Обсудим!
Часто говорят: “Земля — это наш космический дом, наш космический корабль”. Почему о Земле можно так сказать?
Проверь себя Вопрос 1
Что изучает астрономия?
Вопрос 2
Что такое Вселенная?
Вопрос 3
Что такое Солнечная система?
>Вопрос 4
Как изобразить Солнечную систему с помощью модели?
Ответ:
Можно взять пластилин и проволоку. Из пластилина слепить шарики разного размера и цвета — это будут Солнце и планеты. Потом самый большой жёлтый шарик расположить в центре и вокруг него сделать 8 овалов из проволоки, это будут орбиты. На орбиты уже насадить остальные шарики, располагая их опираясь на карту Солнечной системы.
Ответ:
Практическая работа
1) Найди на глобусе основные стороны горизонта; Северный полюс; Южный полюс. С помощью глобуса покажи, как вращается Земля вокруг своей оси.
Северный полюс находится на веру глобуса, внизу глобуса находится Южный полюс. Через полюса проходят земная ось и ось вращения глобуса.
Если смотреть на север, то слева от нас будет запад, а справа — восток.
Вращая глобус вокруг его оси, можно показать вращение Земли. Вращать глобус надо справа налево, то есть с запада на восток.
2) Пусть какой-нибудь источник света, например лампа изображает Солнце. Поставь напротив него глобус. Вращай глобус вокруг его оси и наблюдай, как будут перемещаться свет и тень по его поверхности.
При вращении глобуса с запада на восток, мы видим, что день будет продвигаться по поверхности Земли с востока на запад.
3) Используя тот же источник света и глобус, покажи, как обращается Земля вокруг Солнца. Объясни, почему происходит смена времён года.
Будем перемещать глобус вокруг источника света. При этом заметим, что периодически ближе к источнику света, Солнцу, будет оказываться то Северное полушарие, то Южное. Этим обусловлена смена времён года.
Температура на Меркурии достигает +480°, на Марсе редко поднимается выше 0°, на Юпитере температура близка к -130°, а на Сатурне приближается к -170°. Как вы это объясните?
Чем дальше планета от Солнца, тем слабее солнечные лучи нагревают её поверхность.
Задания для домашней работы (на выбор)
Запиши в словарик: астрономия, астроном.
Ответ:
Астрономия — это наука о небесных, или космических, телах. Слово “астрономия” происходит от двух греческих слов: “астрон” — звезда и “номос” — закон. Эта наука появилась в древности, но и сейчас она делает всё новые открытия. Астроном — специалист по астрономии.
Найди в дополнительной литературе, Интернете новые научные сведения о Солнце или информацию об интересных небесных телах Солнечной системы — кометах, астероидах.
Ответ:
Дополнительные сведения о Солнце
Комета — это небольшое небесное тело, имеющее туманный вид, обращающееся вокруг Солнца. При приближении к Солнцу комета образует газовую оболочку — кому, и иногда хвост из газа и пыли. Основной частью кометы является ядро, которое составляет 99% массы кометы.
Невооружённым глазом нельзя увидеть ядро кометы — оно закрыто комой. Ядро вместе с оболочкой составляет голову кометы. Новые кометы открываются ежегодно. В среднем в год выходит 20 комет. За всю историю человечества наблюдалось всего около двух тысяч появления комет.
Рассказ о Солнце
Солнце — это ближайшая к Земле звезда. Она самая большая в Солнечной системе, и вокруг неё крутятся планеты, астероиды, спутники и другие космические тела. Солнце — это постоянно раскалённое тело, как и другие звёзды. Оно излучает свет и тепло.
Солнце огромное. Его диаметр в 109 раз больше диаметр Земли, в масса — в 330 тысяч больше Земли. Расстояние между Землёй и Солнцем — 150 млн километров, поэтому Солнце нам кажется таким маленьким. Температура на поверхности Солнца — 6000 градусов, а в центре Солнца температура достигает 15 — 20 млн градусов.
Как наблюдать за Солнцем, чтобы не испортить зрение?
Ответ:
Так как Солнце очень яркое, категорически нельзя смотреть на него в бинокль, подзорную трубу, школьный телескоп и просто невооруженным глазом. Это может испортить зрение. На Солнце можно смотреть только через защитные очки, и то недолго — 1-2 минуты.
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
Задание №1
Средняя температура на Меркурии составляет примерно +67°, на Марсе − около −63°, на Юпитере средняя температура −108°, а на Сатурне она составляет −139°. Как вы это объясните?
Ответ:
Чем дальше планеты находятся от Солнца, тем меньше солнечного тепла они получают.
Проверь себя (страница 15)
Задание №1
Назови планеты по схеме на с. 14. Для самопроверки используй схему на с. 7.
Ответ:
В порядке удаления от Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
Задание №2
Коротко расскажи о планетах Солнечной системы.
Ответ:
Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Некоторые планеты можно увидеть с Земли невооружённым глазом. Планеты не испускают собственного света, они отражают свет Солнца.
Земля − сравнительно небольшая планета. Её диаметр равен 12 740 км.
Самая большая планета − Юпитер. Диаметр Юпитера в 11 раз больше диаметра Земли. И вот ещё что интересно: Юпитер в два с половиной раза тяжелее, чем все остальные планеты, вместе взятые!
Самая маленькая планета − Меркурий. Её диаметр 4 880 км.
У большинства планет есть естественные спутники. У Земли один спутник − Луна, у Марса два, а у Сатурна более 60. Кроме того, у Сатурна есть хорошо заметные в телескоп кольца.
Задание №3
Как движется Земля в космическом пространстве?
Ответ:
Земля постоянно вращается вокруг воображаемой линии − земной оси. Одновременно Земля движется вокруг Солнца.
Задание №4
Объясни, отчего происходит смена дня и ночи на Земле.
Ответ:
Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток. Полный оборот вокруг своей оси она совершает за сутки.
Из−за этого вращения происходит смена дня и ночи. На той стороне Земли, которая освещена Солнцем, − день. На противоположной, находящейся в тени, − ночь.
Задание №5
Почему происходит смена времён года на нашей планете?
Ответ:
Вращаясь вокруг своей оси, одновременно Земля движется вокруг Солнца. Время полного оборота Земли вокруг Солнца равно одному году.
Из−за наклона оси наша планета, двигаясь вокруг Солнца, как бы подставляет ему то северную свою часть, то южную. Поэтому и происходит смена времён года. Когда северная часть Земли получает от Солнца больше света и тепла, там лето, а в южной части в это время зима. И наоборот.
Задания для домашней работы (страница 15)
Задание №1
Вылепи из пластилина модели 2−3 планет (по своему выбору). Покажи при этом, что планеты имеют шарообразную форму, но разные размеры.
Ответ:
Задание №2
Вместе со взрослыми понаблюдай на вечернем небе Луну: невооружённым глазом, в бинокль или школьный телескоп. Сравните результаты наблюдений, сделанных разными способами.
Ответ:
При наблюдении Луны невооружённым глазом, мы видим ровный Лунный диск, с пятнами (кратерами) на нём.
Если посмотреть на Луну через телескоп, то мы увидим, что поверхность Луны неровная, на ней много кратеров и гор. Более темные участки лунной поверхности носят название морей, но воды там нет.
Задание №3
Если есть возможность, побывай в планетарии. Здесь можно увидеть движение планет Солнечной системы, познакомиться с разнообразием планет и их спутников. Приготовься рассказать на уроке о своих впечатлениях.
Ответ:
Планетарий − это специальное сооружение, в котором можно посмотреть на движущуюся модель звёздного неба, и всей Солнечной системы.
Специальный шар в центре планетария выпускает тонкие лучи света, которые создают на шарообразном потолке схему звёздного неба.
Шар вращается и создаётся ощущение движения звёзд. Лектор рассказывает о созвездиях звёздного неба, показывает самые яркие звёзды.
А также в планетарии можно посмотреть на схему солнечной системы. Увидеть, как вращаются планеты по своим орбитам вокруг Солнца, разглядеть кометы и астероиды.
И также лектор на модели покажет, как происходит смена времён года на Земле, и смена дня и ночи.
Задание №4
Постарайся найти в дополнительной литературе, Интернете информацию о новых научных исследованиях планет Солнечной системы. Подготовь сообщение.
Ответ:
Скоростные магистрали в Солнечной системе
Ученые выяснили, что в Солнечной системе проходит самая настоящая скоростная «автострада» − извилистые туннели и каналы вокруг планет. По ним небесные тела наподобие комет и астероидов могут перемещаться по галактике гораздо быстрее обычного.
Например, от Юпитера до Нептуна небесное тело может долететь меньше, чем за 10 лет, хотя без магистрали это занимает больше 100 тысяч лет. На практике это открытие означает, что, спроектировав космические корабли с учетом скоростных каналов, можно сэкономить на ракетном топливе и путешествовать не только на ближайшие к Земле планеты, но и в отдаленные уголки Солнечной системы.
← Предыдущее
Следующее →