ГДЗ учебник по окружающему миру 4 класс часть 1 Плешаков Вспомним стр 84 Номер 3

Гдз окружающий мир 4 класс плешаков, крючкова  - учебник

Ответы к страницам 48 и 49

Другие решебники 4 класс:

  • Математика
  • Русский язык
  • Английский язык
  • Окружающий мир
  • Литературное чтение

В холодной тундре

1. Используя карту в учебнике, обозначьте на контурной карте (с. 42—43) зону тундры (закрасьте соответствующим цветом). Проверьте друг друга. Результаты работы представьте классу. Оцените работу других ребят.

2. Прочитай текст учебника на с. 82—83. Выпиши опорные слова и с их помощью расскажи о зоне тундры.«Мертвая земля», холодная безлесная равнина, полярная ночь, полярный день, пурга, многолетняя мерзлота.

Южнее зоны арктических пустынь, вдоль берегов северных морей, протянулась зона тундры. Считается, что слово «тундра» пришло из саамского языка и означает «мёртвая земля». Тундра — это холодная безлесная равнина. Она является частью Арктики.Зима в тундре долгая (7—8 месяцев) и очень суровая (мороз до -50°). В середине зимы примерно два месяца длится полярная ночь. Лето короткое, холодное. И хотя наступает полярный день, часто бывают заморозки. Круглый год в тундре дуют сильные холодные ветры. Зимой по многу дней свирепствует пурга.За короткое лето поверхность тундры оттаивает примерно на полметра в глубину. А ниже лежит слой многолетней мерзлоты, который никогда не оттаивает. Мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину. А с поверхности почвы вода испаряется медленно из-за низкой температуры воздуха. Поэтому в тундре очень много болот и озёр, а почва влажная. Почва тундры бедна перегноем.Для всего живого условия в тундре очень суровые. Но всё-таки название «мёртвая земля» не совсем справедливо. Жизнь здесь гораздо разнообразнее, чем в зоне арктических пустынь.

Послушай и оцени рассказы других ребят. Задай им вопросы или дополни их рассказы.

3. Сравни по внешнему виду морошку, голубику и бруснику. По каким признакам ты узнаешь эти растения в природе? Дополнительные сведения о голубике и бруснике можно найти в атласе-определителе.

Морошку, голубику и бруснику можно узнать по форме и цвету ягод.Морошка похожа на малину, цвет у нее оранжевый и растет она по одной ягодке.Голубика напоминает лесную чернику, ее ягодки вытянутые. Ягодки голубики темно-синего цвета.Брусника растет кустарником, правда очень мелким. Ягодки брусники красные и блестящие.

4. Знаешь ли ты живой мир тундры? Вырежи картинки из Приложения и правильно расположи их. Проверь себя по учебнику. После проверки наклей картинки.

Ягель

Лемминг

Песец

5. Составь схему цепи питания, характерной для тундры. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в зоне тундры.Ягель — северный олень — волк.Растения — лемминг — белая сова.

Дома на основе предложенной тобой схемы изготовь модель. Представь её классу.

6. В дополнительной литературе, Интернете найди информацию о каком-либо растении или животном тундры (по выбору), подготовь сообщение. Запиши основные сведения для своего сообщения. Укажи источник информации.Лемминги живут в суровых условиях арктических и субарктических тундр. Они травоядны и предпочитают коренья, ягодки, зерна, побеги.

Лемминги живут в суровых условиях арктических и субарктических тундр. Любят тундры с карликовыми березами и ивами, каменистые тундры, места водоразделов, заболоченные земли.Лемминги очень активные зверьки. Они травоядны и предпочитают коренья, ягодки, зерна, побеги. Опасность их жизни представляют песцы, полярные лисы, совы, канюки.Живут эти животные по одиночке. Каждый защищает свою территорию сам. Являются большой помехой для фермеров, имеющих коров, овец, так как поедают мхи и свежие травы, которыми кормится крупнорогатый скот.В зимнее время лемминги делают гнезда под снежным покровом. Питаются остатками растений, что спрятаны под снегом. Некоторые особи создают специальные хранилища возле гнезд. Искать пропитание выходят в ночное время, поэтому часто становятся пищей совы полярной.

  • ← предыдущее
  • следующее →

5) Построй модель цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края.

Типичные модели питания пресного водоёма:

6) По приведённому на с. 165 плану дай характеристику пресноводного сообщества вашего края.

2) Как приспособлены к жизни в воде и у воды различные растения и животные?

У рыб есть плавники, хвост, чешуя, которые позволяют им плавать. Они могут дышать кислородом, растворенным в воде.

У уток перепонки на лапах, что позволяет им плавать.

3) Если исчезнут лягушки, как повлияет это на комаров, на цапель? Из-за чего могут исчезнуть лягушки?

Лягушки питаются комарами. Если лягушки исчезнут, то комаров разведётся очень много.

Цапли питаются лягушками. Если исчезнут лягушки, цаплям придётся покинуть водоём в поисках пропитания.

Лягушки могут исчезнуть, если водоём высохнет. Если икру лягушек будут поедать другие животные, уничтожать человек. Если человек будет уничтожать лягушек, например, как источник пищи.

Проверь себя

Такое сообщество составляют: водные растения, водоросли, млекопитающие, птицы, рыбы, земноводные, моллюски, ракообразные.

2) Какие растения и животные пресных вод нуждаются в особой охране?

3) В какой работе по охране водных обитателей могут участвовать школьники?

Школьники могут помогать спасать молодь рыб после весеннего половодья. Молодь остаётся в лужах после спада воды и гибнет, если её не перенести в водоём.

Можно вместе со взрослыми делать лунки во льду, чтобы зимой подводные обитатели не задохнулись от недостатка кислорода.

Задания для домашней работы по теме «Жизнь в пресных водах»

Наверное, каждый видел, как по поверхности водоёма бегают клопы — водомерки. Они скользят по воде на широко расставленных лапках, перемещаются рывками, очень быстры.

Я видела, как мальчишки кидали в клопов камни, чтобы убить их. Но так делать нельзя, ведь клопы — водомерки очень полезные животные для водоёма. Они поедают личинок комаров, но и сами служат пищей для рыб.

2) В книге «Зелёные страницы» прочитай главу о бобрах. Какие экологические связи раскрыты в этой главе? Приведи примеры. Что из этой главы показалось тебе самым интересным? Подготовь сообщение.

Бобры — удивительные и очень милые трудолюбивые животные. Они относятся к грызунам и считаются лучшими строителями среди животных.

Живут бобры в хатках или норах, вход в которые обязательно должен быть расположен под водой. Поэтому, чтобы поднять уровень водоёма, бобры строят плотины, запружая стволами деревьев русла лесных ручьёв.

Вода в ручье поднимается, и от этого выигрывают и бобры, и лес. В таких бобровых водохранилищах поселяется рыба, поднимается уровень почвенных вод, а значит лучше расти деревьям.

А бобры даже зимой легко находят себе пищу под слоем льда, ведь вода перед плотиной не замерзает.

Ещё бобры строят каналы, то есть проводят орошение леса, доставляя воду к корням деревьев, удалённых от водоёма.

В этой главе мне показалось очень интересным то, что оказывается бобры, добывая себе пищу и строя дома, приносят пользу окружающей природе, своему сообществу. Это пример экологических связей в пресноводном сообществе.

3) В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Берегите раков!», «Зачем нужны в реке ракушки». Приходилось ли тебе сталкиваться со случаями, похожими на те, которые описаны в рассказах? Что ты об этом думаешь?

5) Расскажите по этому рисунку об экологических связях в тундре. Изготовьте модель цепи питания, характерной для тундры.

Пример экологических связей в тундре для 4 класса

В тундре водятся лемминги, и от них зависит существование песцов и белых сов. Чем больше леммингов, тем больше пищи для песцов и сов, а значит больше появляется щенков у песцов и птенцов у сов. Численность этих хищников увеличивается.

Но чем больше хищников, тем меньше остаётся леммингов. И когда еды перестаёт хватать, начинает уменьшаться численность песцов и сов.

Другой пример. Растения в тундре карликовые, потому что они не успевают вырасти за короткое лето, высокие растения хуже переносят мороз, их вырывают сильные ветра, им не хватает почвы для корней.

Пример модели цепи питания, характерной для тундры 4 класс

Для тундры характерны следующие цепи питания:

  • Ягель — северный олень — человек.
  • Личинки комаров — кулик — кречет.
  • Морошка — белая куропатка — белая сова.
  • Кустарники и морошка — лемминги — песец

Различия тундры и зоны арктических пустынь:

  1. В тундре появляются кустарники и карликовые деревья
  2. В тундре появляется слой почвы
  3. В тундре много насекомых
  4. В тундре появляются зимующие птицы.
  5. В тундре нет крупных хищников.

Сходство тундры и арктических пустынь обусловлено похожими климатическими условиями. Однако в тундре чуть теплее, что обуславливает различия в природе.

2) Приведите примеры нарушения человеком экологических связей в тундре. К чему это приводит? Что нужно сделать, чтобы этого не допускать?

Ответы к странице 58

Другие решебники 4 класс:

  • Математика
  • Русский язык
  • Английский язык
  • Окружающий мир
  • Литературное чтение

Проверим себя и оценим свои достижения
Выполни задания учебника на с. 149-152.

Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Правильный ответ В А В Б В В Б Г Б В

1. Используя физическую карту России, определите, в каком ряду равнины перечислены в порядке их следования с запада на восток.
А) Среднесибирское плоскогорье, Западно-Сибирская равнина, Восточно-Европейская равнина
Б) Западно-Сибирская равнина, Восточно-Европейская равнина, Среднесибирское плоскогорьеВ) Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье

2. Почему происходит смена природных зон в нашей стране? Отметьте верное объяснение.А) В северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно и слабо нагревают её. Чем южнее, тем более отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Это и приводит к смене природных зон.
Б) Северные районы нашей страны расположены ближе к Северному Ледовитому океану, а южные — дальше от него. Это и приводит к смене природных зон.

3. Какой план подойдёт для характеристики природной зоны?
А) 1. Экологические проблемы и охрана природы. 2. Особенности природы. 3. Название, изображение на карте. 4. Использование природы данной зоны человеком.
Б) 1. Использование природы данной зоны человеком. 2. Экологические проблемы и охрана природы. 3. Особенности природы. 4. Название, изображение на карте.В) 1. Название, изображение на карте. 2. Особенности природы. 3. Использование природы данной зоны человеком. 4. Экологические проблемы и охрана природы.

4. Сравните описания. Какое из них относится к зоне пустынь?
A) В этой зоне очень тёплое, продолжительное, засушливое лето. Часто дуют суховеи, иногда возникают пыльные бури.Б) В этой зоне лето очень жаркое. Поверхность земли днём нагревается до +70°. Порой за всё лето не бывает ни одного дождя.
B) В этой зоне летом бывает пол.

5. На каком рисунке представлены примеры растений и животных степной зоны?

6. С помощью атласа-определителя узнайте название этого лесного растения.
А) Звездчатка
Б) Седмичникв) Кислица
Г) Грушанка

7. На какой схеме представлена цепь питания, характерная для зоны тундры?

8. Какие рисунки вы выберете для составления модели цепи питания, характерной для тайги?
А) 1, 3, 5
Б) 1, 4, 6
В) 2, 4, 6Г) 2, 3, 5

9. Сравните описания. В каком из них раскрываются экологические проблемы зоны тундры?
A) В этой зоне происходит загрязнение морей. Оно отрицательно влияет на жизнь обитающих здесь животных, которые кормятся в море.Б) В этой зоне от вездеходов и тракторов разрушаются поверхность почвы и растительный покров. При добыче нефти происходит загрязнение окружающей местности.
B) В этой зоне почти все земли распаханы. Лишь кое-где сохранились участки естественной растительности, которые нуждаются в охране.

10. Какой заповедник создан для сохранения природы полупустынь и пустынь?
A) Таймырский заповедник
Б) Заповедник «Остров Врангеля»B) Заповедник «Чёрные Земли»
Г) Приокско-Террасный заповедник.

  • ← предыдущее
  • следующее →

ГДЗ учебник по окружающему миру 4 класс (часть 1) Плешаков. страница 139. Номе𠹕 3

План изучения природного сообщества
. Пресноводное сообщество − пруд в Нижегородской области.
. Растения: кувшинки, камыш, телорез, горец земноводный, кубышка жёлтая, рдест, эйхорния.
Животные: лягушка, цапля, карась, окунь, утки.
. Жизнь пресного водоёма невозможна без водных растений. Растения являются пищей для животных, рыб, насекомых. Растения насыщают воду кислородом и она становится пригодной для дыхания рыб. Для многих живых организмов пресная вода − это дом.
Для жизни растений необходимо солнце, вода, почва и воздух. Однако, есть растения, которые не растут из почвы, а получают нужные вещества из воды.
. Место для рыбалки, место для отдыха, любоваться красотой природы, запас пресной воды.
. Влияние человека на пресноводное сообщество: загрязнение водоёмов мусором, вылавливание рыбы, уничтожение растений.
. Пруды нужно очищать от загрязнения и мусора. Пойманную рыбу необходимо отпускать. Соблюдать правили экологической безопасности, бережно относиться к обитателям пруда.

Даурский заповедник

Контроль над соблюдением режима охраны на заповедных Проведение научных исследований и экологического мониторинга – одно из ключевых направлений деятельности заповедника. Эти работы возложены на научный отдел. Основная цель заповедника – обеспечить сохранение естественного состояния экосистем. Соответственно, цель научного отдела — разработка научных основ эффективной природоохранной деятельности, а также рационального природопользования на сопредельных с заповедником территориях.

Таким образом, работа других отделов заповедника (отдела экологического просвещения и отдела охраны) основана на разработках научного отдела.

Главные задачи научного отдела:

  1. Сбор научных данных о состоянии экосистем;
  2. Своевременное выявление изменений, происходящих в экосистемах, и выяснение причин этих изменений;
  3. Разработка рекомендаций по предотвращению ущерба, наносимого антропогенной деятельностью.

При этом особое внимание уделяется изучению редких охраняемых и особо уязвимых видов организмов. Чтобы выявить изменения, необходимо с определенной частотой регистрировать состояние основных компонентов экосистем – т.е., вести их мониторинг

Это первая ключевая задача отдела. Вторая важнейшая задача – изучение биологии организмов; процессов, происходящих в их популяциях и в экосистеме в целом. Такие научные данные позволяют понять, как и почему происходят изменения, как они будут развиваться дальше, как остановить неблагоприятные изменения, и как вернуть экосистему к состоянию, близкому к естественному. Все данные ежегодно регистрируются в особом отчете – Летописи природы.

Животные, особенно птицы, перемещаются и часто меняют место своего обитания. В пределах Даурского экологического региона территория Даурского заповедника занимает лишь небольшую часть. Многие животные периодически покидают заповедник, например, во время миграций. Чтобы сохранить дикую природу на этом участке, необходимо обеспечить приемлемое состояние ее на сопредельной территории. Поэтому сотрудники научного отдела ведут исследования и мониторинг не только в заповеднике, но и на обширной территории вокруг него. В том числе и в Монголии и Китае, поскольку Даурский заповедник расположен около границ трех государств и входит в состав Международного заповедника «Даурия».

Сообщение «Ковыль»

Ковыль – это травянистое растение, относящееся к многолетнему роду. Как представитель семейства злаков оно включает почти 300 видов. Среди наиболее известных разновидностей могут быть названы: волосатик, перистый, дальневосточный и другие.

Ковыль распространен в степях Южной России, часто занимает место на холмах под открытым солнцем, приспособлен к каменистой местности и скалам.

Для ковыля характерно кустовое произрастание. Этот злак не имеет ползучих отростков, его корневая система слабо развита. Именно поэтому его нельзя встретить на лугах с влажной почвой. Каждый стебель прочный, имеет форму прямой линии. Из короткого корневища тянутся твердые на ощупь узкие листья в разном количестве. Они тянутся ввысь вдоль стебля. Нередко часть листьев напоминают трубочки, так как могут быть свернуты. Это происходит из-за недостатка влаги, поэтому лист растения не может находиться в развернутом виде длительное время. Верхняя часть травы, называемая метелкой, состоит из колосков, каждый из которых включает цветок.

Благодаря ветряной погоде семена ковыля могут быть разнесены на большие пространства. Так происходит размножение этого многолетнего растения.

Ковыль известен как кормовая трава, однако является и причиной засухи. Чаще к нему относятся как к сорняку. Также в определенный сезон он наносит вред животным, когда частицы растения впиваются в их кожу, вызывая воспаление. Служит сырьем для производства бумаги, некоторых видов ткани.

С целью оздоровления организма человека и избавления от недугов активно используют настойки и отвары из корней, собранных осенней порой, и травы. Не всегда ковыль характеризуется как представитель степного пространства. Особое место трава занимает в дизайне приусадебных участков. Его необыкновенная раскидистая макушка, которая имеет очертание кисти, способна принимать форму причудливых рисунков. Несмотря на отсутствие цветов, ковыль – это растение, которое имеет необыкновенную привлекательность.

Пример экологических связей на лугу для 4 класса

Луг — это природное сообщество, жизнь которого проходит среди трав. Чтобы росла трава нужны солнце, воздух, вода, почва.

Трава является основным производителем, её листвой, плодами, цветами питаются различные насекомые, птицы, грызуны. Это потребители первого уровня

На втором уровне находятся хищники. Это птицы, которые питаются насекомыми, земноводные, хищные звери.

Высыхающая осенью трава попадает в землю, там же скапливаются отходы жизнедеятельности животных. Всё это измельчается некоторыми насекомыми, их личинками, червями, а потом перерабатывается бактериями и грибами, превращаясь в перегной и минеральные соли.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 4-5 классы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: