Окружающий мир 4 класс учебник 1 часть стр 15

Решебник к учебному пособию: окружающий мир 4 класс плешаков, крючкова - учебник

Практическая работа

1) Найди на глобусе основные стороны горизонта; Северный полюс; Южный полюс. С помощью глобуса покажи, как вращается Земля вокруг своей оси.

Северный полюс находится на веру глобуса, внизу глобуса находится Южный полюс. Через полюса проходят земная ось и ось вращения глобуса.

Если смотреть на север, то слева от нас будет запад, а справа — восток.

Вращая глобус вокруг его оси, можно показать вращение Земли. Вращать глобус надо справа налево, то есть с запада на восток.

2) Пусть какой-нибудь источник света, например лампа изображает Солнце. Поставь напротив него глобус. Вращай глобус вокруг его оси и наблюдай, как будут перемещаться свет и тень по его поверхности.

При вращении глобуса с запада на восток, мы видим, что день будет продвигаться по поверхности Земли с востока на запад.

3) Используя тот же источник света и глобус, покажи, как обращается Земля вокруг Солнца. Объясни, почему происходит смена времён года.

Будем перемещать глобус вокруг источника света. При этом заметим, что периодически ближе к источнику света, Солнцу, будет оказываться то Северное полушарие, то Южное. Этим обусловлена смена времён года.

Температура на Меркурии достигает +480°, на Марсе редко поднимается выше 0°, на Юпитере температура близка к -130°, а на Сатурне приближается к -170°. Как вы это объясните?

Чем дальше планета от Солнца, тем слабее солнечные лучи нагревают её поверхность.

Часть 2. Страницы

4-1 Вспомним4-2 Вспомним7 Обсудим и подумаем7-1 Проверим себя7-2. Проверим себя8-1 Вспомним8-2 Вспомним11 Обсудим11 Обсудим и подумаем11 Проверим себя15 Обсудим и подумаем15 Проверим себя19 Обсудим и подумаем19 Проверим себя23 Обсудим и подумаем23 Проверим себя27 Рассказ 127 Рассказ 227 Обсудим и подумаем27 Проверим себя31-1 Обсудим31-2 Обсудим31 Обсудим и подумаем31 Проверим себя33 Рассказ 133 Рассказ 235 Обсудим и подумаем35-1 Проверим себя35-2 Проверим себя39-1 Обсудим39-2 Обсудим39-3 Обсудим39 Подумаем39 Проверим себя43 Обсудим и подумаем43 Проверим себя47 Обсудим47 Подумаем47-1 Проверим себя47-2 Проверим себя47-3 Проверим себя47-4 Проверим себя51 Обсудим51-1 Подумаем51-2 Подумаем51-3 Проверим себя51-4 Проверим себя55 Обсудим55 Подумаем и проверим себя55 Проверим себя59 Обсудим и подумаем59-1 Проверим себя59-2 Проверим себя61-1 Обсудим61-2 Обсудим64-1 Вспомним64-2 Вспомним65-1 Обсудим65-2 Обсудим65-3 Обсудим67 Обсудим67 Подумаем67 Проверим себя68-1 Вспомним68-2 Вспомним71 Обсудим71 Обсудим и подумаем71 Подумаем71 Проверим себя75 Обсудим75 Подумаем и проверим себя75 Проверим себя76-1 Вспомним76-2 Вспомним81-1 Обсудим81-2 Обсудим81 Обсудим и подумаем81 Проверим себя82-1 Вспомним82-2 Вспомним85-1 Обсудим85-2 Обсудим85 Подумаем91 Обсудим91 Подумаем91 Проверим себя95 Обсудим95 Подумаем95 Проверим себя99 Рассказ 199 Рассказ 299 Обсудим99 Подумаем99-1 Проверим себя99-2 Проверим себя102-1 Вспомним102-2 Вспомним105 Обсудим и подумаем105-1 Проверим себя105-2 Проверим себя109 Обсудим109 Подумаем109 Проверим себя113 Обсудим113 Подумаем113 Проверим себя115 Рассказ 1115 Рассказ 2117 Обсудим и подумаем117 Проверим себя118-1 Вспомним118-2 Вспомним121 Обсудим и подумаем

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

Задание №1

Средняя температура на Меркурии составляет примерно +67°, на Марсе − около −63°, на Юпитере средняя температура −108°, а на Сатурне она составляет −139°. Как вы это объясните?

Ответ:

Чем дальше планеты находятся от Солнца, тем меньше солнечного тепла они получают.

Проверь себя (страница 15)

Задание №1

Назови планеты по схеме на с. 14. Для самопроверки используй схему на с. 7.

Ответ:

В порядке удаления от Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Задание №2

Коротко расскажи о планетах Солнечной системы.

Ответ:

Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Некоторые планеты можно увидеть с Земли невооружённым глазом. Планеты не испускают собственного света, они отражают свет Солнца.
Земля − сравнительно небольшая планета. Её диаметр равен 12 740 км.
Самая большая планета − Юпитер. Диаметр Юпитера в 11 раз больше диаметра Земли. И вот ещё что интересно: Юпитер в два с половиной раза тяжелее, чем все остальные планеты, вместе взятые!
Самая маленькая планета − Меркурий. Её диаметр 4 880 км.
У большинства планет есть естественные спутники. У Земли один спутник − Луна, у Марса два, а у Сатурна более 60. Кроме того, у Сатурна есть хорошо заметные в телескоп кольца.

Задание №3

Как движется Земля в космическом пространстве?

Ответ:

Земля постоянно вращается вокруг воображаемой линии − земной оси. Одновременно Земля движется вокруг Солнца.

Задание №4

Объясни, отчего происходит смена дня и ночи на Земле.

Ответ:

Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток. Полный оборот вокруг своей оси она совершает за сутки.
Из−за этого вращения происходит смена дня и ночи. На той стороне Земли, которая освещена Солнцем, − день. На противоположной, находящейся в тени, − ночь.

Задание №5

Почему происходит смена времён года на нашей планете?

Ответ:

Вращаясь вокруг своей оси, одновременно Земля движется вокруг Солнца. Время полного оборота Земли вокруг Солнца равно одному году.
Из−за наклона оси наша планета, двигаясь вокруг Солнца, как бы подставляет ему то северную свою часть, то южную. Поэтому и происходит смена времён года. Когда северная часть Земли получает от Солнца больше света и тепла, там лето, а в южной части в это время зима. И наоборот.

Задания для домашней работы (страница 15)

Задание №1

Вылепи из пластилина модели 2−3 планет (по своему выбору). Покажи при этом, что планеты имеют шарообразную форму, но разные размеры.

Ответ:

Задание №2

Вместе со взрослыми понаблюдай на вечернем небе Луну: невооружённым глазом, в бинокль или школьный телескоп. Сравните результаты наблюдений, сделанных разными способами.

Ответ:

При наблюдении Луны невооружённым глазом, мы видим ровный Лунный диск, с пятнами (кратерами) на нём.
Если посмотреть на Луну через телескоп, то мы увидим, что поверхность Луны неровная, на ней много кратеров и гор. Более темные участки лунной поверхности носят название морей, но воды там нет.

Задание №3

Если есть возможность, побывай в планетарии. Здесь можно увидеть движение планет Солнечной системы, познакомиться с разнообразием планет и их спутников. Приготовься рассказать на уроке о своих впечатлениях.

Ответ:

Планетарий − это специальное сооружение, в котором можно посмотреть на движущуюся модель звёздного неба, и всей Солнечной системы.
Специальный шар в центре планетария выпускает тонкие лучи света, которые создают на шарообразном потолке схему звёздного неба.
Шар вращается и создаётся ощущение движения звёзд. Лектор рассказывает о созвездиях звёздного неба, показывает самые яркие звёзды.
А также в планетарии можно посмотреть на схему солнечной системы. Увидеть, как вращаются планеты по своим орбитам вокруг Солнца, разглядеть кометы и астероиды.
И также лектор на модели покажет, как происходит смена времён года на Земле, и смена дня и ночи.

Задание №4

Постарайся найти в дополнительной литературе, Интернете информацию о новых научных исследованиях планет Солнечной системы. Подготовь сообщение.

Ответ:

Скоростные магистрали в Солнечной системе
Ученые выяснили, что в Солнечной системе проходит самая настоящая скоростная «автострада» − извилистые туннели и каналы вокруг планет. По ним небесные тела наподобие комет и астероидов могут перемещаться по галактике гораздо быстрее обычного.
Например, от Юпитера до Нептуна небесное тело может долететь меньше, чем за 10 лет, хотя без магистрали это занимает больше 100 тысяч лет. На практике это открытие означает, что, спроектировав космические корабли с учетом скоростных каналов, можно сэкономить на ракетном топливе и путешествовать не только на ближайшие к Земле планеты, но и в отдаленные уголки Солнечной системы.

← Предыдущее
Следующее →

Смена сезонов на экваторе

Экватор — единственное место на Земле, куда на протяжении всего года попадают прямые солнечные лучи. Именно поэтому смена сезонов здесь происходит очень мягко, без резких контрастов, а низких температур и снега там и вовсе нет. Стоит запомнить, что чем дальше климатический пояс располагается от линии экватора, тем ярче будут происходить изменения в погоде.

Рис. 3. Экватор Земли.

Если бы ось Земли не имела угол наклона, то наша планета равномерно прогревалась бы круглый год. При этом времена года перестали существовать: на экваторе царило бы жаркое лето, а по мере удаления от него погода постепенно становилась более прохладной. И никаких изменений в погоде не происходило.

Если бы планета не перемещалась по орбите вокруг Солнца, то на одном, освещённом, полушарии все время была тёплая погода, вечное лето, а на противоположной части планеты стояли бы холода.

Орбита, по которой Земля движется вокруг Солнца, имеет форму не круга, а эллипса (чуть вытянутого круга). Это никак не влияет на смену времён года, но от этого зависит продолжительность сезонов. Так, в Северном полушарии весна и лето длятся на несколько дней дольше, чем осень и зима. А в Южном полушарии все наоборот — осень и зима немного длиннее тёплых сезонов.

В докладе на уроке по окружающему миру в 4 классе можно рассказать интересные факты о смене времён года.

Что мы узнали?

Смена времен года на земле обусловлена определённым углом земной оси. В результате планета, вращаясь вокруг Солнца, прогревается неравномерно: когда на одном полушарии наступает лето, на другом царит зима. Неизменно тёплая погода характерна лишь для экватора, который на протяжении всего года равномерно прогревается прямыми солнечными лучами.

  1. /7

    Вопрос 1 из 7

Учебник

1 Часть

Стр. 4Стр. 5Стр. 7Стр. 8Стр. 9Стр. 12Стр. 13-14Стр. 14Стр. 15Стр. 16Стр. 17Стр. 20Стр. 21Стр. 22Стр. 23Стр. 26Стр. 27Стр. 28Стр. 30Стр. 34Стр. 35Стр. 38Стр. 40Стр. 42Стр. 47Стр. 49-52Стр. 54Стр. 56Стр. 60Стр. 64Стр. 65Стр. 66Стр. 69Стр. 70Стр. 71Стр. 75Стр. 76Стр. 77Стр. 81Стр. 82Стр. 83Стр. 84Стр. 85Стр. 89Стр. 92-93Стр. 93Стр. 94Стр. 95-96Стр. 95Стр. 101Стр. 102Стр. 103Стр. 107Стр. 108Стр. 109Стр. 110Стр. 111Стр. 116Стр. 117Стр. 118Стр. 119Стр. 124Стр. 125Стр. 126-127Стр. 126Стр. 134Стр. 138Стр. 140Стр. 142Стр. 143Стр. 144Стр. 147Стр. 148Стр. 158-159Стр. 158Стр. 159Стр. 160Стр. 161Стр. 163Стр. 164Стр. 168Стр. 169Стр. 170-171Стр. 175-176Стр. 176-177Стр. 176Стр. 177Стр. 178Стр. 184-185Стр. 184Стр. 186Стр. 187Стр. 189Стр. 192Стр. 193Стр. 194Стр. 195Стр. 202-203Стр. 203Стр. 206. Проверим себя

2 Часть

Стр. 4Стр. 6-7Стр. 7Стр. 14Стр. 15Стр. 19Стр. 21Стр. 26Стр. 27Стр. 32Стр. 34Стр. 35Стр. 39Стр. 40Стр. 45Стр. 46Стр. 53Стр. 54Стр. 57-58Стр. 58Стр. 60Стр. 63-64Стр. 64Стр. 65Стр. 69Стр. 72Стр. 74Стр. 78Стр. 79Стр. 81Стр. 85-86Стр. 86Стр. 89Стр. 90Стр. 91Стр. 97Стр. 99Стр. 100Стр. 103Стр. 104Стр. 106Стр. 110-111Стр. 110Стр. 111Стр. 113Стр. 117Стр. 119Стр. 125Стр. 126Стр. 133Стр. 137Стр. 139Стр. 146Стр. 150Стр. 156Стр. 157Стр. 161-162Стр. 162Стр. 163Стр. 167Стр. 174Стр. 178Стр. 179Стр. 203Стр. 206. Проверь себя

Причина смены времён года

Смена сезонов на протяжении года происходит из-за того, что планета прогревается неравномерно. Как известно, Земля вращается вокруг Солнца. При передвижении по орбите она то приближается к небесному светилу, то отдаляется от него. При этом расстояние между космическими телами составляет 147–152 млн км. В начале июня планета отдаляется от Солнца на максимальное расстояние, а в начале — приближается. Однако смена времён года не объясняется одним лишь движением Земли вокруг Солнца.

Рис. 1. Движение Земли вокруг Солнца.

В глубокой древности люди объясняли смену сезонов при помощи мифологии. Лишь в эпоху Возрождения учёными было доказано, что Земля имеет форму шара. Кроме того, было доказано осевое вращение Земли и её вращение вокруг Солнца. Так были получены научные доказательства смены сезонов, и мифологические теории потерпели поражение.

Основной причиной смены времен года на Земле является угол наклона оси планеты по отношению к Солнцу, который составляет 23°. В результате на одно полушарие солнечные лучи попадают под прямым углом, а на второе — под острым. При вращении по орбите вокруг Солнца лучше освещается то один, то другой участок планеты. На полушарии, получившем максимальное количество тепла, наступает лето, в то время как на противоположном полушарии приходит зимний холод.

Рис. 2. Смена времен года. Схема.

Рабочая тетрадь

1 Часть

1 Дорогие четвероклассники
2 Мир глазами астронома
3 Планеты Солнечной системы
4 Звездное небо – Великая книга Природы
5 Мир глазами географа
6 Мир глазами историка
7 Когда и где
8 Мир глазами эколога
9 Всемирное наследие
10 Международная Красная книга
11 Проверим себя и оценим свои достижения12 Равнины и горы России
13 Моря, озера и реки России
14 Природные зоны России
15 Зона Арктических пустынь
16 Тундра
17 Леса России
18 Лес и человек
19 Зона степей
20 Пустыни
21 У Черного моря
22 Проверим себя и оценим свои достижения23 Наш край
24 Поверхность нашего края
25 Водные богатства нашего края
26 Наши подземные богатства
27 Земля-кормилица
28 Жизнь леса
29 Жизнь луга
30 Жизнь в пресных водах
31 Растениеводство в нашем крае
32 Животноводство в нашем крае
33 Проверим себя и оценим свои достижения

2 Часть

1 Начало истории человечества
2 Мир древности — далекий и близкий
3 Средние века — время рыцарей и замков
4 Новое время — встреча Европы и Америки
5 Новейшее время — история продолжается сегодня
6 Проверим себя и оценим свои достижения7 Жизнь древних славян
8 Во времена Древней Руси
9 Страна городов
10 Из книжной сокровищницы Древней Руси
11 Трудные времена на Русской земле
12 Русь расправляет крылья
13 Куликовская битва
14 Иван Третий
15 Мастера печатных дел
16 Патриоты России
17 Пётр Великий
18 Михаил Васильевич Ломоносов
19 Екатерина Великая
20 Отечественная война 1812 года
21 Страницы истории XIX века
22 Россия вступает в ХХ век
23 Страницы истории 1920-1930-х годов
24 Великая Отечественная война и Великая Победа
25 Страна, открывшая путь в космос
26 Проверим себя и оценим свои достижения27 Основной закон России и права человека
28 Мы – граждане России
29 Славные символы России
30 Такие разные праздники
31 Путешествие по России
32 Проверим себя и оценим свои достижения

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 4-5 классы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: