2) Попробуй придумать «визитную карточку» одной из древних стран.
Визитная карточка Древнего Египта для 4 класса.
Уважаемый гость! Ты прибыл в страну божественного Нила, Древний Египет! Здесь тебя ждёт множество чудес и сокровищ. Ты сможешь увидеть огромные пирамиды и Сфинкса, который стережёт вход в эти усыпальницы фараонов. Ты можешь посетить наши прекрасные храмы, в которых люди почитают многих богов. Ты можешь полюбоваться на разливы Нила, которые дарят жизнь и процветание нашей стране.
Нашим правителем является фараон. Его помощниками являются жрецы. Мы пишем иероглифами на папирусе. Мы плаваем по Нилу на лодках. Мы почитаем священных животных. Уважай наши законы и путешествие по Египту будет для тебя приятным и познавательным.
Вот тебе на память наша карточка, на которой указаны все достопримечательности Египта — пирамиды, Нил, фараон, иероглифы, боги.
визитка Древнего Египта
На визитной карточке Греции изображены Акрополь, богиня Афина, Олимпийские игры, древнегреческий алфавит.
визитка Древней Греции
На визитной карточке Рима изображены Пантеон, Колизей, Помпеи, Форум и римские цифры.
Вспомни, какие города и государства Европы тебе известны.
Мне известны Франция, Италия, Германия, Великобритания.
Столицами этих стран являются прекрасные и древние города Париж, Рим, Берлин и Лондон.
Мир глазами эколога
1 Волнует ли тебя состояние окружающей среды в твоём крае, в стране, на всей планете? Если да то почему?
2 Папа Серёжи и Нади предлагает задание. Придумай рисунки-символы для каждой экологических проблем
3 Какие ещё экологические проблемы планеты тебе известны?
4 С помощью учебника приведи примеры (1—2)
а) Международные соглашения по охране окружающей среды
б) Международные экологические организации
в) Международные экологические дни
5 По заданию учебника с47 подготовь сообщение о работе международных экологических организаций в России
6 Изготовь для себя Экологический календарь. Вырежи его из Приложения и наклей. Объясни смысл каждого международного дня
1) Выберите для изучения одно из древних государств. Познакомьтесь с ним по учебнику.
Рассказ «Древний Египет» для 4 класса
Цивилизация в Египте возникла примерно 5 тысяч лет назад на берегах реки Нил. Нил считался священной рекой, ведь вся жизнь египтян строилась вокруг этой водной артерии. Когда река разливалась, она затапливала окружающую местность. Приносила плодородный ил, и на полях зрели урожаи.
Правили Египтом фараоны, которые считались наместниками богов. А богов в Египте было много и все они изображались в виде людей с головами животных. Египтяне считали священными многих животных. Фараоны строили огромные пирамиды, в которых помещались гробницы и саркофаги. Каждый фараон стремился построить пирамиду более высокую, чем строили до него.
В Египте придумали особое письмо — иероглифы. Каждый иероглиф обозначал одно слово, но мог также указывать и на согласную букву. Для гласных букв обозначений у египтян не было. Грамотных людей в Египте было немного и все они пользовались большим уважением.
Рассказ «Древняя Греция» для 4 класса
Древнегреческая цивилизация возникла позже древнеегипетской и её центром стали города материковой Греции. Самым известным городом Греции были Афины. Но Греция в те времена не была единым государством, в отличие от Египта. Она была разделена на множество мелких государств, каждым из которых управлял центральный город — полис.
Греки любили науку и искусство. Они сделали много великих открытий, создавали красивые статуи и храмы, большинство из которых оказалось разрушенными. Так, в городе Афины на центральном холме возвышался величественный Акрополь, где стоял храм Парфенон. Там находилась статуя богини Афины, покровительницы города. Сейчас на этом месте находятся развалины храма.
Именно в Греции придумали Олимпийские игры. Греки создали и свой алфавит, более удобный, чем египетский. Они писали буквами, и у них были букву для обозначения гласных звуков.
Официальный календарь Древнего Египта
Продолжительность года составляла 365 дней. Год состоял из трёх сезонов, привязанных к состоянию реки и посевов:
- половодье — продолжалось до середины ноября;
- первые всходы (до середины марта) — прорастание, развитие и созревание урожая;
- засуха — завершающий сезон.
В каждом сезоне было по 4 месяца, длительностью 30 дней. Месяцы не имели названий, их нумеровали от 1 до 4. В таком исчислении год состоял из 360 дней.
Недостающие 5 дней добавлялись в конце года, каждый из дней посвящался определённому божеству.
С начала царствования нового фараона начиналось новое летоисчисление. Например, первый год правления царя Сенусерта III, день пятый второго месяца сезона Половодья.
До сих пор вызывает споры вопрос о совпадении разлива Нила, появлении Сириуса и летнего солнцестояния. Принята гипотеза о совпадении событий именно во время введения календаря, то есть 4 тыс. лет до н. э.
В III веке до н. э. был издан указ об установлении високосных годов. Текст был выбит на камне (Канопский декрет), обнаруженном в 1866 году при раскопках в дельте Нила.
Рис. 3. Канопский декрет.
Звёздное небо — Великая книга Природы
1 Петя сказал: Созвездия — это фигуры из звёзд, которые можно увидеть на звёздном небе
Инна сказала: Созвездия — это участки неба со всеми расположенными на них звёздами
Как ты думаешь, кто из ребят выразил представления древних астрономов, а кто — точку зрения современных учёных?
2 Муравей Вопросик полюбил наблюдать за звёздами. Он хочет знать, сколько созвездий на небе. найди правильный ответ
3 С помощью иллюстраций в учебнике соедини звёзды так, чтобы получились фигуры, по которым мы узнаём созвездия
Найди и подпиши в этих созвездиях звёзды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран
4 По заданию учебника с21 понаблюдайте звёздное небо. Воспользуйтесь памяткой на с17 Здесь ты можешь записать названия созвездий и звёзд, которые вам удалось увидеть
5 А это задание предлагает тебе Мудрая Черепаха. С помощью атласа-определителя От земли до неба заполни таблицу
Рабочая тетрадь
1 Часть
1 Дорогие четвероклассники
2 Мир глазами астронома
3 Планеты Солнечной системы
4 Звездное небо – Великая книга Природы
5 Мир глазами географа
6 Мир глазами историка
7 Когда и где
8 Мир глазами эколога
9 Всемирное наследие
10 Международная Красная книга
11 Проверим себя и оценим свои достижения12 Равнины и горы России
13 Моря, озера и реки России
14 Природные зоны России
15 Зона Арктических пустынь
16 Тундра
17 Леса России
18 Лес и человек
19 Зона степей
20 Пустыни
21 У Черного моря
22 Проверим себя и оценим свои достижения23 Наш край
24 Поверхность нашего края
25 Водные богатства нашего края
26 Наши подземные богатства
27 Земля-кормилица
28 Жизнь леса
29 Жизнь луга
30 Жизнь в пресных водах
31 Растениеводство в нашем крае
32 Животноводство в нашем крае
33 Проверим себя и оценим свои достижения
2 Часть
1 Начало истории человечества
2 Мир древности — далекий и близкий
3 Средние века — время рыцарей и замков
4 Новое время — встреча Европы и Америки
5 Новейшее время — история продолжается сегодня
6 Проверим себя и оценим свои достижения7 Жизнь древних славян
8 Во времена Древней Руси
9 Страна городов
10 Из книжной сокровищницы Древней Руси
11 Трудные времена на Русской земле
12 Русь расправляет крылья
13 Куликовская битва
14 Иван Третий
15 Мастера печатных дел
16 Патриоты России
17 Пётр Великий
18 Михаил Васильевич Ломоносов
19 Екатерина Великая
20 Отечественная война 1812 года
21 Страницы истории XIX века
22 Россия вступает в ХХ век
23 Страницы истории 1920-1930-х годов
24 Великая Отечественная война и Великая Победа
25 Страна, открывшая путь в космос
26 Проверим себя и оценим свои достижения27 Основной закон России и права человека
28 Мы – граждане России
29 Славные символы России
30 Такие разные праздники
31 Путешествие по России
32 Проверим себя и оценим свои достижения
Учебник
1 Часть
Стр. 4Стр. 5Стр. 7Стр. 8Стр. 9Стр. 12Стр. 13-14Стр. 14Стр. 15Стр. 16Стр. 17Стр. 20Стр. 21Стр. 22Стр. 23Стр. 26Стр. 27Стр. 28Стр. 30Стр. 34Стр. 35Стр. 38Стр. 40Стр. 42Стр. 47Стр. 49-52Стр. 54Стр. 56Стр. 60Стр. 64Стр. 65Стр. 66Стр. 69Стр. 70Стр. 71Стр. 75Стр. 76Стр. 77Стр. 81Стр. 82Стр. 83Стр. 84Стр. 85Стр. 89Стр. 92-93Стр. 93Стр. 94Стр. 95-96Стр. 95Стр. 101Стр. 102Стр. 103Стр. 107Стр. 108Стр. 109Стр. 110Стр. 111Стр. 116Стр. 117Стр. 118Стр. 119Стр. 124Стр. 125Стр. 126-127Стр. 126Стр. 134Стр. 138Стр. 140Стр. 142Стр. 143Стр. 144Стр. 147Стр. 148Стр. 158-159Стр. 158Стр. 159Стр. 160Стр. 161Стр. 163Стр. 164Стр. 168Стр. 169Стр. 170-171Стр. 175-176Стр. 176-177Стр. 176Стр. 177Стр. 178Стр. 184-185Стр. 184Стр. 186Стр. 187Стр. 189Стр. 192Стр. 193Стр. 194Стр. 195Стр. 202-203Стр. 203Стр. 206. Проверим себя
2 Часть
Стр. 4Стр. 6-7Стр. 7Стр. 14Стр. 15Стр. 19Стр. 21Стр. 26Стр. 27Стр. 32Стр. 34Стр. 35Стр. 39Стр. 40Стр. 45Стр. 46Стр. 53Стр. 54Стр. 57-58Стр. 58Стр. 60Стр. 63-64Стр. 64Стр. 65Стр. 69Стр. 72Стр. 74Стр. 78Стр. 79Стр. 81Стр. 85-86Стр. 86Стр. 89Стр. 90Стр. 91Стр. 97Стр. 99Стр. 100Стр. 103Стр. 104Стр. 106Стр. 110-111Стр. 110Стр. 111Стр. 113Стр. 117Стр. 119Стр. 125Стр. 126Стр. 133Стр. 137Стр. 139Стр. 146Стр. 150Стр. 156Стр. 157Стр. 161-162Стр. 162Стр. 163Стр. 167Стр. 174Стр. 178Стр. 179Стр. 203Стр. 206. Проверь себя
Происхождение календаря Древнего Египта
Река Нил протекает по пустыням Северной Африки, образуя обширную долину и дельту при впадении в Средиземное море. Это хорошо видно на снимке из космоса, где Нил выглядит, как зелёная полоса среди безжизненных песков.
Рис. 1. Река Нил из космоса.
Основой жизни египтян были скотоводство и земледелие. Их развитие в нильской долине стало возможным из-за ежегодных разливов реки, приносивших плодородный ил и увлажняющих землю.
Возникновение календаря Древнего Египта связано с тремя природными явлениями: летним солнцестоянием, появлением на небосводе яркой звезды Сириуса и началом разлива Нила. Все 3 события происходили в один день, 19 июля.
День, когда в столице Древнего Египта Мемфисе во время летнего солнцестояния появлялась утренняя звезда Сириус, считался первым днём года. Первой исторической датой, известной специалистам, является 19 июля 4241 года до н. э. — день введения в обиход древнеегипетского календаря.
Этот календарь использовался всё время существования египетской цивилизации, то есть около 4 тыс. лет.
Рис. 2. Календарь Древнего Египта.
Лунный календарь
Применялся в быту, для определения сроков сельхоз работ, дат праздников. Лунный месяц длился 29–30 дней, названия месяцев отличались от официальных. Первый месяц соответствовал разливу Нила. Время месяца — от новолуния до новолуния, поэтому первый день каждого месяца назывался праздником новой луны. Следующие дни просто нумеровались.
В докладе по окружающему миру в 4 классе можно рассказать, какая система летоисчисления существовала в Древнем Египте, кратко описать происхождение календаря.
Что мы узнали?
Система летоисчисления в Древнем Египте была принята в 4 тысячелетии до н. э. Её основой служили такие природные явления, как летнее солнцестояние, появление Сириуса и разлив Нила.
-
/5
Вопрос 1 из 5
Рассказ «Древний Рим» для 4 класса
Ещё позже, чем в Греции, возникла цивилизация в Древнем Риме. Этот город был основан в 750 году до нашей эры. Римляне стали завоёвывать окружающий мир, и вскоре покорили всю Италию, а потом и почти всю Европу. Они считали себя наследниками культуры Греции и использовали все достижения науки этой страны.
Но римляне и сами создавали много прекрасных творений. Они строили величественные храмы и красивые города, они придумали канализацию. В Риме также было много богов и одним из главных храмов города был Пантеон. Его иначе называли храмом всех богов.
Римляне использовали свой собственный алфавит и систему счёта. Мы до сих пор пользуемся римскими цифрами, если нужно отметить главу или параграф.
Задачи
1 Наш любознательный Попугай придумал задание. Среди этих букв спрятались названия планет Солнечной системы. Найди их и закрась своим цветом
2 С помощью учебника впиши цифровые данные в текст
3 Папа Серёжи и Нади нарисовал древних богов, в честь которых получили названия планеты Солнечной системы. Соотнеси эти рисунки и изображения планет
4 Научитесь узнавать планеты по фотографиям. Рассмотрите фотографии, выделите признаки планет, по которым их легко узнать. Вырежьте фотографии из Приложения и расположите их в соответствующих окошках
5 Рассмотри иллюстрации и определи, фрагменты каких схем показаны. Дорисуй и подпиши схемы.
Расскажи по этим схемам о причинах смены дня и ночи, времён года
6 Здесь ты можешь сделать записи для своего сообщения по заданию учебника с15
Земля и человечество
Интересно ли тебе узнавать о звездах и планетах? Если да, то почему? Напиши.
Потому что звезды и планеты мы видим с Земли маленькими точками. Они составляют нашу солнечную систему. Узнавать о космосе всегда интересно.
С помощью учебника запиши определения.
Астрономия — это наука о небесных, или космических телах. Вселенная — это солнечная система и весь мир. Солнечная система — это солнце и движущиеся вокруг него небесные тела.
Используя схему учебника, подпиши планеты Солнечной системы.
Мудрая Черепаха предлагает тебе задание для тренировки памяти и внимания. Пронумеруй планеты в порядке их удаления от Солнца (в синих квадратиках); в порядке их приближения к Солнцу (в красных квадратиках). Проверь себя по схеме в учебнике.
С помощью учебника впиши вместо пропусков цифровые данные. Используй эти данные при рассказе о Солнце.
Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли. Масса Солнца примерно в 330 тысяч раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца составляет 150 миллионов км. Температура на поверхности Солнца достигает 6 тысяч градусов, а в центре Солнца предположительно 15-20 миллионов градусов.
Здесь ты можешь сделать записи для своего сообщения по заданию учебника (с.
Сообщение о комете Галлея.
Тема сообщения: Комета Галлея.
- Комета Галлея – наиболее известная комета в истории цивилизации.
- Как часто комета Галлея проходит около Земли.
- Откуда получила свое название.
- Первые упоминания о комете Галлея.
Важная информация для сообщения:
Комета Галлея проходит недалеко от нашей планеты раз в 75,5 лет. Названа по имени британского астронома Эдмунда Галлея. Первые упоминания об этом небесном теле встречаются в Китайских древних текстах.