Окружающий мир 4 класс учебник 2 часть стр 46

Гдз и решебник окружающий мир 4 класс плешаков, крючкова - учебник

Проверь себя

1. Какие факты о возрождении Северо-Восточной Руси ты можешь привести?

В этом регионе древней Руси строились новые города, сюда потянулись торговые караваны, здесь стали развиваться различные ремёсла — кожевенное, гончарное, камнерезное, кузнечное. Особым уважением пользовались оружейники.

2. Чем известен в истории Иван Калита? Почему он получил такое прозвище?

Калитой князя прозвали за то, что он всегда носил с собой кошелёк — калиту, из которого подавал деньги нищим.

Но известен этот князь в истории и тем, что при нём увеличились земли Московского княжества, куда стекались ремесленники и торговцы. Известен он заключением договора на сбор дани с Золотой Ордой и тем, что при нём появилась шапка Мономаха, головной убор русских князей.

Рассказ «На уроке грамоты в древнем Новгороде от имени учителя» для 4 класса

Меня зовут Гордей и я учитель грамоты у молодых детишек, сыновей новгородцев. Школа моя находится при церкви и посещать её могут любые дети, было бы желание. Никакой платы за свои уроки я не беру, и даже дети бедных ремесленников могут ходить в школу и учить грамоту.

Дети есть дети, и они часто балуются. Вот и сегодня Онфим, сын кожевника, опять опоздал, да ещё и стал рисовать на бересте вместо умных слов человечков. И как с ним быть? Придётся снова наказать.

Моя главная задача не только научить детей грамоте, но и дать им понятие о том, что без умения писать и читать они не смогут ничего достичь в нашем мире

Быть грамотным очень важно

Поэтому каждый день я даю детям новые задания, учу их писать слова и строить предложения, учу считать. Любой свободный новгородец должен быть грамотным, ибо от этого зависит процветание нашего города.

Задания для домашней работы

1) Придумай рассказ «На уроке грамоты в древнем Новгороде» от имени ученика или учителя (по выбору).

Рассказ «На уроке грамоты в Нижнем Новгороде от имени ученика» для 4 класса

Меня зовут Онфим и я маленький новгородец. Я учусь в школе и каждый день бегу туда с набором берестяных грамот и писалом. Сегодня я опять опоздал на урок грамоты и строгий учитель велел мне переписать слова “Нельзя опаздывать” десять раз. Учитель у нас строгий, но справедливый.

Я сел за столик и стал старательно выцарапывать на бересте эту фразу. Учитель в это время показывал другим ребятам, как правильно написать то или иное слово. Мне стало скучно, и я решил нарисовать учителя. Он получился просто замечательно. Особенно мне удались его длинные худые руки, которыми учитель часто размахивает и иногда бьёт учеников по затылкам.

Но учителю почему-то не понравился мой рисунок, и он опять наказал меня. Заставил убирать в классе после уроков. Ну да ничего, я привычный, ведь правду говорят умные люди, что коль в учёбе тяжело, зато в торговле легко будет. А очень хочу стать купцом, как Садко.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Как возрождалась Русь

Работа с исторической картой

Найдите на карте (см. предыдущую страницу) Северо-Восточную Русь. Назовите её города. Проверьте себя по тексту учебника.

Несчастья, обрушившиеся на Русь, не сломили русских людей. Возвращались на родные пепелища уцелевшие жители, прятавшиеся по лесам. Нужно было налаживать жизнь заново.

Более безопасными для жизни стали северо-восточные земли, наиболее удалённые от Орды. Здесь располагались города Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Тверь, Ярославль. Сюда направились переселенцы из других русских краёв. Природа давала всё необходимое для жизни — земли, удобные для обработки, леса, обильные дичью, реки и озёра, богатые рыбой.

Князья Северо-Восточной Руси были заботливыми и предприимчивыми хозяевами. Они ставили новые города и крепости. Постепенно возрождались прежние ремёсла. В городах Северо-Восточной Руси трудились искусные кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, камнерезы. Особо стали цениться мастера, изготавливающие вооружение и доспехи, — бронники, щитники, лучники, кольчужники.

Потянулись из города в город купеческие караваны. Спокойно и прибыльно торговали купцы под княжеской защитой.

Возникали новые монастыри. Нередко бывало так: поселится монах-затворник в дремучем лесу, а к нему потянутся люди за советом, утешением, а некоторые и останутся, тоже станут монахами.

Около города Радонежа в середине XIV века возник Троицкий (позднее Троице-Сергиев) монастырь. Основал его Сергий. Его начали называть Сергием Радонежским. К старцу обращались за советом и поддержкой князья, бояре и простой люд. Всем помогал своим словом Сергий, никому не отказывал. Вскоре обитель, основанная им, прославилась по всей Руси.

Московский князь Иван Калита

Московский князь Иван Данилович, внук Александра Невского, заботился о порядке в своём княжестве. Он правил с 1325 по 1340 год.

Москва — центр княжества — при нём богатела и росла. В Москву переселялись купцы, ремесленники, привлечённые возможностью жить под надёжной защитой. Москвичи успешно торговали. Летом на пристанях у Москвы-реки стояло множество кораблей с товаром. Зимой тянулись санные обозы.

При Иване Даниловиче не сидели без дела строители. По Москве-реке в город шли плоты и суда с белым камнем. Его добывали недалеко от Москвы. Искусные каменщики возвели на Боровицком холме первые белокаменные соборы.

Умелые плотники обнесли крепость новыми дубовыми стенами вместо прежнего бревенчатого забора. Именно в ту пору крепость стала именоваться Кремлём. Возле Кремля образовалось торжище — место торговли.

Иван сумел войти в доверие к хану Золотой Орды. Московскому князю разрешили самому собирать дань для Орды. Кто знает, сколько денег из собранного осталось в руках бережливого князя?! Эти накопления пригодились ему — немало прикупил он новых земель, неуклонно расширяя свои владения.

Был князь бережлив, но не скупился, когда надо было помочь обездоленным. На поясе он всегда носил кошель с деньгами (по-древнерусски «калита»), из которого подавал нищим. Поэтому и прозвали его Калитой.

В наследство от Ивана Калиты московские князья получили великокняжеский головной убор. В своём завещании Калита назвал его золотой шапкой. Позднее она стала называться шапкой Мономаха и превратилась в символ власти. Легенда рассказывает, что её прислал в подарок византийский император Константин Мономах одному из русских князей. Восемь золотых пластин, покрытых тончайшими узорами и драгоценными рубинами и изумрудами, украшают шапку. Она увенчана крестом.

Московское княжество стало сильнейшим в Северо-Восточной Руси. Иван Калита начал собирать русские земли вокруг Москвы.

Проследи по карте, как собирались вокруг Москвы русские земли.

Обсудим!

Какую роль сыграли личные качества Ивана Калиты в успехах его правления?

Проверь себя

  1. Какие факты о возрождении Северо-Восточной Руси ты можешь привести?
  2. Чем известен в истории Иван Калита? Почему он получил такое прозвище?
Центром возрождения Руси стали её северо-восточные земли. Вокруг Москвы стали объединяться русские земли.

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: монастырь.
  2. По иллюстрации (см. выше) расскажи о Москве времён Ивана Калиты.
  3. С помощью Интернета подготовь сообщение о шапке Мономаха.

На следующем уроке

Узнаем, как Русь боролась за независимость. По карте определим место Куликовской битвы. Попробуем осознать, какую роль сыграла Куликовская битва в истории России.

Вспомни, какие ратные подвиги защитников нашего Отечества ты знаешь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 4-5 классы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: