стенок, кратной диаметру сопла принтера. Например, толщина стенки 1,6 мм на первый взгляд может показаться немного произвольной, но она легко делится на типичный диаметр сопла FDM 0,4 мм, что делает результаты проходов более согласованными и надежными. Я заметил, что для небольших толщин стенок (до 4-х диаметров сопел) и сплошных стен наличие целочисленных кратных значений делает работу «более гладкой». Большинство из нас в какой-то момент сталкивались с моделью, в которой слайсер не может полностью решить, как обрабатывать тонкие объекты, создавая либо пустоту между периметрами, либо неловкую попытку заполнения, и эта практика помогает уменьшить это. Другой совет — свести к минимуму количество острых краев в дизайне, поскольку закругленные углы печатаются более эффективно и плавными движениями печатающей головки.

После создания трехмерной модели корпуса пульта, модель была изготовлена методом 3D печати — на картинке представлена модель лепки из пластилина и окончательный образец изделия.

Всем удачного дня, успехов в творчестве. Ваш внутренний творец — это играющий ребёнок. Дайте ему возможность проявить себя. Только не ставьте рамок, ограничений, целей. Пусть это будет спонтанный процесс, творите так, как это делают маленькие дети, играючи. Делайте это регулярно, а не от случая к случаю. Вас поразят результаты. Решения, которые вы будете принимать в жизни, станут креативными, вы начнёте замечать новые возможности, сможете принести в мир то, что пока даже затрудняетесь сформулировать, и это будет нечто новое.

Испытайте мои навыки и опыт обслуживания клиентов — свяжитесь удобным способом, чтобы обсудить ваш следующий проект сегодня.

Источник

Задания для домашней работы

1) Нарисуй, как ты представляешь себе тундру. Можно попробовать из пластилина и других материалов сделать макет участка тундры.

Готовые рисунки “Как я себе представляю тундру”

2) В книге «Зелёные страницы» прочитай рассказ «Ягель». Какие виды лишайников объединены под этим названием? Какие экологические связи раскрыты в этом рассказе? Объясни их с помощью текста рассказа.

Под названием ягель объединены несколько видов лишайника рода Кладония. Это кладония альпийская, кладония оленья, кладония лесная, и некоторые другие.

В этом рассказе раскрыты связи между мхом и северными оленями. Оказывается, ягель растёт очень медленно, и если бы олени не кочевали, то пастбище быстро бы погибло. Поэтому олени возвращаются на старое пастбище только через десять лет. Ягель — основной корм оленей в долгие полярные зимы. Без этого растения здесь не смогли бы жить северные олени.

3) С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение об одном из растений или животных тундры. Запиши в рабочей тетради план своего сообщения и наиболее важные сведения о растении или животном.

Сообщение о Северном олене — животном тундры для 4 класса

Северный олень — одно из самых важных для человека животных природной зоны тундры.

Это млекопитающее семейства оленей, которое приспособилось к обитанию в суровых условиях Крайнего Севера. Человек давным-давно одомашнил северных оленей и оленеводство является основным занятием коренных народов тундры.

При этом, наряду с одомашненными оленями, есть и олени дикие, которые внесены в Красную книгу, потому что численность их постоянно уменьшается.

Северные олени — животные не очень высокие. Высота в холке в среднем приближается к полутора метрам, вес не достигает и 200 килограмм. Зато у северных оленей огромные ветвистые рога, причём это единственный вид оленей, у которого рогами украшены даже самочки.

Питаются северные олени любой растительностью тундры. Летом это карликовые кустарники, ягоды, реже мхи и лишайники. Зимой рацион северных оленей составляет исключительно ягель, лишайник, который прозывают оленьим мхом.

Олени выкапывают ягель из-под глубоко снега, используя для этого свои широкие, раздвоенные копыта.

Природных врагов у северных оленей нет, зато они конкурируют за место на пастбищах с леммингами. Чем выше численность леммингов, тем меньше растительности остаётся северным оленям.

Северный олень — прекрасное и очень полезное животное. Которое нужно защищать и беречь.

Сообщение о карликовой березе — растении тундры для 4 класса

Карликовая берёза — это растение семейства Берёзовых, то есть очень близкий родственник обычной берёзы, высокой, белоствольной красавицы.

Но карликовая берёза не имеет высокого ствола, в условиях тундры он стал бы только помехой. Ведь в тундре большую часть года дуют сильные ветра, и высокое дерево просто было бы вырвано с корнем. Да и укорениться в тундре негде — слой почвы очень тонок, а пробить лёд вечной мерзлоты корни не могут.

Вот и стелется карликовая берёза вдоль самой поверхности, превращаясь в густой кустарник. Редко, когда его высота превышает один метр. Зато он очень густой. Такие заросли жители севера называют ёрник.

Из-за того, что лето в тундре очень короткое, карликовая берёза начинает цвести ещё до того, как у неё распускаются листья, а плоды берёзы созревают уже в конце мая, начале июня.

Карликовая берёза является любимым лакомством северных оленей, но едят они её только летом.

Часть 1. Страницы

11 Обсудим11 Подумаем11 Проверим себя15 Обсудим и подумаем15 Проверим себя19 Обсудим и подумаем19 Проверим себя23 Деловые игры23 Подумаем23 Проверим себя33 Обсудим33 Проверим себя37 Обсудим и проверим себя37-1 Проверим себя37-2 Проверим себя 40-1 Работа с картой40-2 Работа с картой40-3 Работа с картой43 Обсудим43 Проверим себя47 Обсудим и подумаем47 Проверим себя51-1 Работа с картой51-2 Работа с картой53 Подумаем53 Проверим себя57 Обсудим57 Подумаем и проверим себя57 Работа с картой61 Обсудим и подумаем61 Проверим себя65 Обсудим и подумаем65-1 Проверим себя65-2 Проверим себя69 Обсудим и подумаем69-1 Проверим себя69-2 Проверим себя73 Обсудим и подумаем73-1 Проверим себя73-2 Проверим себя81 Обсудим81 Подумаем и проверим себя81 Проверим себя85 Обсудим85-1 Подумаем85-2 Подумаем85-1 Проверим себя85-2 Проверим себя86-1 Вспомним86-2 Вспомним89 Обсудим89 Подумаем89 Проверим себя93 Обсудим93 Подумаем93 Проверим себя97 Подумаем97 Проверим себя101 Подумаем101-1 Проверим себя101-2 Проверим себя105 Обсудим105 Подумаем105 Проверим себя109 Обсудим109 Подумаем109 Проверим себя110-1 Вспомним110-2 Вспомним117 Обсудим и подумаем117-1 Проверим себя117-2 Проверим себя117-3 Проверим себя123 Обсудим и подумаем123-1 Проверим себя123-2 Проверим себя142 К странице 119

Окружающий мир 4 класс Как вылепить из пластилина макет участка тундры?

Задание по окружающему миру для 4 класса Можно попробовать из пластилина и других материалов сделать макет участка тундры.

Образец модели из пластилина макет участка тундры

Прежде всего следует решить, как ты себе представляешь тундру и что ты будешь лепить или делать.

Например можно изобразить тундру как край болот и озер, и тогда эти водоемы можно сделать раскатав синий или голубой кусок пластилина в блин.

Можно показать горы, потому что есть и горная тундра.

Можно вылепить фигурки северных оленей, показать стойбище оленеводов, можно веточками изобразить карликовые деревья.

Идей для выполнения этой работы множество, главное использовать свой творческий потенциал.

Вот например как можно изобразить кусочек тундры с растениями и даже деревом:

А вот так тундру можно показать с помощью вырезанных фигурок зверей:

Чтобы приготовить макет тундры можно использовать не только пластилин, но и любые подручные материалы. Например очень панорамным получится макет изготовленный из коробки, если поставить одну ее часть горизонтально, а другую вертикально.

Макет можно заполнить рисунками, пластилиновыми фигурками, вырезанными из журналов изображениями зверей.

Получится очень красиво:

Можно из фольги, мелких камешков и веточек изобразить например такой участок тундры:

Человек имеет собственное электричество, весьма маломощное, но достаточное для управления всеми органами. Наши нервы устроены так же как электрические провода: по нервным окончаниям проходят импульсы, доходят до определенных мест, где переключают импульс друг на друга. Например, от прикосновения к чему-то очень горячему, нервные окончания получают «команду», и мы непроизвольно одергиваем руку.

Для данного задания из учебника Окружающий мир 4 класс, надо очень хорошо знать особенности и внешний вид животных. Хорошо, если есть возможность посмотреть их изображения целиком и сравнить с представленными на рисунках частями.

Верным выполнением данного задания будет вот такой вариант:

Слева на право (вверху):

Слева направо (нижний ряд):

А на картинке этих насекомых следует подписать так:

Поскольку Земля в реальности действительно имеет форму близкую к шарообразной, то глобус более точно передает расположение всех географических объектов. А вот на карте полушарий всегда имеются некоторые искажения, причем чем ближе объект к полюсу, тем этих искажений больше.

Глядя на карту полушарий и на глобус мы видим, что и там и там находятся линии, меридианы и параллели, которые определяют географическую координату объекта. Мы находим на глобусе и карте одни и те же объекты и их расположение относительно друг друга сохраняется.

Карта полушарий менее подробная, чем обычная карта.

На рисунке представлены 3 растения, обитающих в тундре: морошка, береза карликовая, ива полярная.

Жизнь в тундре характеризуется холодными температурами, сильными ветрами, высокой влажностью. В таких условиях способны выжить только приспособленные растения.

Морошка является травянистым растением, произрастающем в тундре. Растение прижимается к поверхности земли. Листья мелкие, что препятствует потере тепла и влаги.

Береза карликовая представляет собой кустарник. Как и у морошки, листья березы карликовой мелкие, что помогает березе не терять тепло.

Источник

Тундра

Тундра — это холодная
безлесная равнина, расположенная южнеезоны арктических пустынь.
Природные условия в тундре менее суровы, чем в арктических пустынях.
Поэтому здесь богаче растительный и животный мир.


Используя карту в учебнике, закрась на контурной карте (Окружающий
мир 4 класс, с. 36—37) зону тундры. Для подбора цвета можешь воспользоваться,
как и на прошлом уроке, приведённым ниже «ключом».

2. Знаешь ли ты живой мир тундры?
Вырежи картинки из Приложения и правильно расположи их. Проверь
себя по рисунку в учебнике.

Тундра

Ягель


Карликовая берёза

Полярная ива

Лемминг


Песец

Белая сова

Северный олень

Кулик

Белая куропатка

Устрой мини-экзамен соседу по парте.
Расположи картинки так, чтобы были 2—3 ошибки. Пусть сосед найдёт
их и исправит (положит картинки правильно).

Попроси соседа по парте устроить
такой же экзамен для тебя. Когда вы будете уверены в своих знаниях,
наклейте картинки в тетрадь.

Муравей Вопросик мечтает полакомиться
тундровыми ягодами, но не знает, как они выглядят. Рассмотри рисунки.
Сравни по внешнему виду морошку, голубику и бруснику. Объясни Муравьишке,
по каким признакам эти растения можно узнать в природе.

Морошка


Голубика

Брусника

Дополнительные сведения о голубике
и бруснике ты можешь найти в атласе-определителе «От земли до неба»
(с. 90—91).

Составь схему цепи питания,
характерной для тундры. Сравни её со схемой, предложенной
соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических
связях в зоне тундры.

Веточки карликовой берёзы — Лемминг
— Белая Сова
Ягель — Северный олень — Волк
Морошка — Белая куропатка — Кречет
Почки полярной ивы — Лемминг — Песец — Волк

Подумайте, какие экологические
проблемы в зоне тундры выражены этими знаками. Сформулируйте
и запишите.

От
вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения
погибают
Во
время добычи нефти окружающая местность нередко подвергается
сильному загрязнению.
На многих
оленьих пастбищах ягель исчезает, потому что оленей не всегда
вовремя перегоняют с одного пастбища на другое. Ценнейшие пастбища
нередко погибают.
Большой
вред животному миру тундры наносит незаконная охота — браконьерство.

Предложите для обсуждения в классе
меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.

Продолжи заполнение плаката «Красная
книга России», который нарисовал папа Серёжи и Нади. Найди на плакате
редких животных тундры и подпиши их названия.

Белый журавль (стерх), тундровый
лебедь, краснозобая казарка, кречет

7. Здесь ты можешь выполнить рисунок
по заданию учебника (с. 93).

Нарисуй, как ты представляешь себе
тундру

По заданию учебника (с. 93) подготовь
сообщение об одном из растений или животных тундры.

Тема сообщения:
Полярная мышь (Лемминг)

Важная информация для сообщения:
Едва ли не самые многочисленные обитатели тундры — это лемминги,
или полярные мыши. Летом они живут в неглубоких норках ( и рады
бы спрятаться понадежнее, да вечная мерзлота не пускает) или под
покрытыми лишайниками скалами. Зимой лемминги устраивают себе гнезда
из травы и мха под слоем снега, но даже и не думают погружаться
в спячку, а деловито снуют туда — сюда по настоящему лабиринту туннелей,
старательно проложенных в снегу, лишь изредка вылезая наружу, чтобы
полакомиться почками, веточками и корой карликовых тундровых растений.
Тут-то их поджидают белые совы, сидящие в засаде на вершине сугробов.
Не брезгуют полярными мышками и полярные лисички — песцы.
Самое поразительное, что в долгую и холодную полярную ночь лемминги
успешно размножаются в своих подснежных гнездах. Самки могут вырастить
от трех до пяти выводков. В это время основными врагами леммингов
становятся не совы и песцы, а юркие горностаи, легко проникающие
в запутанную сеть прорытых грызунами ходов и даже нахально использующие
для отдыха и размножения их гнёзда.

Источник (источники) информации:
Энциклопедия. Интересно о неизвестном

5) Расскажите по этому рисунку об экологических связях в тундре. Изготовьте модель цепи питания, характерной для тундры.

Пример экологических связей в тундре для 4 класса

В тундре водятся лемминги, и от них зависит существование песцов и белых сов. Чем больше леммингов, тем больше пищи для песцов и сов, а значит больше появляется щенков у песцов и птенцов у сов. Численность этих хищников увеличивается.

Но чем больше хищников, тем меньше остаётся леммингов. И когда еды перестаёт хватать, начинает уменьшаться численность песцов и сов.

Другой пример. Растения в тундре карликовые, потому что они не успевают вырасти за короткое лето, высокие растения хуже переносят мороз, их вырывают сильные ветра, им не хватает почвы для корней.

Пример модели цепи питания, характерной для тундры 4 класс

Для тундры характерны следующие цепи питания:

Ягель — северный олень — человек.

Личинки комаров — кулик — кречет.

Морошка — белая куропатка — белая сова.

Кустарники и морошка — лемминги — песец

1. Нет деревьев.

2. Изобилие птиц.

3. Незначительное видовое разнообразие.

4. Суровые зимы и короткое лето.

Различия тундры и зоны арктических пустынь:

1. В тундре появляются кустарники и карликовые деревья

2. В тундре появляется слой почвы

3. В тундре много насекомых

4. В тундре появляются зимующие птицы.

5. В тундре нет крупных хищников.

Сходство тундры и арктических пустынь обусловлено похожими климатическими условиями. Однако в тундре чуть теплее, что обуславливает различия в природе.

2) Приведите примеры нарушения человеком экологических связей в тундре. К чему это приводит? Что нужно сделать, чтобы этого не допускать?

Задания для домашней работы

1) Нарисуй, как ты представляешь себе тундру. Можно попробовать из пластилина и других материалов сделать макет участка тундры.

Готовые рисунки “Как я себе представляю тундру”

2) В книге «Зелёные страницы» прочитай рассказ «Ягель». Какие виды лишайников объединены под этим названием? Какие экологические связи раскрыты в этом рассказе? Объясни их с помощью текста рассказа.

Под названием ягель объединены несколько видов лишайника рода Кладония. Это кладония альпийская, кладония оленья, кладония лесная, и некоторые другие.

В этом рассказе раскрыты связи между мхом и северными оленями. Оказывается, ягель растёт очень медленно, и если бы олени не кочевали, то пастбище быстро бы погибло. Поэтому олени возвращаются на старое пастбище только через десять лет. Ягель — основной корм оленей в долгие полярные зимы. Без этого растения здесь не смогли бы жить северные олени.

3) С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение об одном из растений или животных тундры. Запиши в рабочей тетради план своего сообщения и наиболее важные сведения о растении или животном.

Сообщение о Северном олене — животном тундры для 4 класса

Северный олень — одно из самых важных для человека животных природной зоны тундры.

Это млекопитающее семейства оленей, которое приспособилось к обитанию в суровых условиях Крайнего Севера. Человек давным-давно одомашнил северных оленей и оленеводство является основным занятием коренных народов тундры.

При этом, наряду с одомашненными оленями, есть и олени дикие, которые внесены в Красную книгу, потому что численность их постоянно уменьшается.

Северные олени — животные не очень высокие. Высота в холке в среднем приближается к полутора метрам, вес не достигает и 200 килограмм. Зато у северных оленей огромные ветвистые рога, причём это единственный вид оленей, у которого рогами украшены даже самочки.

Питаются северные олени любой растительностью тундры. Летом это карликовые кустарники, ягоды, реже мхи и лишайники. Зимой рацион северных оленей составляет исключительно ягель, лишайник, который прозывают оленьим мхом.

Олени выкапывают ягель из-под глубоко снега, используя для этого свои широкие, раздвоенные копыта.

Природных врагов у северных оленей нет, зато они конкурируют за место на пастбищах с леммингами. Чем выше численность леммингов, тем меньше растительности остаётся северным оленям.

Северный олень — прекрасное и очень полезное животное. Которое нужно защищать и беречь.

Сообщение о карликовой березе — растении тундры для 4 класса

Карликовая берёза — это растение семейства Берёзовых, то есть очень близкий родственник обычной берёзы, высокой, белоствольной красавицы.

Но карликовая берёза не имеет высокого ствола, в условиях тундры он стал бы только помехой. Ведь в тундре большую часть года дуют сильные ветра, и высокое дерево просто было бы вырвано с корнем. Да и укорениться в тундре негде — слой почвы очень тонок, а пробить лёд вечной мерзлоты корни не могут.

Вот и стелется карликовая берёза вдоль самой поверхности, превращаясь в густой кустарник. Редко, когда его высота превышает один метр. Зато он очень густой. Такие заросли жители севера называют ёрник.

Из-за того, что лето в тундре очень короткое, карликовая берёза начинает цвести ещё до того, как у неё распускаются листья, а плоды берёзы созревают уже в конце мая, начале июня.

Карликовая берёза является любимым лакомством северных оленей, но едят они её только летом.

Задания для домашней работы

1) Нарисуй, как ты представляешь себе тундру. Можно попробовать из пластилина и других материалов сделать макет участка тундры.

2) В книге «Зелёные страницы» прочитай рассказ «Ягель». Какие виды лишайников объединены под этим названием? Какие экологические связи раскрыты в этом рассказе? Объясни их с помощью текста рассказа.

Под названием ягель объединены несколько видов лишайника рода Кладония. Это кладония альпийская, кладония оленья, кладония лесная, и некоторые другие.

В этом рассказе раскрыты связи между мхом и северными оленями. Оказывается, ягель растёт очень медленно, и если бы олени не кочевали, то пастбище быстро бы погибло. Поэтому олени возвращаются на старое пастбище только через десять лет. Ягель — основной корм оленей в долгие полярные зимы. Без этого растения здесь не смогли бы жить северные олени.

3) С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение об одном из растений или животных тундры. Запиши в рабочей тетради план своего сообщения и наиболее важные сведения о растении или животном.

Сообщение о Северном олене — животном тундры для 4 класса

Северный олень — одно из самых важных для человека животных природной зоны тундры.

Это млекопитающее семейства оленей, которое приспособилось к обитанию в суровых условиях Крайнего Севера. Человек давным-давно одомашнил северных оленей и оленеводство является основным занятием коренных народов тундры.

При этом, наряду с одомашненными оленями, есть и олени дикие, которые внесены в Красную книгу, потому что численность их постоянно уменьшается.

Северные олени — животные не очень высокие. Высота в холке в среднем приближается к полутора метрам, вес не достигает и 200 килограмм. Зато у северных оленей огромные ветвистые рога, причём это единственный вид оленей, у которого рогами украшены даже самочки.

Питаются северные олени любой растительностью тундры. Летом это карликовые кустарники, ягоды, реже мхи и лишайники. Зимой рацион северных оленей составляет исключительно ягель, лишайник, который прозывают оленьим мхом.

Олени выкапывают ягель из-под глубоко снега, используя для этого свои широкие, раздвоенные копыта.

Природных врагов у северных оленей нет, зато они конкурируют за место на пастбищах с леммингами. Чем выше численность леммингов, тем меньше растительности остаётся северным оленям.

Северный олень — прекрасное и очень полезное животное. Которое нужно защищать и беречь.

Сообщение о карликовой березе — растении тундры для 4 класса

Карликовая берёза — это растение семейства Берёзовых, то есть очень близкий родственник обычной берёзы, высокой, белоствольной красавицы.

Но карликовая берёза не имеет высокого ствола, в условиях тундры он стал бы только помехой. Ведь в тундре большую часть года дуют сильные ветра, и высокое дерево просто было бы вырвано с корнем. Да и укорениться в тундре негде — слой почвы очень тонок, а пробить лёд вечной мерзлоты корни не могут.

Вот и стелется карликовая берёза вдоль самой поверхности, превращаясь в густой кустарник. Редко, когда его высота превышает один метр. Зато он очень густой. Такие заросли жители севера называют ёрник.

Из-за того, что лето в тундре очень короткое, карликовая берёза начинает цвести ещё до того, как у неё распускаются листья, а плоды берёзы созревают уже в конце мая, начале июня.

Карликовая берёза является любимым лакомством северных оленей, но едят они её только летом.

Проверь себя

Вопрос 1

Покажи на карте зону тундры.

Ответ:

Зона тундр на карте природных зон России отмечена сиреневым цветом. Я нашёл (а) эти тундру на карте и обвёл (а) её территорию чёрным цветом. Зона тундр находится по берегам морей севера.

Вопрос 2

Дай краткую характеристику зоны тундры по плану, приведённому на с. 47.

Ответ:

  1. Название зоны — Тундра.
  2. Особенности природы: суровый климат, продолжительная зима, лето короткое, но тёплое. Обитают насекомые, птицы, северные олени, песцы, полярные совы, лемминги. Здесь низкорослая растительность.
  3. Использование тундры человеком. Местное население занимается оленеводством. В этих местах добывают нефть и природный газ.
  4. Экологические проблемы и охрана природы: сокращение территории для выпаса северных оленей, браконьерство, розлив нефтепродуктов, нарушения слоя почвы.

Типы тундры

Северные равнины вовсе не так однородны, как кажется на первый взгляд. При продвижении с северных областей к южным климатические условия будут становиться мягче, а среди растений начнут попадаться небольшие деревца и участки низкорослых лесов. Животный мир тоже начнет меняться: типичные представители арктической зоны, такие как белые медведи и песцы, будут встречаться все реже, на смену им придут животные лесной зоны.

Южная

Эта область по-другому называется лесотундрой. Она разделяет безлесные пространства тундровой зоны и заболоченные хвойные леса тайги. Климат в этих местах довольно мягкий, летом температура может достигать +15⁰С.

В отличие от типичной тундры, которая практически лишена растительности, в лесотундре можно встретить заросли карликовых деревьев. Как правило, это низкорослые березы, лиственницы или ели, которые растут небольшими группами или по отдельности.

В состав фауны здесь начинают входить представители таежной зоны: бурые медведи, уссурийские тигры, лоси, волки, зайцы, глухари.

Средняя

Средняя (субарктическая) тундра отличается более суровым климатом, нежели южная. Карликовые деревца тут встречаются уже реже, зато в изобилии растут кустарники, мхи и лишайники. Средний тип тундровой зоны содержит огромное количество болот и небольших озер.

Фауну составляют типичные животные тундры: северные олени, песцы, волки, лемминги, полярные совы, а также большое количество разнообразных комаров и мошек.

Арктическая

Самая северная часть безлесных пространств покрыта арктической тундрой. Она располагается на побережьях северных морей, на границе с Арктикой. Зимы здесь длинные и морозные, продолжающиеся большую часть года. Летом наступает небольшая оттепель, во время которой начинают произрастать мхи и лишайники. Для остальных растений климат слишком суров.

К животным этого неприветливого края начинают добавляться жители северных морских побережий: тюлени, моржи, морские котики. Здесь также обитают и жители Арктики — белые медведи, зайцы-беляки, песцы, полярные волки.

4) По рисунку учебника (с. 86 — 87) познакомьтесь с животным миром тундры. Информацию о животных найдите в тексте учебника.

Животный мир тундры более богат, чем животный мир арктических пустынь.

В тундре также много птиц, но теперь среди них преобладают водоплавающие гуси, утки, журавли, кулики. Они гнездятся по берегам болот и питаются рыбой, и мелкими ракообразными.

В тундре сравнительно много растительности, поэтому здесь появляются стада северных оленей, травоядных животных, которые питаются кустарниками и ягелем. У северных оленей густой мех и раздвоенные копыта. Мех защищает оленей от мороза и кровососущих насекомых, а широкие копыта позволяют летом ходить по топкой почве, а зимой раскапывать глубокий снег, в поисках корма.

В травах также водятся куропатки и лемминги, небольшие, очень вкусные грызуны. А раз появились грызуны, то появятся и охотники на них.

Хищниками тундры являются песцы, полярные совы, кречет.

Обсудим!

Вопрос 1

Сравните природу тундры и природу зону арктических пустынь. Чем объясняется сходство и различие?

Ответ:

Тундра от арктической пустыни отличается тем, что на её территории можно жить и питаться её дарами.

Арктическая пустыня – это лёд и скалы островов, а тундра имеет слой почвы, а значит и растительность. Здесь растут карликовые деревья, лишайники, цветы, кустарники.

В тундре нет крупных хищников, но есть насекомые и сюда прилетают на зимовку птицы.

Зимой тундра покрыты снегом, но летом снег тает.

Вопрос 2

Приведите примеры нарушения человеком экологических связей в тундре. К чему это приводит? Что нужно сделать чтобы этого не допускать?

Ответ:

Примеры нарушения человеком экологических связей в тундре:

  1. Разрушение покрова почвы тяжелой техникой.
  2. Добыча нефти.
  3. Браконьерство.
  4. В результате геологоразведочных работ уменьшается площадь выпаса северных оленей.
  5. Вырубка лесов.

Что нужно сделать чтобы этого не допускать?

  1. Борьба с браконьерством.
  2. Создание заповедников.
  3. Бережно относиться к природе и к животным.

Сообщение о морошке

Морошка – травянистое или полукустарниковое растение. Высота морошки до 30 см.  Стебли морошки тонкие с двумя или тремя листьями и одним верхушечным цветком с белыми лепестками.

Произрастает морошка в северном полушарии на торфяных болотах, кустарниковых тундрах, северной лесной полосе, в заболоченных лесах.

Плоды собирают в период с июля по август, а корни заготавливают глубокой осенью.

Морошка является источником полезных веществ, её можно употреблять в свежем виде, в виде компота, варенья, повидла.

Морошку используют в диетическом и лечебном питании. Она эффективна при лечении незаживающих ран.

Окружающий мир 4 класс Как вылепить из пластилина макет участка тундры?

Задание по окружающему миру для 4 класса Можно попробовать из пластилина и других материалов сделать макет участка тундры.

Образец модели из пластилина макет участка тундры

Прежде всего следует решить, как ты себе представляешь тундру и что ты будешь лепить или делать.

Например можно изобразить тундру как край болот и озер, и тогда эти водоемы можно сделать раскатав синий или голубой кусок пластилина в блин.

Можно показать горы, потому что есть и горная тундра.

Можно вылепить фигурки северных оленей, показать стойбище оленеводов, можно веточками изобразить карликовые деревья.

Идей для выполнения этой работы множество, главное использовать свой творческий потенциал.

Вот например как можно изобразить кусочек тундры с растениями и даже деревом:

А вот так тундру можно показать с помощью вырезанных фигурок зверей:

Чтобы приготовить макет тундры можно использовать не только пластилин, но и любые подручные материалы. Например очень панорамным получится макет изготовленный из коробки, если поставить одну ее часть горизонтально, а другую вертикально.

Макет можно заполнить рисунками, пластилиновыми фигурками, вырезанными из журналов изображениями зверей.

Получится очень красиво:

Можно из фольги, мелких камешков и веточек изобразить например такой участок тундры:

Человек имеет собственное электричество, весьма маломощное, но достаточное для управления всеми органами. Наши нервы устроены так же как электрические провода: по нервным окончаниям проходят импульсы, доходят до определенных мест, где переключают импульс друг на друга. Например, от прикосновения к чему-то очень горячему, нервные окончания получают «команду», и мы непроизвольно одергиваем руку.

Для данного задания из учебника Окружающий мир 4 класс, надо очень хорошо знать особенности и внешний вид животных. Хорошо, если есть возможность посмотреть их изображения целиком и сравнить с представленными на рисунках частями.

Верным выполнением данного задания будет вот такой вариант:

Слева на право (вверху):

Слева направо (нижний ряд):

А на картинке этих насекомых следует подписать так:

Поскольку Земля в реальности действительно имеет форму близкую к шарообразной, то глобус более точно передает расположение всех географических объектов. А вот на карте полушарий всегда имеются некоторые искажения, причем чем ближе объект к полюсу, тем этих искажений больше.

Глядя на карту полушарий и на глобус мы видим, что и там и там находятся линии, меридианы и параллели, которые определяют географическую координату объекта. Мы находим на глобусе и карте одни и те же объекты и их расположение относительно друг друга сохраняется.

Карта полушарий менее подробная, чем обычная карта.

На рисунке представлены 3 растения, обитающих в тундре: морошка, береза карликовая, ива полярная.

Жизнь в тундре характеризуется холодными температурами, сильными ветрами, высокой влажностью. В таких условиях способны выжить только приспособленные растения.

Морошка является травянистым растением, произрастающем в тундре. Растение прижимается к поверхности земли. Листья мелкие, что препятствует потере тепла и влаги.

Береза карликовая представляет собой кустарник. Как и у морошки, листья березы карликовой мелкие, что помогает березе не терять тепло.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 4-5 классы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: