ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
Задание №1
Вспомни, больше или меньше тепла получают от Солнца лесные зоны по сравнению с зоной тундры. Что ещё ты знаешь о лесах? В каких лесах тебе приходилось бывать?
Ответ:
В лесных зонах значительно теплее, чем в тундре. Эти зоны расположены южнее и получают больше солнечного тепла.
Леса делятся на хвойные, смешанные и широколиственные. В лесах разнообразная растительность. Я был в лесах нашей Нижегородской области.
Ответы к странице 68
Задание №•
Найди на карте природных зон зону тайги; зону смешанных и широколиственных лесов. Что можно рассказать о них по карте? Научись показывать на карте лесные зоны.
Ответ:
Зона тайги обозначена зелёным цветом и занимает большую часть России. Она протянулась от северо−западных границ страны до Дальнего Востока и Камчатки. Это зона хвойных лесов.
Южнее зоны тайги узкой полосой протянулась зона смешанных лесов. Она расположена от западных границ России до юга Западной Сибири, и продолжается на Дальнем Востоке.
Южнее смешанных лесов начинаются широколиственные леса. Это совсем небольшая зона, которую можно встретить в центре европейской части России и на юге Дальнего Востока.
Работаем в группе (страница 68-69)
Задание №1
Познакомьтесь по учебнику с природой тайги. Рассмотрите в гербарии растения тайги. Определите их названия с помощью учебника и атласа−определителя. Подумайте, какие признаки помогут вам узнать эти растения в природе.
Ответ:
Растения тайги:
1. Ель. Хвоинки ели мелкие и колючие, её шишки длинные и узкие, растут вниз.
2. Сосна. Хвоинки сосны густые, длинные и мягкие. Шишки округлой формы, раскрытые.
3. Лиственница. Хвоинки лиственницы растут маленькими кисточками, хвоинки меньше, чем у сосны. Шишки чуть вытянутые, небольшие по форме.
4. Пихта. Хвоинки равномерно усеивают веточки, они мягкие и более длинные, чем у ели. Шишки растут вверх.
5. Кедр. Кедровые шишки самые большие, в них находятся крупные орешки. Хвоя длинная, сдвоенная, мягкая.
Задание №2
Познакомьтесь по учебнику с природой смешанных и широколиственных лесов. Рассмотрите в гербарии растения этой лесной зоны. Определите их названия с помощью учебника и атласа−определителя. Подумайте, какие признаки помогут вам узнать эти растения в природе.
Ответ:
Растения смешанных и широколиственных лесов:
1. Дуб. Узнать это дерево легко по особой форме листьев и желудям, плодам дуба.
2. Клен. И также легко узнаётся по форме листьев, и плодам − так называемым парашютикам.
3. Липа. У липы листья напоминают листья тополя, но более мелкие. Узнать липу проще всего во время цветения по цветкам и запаху.
4. Ясень. Его можно узнать по ажурным листьям, которые легко пропускают солнечный свет. Плоды ясеня похожи на парашютики, но одиночные.
5. Вяз. Это могучее дерево обладает листьями, украшенными мелкими зубчиками, а плоды вяза в центре содержат маленький орех.
Задание №3
С помощью рисунка учебника (с. 70−71) познакомьтесь с животным миром тайги. Найдите в тексте учебника информацию о некоторых животных. Чем они особенно интересны? По рисунку и тексту учебника расскажите об экологических связях в тайге. Изготовьте модель цепи питания, характерной для тайги.
По результатам работы сделайте сообщения классу
Ответ:
Животный мир тайги:
1. Кедровка
2. Сокол−дербник
3. Летяга
4. Белка
5. Благородный олень
6. Соболь
7. Лось
8. Бурый медведь
9. Бурундук
10. Рысь
11. Заяц−беляк
12. Рябчик
13. Глухарь
14. Полёвка
Кедровка на зиму запасает для себя в укромных местах кедровые орехи. Часть этих орехов она потом не находит. И они на новых местах дают всходы.
Летяга − родственница белки, в отличие от белки летяга умеет не только ловко прыгать с ветки на ветку, но и летать, точнее, планировать на немалое расстояние − до 40−50 метров!
Соболь − хищник. Его основная добыча − грызуны. Когда−то соболей в тайге было много, но из−за красивого, дорогого меха люди их почти уничтожили. Создание заповедников помогло спасти этого замечательного зверя.
Бурундук похож на белку, но почти вдвое меньше её. Питается бурундук в основном кедровыми орехами и другими семенами. В своей норе он делает большие запасы корма, которые поедает весной, после зимней спячки.
Экологические связи:
Птица кедровка помогает распространяться кедру на новые территории. Она питается орехами кедра, но при этом часто забывает места, в которых прячет орехи. А эти орехи дают жизнь новым деревьям.
Такую же связь можно обнаружить у кедра и бурундука. Бурундук делает запасы на зиму, но не всегда весной съедает эти запасы. Ведь животное может стать жертвой того же соболя. И оставленные орехи также прорастают.
← Предыдущее
Следующее →
4) Вспомните условные знаки географических карт. Найдите их на карте полушарий.
На карте полушарий мы можем найти изображения океанов, морей, озёр и рек. Они показаны голубым цветом.
Найдём мы и материки, и острова. Они изображены зелёным, жёлтым и коричневым цветами.
Зелёным цветом показаны равнины, коричневым – горы.
Льды Северного полюса и Антарктиды показаны белым цветом.
На карте полушарий могут быть показаны города, они обозначены маленькими кружочками.
5) Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски своё умение показывать на карте.
Правила показа географических объектов на настенной карте для 4 класса
Для демонстрации географического объекта на карте нужно стать спиной к карте и в правую руку взять указку.
Если нужно показать большой по площади объект (форма рельефа, страна), то нужно обвести его контуры указкой.
Если же это точечный объект (столица, крайние точки материка), то нужно просто поставить указку к нужному месту на карте и показать его.
6) С помощью глобуса и карты полушарий расскажите о Земле. Сравните глобус и карту как источники информации. Чем удобнее пользоваться?
Земля представляет собой шар, на котором находятся океаны и материки. Земля вращается вокруг своей оси, что легко показать с помощью глобуса. Северная и южная оконечности Земли скованы льдами. Там находятся Северный и Южный полюса планеты.
Карта разделяет поверхность Земли на два полушария – Западное и Восточное. В каждом полушарии есть метрики и океаны, но в Западном полушарии водная поверхность занимает больше места, там расположен самый большой океан планеты – Тихий.
Как источником информации о планете нам удобнее использовать карту полушарий, потому что на ней мы видим всю поверхность целиком, в то время как глобус приходится вращать, чтобы найти нужное место. Но при этом и глобус, и карта полушарий дают одну и ту же информацию о планете.
7) Прочитай текст. Используй эту информацию при рассказе о географических картах.
Рассказ о географических картах для 4 класса
Первые географические карты появились очень давно. Когда люди древности стали путешествовать и изучать землю, они стали составлять первые карты, по которым проще было путешествовать, находить уже открытые земли.
Самые древние карты не дошли до нас, но мы знаем об их существовании из более поздних источников.
В России одна из самых старых карт появилась 400 лет назад. Её назвали “Большой чертёж”. На этой карте были обозначены более 400 городов, 60 озёр и 880 рек. Описание этой карты содержало информацию о хозяйстве и природе нашей страны того времени.