У Черного моря
Задание 1 (стр. 54)
Используя карту в учебнике, закрась на контурной карте (с. 30–31) зону субтропиков. Для подбора цвета можешь воспользоваться приведенным ниже «ключом».
Ответ
Для наглядности обвели синим зону субтропиков на юге (в левой части контурной карты).
Задание 2 (стр. 54)
Мама Сережи и Нади интересуется, знаешь ли ты растения Черноморского побережья Кавказа и Южного берега Крыма. Вырежи рисунки из приложения, и помести их в соответствующие окошки. Попроси соседа по парте или учителя проверить тебя. После проверки наклей рисунки.
Ответ
магнолия, грецкий орех, кипарис, пальма, инжир
Задание 3 (стр. 55)
С помощью учебника заполни таблицу.
Ответ
Обитатели суши | Обитатели суши, добывающие пищу в море | Обитатели моря |
Косуля | Баклан | Дельфин |
Цикада | Чайка | Медуза |
Богомол | Краб | |
Жужелица кавказская | Морской конёк | |
Ящерица кавказская | Морская игла |
Задание 4 (стр. 55)
Составь схему цепи питания, характерной для Черноморского побережья Кавказа и Южного берега Крыма. Сравни ее со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи о сложившихся здесь экологических связях.
Ответ
Водоросли —> рачки —> рыба —> дельфин
Нектар растений —> муха —> богомол —> чайка
Рачки питаются водорослями, рыба поедает рачков, а дельфины охотятся на рыбу.
Мухи питаются нектаром (соком) растений, богомол ловит и поедает мух и других насекомых, а чайки охотятся на богомолов и рыбу.
Задание 5 (стр. 56)
Подумайте, какие экологические проблемы Черного моря и его берегов выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.
Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.
Ответ
Меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем:
- Загрязнение воды: модернизация очистных сооружений и канализации.
- Отлов редких насекомых и животных: не ловить ради забавы бабочек и других насекомых, медуз и других морских обитателей.
- Загрязнение мусором: убирать за собой мусор, а не выбрасывать в море и прибрежной зоне.
- Вырубка деревьев: ограничить вырубку леса в субтропиках, высаживать новые деревья взамен вырубленных для компенсации.
- Бесконтрольный сбор редких растений: бережно относится к растениям, не срывать цветы и не ломать кустарники.
Задание 6 (стр. 56)
Продолжи заполнение плаката «Красная книга России», который нарисовал папа Сережи и Нади. Найди на плакате растения и животных Черного моря и его берегов. Подпиши их названия.
Ответ
Растения и животные Чёрного моря и его берегов из Красной книги России: и́глица колхи́дская, самши́т колхи́дский, тис ягодный, черноморская афали́на, жужелица кавказская
Задание 7 (стр. 57)
Мудрая Черепаха предлагает тебе задание. Используя текст учебника (с. 98–99), составь памятку, которая поможет сделать отдых у моря безопасным. Если будешь отдыхать у моря, обязательно выполняй эти правила.
Ответ
Как отдыхать у моря:
- Купайся только под присмотром взрослых.
- Не заплывай за буйки.
- Не купайся в шторм.
- Не находись на солнце без головного убора.
- Загорай только в утренние или вечерние часы, когда солнце не так активно.
- Тщательно мой руки, а также овощи и фрукты.
- Не причиняй вред обитателям моря и его берегов (а такую живность как, например, медуза лучше вообще не трогать).
Задание 8 (стр. 57)
По заданию учебника (с. 102) нарисуй Черное море и его берега.
Ответ
Как я представляю себе Чёрное море и его берега
Чёрное море мы себе представляем с песчаными (или с галькой, т.е. мелкими камешками) пляжами, пальмами (в России на юге в субтропиках тоже растут пальмы). Можно добавить белую яхту на воде и дельфинов (черноморских афалин).
Задание 9 (стр. 57)
Здесь ты можешь записать свои вопросы к другим ребятам (по заданию учебника с. 102).
Ответ
Какие виды дельфинов водятся в Чёрном море?Ответ: афалины
Почему жуки-светляки так называются?Ответ: потому что светятся в темноте
Растут ли на черноморском побережье кокосовые пальмы?Ответ: Нет, в наших субтропиках для кокосовых пальм слишком холодно (зимой), но у побережья Черного моря (в Сочи, например) растут другие, более морозоустойчивые виды пальмовых растений.
Предыдущая страница Следующая страница
Отечественная война 1812 года
1. Подпиши
под портретами имена военачальников.
2. В задании
1 даны портреты военачальников, судьбы двух из которых связаны.
Прочитай текст. Как ты думаешь, о ком пойдёт речь?
Ещё в 1762 году семнадцатилетний Михаил Кутузов в чине капитана
командовал ротой Астраханского пехотного полка, во главе которого
стоял Александр Суворов.
После взятия Измаила Суворов писал о Кутузове: «Он шёл на моём
левом фланге, но был моей правой рукой».
Впоследствии их боевые пути пересеклись многократно. Генерал-майором
в 1784 году Михаил Илларионович стал по личному ходатайству Суворова.
Кутузов был одним из лучших учеников самого выдающегося полководца
восемнадцатого столетия.
Ответь на
вопросы:
- Как связаны судьбы Кутузова и
Суворова? Первым наставником Михаила Кутузова на военной службе
стал великий русский полководец Александр Васильевич Суворов. - Как ты понимаешь слова Суворова
о Кутузове? Это значит, что Кутузов был главным помощником Суворова. - Что мы можем сказать об ученике
Суворова? Кутузов был одним из лучших учеников Суворова
3. Рассмотри изображения
памятников, сооружённых в честь победы русского народа в Отечественной
войне 1812 года. Запиши их названия и города, в которых они находятся.
4. Заполни сетку крестословицы.
1. Высота, которую обстреливали
400 вражеских пушек у села Бородино. Ответ: Курганная
2. Императрица, продолжательница дел Петра I. Ответ: Екатерина
3. Страна, напавшая на Россию в 1812 году. Ответ: Франция
4. Город на берегах реки Невы. Ответ: Петербург
5. Выдающийся русский полководец XVIII века. Ответ: Суворов
6. Русская флотоводец XVIII века. Ответ: Ушаков
7. Имя военачальника, мечтавшего покорить весь мир. Ответ: Наполеон
8. Турецкая крепость, считавшаяся неприступной. Ответ: Измаил
9. Площадь Петербурга, на которой воздвигли памятник Петру I. Ответ:
Сенатская
10. Генерал, участник войны 1812 года. Ответ: Раевский
11. Название поля, на котором произошло крупное сражение войны 1812
года. Ответ: Бородино
12. Дворец Петербурга, возведённый на набережной Невы в XVIII веке.
Ответ: Зимний
13. Главнокомандующий русскими войсками в войне 1812 года. Ответ:
Кутузов
14. Название войны, во время которой весь народ встал на защиту
Отечества. Ответ: Отечественная.
Прочитай слово в выделенной
строчке. Что оно означает?
Генералиссимус
— высшее воинское звание. Особенностью является то, что зачастую
его дают не просто за выслугу лет или умелое руководство, а за особые
достижения перед Родиной.
5. Найди в дополнительной
литературе материал о Наполеоне Бонапарте и М.И. Кутузове. Расскажи
о них на уроке.
Наполеон Бонапарт
Император французов, один из величайших полководцев мировой истории,
Наполеон Бонапарт родился 15 августа 1769 г. на острове Корсике,
в г. Аяччо. Он был вторым сыном небогатого дворянина .Свою профессиональную военную службу
начал в 1785 году в чине младшего лейтенанта артиллерии. В период
Великой французской революции достиг чина бригадного генерала после
взятия Тулона 18 декабря 1793 года. 2 марта 1796 года был назначен
командующим Итальянской армией. В ноябре 1799 года произвёл государственный
переворот и стал первым консулом.18 мая 1804 года был провозглашён
императором. Победоносные наполеоновские войны, особенно австрийская
кампания 1805 года, прусская и польская кампании 1806—1807 годов,
австрийская кампания 1809 года способствовали превращению Франции
в главную державу на континенте. Однако неудачное соперничество
Наполеона с «владычицей морей» Великобританией не позволяло этому
статусу полностью закрепиться.Поражение Наполеона I в войне
1812 года против России привело к формированию антифранцузской коалиции
европейских держав. Проиграв «битву народов» под Лейпцигом, Наполеон
уже не мог противостоять объединённой армии союзников. После вступления
войск коалиции в Париж отрёкся от престола 6 апреля 1814 года и
отправился в ссылку на остров Эльба.
Свои последние годы прожил на острове Святой Елены в плену у англичан.