Страница 84-90 гдз по окружающему миру 4 класс учебник плешаков, крючкова часть 1

Гдз рф - готовые ответы по окружающему миру для 4 класса  а.а. плешаков, е.а. крючкова школа россии  просвещение

Проверь себя

1) Назови столицу Древней Руси.

2) Как было организовано управление в Древней Руси?

Во времена Древней Руси главой был киевский Великий князь, который управлял страной. А помогали ему в этом бояре, княжеские советники. Опорой князя была дружина, преданные ему воины.

3) Каковы заслуги князя Владимира?

Князь Владимир укрепил границы Руси и постарался обеспечить её безопасность от набегов кочевников. Для этого он поставил на рубежах Руси богатырские заставы. Владимир первым принял христианство и крестил Русь.

4) В чём значение принятия Русью христианства?

После принятия христианства на Руси укрепилась княжеская власть, появились новые союзники-единоверцы, в том числе могущественная Византия. С ней Русь успешно торговала и поддерживала дипломатические связи.

Стали распространяться искусство и ремёсла, грамотность и просвещение. По всей стране строили прекрасные церкви.

Ростовский заповедник

К приоритетным направлениям научных исследований в заповеднике относятся проводимые в течение многих лет наблюдения хода явлений и процессов в экологических системах заповедной территории. В результате анализа многолетних данных определяются основные векторы многолетней динамики экосистем, а также объектов животного и растительного мира.

Так, в ходе многолетнего ряда наблюдений удалось выявить значительный сдвиг сроков размножения некоторых видов птиц. Кроме того, фиксируются изменения в видовом составе и численности птиц, в том числе принадлежащих к редким видам, внесенным в Красную книгу РФ.

Как пример, можно привести появление на гнездовании в заповеднике и его охранной зоне таких видов, как черноголовый хохотун, курганник, чеграва. Если в начале 21 века эти виды фиксировались на исследуемых территориях, как пролетные, кочующие, или летующие, то в настоящее время они ежегодно здесь гнездятся.

Значительно сдвинулись сроки размножения кудрявых пеликанов. Если в 90-е гг. прошлого века прилет птиц этого вида в места гнездования отмечался в начале апреля, то в последние пять лет гнездование начинается в феврале. Таким образом, сроки гнездования редкого вида сдвинулись более чем на два месяца.

С 2007 года ведется ежегодный ночной учет встреч ушастых ежей на постоянных маршрутах. В результате выявлена тенденция к быстрому сокращению численности вида. В последние три года его встречи стали крайне редки, что может свидетельствовать о скором исчезновении вида из фауны охраняемой территории.

Подобным образом снижается численность большого тушканчика, из обычного вида ставшего крайне редким.

Примером положительной динамики численности может служить стрепет – вид, внесенный в Красную книгу РФ. Если в начале 21 века его встречи носили единичный характер, то в последние 10 лет он стал обычным гнездящимся видом заповедника и его охранной зоны.

Такой же тренд наблюдается в численности черноголового хохотуна. Впервые вид обнаружен на гнездовании в охранной зоне заповедника в 2010 году в количестве 23 пар. За годы наблюдений его численность на гнездовой колонии неуклонно росла, и в 2018 году достигла 800 пар. С тех пор продолжает держаться на этом уровне (Липкович, 2020).

Другим направлением исследований является выработка мер охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов на территории заповедника и его охранной зоны, как необходимое условие обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности региона.

Многолетние исследования состояния природных популяций редких видов растений в заповеднике и на сопредельных территориях показало положительное воздействие режима ООПТ на такие виды, как тюльпан Шренка, беллевалия сарматская, ирис карликовый, и другие.

Многолетние исследования состояния популяций и численности мелких млекопитающих показывают циклические колебания их численности. Особенно выражена эта черта у доминирующего вида – общественной полевки. Массовые размножения, сопровождающиеся многократным увеличением численности, происходят в среднем раз в четыре года. Так как этот вид является важным звеном в трофических цепях многих хищных птиц и млекопитающих, в годы его высокой численности на исследуемой территории наблюдается значительная концентрация млекопитающих и пернатых миофагов. Так, если в 2020 году на фоне высокой численности общественной полевки была высока гнездовая численность болотной совы, а у филинов наблюдался высокий успех размножения, то весной 2021 года, при резком падении численности полевки, картина совершенно другая. Болотные совы практически не гнездились в заповеднике и его охранной зоне, как и филины.

В высокой степени влияет этот фактор на успех размножения обыкновенной лисицы, корсака, ласки, что отражают результаты учетов этих видов.

Сообщение «Ковыль»

Ковыль – это травянистое растение, относящееся к многолетнему роду. Как представитель семейства злаков оно включает почти 300 видов. Среди наиболее известных разновидностей могут быть названы: волосатик, перистый, дальневосточный и другие.

Ковыль распространен в степях Южной России, часто занимает место на холмах под открытым солнцем, приспособлен к каменистой местности и скалам.

Для ковыля характерно кустовое произрастание. Этот злак не имеет ползучих отростков, его корневая система слабо развита. Именно поэтому его нельзя встретить на лугах с влажной почвой. Каждый стебель прочный, имеет форму прямой линии. Из короткого корневища тянутся твердые на ощупь узкие листья в разном количестве. Они тянутся ввысь вдоль стебля. Нередко часть листьев напоминают трубочки, так как могут быть свернуты. Это происходит из-за недостатка влаги, поэтому лист растения не может находиться в развернутом виде длительное время. Верхняя часть травы, называемая метелкой, состоит из колосков, каждый из которых включает цветок.

Благодаря ветряной погоде семена ковыля могут быть разнесены на большие пространства. Так происходит размножение этого многолетнего растения.

Ковыль известен как кормовая трава, однако является и причиной засухи. Чаще к нему относятся как к сорняку. Также в определенный сезон он наносит вред животным, когда частицы растения впиваются в их кожу, вызывая воспаление. Служит сырьем для производства бумаги, некоторых видов ткани.

С целью оздоровления организма человека и избавления от недугов активно используют настойки и отвары из корней, собранных осенней порой, и травы. Не всегда ковыль характеризуется как представитель степного пространства. Особое место трава занимает в дизайне приусадебных участков. Его необыкновенная раскидистая макушка, которая имеет очертание кисти, способна принимать форму причудливых рисунков. Несмотря на отсутствие цветов, ковыль – это растение, которое имеет необыкновенную привлекательность.

1) Найдите на карте (с. 41) территорию Древней Руси: а) в конце IX века; б) в середине XI века. Сравните.

Территория Руси в IX веке показана светло-серым цветом. В центре показан Киев, на севере Новгород. Между ними Чернигов и Смоленск. Территория, ставшая русской к середине XI века показана светло-зелёным цветом.

За 150 лет территория Древней Руси увеличилась почти в два раза. Русскими стали города Владимир и Перемышль и вся территория вдоль рек Днестр и Ока.

Почему во многих странах первыми принимали Крещение правители?

Во многих странах население верило в собственных языческих богов и не хотело менять свою веру. Но правители искали выгоды для себя. Они хотели укрепить свою власть, обрести союзников. А потому первыми принимали Крещение с тем, чтобы привести в новую веру и весь народ.

Лес и человек

Задание 1 (стр. 44)

Подумай и запиши, какую роль лес играет в твоей жизни.

Ответ

Лес очищает воздух, растения перерабатывают углекислый газ в кислород. По лесу приято и полезно гулять. Он даёт нам древесину, лекарственные травы, грибы и ягоды. Лес – это дом для многих видов диких животных.

Задание 2 (стр. 44)

Составь схему на основе схему в учебнике, заменив текст рисунками-символами.

Ответ

Задание 3 (стр. 45)

Подумайте, какие экологические проблемы лесных зон выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.

Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.

Ответ

Меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.

При вырубке леса необходимо улучшить контроль за восстановительной высадкой новых деревьев, а также запретить вырубку деревьев в прибрежных зонах. Для решения проблемы лесных пожаров и загрязнения мусором нужно усилить контроль за деятельностью человека в лесных зонах и увеличить штрафы за нарушения (разжигание костров и мусор), а еще своевременно направлять больше ресурсов на тушение лесных пожаров. Для браконьеров – ужесточить наказание за убийство животных.

Задание 4 (стр. 45)

Продолжи заполнение плаката «Красная книга России», который нарисовал папа Сережи и Нади. Найди на плакате растения и животных лесных зон и подпиши их названия.

Ответ

Венерин башмачок, Женьшень, Дровосек реликтовый, Жук-олень, Жук Красотел, Филин, Утка Мандаринка, Зубр, Амурский тигр.

Задание 5 (стр. 46)

Придумайте и нарисуйте условные знаки к 2–3 правилам разведения костра из учебника (по вашему выбору). Посмотрите, что нарисовали другие ребята. Вместе расскажите о правилах разведения костра, используя знаки как опору.

  1. Дети не должны разводить костер одни, без старших.
  2. Костер нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться. Нельзя разводить его без надобности.
  3. Нужно тщательно выбирать место для костра. Поблизости не должно быть ничего, что может загореться.
  4. Лучше разводить костер на старом кострище. Если же его нет, надо лопатой снять дерн (слой почвы с растениями) и разводить костер в образовавшейся ямке.
  5. Уходя, надо обязательно погасить костер: залить водой или засыпать песком, а дерн положить на место.

Ответ

Правила разведения костра:

  • Разводим костер вдали от деревьев и всего, что может загореться.
  • Лучше разводить костер на старом кострище, а если его нет, снять дёрн (верхний слой почвы с растениями) и разводить костер в полученной ямке.
  • Не забыть потушить костер и вернуть дёрн на место.

Задание 6 (стр. 46)

Здесь ты можешь сделать записи для своего сообщения об одном из лесных растений или животных, внесенных в Красную книгу России.

Ответ

Тема сообщения: Амурский тигр

План сообщения:
1. Описание амурского тигра
2. Места обитания
3. Образ жизни
4. Сохранение популяции

Важная информация для сообщения: Амурский тигр — один из самых крупных наземных хищников нашей планеты и один из самых малочисленных подвидов тигра, занесённый в Красную книгу. Единственный из своих сородичей, освоивший жизнь в снегах. Обитает в лесах на всей территории к югу от реки Амур.

Источник (источники) информации: Интернет: сайты Русского географического общества (rgo.ru), Уссурийского природного заповедника (ussuriysky.ru)

Сообщение:

Амурский тигр – один из самых крупных наземных хищников нашей планеты. Он поражает своей красотой, имея мощное телосложение и густую шерсть с яркими полосами. Эти величественные кошки могут достигать длины более 3 метров и массы свыше 300 килограммов. Однако это также один из самых малочисленных подвидов тигра.

Амурские тигры обитают на Дальнем Востоке России, в Китае и Северной Корее. Они предпочитают жизнь в холодных лесах, освоив жизнь в снегах. Их места обитания простираются к югу от реки Амур.

Амурские тигры ведут одиночный образ жизни и являются великолепными охотниками. Они охотятся на крупную добычу, такую как олени и дикие кабаны, что обеспечивает им пищу и выживание в суровых условиях.

Амурские тигры были занесены в Красную книгу России из-за угрозы исчезновения. Благодаря усилиям по сохранению этого редкого животного популяция амурского тигра начала восстанавливаться. Созданы заповедники и охраняемые территории, и проводятся программы по разведению и сохранению этого уникального подвида.

Предыдущая страница Следующая страница

Даурский заповедник

Контроль над соблюдением режима охраны на заповедных Проведение научных исследований и экологического мониторинга – одно из ключевых направлений деятельности заповедника. Эти работы возложены на научный отдел. Основная цель заповедника – обеспечить сохранение естественного состояния экосистем. Соответственно, цель научного отдела — разработка научных основ эффективной природоохранной деятельности, а также рационального природопользования на сопредельных с заповедником территориях.

Таким образом, работа других отделов заповедника (отдела экологического просвещения и отдела охраны) основана на разработках научного отдела.

Главные задачи научного отдела:

  1. Сбор научных данных о состоянии экосистем;
  2. Своевременное выявление изменений, происходящих в экосистемах, и выяснение причин этих изменений;
  3. Разработка рекомендаций по предотвращению ущерба, наносимого антропогенной деятельностью.

При этом особое внимание уделяется изучению редких охраняемых и особо уязвимых видов организмов. Чтобы выявить изменения, необходимо с определенной частотой регистрировать состояние основных компонентов экосистем – т.е., вести их мониторинг

Это первая ключевая задача отдела. Вторая важнейшая задача – изучение биологии организмов; процессов, происходящих в их популяциях и в экосистеме в целом. Такие научные данные позволяют понять, как и почему происходят изменения, как они будут развиваться дальше, как остановить неблагоприятные изменения, и как вернуть экосистему к состоянию, близкому к естественному. Все данные ежегодно регистрируются в особом отчете – Летописи природы.

Животные, особенно птицы, перемещаются и часто меняют место своего обитания. В пределах Даурского экологического региона территория Даурского заповедника занимает лишь небольшую часть. Многие животные периодически покидают заповедник, например, во время миграций. Чтобы сохранить дикую природу на этом участке, необходимо обеспечить приемлемое состояние ее на сопредельной территории. Поэтому сотрудники научного отдела ведут исследования и мониторинг не только в заповеднике, но и на обширной территории вокруг него. В том числе и в Монголии и Китае, поскольку Даурский заповедник расположен около границ трех государств и входит в состав Международного заповедника «Даурия».

Задания для домашней работы

1) Запиши в словарик:

  • Великий князь — верховный правитель.
  • Бояре — богатые люди, знать, советники.
  • Дружинники — княжеские воины.
  • Крещение — принятие Христианства.

2) Найди и прочитай былину об Илье Муромце.

Пересказ былины об Илье Муромце для 4 класса

Илья Муромец жил в селе Карачарово, что находилось недалеко от Мурома. Он тридцать лет лежал, так как у него были больные ноги. Но однажды к Илье пришли странники и попросили напиться воды. Они приказали Илье встать, и будущий богатырь поднялся на ноги и пошёл. После этого Илья ощутил в себе силу богатырскую и поехал служить князю Киевскому Владимиру.

Отец Ильи наказал ему совершать только добрые дела. И первым подвигом Ильи стало пленение Соловья-Разбойника. Возле Чернигова Илья увидел полчища татар, и вырвав дуб разметал ним недругов.

От благодарных черниговцев Илья узнал о Соловье, который губил путников на прямой дороге в Киев. Илья решил пленить разбойника и поехал на реку Смородину. Там Соловей попытался свистом остановить богатыря, но Илья сшиб его стрелой и привязав к коню, доставил в Киев. Где срубил ему голову.

Много других подвигов совершил после этого Илья Муромец и стал самым любимым, уважаемым в народе былинным богатырём.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 4-5 классы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: