Источники пресной воды
Вода играет важнейшую роль, ведь благодаря ей возможна жизнь на нашей планете. Огромные территории земного шара занимают соленые воды морей и океанов, и лишь совсем немного, около 3 % – пресные воды, но и их достаточно для поддержания жизнедеятельности.
Главное отличие пресной воды от морской – ее соленость. Концентрация соли в такой воде не должна превышать 0,1 %.
Как известно, вода может находиться в трех состояниях: жидком, твердом (лед) и газообразном (пар). Самый большой запас пресной воды – более 90 % – сосредоточен в полярных льдах. Остальная часть сконцентрирована в ручьях, озерах и реках.
Рис. 1. Полярные льды.
Доказано, что самой чистой и полезной является талая вода. При замерзании вся грязь и иные посторонние примеси замерзают в самых верхних или нижних слоях, а в центре формируется кристальной чистый слой. Примечательно также, что соленая вода, превратившись в глыбу льда, вновь становится пресной.
Источники пресной воды на Земле являются возобновляемыми благодаря круговороту воды в природе:
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
- испаряясь с поверхности Мирового океана, вода в виде пара собирается в тучи и облака;
- тучи, достигнув суши, посылают на землю осадки в виде дождя, снега, града;
- происходит наполнение пресных водоемов, подземных вод, ледников.
Важнейшая особенность пресной воды – способность самоочищаться. Это происходит благодаря естественным биохимическим процессам и реакциям. У каждых источников пресной воды время на самоочищение разное: полярным льдам на это потребуется 8 тысяч лет, в озерах этот процесс происходит гораздо быстрее, а реки способны восстанавливать чистоту своих вод всего за 10-12 суток.
Рис. 2. Горная река.
Жизнь в пресных водах
Задание 1 (стр. 74)
Запишите названия растений пресного водоема, которые вам удалось определить при работе с гербарием. Отметьте галочкой названия тех растений, которые вам доводилось видеть в природе.
Ответ
✓ Кувшинка ✓ Камыш Ряска ✓ Тростник Осока Рогоз
Задание 2 (стр. 74)
Какие растения изображены на рисунках? Соедини стрелками рисунки и названия.
Сравни кувшинку, кубышку и стрелолист; рогоз, камыш, тростник. Выдели признаки, по которым эти растения можно различить в природе (ответь устно).
Ответ
Признаки, по которым эти растения можно различить в природе:
Кувшинка, кубышка и стрелолист:
- Стрелолист: Белые цветки с розовыми тычинками. Листья похожи на стрелы.
- Кубышка: Ярко-желтые цветки, приятный запах. Плоские листья яйцевидной формы, светло-зеленого цвета.
- Кувшинка: Белые цветки с множеством лепестков и тычинок. Крупные, темно-зеленые листья.
Рогоз, камыш, тростник:
- Камыш: Высотой до 2 метров, соцветие колосков на верхушке, колючие соцветия.
- Тростник: Достигает 5 метров, темные метельчатые соцветия вверху.
- Рогоз: Темно-коричневые початки в виде свечек, высотой до 2 метров.
Задание 3 (стр. 75)
С помощью атласа-определителя «От земли до неба» узнай названия этих растений пресного водоема, подпиши. Отметь растения, которые тебе доводилось встречать в природе (закрась кружок).
Ответ
Вариант 1
Вариант 2
Задание 4 (стр. 76)
Наш любознательный Попугай побывал на озере и спешит поделиться впечатлениями. Прочитай его рассказ на с.76. все ли в нем верно? Найди и исправь ошибки (зачеркни и напиши правильно).
Ответ
Удивительное озеро
Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие жёлтые кувшинки кубышки
Привлекаю внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это ряска стрелолист
По поверхности воды стремительно бегают жуки-плавунцы клопы-водомерки. А по водным растениям медленно ползают хищные растительноядные моллюски – прудовики и катушки.
Задание 5 (стр. 76)
Эти рисунки подготовил для тебя папа Сережи и Нади. Узнай животных по рисункам. Подпиши названия животных.
Ответ
Задание 6 (стр. 76)
Составь схему цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края. Сравни ее со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в пресноводном сообществе.
Ответ
Тростник —> жук-плавунец —> лягушка —> цапля
Водоросли —> моллюск —> вобла —> щука
Цепи питания пресных водоемов начинаются с растений. Ими питаются насекомые, растительноядные моллюски или рыба, которые затем становятся добычей более крупной хищной рыбы (например, щуки) или птиц (например, цапли) или хищных млекопитающих (например, выдры).
Задание 7 (стр. 77)
Сформулируйте и запишите правила поведения у воды, соответствующие этим знакам. Добавьте еще одно правило (с помощью учебника или самостоятельно).
Ответ
Нельзя рвать растения водоёма
Нельзя ловить насекомых водоёма
Нельзя ловить раков
Нельзя разрушать жилище бобров
Задание 8 (стр. 77)
По заданию учебника (с. 185) подготовь сообщение о бобрах.
Ответ
Тема сообщения: Бобры
План сообщения:
- Внешний вид
- Питание
- Среда обитания
- Жилища бобров
Важная информация для сообщения: Вес – до 30 кг. Длина тела с хвостом – до 1 метра. Продолжительность жизни – до 25 лет. Ценный непромокаемый мех и особенный хвост, предназначенный для руления в воде. Умение стоить плавучие дома – хатки и плотины.
Источник информации: книга «Зелёные страницы»
Сообщение:
Бобры — главные грызуны
Бобр – крупный грызун весом до 30 кг и длиной тела с хвостом до 1 метра. Его тело покрыто ценным непромокаемым мехом, а на хвосте, помогающем рулить в воде, расположены чешуйки. Бобры в природе живут до 25 лет.
Бобры питаются растениями и корой различных деревьев. Это основная составляющая их рациона.
Бобры обитают вблизи водоемов и рек. Это обеспечивает им доступ к водным ресурсам для жизни и строительства жилища.
Бобры выбирают для обитания норы или строят плавучие дома, известные как «хатки». Они также создают плотины из веток, чтобы предотвратить затопление своих домов во время паводка.
Предыдущая страница Следующая страница
Ответы к странице 78
Другие решебники 4 класс:
- Математика
- Русский язык
- Английский язык
- Окружающий мир
- Литературное чтение
Проверим себя и оценим свои достижения
Выполни задания учебника на с. 152-155.
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Правильный ответ | А | Б | Г | Б | А | Б | Г | В | Б | В |
1. Что поможет получить более подробную информацию о вашем крае?А) Карта родного края
Б) Политико-административная карта России
В) Политическая карта мира
2. Какой план подойдёт для описания изученного полезного ископаемого?
А) 1. Применение. 2. Условное обозначение на карте. 3. Основные свойства. 4. Название. 5. Места и способы добычи в нашем крае.Б) 1. Название. 2. Условное обозначение на карте. 3. Основные свойства. 4. Применение. 5. Места и способы добычи в нашем крае.
В) 1. Основные свойства. 2. Места и способы добычи в нашем крае. 3. Применение. 4. Условное обозначение на карте. 5. Название.
3. Узнайте по описанию форму земной поверхности.
Эта форма земной поверхности часто встречается на равнинах. Представляет собой углубление с крутыми, осыпающимися склонами. На склонах почти нет растений. Под действием талой и дождевой воды постепенно увеличивается, разрушая участки плодородной почвы.
А) Холм
Б) Гора
В) БалкаГ) Овраг
4. В каком ряду правильно даны названия полезных ископаемых?
A) Железная руда, нефть, торфБ) Гранит, известняк, каменный уголь
B) Песок, глина, природный газ
5. Какой план подойдёт для характеристики природного сообщества?А) 1. Название. 2. Какие организмы составляют сообщество. 3. Экологические связи в сообществе. 4. Значение сообщества для человека. 5. Влияние человека на сообщество. 6. Охрана сообщества.
Б) Влияние человека на сообщество. 2. Название. 3. Экологические связи в сообществе. 4. Какие организмы составляют сообщество. 5. Охрана сообщества. 6. Значение сообщества для человека.
6. На каком рисунке представлены примеры живых организмов лугового сообщества?
7. С помощью атласа-определителя узнайте название этой бабочки.
А) Лимонница
Б) Голубянка-икар
В) Желтушка луговаяГ) Зорька
8. Какие рисунки вы выберете для создания модели цепи питания, характерной для лесного сообщества?
А) 1, 2, 3
Б) 1, 3, 4В) 2, 3, 4
Г) 1, 2, 4
9. Можно ли весной поджигать на лугу сухую траву? Почему?
A) Можно, потому что от этого лучше растёт молодая трава.Б) Нельзя, потому что сгорают молодые ростки, подземные части растений, луговые животные, огонь может перейти и на постройки человека.
B) Можно, потому что у огня можно погреться.
10. Какое растение пресных вод нуждаются в особой охране?
А) Рогоз
Б) КамышВ) Кувшинка
Г) Тростник
Д) Элодея
Е) Стрелолист
- ← предыдущее
- следующее →
Задание по окружающему миру про родной край
Задание повышенного уровня сложности № 10 призвано проверить знания школьника о родном крае. По статистике проведения ВПР по окружающему миру прошлых лет, именно это задание оказывается самым сложным для детей.
1. Запиши название региона: республики, или области, или края, или города, или автономного округа, в котором ты живёшь.Как называется главный город твоего региона / района, в котором ты живёшь?
2. Производством каких товаров известен твой регион?Какие памятники природы или памятники истории и культуры находятся в твоём регионе? Расскажи об одном из этих памятников.
Задание №10 состоит из двух частей.
1.
В первой части школьник должен правильно написать название региона, в котором он проживает.
Например, ошибкой будет запись «Алтай», вместо «Алтайский край» или «Калмыкия» вместо «Республика Калмыкия».
Также нужно не забыть записать название столицы региона, а не города, в котором ребенок живет, если он живет не в столице региона.
Например, город Барнаул или город Элиста.
2.
Наибольшие проблемы вызывает вторая часть задания о товарах и памятниках родного края. К выполнению этой части нужно готовиться специально.
Разберемся по порядку. Сначала «товары, которыми известен регион»
В этой части задания можно указать название любого товара или изделия народного промысла, которые производятся в регионе.
Например, для Кировской области это может быть дымковская игрушка, для Челябинской области — грузовые автомобили Урал, для Республики Калмыкия — калмыцкий чай.
Не важно, какой именно товар будет указан, главное, чтобы он был знаковым для региона, то есть отличал регион от большинства других.
Во второй части задания предстоит составить небольшое сочинение об одном из памятников родного региона. В качестве такого памятника может быть описан:
памятник природы: заповедник, гора, река, озеро и т.д.
памятник истории и культуры: архитектурный памятник (памятник Победы или символ города), учреждение культуры (музей, театр, библиотека), центр народных художественных промыслов, произведение ландшафтной архитектуры (парк, сад, сквер, бульвар).
При составлении сочинения важно, чтобы в нем было указано:
точное название описываемого памятника;
небольшое количество основных фактических сведений о нем (год постройки, или автор, или значение для города);
личные впечатления о памятнике (впечатления от посещения, от просмотра фильма о памятнике, от прочитанной книги о нем).
Именно эти три пункта (точное название, фактические сведения и личные впечатления), будут проверяться и оцениваться во второй части задания №10 по окружающему миру.
Например, описание памятников региона может быть таким.
Я родился и живу в городе Вятские Поляны, который находится прямо на берегу реки Вятки
Особенностью моего города является его уникальное географическое положение: он расположен на холмах, а с трех сторон его окружают долины рек. У нас есть и холмы, и овраги, и высокие речные берега, и много озер.
Одной из самых главных достопримечательностей в моем городе считается мост через реку Вятку, который соединяет наш город не только с соседними селами нашего района, но и с другим регионом — Удмуртской Республикой. Этот мост построили в 2007 году, как раз перед моим рождением, и мой дедушка тоже участвовал в его строительстве.
4) С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в пресных водах.
Пример экологических связей в пресных водах для 4 класса
Живые организмы пресного водоёма образуют природное сообщество, в котором можно найти много экологически связей.
Жизнь такого сообщества была бы невозможна без водных растений. Они служат пищей для животных, насыщают воду кислородом, делая её пригодной для дыхания рыб, становятся домом и убежищем для мелких живых организмов.
Для жизни растений нужны вода, солнце, воздух и почва. Но некоторые растения не прикрепляются к почве. Они получают нужные им вещества прямо из воды.
Растениями питаются как рыбы, так и насекомые, а раки поглощают отмершие останки живых организмов и тем самым очищают воду.
Есть в пресных водоёмах и хищники — щука, цапля, жуки — плавунцы и клопы — водомерки.
5) Построй модель цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края.
Пример модели цепи питания пресноводного сообщества для 4 класса
Типичные модели питания пресного водоёма:
- Ряска — Карась — Щука — Останки — Рак.
- Водоросли — Головастик — Карп.
- Ряска — Личинка комара — Водомерка — Лягушка — Цапля.
6) По приведённому на с. 165 плану дай характеристику пресноводного сообщества вашего края.
Характеристика сообщества пресного водоёма для 4 класса
- Пресноводное сообщество: Пруд.
- Живые организмы сообщества:
- Растения: ряска, кувшинка, рогоз, камыш, водоросли.
- Животные: карась, окунь, щука, лягушка, утка, клоп — водомерка, прудовик, двустворчатые моллюски.
- Экологические связи: Вода, воздух, солнце и почва даёт жизнь растениям. Растения служат пищей для рыб, насекомых, моллюсков, птиц. Растения служат домом для мелких животных. Мелкие животные служат пищей для рыб и хищных насекомых. Отмершие останки перерабатываются микроорганизмами, становятся минеральными солями.
- Значение для человека: место рыбалки, отдыха, общения с прекрасным, запас пресной воды.
- Влияние человека: негативное. Вылавливается рыба, уничтожаются животные, рвутся растения. Пруды загрязняются мусором и нефтепродуктами.
- Охрана сообщества: необходимо очищать воду, не допускать её загрязнения. Беречь обитателей пруда, соблюдать правила экологической безопасности. Зимой нужно пробивать отверстия во льду, чтобы вода насыщалась кислородом.
Жизнь в пресных водах
В пресноводных водоемах всегда бурлит жизнь, а местная флора и фауна отличается большим разнообразием.
На мелководье и берегу растет камыш, рогоз, тростник, стрелолист. На глубине до одного метра растут очень красивые водные растения: кубышка желтая и кувшинка белая. Их корни крепятся на дне водоемов, а головки цветов покоятся на водной глади. Также на поверхности можно увидеть сальвинию – небольшой водяной папоротник, занесенный в Красную книгу.
Рис. 3. Кубышка желтая.
Самым популярным растением всех пресноводных водоемов является ряска – крошечное водяное растение, которое служит кормом для многих речных и озерных животных. В толще воды в большом количестве обитают одноклеточные водоросли.
Фауна водоемов представлена многочисленными беспозвоночными, насекомыми, микроскопическими организмами. Широко распространены различные виды лягушек, ужи, гадюки, черепахи. В реках и озерах много пресноводной рыбы: щука, судак, сазан, плотва, сом, окунь и другие.
Такое обилие различных растений и мелких животных привлекает к пресноводным водоемам много птиц и более крупных животных, которые живут и охотятся в прибрежной зоне: ондатра, выдра, бобр.
Что мы узнали?
При изучении темы «Пресные водоемы» по программе 4 класса окружающего мира мы узнали, сколько пресной воды находится на нашей планете, чем она отличается от соленой и какую роль играет для всех живых существ. Также мы узнали, какие организмы населяют пресноводные водоемы.
-
/5
Вопрос 1 из 5