Окружающий мир 4 класс учебник 2 часть стр 29

Окружающий мир 4 класс 2 часть страна городов стр. 46 – 54

Рассказ о древнем Новгороде для 4 класса

Город Новгород находился на севере Древней Руси. Он лежал по обоим берегам реки Волхов, возле Ильмень-озера. По этой реке проходил путь из варяг в греки и поэтому Новгород всегда был центром торговли и купечества.

Новгород был поделён рекой на две части. На торговой стороне располагался торг, пристани для купеческих кораблей и различные ремесленные мастерские.

На другом берегу Волхва была Софийская сторона, где находился Новгородский кремль и где располагались дворцы знати и самых богатых купцов. Здесь же был дворец посадника и величественный Софийский собор. Софийская и Торговая сторона соединялись мостом, переброшенным через Волхв.

В Новгороде также было много красивых церквей, но особенно славился этот город монастырями. Здесь находились Никольский и Зверин, Духов, Павлов и Антониев монастыри.

Рассказ «На уроке грамоты в древнем Новгороде от имени учителя» для 4 класса

Меня зовут Гордей и я учитель грамоты у молодых детишек, сыновей новгородцев. Школа моя находится при церкви и посещать её могут любые дети, было бы желание. Никакой платы за свои уроки я не беру, и даже дети бедных ремесленников могут ходить в школу и учить грамоту.

Дети есть дети, и они часто балуются. Вот и сегодня Онфим, сын кожевника, опять опоздал, да ещё и стал рисовать на бересте вместо умных слов человечков. И как с ним быть? Придётся снова наказать.

Моя главная задача не только научить детей грамоте, но и дать им понятие о том, что без умения писать и читать они не смогут ничего достичь в нашем мире

Быть грамотным очень важно

Поэтому каждый день я даю детям новые задания, учу их писать слова и строить предложения, учу считать. Любой свободный новгородец должен быть грамотным, ибо от этого зависит процветание нашего города.

Часть 2. Страницы

4-1 Вспомним4-2 Вспомним7 Обсудим и подумаем7-1 Проверим себя7-2. Проверим себя8-1 Вспомним8-2 Вспомним11 Обсудим11 Обсудим и подумаем11 Проверим себя15 Обсудим и подумаем15 Проверим себя19 Обсудим и подумаем19 Проверим себя23 Обсудим и подумаем23 Проверим себя27 Рассказ 127 Рассказ 227 Обсудим и подумаем27 Проверим себя31-1 Обсудим31-2 Обсудим31 Обсудим и подумаем31 Проверим себя33 Рассказ 133 Рассказ 235 Обсудим и подумаем35-1 Проверим себя35-2 Проверим себя39-1 Обсудим39-2 Обсудим39-3 Обсудим39 Подумаем39 Проверим себя43 Обсудим и подумаем43 Проверим себя47 Обсудим47 Подумаем47-1 Проверим себя47-2 Проверим себя47-3 Проверим себя47-4 Проверим себя51 Обсудим51-1 Подумаем51-2 Подумаем51-3 Проверим себя51-4 Проверим себя55 Обсудим55 Подумаем и проверим себя55 Проверим себя59 Обсудим и подумаем59-1 Проверим себя59-2 Проверим себя61-1 Обсудим61-2 Обсудим64-1 Вспомним64-2 Вспомним65-1 Обсудим65-2 Обсудим65-3 Обсудим67 Обсудим67 Подумаем67 Проверим себя68-1 Вспомним68-2 Вспомним71 Обсудим71 Обсудим и подумаем71 Подумаем71 Проверим себя75 Обсудим75 Подумаем и проверим себя75 Проверим себя76-1 Вспомним76-2 Вспомним81-1 Обсудим81-2 Обсудим81 Обсудим и подумаем81 Проверим себя82-1 Вспомним82-2 Вспомним85-1 Обсудим85-2 Обсудим85 Подумаем91 Обсудим91 Подумаем91 Проверим себя95 Обсудим95 Подумаем95 Проверим себя99 Рассказ 199 Рассказ 299 Обсудим99 Подумаем99-1 Проверим себя99-2 Проверим себя102-1 Вспомним102-2 Вспомним105 Обсудим и подумаем105-1 Проверим себя105-2 Проверим себя109 Обсудим109 Подумаем109 Проверим себя113 Обсудим113 Подумаем113 Проверим себя115 Рассказ 1115 Рассказ 2117 Обсудим и подумаем117 Проверим себя118-1 Вспомним118-2 Вспомним121 Обсудим и подумаем

Краткий рассказ от имени новгородца о своём городе жителю другого русского города для 4 класса

Здравствуй, странник. Откуда будешь-то? Из самого Киева путь держишь? А по какой надобности? Торговые дела? Ну так ладно, это у нас в почёте, купцам у нас всегда рады. Мы и сами все купцы.

Ну давай познакомлю тебя с Новгородом, который не просто так называют Великим. Ведь это очень большой город. Вот ты сейчас стоишь на наших пристанях. Сюда прибывают все, кто держит путь из варяг в греки. Есть, конечно, и торные пути, но  ими пользуются наши близкие соседи, псковичи, чудь да веси.

Смотри, друг, отсюда, и вдоль всей реки идёт торг. Всё здесь заставлено лавками и складами. Чуть дальше дымят мастерские кузнецов и оружейников, а за ними располагается кожевенный ряд. Туда без дела не ходят, запах, сам понимаешь.

А вот белый город на той стороне реки. Вон по тому мосту можно попасть сразу к кремлю. Там сердце Новгорода и его вечевая площадь. Там мы собираемся, чтобы решить самые важные вопросы. Например, какого князя позвать на посадничество, али как врага отразить.

И вон там стоит собор Святой Софии. Туда мы и пойдём в первую очередь. Потому что, если не поклонишься Святой Софии, не будет тебе удачи в торговых делах. Разоришься и отправишься в монастырь. Не даром у нас их вокруг города ни один десяток стоит.

Так что сбрасывай вещи в лавку и пойдём, помолимся на удачу.

Страна городов

Задание 1 (стр. 13)

Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».

Ответ

В 1020 году столицей Руси был:
_ Новгород
_ Смоленск+ Киев
_ Чернигов

Задание 2 (стр. 13)

С помощью учебника и дополнительной литературы заполните таблицу по заданию учебника (с. 29).

Используйте таблицу для подготовки сообщений о древнем Новгороде и древнем Киеве.

Ответ

Древний Новгород:
Древний Новгород располагался на берегах реки Волхов у Ильмень-озера. Среди его достопримечательностей выделялись Новгородский кремль, Павлов монастырь, Софийский собор, Никольский монастырь, Антониев монастырь. Городом управляли посадники, выбираемые из знатных бояр. Известно, что жители Древнего Новгорода освоили письмо на берёсте, выцарапывая буквы заострёнными палочками.

Древний Киев:
Древний Киев занимал место на берегу Днепра и славился своими архитектурными памятниками, такими как Софийские ворота, Десятинная церковь, Львовские ворота, Золотые ворота, Софийский собор. Городом управлял князь. Подобно Новгороду, Киев являлся важным центром торговли и культурного обмена, находясь на пересечении многих торговых путей.

Задание 3 (стр. 13)

Собор Святой Софии был главным храмом Константинополя, столицы Византии. Объясни, почему во многих русских городах, в том числе в Новгороде и Киеве также сооружались Софийские соборы.

Ответ

Во многих городах Руси, включая Новгород и Киев, строились Софийские соборы, потому что Собор Святой Софии в Константинополе (столице Византии, сейчас – Стамбул, Турция) был очень важным христианским храмом в Византии. Когда русские князья принимали христианство, они решили построить похожие храмы в своих городах в честь Святой Софии. Эти соборы были не только святыми местами для молитв, но и символизировали связь Руси с христианским миром и его культурными традициями.

Задание 4 (стр. 14)

Верны ли эти утверждения? Обведи «Да» или «Нет».

Ответ

1. И в древнем Киеве, и в древнем Новгороде были Софийские соборы. Да
2. Первую берестяную грамоту нашли в Переяславле.Её нашли в Новгороде. Нет
3. Древним Новгородом управляли посадники. Да
4. Первым великим князем Киевским был Ярослав Мудрый.Первым великим князем Киевским стал Олег в 882 году. Нет
6. Киев стоял на торговом пути «из варяг в греки». Да

Задание 5 (стр. 14)

Узнайте города по схемам. Подпишите их названия.

Ответ

На схеме изображены Новгород и Киев с главными архитектурными сооружениями.

Задание 6 (стр. 14)

Каковы были общие особенности расположения городов, городской архитектуры, строительства разных частей города?

Ответ

Особенности расположения и архитектуры древних городов Руси, таких как Новгород и Киев, имеют ряд схожих черт:

Расположение: Оба города располагались на важных торговых путях. Новгород находился на оживленном торговом пути, что способствовало развитию торговли и культурного обмена. Древний Киев имел свою торговую гавань у берега Днепра, что также имело важную роль в торговле.

Главные храмы: В центре обоих городов располагались Софийские соборы

Эти храмы были не только местами поклонения, но и символизировали важность христианства

Центральные площади: В центре Новгорода и Киева находились площади, на которых сходился народ. Эти места становились центрами городской жизни, где происходили различные события, мероприятия и торговля.

Строительство: В Новгороде, Киеве, как и в других городах Руси, дерево играло важную роль в строительстве. Новгородцы, например, ходили по деревянным мостам. Это свидетельствует о том, что дерево было широко использовано в создании городской инфраструктуры.

Предыдущая страница Следующая страница

1) А как появились на Руси города?

Древняя Русь называлась — Страна городов или «Гардарикой». Города на Руси возникали на месте посёлков, окружённых частоколом и рвом. Разрастаясь эти посёлки и становились городами Древней Руси.

2) Найдите на карте (с. 41) города Киев и Новгород. Что вы можете узнать о них по карте?

Новгород находился на севере Древней Руси. Он лежал на торговом пути из Варяг в греки и поэтому стал важным центром для купцов.

Киев находился в центре Древней Руси. Он лежал на реке Днепр, на пересечении нескольких важных торговых путей.

3) Рассмотрите схемы древнего Киева (с. 47) и древнего Новгорода (с. 49). С их помощью расскажите об этих городах.

Рассказ о древнем Киеве для 4 класса

Древний Киев располагался на правом берегу Днепра и находился в месте пересечения многих торговых путей. По Днепру поднимались купеческие корабли и останавливались на пристанях. Оттуда товары доставляли в Киев.

Сам город был окружён крепостной стеной, в которой было несколько ворот. Самыми важными были Львовские и Золотые ворота, по которым в Киев проникали купцы и торговцы с запада и юга.

В самом городе находилась ещё одна крепостная стена, ограждавшая исторический укреплённый центр Киева — Кремль. В него вели Софийские ворота. Там находились многочисленные церкви и соборы, самой известной из которых была Десятинная. Там же находился и княжеский дворец.

В центре Киева располагался знаменитый на весь свет Софийский собор. В 11-12 веках Киев был самым красивым городом мира.

Ответы к страницам 29, 30, 31, 32 и 33

Другие решебники 4 класс:

  • Математика
  • Русский язык
  • Английский язык
  • Окружающий мир
  • Литературное чтение

Петр Великий

1. Выбери и подпиши портрет Петра Первого.

2. Папа Серёжи и Нади предлагает вам задание. Выберите правильные ответы и отметьте их знаком «+».
Пётр Первый был провозглашён царём:+ в 10 лет;
в 14 лет;
в 5 лет.

Пётр Первый открыл первый музей. Он назывался:
Грановитая палата;+ Кунсткамера;
Чудов монастырь.

Город, основанный Петром Великим, — Санкт-Петербург стал:
летним местом отдыха императора;
пограничной крепостью;+ новой столицей России.

Полки, набранные по указу юного Петра, назвали:
«чудовыми»;+ «потешными»;
«богатырскими».

3. Найди в тексте 2 ошибки и подчеркни их.
Уже 13 лет шла война со шведами. Решил в ту пору житель Твери Матвей Колымагин наведаться по своим торговым делам в Петербург. Вести о жизни в новой столице печатались в газете, которая доходила и до его родной Твери. Теперь он собственными глазами увидел Петропавловскую крепость и Грановитую палату. Неподалёку от Летнего дворца царя Петра встретил купец своего земляка Агафона Никифорова. Обрадовавшись, приятель пригласил его в свой дом на празднование Нового года, который по указу царя отмечали 1 сентября.

Примечание: Грановитая палата находилась не Санкт-Петербурге, а в Москве; указом Петра Первого Новый год отмечали не 1 сентября, а 1 января.

4. Прочитай отрывок из письма английского посла в Берлине, написанного в 1712 году. О ком пишет автор письма? Что в поведении этого человека кажется тебе необычным? Как ты думаешь, почему он так поступил?
Царь должен был ужинать сегодня вечером у королевы, и делались большие приготовления к балу в честь его, но её величество и всё общество были разочарованы извинением, присланным царём около шести часов. Царь встретил голландского мельника, с которым познакомился ещё при первом своём путешествии, — владельца ветряной пильной мельницы и небольшого домика с садом… у него государь и кушал, и пробыл довольно долго.

Кратко напиши свои ответы на вопросы.Автор пишет о царе Петре Первом. Необычно то, что царь предпочел общество мельника, а не королевы. Видимо, общение с простыми рабочими людьми давало царю больше, чем общение со знатью.

5. Прочитай отрывок из произведения А. С. Пушкина. Напиши, о чём в нём идёт речь.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

Отрывок о строительстве Санкт-Петербурга, о том, что Россия получила выход в Балтийское море.

6. На контурной карте с помощью карты учебника (с. 58—59):
1) раскрась различными цветами:
а) территорию России к концу XVII века;
б) территории, вошедшие в состав Российской империи в XVIII веке;
2) обведи цветным карандашом города, появившиеся при Петре Первом. (Санкт-Петербург, Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург)

7. Обведи на «ленте времени» год, когда Россия стала империей.1721 год.

  • ← предыдущее
  • следующее →

Задания для домашней работы

1) Придумай рассказ «На уроке грамоты в древнем Новгороде» от имени ученика или учителя (по выбору).

Рассказ «На уроке грамоты в Нижнем Новгороде от имени ученика» для 4 класса

Меня зовут Онфим и я маленький новгородец. Я учусь в школе и каждый день бегу туда с набором берестяных грамот и писалом. Сегодня я опять опоздал на урок грамоты и строгий учитель велел мне переписать слова “Нельзя опаздывать” десять раз. Учитель у нас строгий, но справедливый.

Я сел за столик и стал старательно выцарапывать на бересте эту фразу. Учитель в это время показывал другим ребятам, как правильно написать то или иное слово. Мне стало скучно, и я решил нарисовать учителя. Он получился просто замечательно. Особенно мне удались его длинные худые руки, которыми учитель часто размахивает и иногда бьёт учеников по затылкам.

Но учителю почему-то не понравился мой рисунок, и он опять наказал меня. Заставил убирать в классе после уроков. Ну да ничего, я привычный, ведь правду говорят умные люди, что коль в учёбе тяжело, зато в торговле легко будет. А очень хочу стать купцом, как Садко.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 4-5 классы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: