Страница 91-97 гдз по окружающему миру 4 класс учебник плешаков, крючкова часть 1

Гдз решебник по окружающему миру 4 класс плешаков, крючкова учебник просвещение

Часть 2. Страницы

4-1 Вспомним4-2 Вспомним7 Обсудим и подумаем7-1 Проверим себя7-2. Проверим себя8-1 Вспомним8-2 Вспомним11 Обсудим11 Обсудим и подумаем11 Проверим себя15 Обсудим и подумаем15 Проверим себя19 Обсудим и подумаем19 Проверим себя23 Обсудим и подумаем23 Проверим себя27 Рассказ 127 Рассказ 227 Обсудим и подумаем27 Проверим себя31-1 Обсудим31-2 Обсудим31 Обсудим и подумаем31 Проверим себя33 Рассказ 133 Рассказ 235 Обсудим и подумаем35-1 Проверим себя35-2 Проверим себя39-1 Обсудим39-2 Обсудим39-3 Обсудим39 Подумаем39 Проверим себя43 Обсудим и подумаем43 Проверим себя47 Обсудим47 Подумаем47-1 Проверим себя47-2 Проверим себя47-3 Проверим себя47-4 Проверим себя51 Обсудим51-1 Подумаем51-2 Подумаем51-3 Проверим себя51-4 Проверим себя55 Обсудим55 Подумаем и проверим себя55 Проверим себя59 Обсудим и подумаем59-1 Проверим себя59-2 Проверим себя61-1 Обсудим61-2 Обсудим64-1 Вспомним64-2 Вспомним65-1 Обсудим65-2 Обсудим65-3 Обсудим67 Обсудим67 Подумаем67 Проверим себя68-1 Вспомним68-2 Вспомним71 Обсудим71 Обсудим и подумаем71 Подумаем71 Проверим себя75 Обсудим75 Подумаем и проверим себя75 Проверим себя76-1 Вспомним76-2 Вспомним81-1 Обсудим81-2 Обсудим81 Обсудим и подумаем81 Проверим себя82-1 Вспомним82-2 Вспомним85-1 Обсудим85-2 Обсудим85 Подумаем91 Обсудим91 Подумаем91 Проверим себя95 Обсудим95 Подумаем95 Проверим себя99 Рассказ 199 Рассказ 299 Обсудим99 Подумаем99-1 Проверим себя99-2 Проверим себя102-1 Вспомним102-2 Вспомним105 Обсудим и подумаем105-1 Проверим себя105-2 Проверим себя109 Обсудим109 Подумаем109 Проверим себя113 Обсудим113 Подумаем113 Проверим себя115 Рассказ 1115 Рассказ 2117 Обсудим и подумаем117 Проверим себя118-1 Вспомним118-2 Вспомним121 Обсудим и подумаем

Схемы пищевых цепочек

Под пищевой цепочкой подразумевается взаимоотношение живых организмов в определенной природной среде, в которой, как правило, принимают участие как хищники, так и травоядные. И хоть пустынное сообщество в абсолютном большинстве случаев является довольно ограниченным в разнообразии видов и количестве их популяций, в этой области также существуют простые и сложные схемы таких взаимоотношений.

Средняя полоса, тропики и субтропики

Несмотря на то, что пустыня является очень жаркой зоной, ночью температура в ней может опускаться до критических отметок. Эти перепады также сильно усложняют существование жителей песков, в результате чего здесь остаются только самые выносливые. Это вовсе не означает, что борьба за жизнь в пустыне становится более ожесточенной, чем в самых густых джунглях, саванне, степи или на зеленых лугах, где наблюдается гораздо большее количество живых видов, что автоматически повышает их конкуренцию.

Как и в любой другой среде, пищевая цепочка в песчаных барханах представляет собой передачу энергии от одного вида к другому с постепенным ее уменьшением и окончательным рассеиванием в виде тепла. Сама схема редко когда состоит более, чем из пяти звеньев, представляя собой цепь «Растение — травоядное — плотоядное», притом что на самой верхней ступени может находиться человек.

Чтобы понять, как выглядит эта цепочка, вовсе не обязательно отправляться в научную экспедицию. Обычно такие схемы начинают составлять еще в средних классах, руководствуясь основными теоретическими моделями.

В качестве примера можно привести три классические цепочки из пустыни средней полосы:

  1. Колючки. Ими привыкли питаться верблюды. В свою очередь, верблюд является потенциальной жертвой льва. Лев умирает и превращается в перегной, который является продуктом органического происхождения, питающего растительность, а в частности, колючки. Круг замкнулся.
  2. Саксаул (дерево семейства Амарантовых) — песчанка или любой другой мелкий грызун — ядовитая змея или паук — ястреб. Эта цепь состоит уже из четырех звеньев, показывая, что система обмена энергией может быть более сложной.
  3. Многолетняя трава — муравей — ящерица — лисица фенек — тигр. Приведенная цепочка является пятизвенной, но не конечной, ведь в итоге этот же лев может быть убит человеком, но не превратиться в перегной в процессе естественного разрушения, а пойти в промышленную переработку, что говорит об определенных особенностях современной экосистемы.

Родной край

На территории России также есть пустыни, причем как жаркие, так и холодные. Первые встречаются в восточной части Калмыцкой республики и на юге Астраханской области, тогда как вторые занимают всю прибрежную северную полосу, представляя собой огромное пространство на вечной мерзлоте, которое также обладает своей флорой и фауной.

Составить цепочку по первой схеме совсем несложно, ведь цепь питания в пустыне России в средней полосе может включать в себя довольно много разновидностей растений и животных. Хорошим тому примером является довольно простая схема, в которую входят многолетняя трава — жук-скарабей — ушастый еж.

Если же рассматривать арктическую пустыню, то и тут существует свое разнообразие, во многом обеспечиваемое непосредственной близостью океанских вод. И чаще всего речь идет о следующих схемах:

  • Водоросли в речных устьях, дельтах и поймах. Их с удовольствием поедает рачок, который входит в рацион рыбы. Эту рыбу может выловить белый медведь, если ему не удастся удачно поохотиться на тюленя или моржа.
  • В качестве альтернативы можно привести еще одну схему с участием некоторых перечисленных животных. Океанский планктон — камчатский краб — морж — белый медведь.

А так как белый медведь не брезгует птичьими яйцами, то в схему могут быть запросто включены пернатые, которые могут лакомиться тем же рачком или крабом. То есть возможные комбинации даже в суровых условиях Арктики могут достигать внушительного количества, не переставая называться биологическими цепочками.

Пустыни

1. Поставь
знак + около высказываний, с которыми ты согласен.

+ У растений
пустыни длинная мощная корневая система.
— В пустыне часто идут дожди+ В пустыне бывают песчаные бури.+ Днём многие животные пустыни зарываются в песок.
— Животные пустыни не могут долго обходиться без воды.+ Ночи в пустыне прохладные.
— У растений пустыни крупные, широкие листовые пластины.+ Многие животные выходят на охоту ночью.
— Культурные растения страдают от неумеренного полива.+ В заповеднике «Чёрные земли» есть участки полупустынь
и пустынь.

2. Заполни
таблицу.

Растения
пустыни

Животные
пустыни
Верблюжья колючка, колосняк, джузгун,
саксаул, пустынная осока, тамариск, пальчатая трава.
Тушканчик, песчанка, ушастый ёж,
корсак, сайгак, верблюды, песчаный удавчик, ящерица-круглоголовка,
ящурка быстрая., саджа, кобылка, священный скарабей, жук-чернотелка

3. Найди
в дополнительной литературе материал о каком-нибудь растении или
животном пустыни. Расскажи о нём на уроке.

Тушканчик
Тушканчики, маленькие животные, относящиеся к отряду грызунов и
обитающие в пустынных, полупустынных и степных регионах мира.
Все тушканчики напоминают по внешности мышей с той лишь разницей,
что у тушканчиков очень короткие передние конечности, и эти зверьки
не пользуются ими при передвижении. Кроме того, все тушканчики –
обладатели больших ушей.
Зверек – трудолюбивый землекоп, без устали роющий норы даже в самом
плотном грунте.
Питается тушканчик преимущественно растительной пищей, но не отказывается
от насекомых и их личинок.
Тушканчик активен ночью, а дневное время проводит в норах.
У всех тушканчиков много природных врагов. Поэтому они приспособились
спасаться от хищников бегством с помощью прыжков и, прячась в норы,
где они пережидают дневной зной и зимние холода.

4. Составь
и запиши цепь питания, которую можно наблюдать в пустыне.

Колосняк — Песчанка
— Песчаная Эфа (змея)
Верблюжья колючка — Верблюд
Травы — Сайгак — Пустынный волк
Муравьи — Ящерица круглоголовка — Песчаный удавчик

5. Найди
в каждом ряду лишнее слово. Вычеркни его.

Верблюжья колючка,
колосняк, ковыль, джузгун.

Песчанка, хомяк,
тушканчик, ушастый ёж.

6. Прочитай
текст.

«Король
пустыни»

Верблюда называют
«королём пустыни». Свою еду и питьё верблюд носит с собой!
В течение четырёх дней перед началом очередного путешествия верблюд
только и делает, что ест и пьет. Он ест так много, что на спине
животного поднимается толстый, весом до 45 кг горб, который является
жировой «кладовой» верблюда и используется им во время
путешествия. К тому же вдоль стенок живота верблюда расположены
небольшие полости, по форме напоминающие фляги. Здесь хранится запас
воды. Благодаря этому верблюд может выдерживать многодневные переходы
от одного источника воды к другому, а без пищи может обходиться
даже дольше, питаясь запасами жира из своего горба.
(А. Ликум)

Что ты узнал
из текста о верблюде? Озаглавь текст. Запиши название.
Составь 2-3 вопроса по тексту. Запиши их. Задай вопросы своему соседу
по парте.

Перед началом путешествия,
что делает верблюд?
Что находится на спине верблюда?
Сколько весит горб верблюда?
Для чего горб у верблюда, как он его использует?
Где хранятся запасы воды у верблюда?
Благодаря чему верблюд может выдерживать многодневные переходы по
пустыне?

7. Узнай
обитателей и растения пустыни и впиши их названия в сетку кроссворда.

8. Запиши,
какие экологические проблемы возникают в зоне пустынь из-за деятельности
человека.

Засоление
почв. В ней накапливается очень много соли. От этого снижается
урожай, а в некоторых местах растения совсем не могут расти.Подвижные пески. Засыпают поля, дороги, постройки.
Причина этого — перевыпас. Животные съедают и вытаптывают растения,
которые закрепляют пески.Браконьерство.

Часть 1. Страницы

11 Обсудим11 Подумаем11 Проверим себя15 Обсудим и подумаем15 Проверим себя19 Обсудим и подумаем19 Проверим себя23 Деловые игры23 Подумаем23 Проверим себя33 Обсудим33 Проверим себя37 Обсудим и проверим себя37-1 Проверим себя37-2 Проверим себя 40-1 Работа с картой40-2 Работа с картой40-3 Работа с картой43 Обсудим43 Проверим себя47 Обсудим и подумаем47 Проверим себя51-1 Работа с картой51-2 Работа с картой53 Подумаем53 Проверим себя57 Обсудим57 Подумаем и проверим себя57 Работа с картой61 Обсудим и подумаем61 Проверим себя65 Обсудим и подумаем65-1 Проверим себя65-2 Проверим себя69 Обсудим и подумаем69-1 Проверим себя69-2 Проверим себя73 Обсудим и подумаем73-1 Проверим себя73-2 Проверим себя81 Обсудим81 Подумаем и проверим себя81 Проверим себя85 Обсудим85-1 Подумаем85-2 Подумаем85-1 Проверим себя85-2 Проверим себя86-1 Вспомним86-2 Вспомним89 Обсудим89 Подумаем89 Проверим себя93 Обсудим93 Подумаем93 Проверим себя97 Подумаем97 Проверим себя101 Подумаем101-1 Проверим себя101-2 Проверим себя105 Обсудим105 Подумаем105 Проверим себя109 Обсудим109 Подумаем109 Проверим себя110-1 Вспомним110-2 Вспомним117 Обсудим и подумаем117-1 Проверим себя117-2 Проверим себя117-3 Проверим себя123 Обсудим и подумаем123-1 Проверим себя123-2 Проверим себя142 К странице 119

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 4-5 классы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: