Раздел «Родной край — часть большой страны» стр. 214
1) На какой карте вы можете найти и показать свой край?
- А) На политико-административной карте России.
- Б) На физической карте мира.
- В) На политической карте зарубежной Европы.
Не следует искать свой край на карте Зарубежной Европы. Не найти его границ на физической карте мира. А вот политико-административная карта России для этой цели подходит.
Верный ответ А.
2) Какой план подойдёт для характеристики вашего края?
A)
- Особенности экономики и природы.
- Название и положение на карте.
- Экологические проблемы и охрана окружающей среды.
Б)
- Название и положение на карте.
- Особенности природы и экономики.
- Экологические проблемы и охрана окружающей среды.
B)
- Положение на карте и название.
- Проблемы экологии и охрана окружающей среды.
- Природа и экономика.
Лучше всего подходит план под буквой Б, в нём правильно указано сперва название края, затем его положение, природа и экономика, а уж потом говорится об экологии.
Верный ответ Б.
3) Узнайте по описанию форму земной поверхности.
Эта форма земной поверхности часто встречается на равнинах. Представляет собой углубление с крутыми, осыпающимися склонами. На склонах почти нет растений. Под действием талой и дождевой воды постепенно увеличивается, разрушая участки плодородной почвы.
- А) Холм.
- Б) Гора.
- В) Балка.
- Г) Овраг.
Углубление в земле не может быть горой или холмом. Балка — это старый, заросший овраг. А если углубление продолжает увеличиваться, то это просто овраг.
Верный ответ Г.
4) В каком ряду правильно даны названия полезных ископаемых?
- А) Железная руда, нефть, торф.
- Б) Гранит, известняк, каменный уголь.
- В) Песок, глина, природный газ.
Нужный ряд определить легко, если вспомнить, что нефть и природный газ не являются твёрдыми полезными ископаемыми. А на рисунках мы видим исключительно горные породы. Это гранит, известняк и каменный уголь.
Верный ответ Б.
5) Какой план подойдёт для характеристики природного сообщества?
А)
- Название.
- Какие организмы составляют сообщество.
- Экологические связи в сообществе.
- Значение сообщества для человека.
- Влияние человека на сообщество.
- Охрана сообщества.
Б)
- Влияние человека на сообщество.
- Название.
- Экологические связи в сообществе.
- Какие организмы составляют сообщество.
- Охрана сообщества.
- Значение сообщества для человека.
Опять обращаем внимание на то, что любой план начинается с названия объекта, в данном случае природного сообщества. Верный ответ А
Верный ответ А.
6) На каком рисунке представлены примеры живых организмов лугового сообщества?
Для лугового сообщества характерно обилие цветов и трав, в которых прячутся различные насекомые. Там же встречаются насекомоядные птицы. На рисунке под буквой Б мы видим шмеля, бабочку, кузнечика — это насекомые.
Верный ответ Б.
7) С помощью атласа-определителя узнайте название этой бабочки
- А) Лимонница.
- Б) Голубянка-икар.
- В) Желтушка луговая.
- Г) Зорька.
На рисунке показана бабочка Зорька, которую легко узнать по оранжевым кончикам крыльев.
Верный ответ Г.
Какие рисунки вы выберете для создания модели цепи питания, характерной для лесного сообщества?
- А) 2, 3, 5.
- Б) 1, 4, 6.
- В) 1, 2, 3.
- Г) 3, 4, 5.
Следует сразу отбросить рисунки, на которых показаны злак, саранча и перепел. Эти организмы не имеют отношения к лесной зоне. Остаются рисунки под цифрами 2, 3 и 5 — сосна, жук-древоточец, дятел.
Верный ответ А.
9) Надо ли весной поджигать на лугу сухую траву? Почему?
- А) Да, потому что от этого лучше растёт молодая трава.
- Б) Нет, потому что сгорают молодые ростки, подземные части растений, луговые животные, огонь может перейти и на постройки человека.
- В) Да, потому что у огня можно погреться.
Поджигать сухую траву нельзя ни в коем случае. Это надо запомнить раз и навсегда. Поджиг сухой травы приносит большой вред природе и её обитателям.
Верный ответ Б.
Часть 1. Страницы
11 Обсудим11 Подумаем11 Проверим себя15 Обсудим и подумаем15 Проверим себя19 Обсудим и подумаем19 Проверим себя23 Деловые игры23 Подумаем23 Проверим себя33 Обсудим33 Проверим себя37 Обсудим и проверим себя37-1 Проверим себя37-2 Проверим себя 40-1 Работа с картой40-2 Работа с картой40-3 Работа с картой43 Обсудим43 Проверим себя47 Обсудим и подумаем47 Проверим себя51-1 Работа с картой51-2 Работа с картой53 Подумаем53 Проверим себя57 Обсудим57 Подумаем и проверим себя57 Работа с картой61 Обсудим и подумаем61 Проверим себя65 Обсудим и подумаем65-1 Проверим себя65-2 Проверим себя69 Обсудим и подумаем69-1 Проверим себя69-2 Проверим себя73 Обсудим и подумаем73-1 Проверим себя73-2 Проверим себя81 Обсудим81 Подумаем и проверим себя81 Проверим себя85 Обсудим85-1 Подумаем85-2 Подумаем85-1 Проверим себя85-2 Проверим себя86-1 Вспомним86-2 Вспомним89 Обсудим89 Подумаем89 Проверим себя93 Обсудим93 Подумаем93 Проверим себя97 Подумаем97 Проверим себя101 Подумаем101-1 Проверим себя101-2 Проверим себя105 Обсудим105 Подумаем105 Проверим себя109 Обсудим109 Подумаем109 Проверим себя110-1 Вспомним110-2 Вспомним117 Обсудим и подумаем117-1 Проверим себя117-2 Проверим себя117-3 Проверим себя123 Обсудим и подумаем123-1 Проверим себя123-2 Проверим себя142 К странице 119
Часть 2. Страницы
4-1 Вспомним4-2 Вспомним7 Обсудим и подумаем7-1 Проверим себя7-2. Проверим себя8-1 Вспомним8-2 Вспомним11 Обсудим11 Обсудим и подумаем11 Проверим себя15 Обсудим и подумаем15 Проверим себя19 Обсудим и подумаем19 Проверим себя23 Обсудим и подумаем23 Проверим себя27 Рассказ 127 Рассказ 227 Обсудим и подумаем27 Проверим себя31-1 Обсудим31-2 Обсудим31 Обсудим и подумаем31 Проверим себя33 Рассказ 133 Рассказ 235 Обсудим и подумаем35-1 Проверим себя35-2 Проверим себя39-1 Обсудим39-2 Обсудим39-3 Обсудим39 Подумаем39 Проверим себя43 Обсудим и подумаем43 Проверим себя47 Обсудим47 Подумаем47-1 Проверим себя47-2 Проверим себя47-3 Проверим себя47-4 Проверим себя51 Обсудим51-1 Подумаем51-2 Подумаем51-3 Проверим себя51-4 Проверим себя55 Обсудим55 Подумаем и проверим себя55 Проверим себя59 Обсудим и подумаем59-1 Проверим себя59-2 Проверим себя61-1 Обсудим61-2 Обсудим64-1 Вспомним64-2 Вспомним65-1 Обсудим65-2 Обсудим65-3 Обсудим67 Обсудим67 Подумаем67 Проверим себя68-1 Вспомним68-2 Вспомним71 Обсудим71 Обсудим и подумаем71 Подумаем71 Проверим себя75 Обсудим75 Подумаем и проверим себя75 Проверим себя76-1 Вспомним76-2 Вспомним81-1 Обсудим81-2 Обсудим81 Обсудим и подумаем81 Проверим себя82-1 Вспомним82-2 Вспомним85-1 Обсудим85-2 Обсудим85 Подумаем91 Обсудим91 Подумаем91 Проверим себя95 Обсудим95 Подумаем95 Проверим себя99 Рассказ 199 Рассказ 299 Обсудим99 Подумаем99-1 Проверим себя99-2 Проверим себя102-1 Вспомним102-2 Вспомним105 Обсудим и подумаем105-1 Проверим себя105-2 Проверим себя109 Обсудим109 Подумаем109 Проверим себя113 Обсудим113 Подумаем113 Проверим себя115 Рассказ 1115 Рассказ 2117 Обсудим и подумаем117 Проверим себя118-1 Вспомним118-2 Вспомним121 Обсудим и подумаем
Раздел «Земля и человечество» стр. 206
1) Какие понятия вы используете в рассказе о мире с точки зрения географа?
- А) Архив, летопись, летосчисление, наша эра, век, тысячелетие.
- Б) Окружающая среда, цепь питания, организмы-потребители, организмы-производители, организмы-разрушители, круговорот веществ.
- В) Глобус, карта, океан, материк, страна, народ.
- Г) Солнечная система, звезда, созвездие, планета, небесные тела, Вселенная.
Такими понятиями, как архив или летоисчисление оперирует историк. Понятиями окружающая среда или круговорот веществ — биолог. Понятиями солнечная система, Вселенная — астроном. А вот географ будет опираться на понятия карта, глобус, страна, материк.
Верный ответ В.